РЕФЕРАТ 3
РЕФЕРАТ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ 6
ВВЕДЕНИЕ 9
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 13
§ 1.1 Базовые национальные ценности как предмет теоретического анализа.. 13
§ 1.2 Методы и средства формирования базовых национальных ценностей у младших школьников 25
§ 1.3 Анализ УМК по литературному чтению в аспекте их возможностей для формирования базовых национальных ценностей у детей младшего школьного возраста в рамках ФГОС НОО 31
Выводы по первой главе 40
ГЛАВА II. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 43
§ 2.1 Изучение и анализ сформированности базовых национальных
ценностей у детей младшего школьного возраста в МАОУ «СОШ № 2» г. Сосновоборска на начало опытно - экспериментальной работы 43
§ 2.2 Разработка и реализация программы формирования базовых
национальных ценностей младших школьников 64
§ 2.3 Интерпретация результатов опытно - экспериментальной работы 81
Выводы по второй главе 96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 101
ПРИЛОЖЕНИЯ 109
Формирование базовых национальных ценностей в детском коллективе - проблема актуальная во все времена. Это можно объяснить социальными запросами к образованию, необходимостью приобщения школьников к системе общечеловеческих ценностей, которая базируется на исторической связи поколений, сберегает и углубляет традиции российского народа. В Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» указывается на «...формирование и развитие личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно - нравственными и социокультурными ценностями». [2] Также среди требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования подчеркивается необходимость духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. [1, с. 4]
Теоретический аспект этой проблемы позволил сформулировать ряд противоречий:
• на государственном уровне: между обеспечением духовно - нравственного развития обучающихся, в основу которой должны быть положены базовые национальные ценности российского общества и отсутствием разработанных и научно - обоснованных методических рекомендаций по формированию базовых национальных ценностей у детей младшего школьного возраста;
• на отраслевом уровне: между наличием потенциала содержания учебных дисциплин и неразработанностью организационно - педагогических условий, способствующих становлению потенциала в образовательном процессе;
• на личностном уровне: между потребностью будущих
выпускников начальных классов в становлении личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»): любящий свой народ, свой край и свою Родину, уважающий и принимающий ценности семьи и общества и её недостаточной востребованностью в учебно - воспитательном процессе школы.
Актуальность проблемы, указанные противоречия и неизученность проблемы послужили основанием выбора темы данной работы исследования: «Формирование базовых национальных ценностей у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения».
Цель исследования: на основе анализа психолого - педагогической литературы по теме исследования разработать и апробировать программу, направленную на формирование базовых национальных ценностей у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения.
Объект исследования: процесс формирования базовых национальных ценностей младших школьников.
Предмет исследования: программа формирования базовых
национальных ценностей у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения.
Основная гипотеза исследования состоит в том, что формирование базовых национальных ценностей младших школьников будет эффективным при использовании программы по формированию базовых национальных ценностей на уроках литературного чтения, включающую в себя расширение знаний о базовых национальных ценностях, актуализацию знаний о базовых национальных ценностях, их эмоциональное принятие и включение в ценностно - значимую деятельность.
Поставленные цель и гипотеза определили круг следующих задач исследования:
1. рассмотреть сущность понятия «нация», «ценность», «базовые национальные ценности» в различных областях науки: философии, социологии, психологии, педагогики;
2. определить критерии и уровни сформированности базовых национальных ценностей;
3. определить актуальный уровень сформированности базовых национальных ценностей у детей младшего школьного возраста на начало опытно - экспериментальной работы;
4. разработать программу по формированию базовых национальных ценностей у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения;
5. реализовать и выявить результативность программы по формированию базовых национальных ценностей у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения.
В работе применяются общенаучные методы исследования:
• теоретические: анализ, систематизация, сравнение и обобщение нормативной и учебно - методической литературы, научной литературы по теме исследования;
• эмпирические: опрос (анкетирование), тестирование,
эксперимент;
• методы обработки результатов: анализ, систематизация и обобщение, статистический анализ с помощью U - критерия Манна - Уитни.
Методики исследования:
• «Отечество моё - Россия» (автор Д. В. Григорьев);
• «Незаконченные предложения» (автор Д. В. Лубовский);
• «Нелёгкий выбор» (авторы Е. В. Захарова, Е. В. Пунегова).
Основные понятия темы: нация, ценность, базовые национальные ценности. Определения данных понятий представлены в ходе описания исследования.
Эмпирическая база исследования: экспериментальная работа была реализована на базе МАОУ «Средней общеобразовательной школы № 2» г. Сосновоборска. В опытно - экспериментальной работе приняли участие 40 обучающихся: 20 обучающихся 3 «Д» класса (экспериментальный) и 20 обучающихся 3 «Г» класса (контрольный) в возрасте от 8 до 9 лет.
Научная новизна: 1. Определены критерии и охарактеризованы
уровни сформированности базовых национальных ценностей у детей младшего школьного возраста. 2. Разработана и реализована программа формирования базовых национальных ценностей у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения.
Практическая значимость данного исследования заключается в разработке, апробировании и проверке результативности формирования базовых национальных ценностей у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения. Полученные практические наработки могут быть использованы в работе с детьми младшего школьного возраста. Также по результатам исследования были опубликованы две научные статьи: «Базовые национальные ценности: понятие и уровни сформированности», «Урок литературного чтения как инструмент формирования базовых национальных ценностей у детей младшего школьного возраста».
Объем и структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений. Текст иллюстрирован 13 таблицами и 11 столбчатыми диаграммами. Объем текста диссертационной работы - 127 страницы, список литературы - 71 наименование.
На основе анализа нормативной и учебно - методической литературы, научной литературы по теме исследования были выявлены сущность понятий «нация», « ценность», «базовые национальные ценности».
Также выделены критерии сформированности базовых национальных ценностей: когнитивный, эмоциональный и поведенческий, вместе с тем выделены уровни показателей сформированности базовых национальных ценностей у младших школьников: низкий, средний, высокий.
Проанализировав психолого - педагогическую и методическую литературу, были подобраны методики: «Отечество моё - Россия» (автор Д. В. Григорьев), « Незаконченные предложения» (автор Д. В. Лубовский), «Нелёгкий выбор» ( авторы Е. В. Захарова, Е. В. Пунегова).
Результаты констатирующего эксперимента, про ведённого в 3 «Д» (экспериментальном) и 3 « Г» (контрольном) класс ах на базе МАОУ
«Средней общеобразовательной школы № 2» г. Сосновоборска, позволил и сделать вывод о преобладании у большинства обучающихся среднего уровня сформированности базовых национальных ценностей, наименее сформированы критерии «когнитивный» и « поведенческий».
С целью повышения актуального уровня сформированности базовых национальных ценностей была разработанная и а пробирован а программ а, направленная на формирование базовых национальных ценностей на уроках литературного чтениям по выявленным дефицитам обучающихся.
На контрольном этапе экспериментального исследования были проведены диагностические методики, которые ранее были а пробированы в ходе констатирующего этапа. В обо их классах преобладает средний уровень сформированности базовых национальных ценностей, но в экспериментальном классе количество детей с высоки м уровнем увеличилось н а 40%, а количество детей с низким уровнем снизилось на 25%....
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начал ьного обще го образов ания (утв. пр иказом Мин истерства обр азования и н ауки РФ от 6 о ктября 200 9 г. N 373).
2. Федеральный з акон от 29 де кабря 2012 г. N 27 3-ФЗ «Об обр азовании в Росс ийской Федер ации».
3. Абашина, В.В. Фор мирование у дете й младшего ш кольного возр аста базов ых национа льных ценносте й / В. В. Абашина канд. Пед. Наук / X I Междунаро дная научн ая конфере нция - Сур гут, 2019. С. 4 - 1 9.
4. Абрамов, А. И. Ф илософский с ловарь / А. И. Абр амов. Под ре д. И. Т. Фро лова. - 7. из д., перераб. и доп. - М. : Республик а, 2001. - 71 9с.
5. Анисимов, С. Ф. Ду ховные цен ности: про изводство и
потреб ление [Текст] / С. Ф. А нисимов - М.: М ысль, 1988. - 25 3с.
6. Анисимов, С. Ф. Це нности реа льные и мн имые [Текст] / С.Ф. А нисимов - М.: М ысль, 1970. - 181с.
7. Бибикова, С. Ю. Базовые н ациональные це нности и ус ловия их фор мирования у дете й младшего ш кольного возр аста [Текст] / С. Ю. Бибиков а // Сборн ик статей Ме ждународно й научно-пр актической ко нференции - 2017. - С. 1 29-132.
8. Бубнова, С. С. Це нностные ор иентации л ичности как многомер ная нелине йная систе ма / С. С. Бубнова. - Психоло гический жур нал. - 199 9. - № 5. - С. 38-44.
9. Волков, Ю. Г. Со циология [Те кст]: Учеб. пособие для сту дентов пед агогически х вузов. / Ю. Г. Во лков. - Росто в н/Д.: Фе никс, 2013. - 667с.
10. Головаха, Е.И. Жиз ненная перс пектива и це нностные ор иентации л ичности / Е. И. Головаха // Психоло гия личност и в трудах отечест венных пси хологов. - С Пб.: Питер, 2000 - С. 256 - 26 9.
11. Горькая, Ж. В. Психология ценностей: учебное пособие / Ж. В. Гор ькая. - Самара:Изд-во «Самарс кий универс итет», 2014. - 9 2с.
12. Данилюк, А. Я. Ко нцепция ду ховно - нр авственного р азвития и
вос питания лич ности граж данина Росс ии [Текст] / А. Я. Д анилюк, А. М. Ко ндаков, В. А. Т ишков // ст андарты второ го поколен ия. - М.:
Прос вещение, 200 9. - 29с.
13. Данилюк, А. Я. Про грамма духо вно - нравст венного раз вития и вос питания обучающися на ступен и начально го общего обр азования / А. Я. Д анилюк, А. А. Ло гинова. - М.: Прос вещение, 201 2. - 32с.
14. Данилюк, А. Я. Концепц ия духовно - нраственного развития и вос питания лич ности граж данина Росс ии / А. Я. Д анилюк, А. М. Ко ндаков. - М.: Прос вещение, 2011. - 24с.
15. Данилюк, А. Я. Со временные проб лемы духов но - нравст венного раз вития [Текст] / А. Я. Д анилюк // Н ародное обр азование, № 1, 2010, С. 3 9 - 46....71