Введение 3
1 Теоретико-правовые основы понятия органов местного самоуправления 7
1.1 Понятие и классификация органов местного самоуправления 7
1.2 Органы местного самоуправления как юридические лица 21
2 Организационно-правовые основы и направления функционирования
Финансового управления города Пенза 30
2.1 Организационно-правовой статус Финансового управления города
Пенза 30
2.2 Направление деятельности Финансового управления города Пенза 36
3 Предложения по совершенствованию деятельности Финансового управления города Пенза как иного органа местного самоуправления 49
Заключение 54
Список использованных источников 58
Приложения 64
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что организация местного самоуправления входит в круг фундаментальных проблем функционирования демократического общества и государства.
Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства. Правильное осознание особенностей местной власти и механизма ее взаимодействия с государственной властью позволяет органам местного самоуправления эффективно осуществлять свою деятельность.
Финансовое управление города Пенза является органом местного самоуправления, осуществляющим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в городе Пензе и координирующим деятельность в этой сфере иных органов местного самоуправления города Пензы.
Ключевыми бюджетными полномочиями Финансового управления являются составление проекта соответствующего бюджета, организация исполнения городского бюджета, установление порядка составления бюджетной отчетности, составление отчета об исполнении бюджета и финансовый контроль.
Методами и формами Финансового управления служат финансовое планирование, прогнозирование, финансовое регулирование, финансовый контроль, оперативное управление, система методов мобилизации финансовых ресурсов и др.
Финансовое управление осуществляет взаимодействие с различными государственными структурами и органами местного самоуправления города Пензы, а также с иными субъектами хозяйственной деятельности по вопросам, отнесенных к полномочиям Финансового управления.
В обществе существует определенная система управления социально-экономическими процессами, финансовое управление является составляющей данной системы. В современной экономике система управления представляет собой взаимосвязанный комплекс мер, инструментов и финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев [11].
Научная новизна выпускной квалификационной работы связана с тем что, проводилось комплексное исследование организации деятельности Финансового управления города Пенза как органа местного самоуправления.
В процессе проведения данного исследования применялись системный, и структурно-функциональный подходы, на основе которых проведен комплексный анализ деятельности муниципального органа в целом, и финансового управления города Пенза в частности.
Сравнительный метод использовался для сопоставления различных подходов к рассматриваемым проблемам. Наиболее важным в данной работе являются синтез и системный метод исследования, которые использовались для выявления взаимосвязи различных отношений в рассматриваемой области и выработки предложений по разрешению проблем.
Теоретической основой исследования явились труды отечественных исследователей в области муниципального управления.
Понятие «органа местного самоуправления» раскрывается в работах Бабичева И.В., Белоусова Е.В., Васильева В.И., Воеводиной И.В., Выдрина И.В., Глазковой А.И., Игнатюк Н.А., Курганской О.П., Кутафина О.Е., Явкина С.С. и других.
Сущность, система и классификация органов местного самоуправления изучалась Арутюновой А.С., Астафичевым П.А., Елькиной А.В., Карасевым А.Т., Кокотовым А.Н., Кузиным Д.А., Сморжанюк О.А., Упоровым И.В.
Особенности правового положения и деятельности органом местного самоуправления как юридических лиц рассматривали такие авторы, как Баженова О.И., Белоусова Е.В., Волков А.В., Минина В.А., Жданова О.В., Сковрон Н.Л., Щепачев В.В. и другие.
Нормативной базой исследования являются Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы, федеральное, региональное законодательство, регулирующее деятельность органов местного самоуправления, действующие (и ранее действовавшие) нормативные правовые акты и иные источники права России, публикации ученых и практиков.
Целью данной выпускной квалификационной работы является исследование организации и деятельности финансового управления города Пенза как органа местного самоуправления.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
• определить понятие и классификацию органов местного самоуправления;
• рассмотреть органы местного самоуправления как юридические лица;
• проанализировать содержание и направление деятельности Финансового управления города Пенза;
• определить полномочия Финансового управления города Пенза как органа местного самоуправления;
• разработать рекомендации, направленные на совершенствование деятельности Финансового управления города Пенза.
Объектом исследования является деятельность Финансового управления города Пенза как органа местного самоуправления.
В качестве предмета исследования выступает совокупность теоретических, методических и практических аспектов учетно - методического обеспечения деятельности Финансового управления города Пенза.
В процессе работы над работой применялись системный, институциональный и структурно-функциональный подходы, на основе которых проведен комплексный анализ организации и деятельности финансового управления города Пенза .
При изучении поставленной проблемы были использованы законодательные и другие нормативно -правовые акты Российской Федерации и Пензенской области.
Эмпирической базой исследования послужили нормативно¬правовые документы, относящиеся к деятельности Финансового управления города Пенза.
Выпускная квалификационная работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к его оформлению, и состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Итак, в настоящей выпускной квалификационной работе проведено исследование организации и деятельности финансового управления г. Пензы как органа местного самоуправления.
И в заключении сделаем краткие выводы по вышеизложенному материалу.
Органы местного самоуправления являются частью системы местного самоуправления. Проанализировав и обобщив точки зрения различных авторов на понятие «орган местного самоуправления», под органами местного самоуправления будем понимать избираемые непосредственно населением и (или)образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти, осуществляющие свою деятельность в интересах населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Органы местного самоуправления классифицируются по различным основаниям: в зависимости от способа формирования (выборные и создаваемые в ином порядке; в зависимости от функционирования и порядка принятия решений (коллегиальные и единоначальные); в зависимости от характера компетенции (общая или специальная).
Орган местного самоуправления как юридические лицо можно определить как организацию, образованную муниципальным образованием как казенное учреждение, имеющую обособленное имущество в оперативном управлении, отвечающую по своим обязательствам этим имуществом.
Можно отметить некий дуализм статуса органов местного самоуправления-содной стороны они являются публично-правовыми образованиями, с другой участниками гражданско-правовых отношений- юридическими лицами.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что «быть юридическим лицом» и «обладать правами юридического лица» не одно и то же. Правовой статус органа местного самоуправления отличен от правового статуса юридического лица. Для юридического лица должна быть присуща соответствующая организационно - правовая форма. Для субъекта, обладающего правами юридического лица, но юридическим лицом не являющимся, этого не требуется.
Анализ работы Финансового управления города Пензы в 2017 году показал, что основное направление деятельности данного муниципального органа осуществлялось в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики Российской Федерации, а также программой повышения эффективности управления общественными финансами на период до 2019 года мероприятиями по повышению эффективности управления муниципальными финансами в городе Пензе на период до 2018 года [10].
Главной целью является эффективное, прозрачное и ответственное управлением муниципальными финансами.
Направление деятельности Финансового управления в 2017 году осуществлялась в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики Российской Федерации, программой повышения эффективности управления общественными финансами на период до 2019 года, с целью улучшения уровня и качества жизни населения, динамичного роста и модернизации экономики, сферы социального обеспечения, а также решения иных стратегических задач социально-экономического развития города Пенза.
Основными задачами в работе Финансового управления города Пензы является сохранение устойчивого состояния муниципальных финансов, расширение собственной доходной базы, повышение эффективности бюджетных расходов, дальнейшая реализация на муниципальном уровне реформы бюджетного процесса [36].
Ключевыми бюджетными полномочиями Финансового управления являются составление проекта соответствующего бюджета, организация исполнения бюджета, установление порядка составления бюджетной отчетности, составление отчета об исполнении бюджета и финансовый контроль.
В целях обеспечения результативности и эффективности использования бюджетных средств финансовым управлением ежемесячно по результатам сформированной бюджетной (бухгалтерской) отчетности осуществляется мониторинг просроченной кредиторской задолженности главных распорядителей средств районного бюджета и бюджетов поселений, муниципальных казенных учреждений района и поселений [11].
Фактическое исполнение бюджета города Пензы по доходам за 2017 год составило 12 108,0 млн. рублей (93,2 % от утвержденного плана - 13 589,7 млн. рублей).
Недопоступило 675,5 млн. руб., в том числе 401,6 млн. рублей безвозмездных поступлений.
Поступления налоговых и неналоговых доходов составили 4 912,2 млн. рублей или 90,2% от плана.
В бюджет города недопоступило 383,5 млн. рублей, из них:
- 215,0 млн. рублей налоговых доходов;
- 168,5 млн. рублей неналоговых доходов.
Налоговых доходов поступило 3 799,5 млн. руб. или 95,9% от плана.
За 2017 год Финансовым управлением города Пензы проведено 62 контрольных мероприятия в отношении муниципальных учреждений и предприятий. Выявлено 10,2 млн. рублей нецелевого расходования средств, 84,5 млн. рублей неправомерного расходования средств. По результатам контрольных мероприятий приняты соответствующие меры по устранению нарушений.
За 2017 год проведено 198 501 платежное поручение на общую сумму 21,1 млрд. рублей, отправлено 103 расходных расписаний на перечисление получателям средств федерального бюджета. Зарегистрировано 23 281 договор муниципальных учреждений на поставку товаров, оказание работ, услуг и 6 201 изменений к указанным договорам. Обработано 505 выписок по счетам бюджета направляемых УФК по Пензенской области и отделением ЦБ РФ по Пензенской области. Сформировано и проведено 798 уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа [36].
В 2017г. проведено 67 контрольных мероприятий, в т.ч. в соответствии с утвержденными планами по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля 47 плановых контрольных мероприятий и 20 внеплановых проверок.
Перед Финансовым управлением стояла задача безусловного обеспечения плановых назначений по доходам, максимального привлечения текущих платежей в бюджет через организацию индивидуальной работы с налогоплательщиками во взаимодействии с налоговыми и иными контрольными органами. При этом акцент ставился на работе по снижению задолженности по платежам в бюджет, легализации теневой заработной платы, выяснению причин убыточности организаций.
На постоянной основе специалисты Финансового управления принимали участие в работе комиссий:
1) по вопросам условий оплаты труда муниципальных учреждений и муниципальных предприятий;
2) по совершенствованию правового статуса муниципальных учреждений и повышения эффективности предоставления муниципальных услуг;
3) по инвестиционной политике администрации муниципального образования;
4) по рассмотрению тарифов (платы) за предоставляемые услуги и выполняемые работы муниципальными учреждениями [11].
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года [Электронный ресурс] Дата обновления: 21.07.2014. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2018
2. Европейская Хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 года [Электронный ресурс] Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2018
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) часть первая от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ [Электронный ресурс]. Дата обновления: 29.12.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2018
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) часть вторая от
26 января 1996 года № 14-ФЗ [Электронный ресурс]. Дата обновления:
05.12.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2018
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) часть третья от 26 ноября 2001 года № 146-ФЗ [Электронный ресурс]. Дата обновления: 28.03.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2018
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) часть четвертая от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ // [Электронный ресурс]. Дата обновления: 01.01.2018. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2018
7.Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 18.04.2018. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2018
8. О защите конкуренции: федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 29.07.2017.Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2018
9. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федеральный закон Российской Федерации от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ // [Электронный ресурс]. Дата обновления: 11.01.2018. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2018
10. Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными финансами на период до 2018 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 № 2593 - р // [Электронный ресурс]. Дата обновления: 23.12.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2018
11. Об утверждении Положения о Финансовом управлении города Пензы: постановление Главы Администрации г. Пензы от 24 мая 2004 года № 1017 [Электронный ресурс] Дата обновления: 21.04.2016. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2018
12. Об утверждении Положения о бюджете и бюджетном процессе в городе Пензе: решение Пензенской городской Думы от 29 февраля 2008 года №893-43/4 [Электронный ресурс] Дата обновления: 26.01.2018. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2018
13. Арутюнова А.С. Классификация органов местного самоуправления// В сборнике: Общество, наука и инновации. - 2017. - С. 286-288
14. Астафичев П.А. Система органов местного самоуправления как объект правового регулирования в муниципальном праве современной России// Научные ведомости Белгородского государственного университета. -2016. - № 14. - С. 155-161
15. Бабичев И.В. Органы местного самоуправления муниципального образования как публично-правовая система некоторые вопросы институционализации// Вестник Московского университета. - 2015 - № 3. - С. 65-81
16. Баженова О.И. Органы местного самоуправления как юридические лица: проблемы реализации законодательной концепции// Муниципальная служба: правовые вопросы.- 2008. - №2.- С 2-5
17. Белоусова Е.В. Правовой статус органов местного самоуправления как юридических лиц: проблемы правового регулирования// Государство и право. - 2016 - № 2. - С. 32-38
18. Боранчиков В.А. Правовые проблемы становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации. М.: Изд-во Дашков и Ко,
2015. - 257 с.
19. Васильев В.И. Муниципальное право России: Учебник. М.: ЗАО Юстицинформ, 2016. - 789 с.
20. Виноградников В.А.. Система государственного управления. М.: ИНФРА-М, 2015. - 270 с.
21. Воевода И.В. Муниципальное право России: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2015. - 239 с.
22. Волков А.В. Органы государственной власти и местного самоуправления как юридические лица// Российское право: образование, практика, наука. - 2016. - № 2-3(80-81). - С. 110-116
23. Волчинская В.И. Местное самоуправление: центр и регионы // Журнал российского права. - 2015. - №3.- С. 120-134
24. Выдрин И.В. Местное самоуправление в Российской Федерации: от идеи к практике: (Конституционно-правовой аспект). М.: Изд-во РАГС, 2015. - 269 с.
25. Глазкова А.И., Стариков Л.И. Особенности формирования органов
местного самоуправления в России современном этапе развития демократического государства// В сборнике: Государственное и
муниципальное управление в России: опыт, проблемы, перспективы развития. - 2017. - С. 57-64
26. Елькина А.В. Органы местного самоуправления - элемент системы местного самоуправления: общая характеристика// Вестник Московского университета МВД России. -2016 № 7. - С. 29-31
27. Жамборов А.А. Глава муниципального образования - высшее должностное лицо муниципального образования// Научно -электронный журнал Концепт. - 216. - Т. 47. - С. 5-9
28. Игнатюк Н.А., Замотаев А.А. Павлушкин А.В.
Муниципальноеправо. Учебник для вузов. М.: Юстицинформ, 2016. - 312с.
29. Карасев А.Т. Органы местного самоуправления как элемент системы местного самоуправления// Проблемы обеспечения, реализации, защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина. - 2015. - № 4. - С. 85-97
30. Кокотов А.Н. О системе и структуре органов местного самоуправления// Государственная власть и местное самоуправление. - 2016. - № 3. - С. 3-7
31. Кузин Д.А. Понятие, сущность и система органов местного самоуправления Российской Федерации// Ученые записки Орловского государственного университета. - 2016. - № 2. - С. 374-378
32. Курганская О.В. Понятие, виды органов местного самоуправления и их предназначение // CREDO NEW. - 2015. - С. 23-26
33. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. Учебник для вузов. М.: Юристъ, 2014. - 559c.
34. Лихачев С.В. Основные формы деятельности органов местного самоуправления// Известия Юго-Западного государственного университета. - 2016. - №1(18). - С 32-38
35. Минина АА., Жданова О.В. Статус органов местного самоуправления как юридических лиц// В сборнике: Административная реформа: пути оптимизации взаимодействия органов власти и гражданского общества в полиэтническом регионе. - 2015. - С. 98-109
36. Отчет о деятельности Финансового управления г. Пензы // Официальный сайт Администрации города Пензы. [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.penza-gorod.ru/line_of_activity/finance/financial-шападешеп1/(дата обращения 02.04.2018)
37. Сковрон Н.Л. Органы местного самоуправления как юридические лица// Местное право. - 2015. -№ 2. - С. 13-20
38. Сморжаюк О.А. Органы местного самоуправления как социально-экономическая система// Вопросы управления - 2017. - № 1(25).- С. 120-124
39. Тихалева Е.Ю. Конституционно-правовая природа системы органов местного самоуправления// Среднерусский вестник общественных наук. - 2012. - № 1. - С. 111-115
40. Толстова И.А., Матвеев П.А. К вопросам определения понятий «орган местного самоуправления», «должностное лицо местного самоуправления»// В сборнике: Инновационная деятельность: настоящее и будущее. - 2016. - С. 184-191
41. Трофимов М.С., Бестужий А.И. К вопросу об особенностях и
проблемах реализации муниципально -правового статуса Главы
муниципального образования в Российской Федерации// Ленинградский юридический журнал. - 2015. - № 2 (32). - С. 72-77
42. Упоров И.В., Абазов А.Б. Классификация представительных органов местного самоуправления и их полномочия: муниципально-правовой аспект// В сборнике: Векторы развития современной науки. - 2018. - С. 69-73
43. Чиглинцева Н.В. Правовое значение принципов организации органов местного самоуправления в Российской Федерации// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 2-3. -С. 237-240
44. Чупахина А.О., Паулов П.А. О Роли представительных органов в системе органов местного самоуправления// В сборнике: Фундаментальные основы правового государства и актуальные вопросы реформирования современного законодательства. - 2018. -С. 52-54
45. Шведова Н.А., Шевченко А.С. Конституция Российской Федерации и местное самоуправление. - НаукаПарк. - 2016. - № 3(44) - С. 89-91
46. Щепачев В.А. Органы местного самоуправления как юридические лица// Право и политика. - 2015.- № 1.- С. 20-25
47. Эннанова Г.Р. Система государственного регулирования органов местного самоуправления// В сборнике: Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства. Крымский инженерно-педагогический университет. - 2017.- С. 578-580
48. Явкин С.С. Понятие и сущность структуры органов местного самоуправления// Государственная власть и местного самоуправления. - 2016. - № 12. - С. 24-27