Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации речевого взаимодействия в процессе обучения иностранному языку в 6 классе средней общеобразовательной школе 6
1.1. Речевое взаимодействие как результат иноязычной речевой деятельности 6
1.2 Особенности организации речевого общения на уроках в 6 классе 15
Вывод по 1 главе 27
Глава 2. Практические основы организации речевого взаимодействия в процессе обучения иностранному языку в 6 классе средней общеобразовательной школе 29
2.1 Анализ учебника по немецкому языку «Horizonte» для 6 класса 29
2.2 Методы организации речевого взаимодействия на уроках немецкого языка как второго иностранного в 6-ом классе общеобразовательной школы 43
Вывод по 2 главе 58
Заключение 59
Список литературы 61
Немецкий язык занимает 10 место по популярности в мире, а так же входит в 5 самых изучаемых иностранных языков в России. Особенно сильно его популярность возросла с 2020 года, когда второй иностранный язык сделали обязательным предметом для изучения в общеобразовательной школе. После данного нововведения во многих школах в расписании школьников с 5-ого класса появился новый предмет - немецкий язык, как второй иностранный язык. С первого года обучения программа рассчитана на 2 часа в неделю. Несмотря на малое количество часов, к окончанию курса ученики должны достичь уровня А2.
Несмотря на то, что с 2023 года второй иностранный язык больше не является обязательным предметом для изучения, он по-прежнему изучается во многих общеобразовательных школах в качестве второго иностранного.
Актуальность исследования состоит в том, что немецкий язык это один из важнейших языков не только в мировом значении, но и является важным фактором развития человека как личность. Речевое взаимодействие является одним из важнейших показателем уровня владения языком, оно помогает принимать участие в разговоре с носителем, а так же развивает память, мышление у учеников. Учебная программа в 6-ом классе рассчитана на 2 часа в неделю, как показывает практика, чаще всего на уроках педагоги делают больший уклон на развитие других навыков, нежели на речевое взаимодействие. По итогу - ученик не имеет достаточно навыка, чтобы вести элементарные диалоги на немецком языке.
Цель исследования - изучить методы организации речевого взаимодействия в процессе обучения иностранному языку в 6 классе средней общеобразовательной школе.
Объектом исследования является процесс речевого взаимодействия на уроках немецкого языка как второго иностранного.
Предметом исследования являются методы организации речевого взаимодействия на уроках немецкого языка как второго иностранного.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть содержание понятия «речевое действие», «речь», «мышление»;
2. Изучить психологические особенности младшего подросткового возрасти и выявить их влияние на учебный процесс;
3. Проанализировать учебно-методический комплект «Horisonte» по немецкому языку для 6-ого класса
4. Выявить методы организации речевого взаимодействия в процессе обучения иностранному языку в 6 классе средней общеобразовательной школе.
Для достижения поставленных задач были использованы такие методы исследования как: анализ научной литературы по проблеме исследования и методических пособий, изучение публикаций в периодических изданиях и психолого-педагогической литературы, а так же анализ учебно-методического комплекса «Horizonte» для обучения немецкому языку, как второму иностранному языку в средней общеобразовательной школе; сравнение, классификация.
Теоретическую основу исследования составляют труды следующих российских и зарубежных исследователей как Е.И. Пассов, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя, Н.Д. Гальскова, Л.С. Шубин, Л.В. Щерба, учебно-методический комплект по немецкому языку для 6-ого класса «Horizonte» и др.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования методических разработок на уроках немецкого языка в 6¬ом классе, а так же на факультативных занятиях....
Изучив понятие речевого взаимодействия, психологические особенности младшего подросткового возраста. Можно сделать вывод, что данный период является не простым как в жизни подростка, так и для педагога. В этот период дети особенно активны, не постоянны. Меняются их взгляды, их психика. Данные факторы так же влияют на учебный процесс.
Речевое взаимодействие особенно сложный процесс, который требует не мало усилий как педагога, так и ученика.
Проанализировав учебно-методическое пособие «Horizonte» мы выяснили, что в каждой главе учебника имеется в среднем 2-3 упражнения на речевое взаимодействие. Большая часть подобных упражнений достаточно однообразна. Несмотря на то, что концентрация внимания у младшего подростка несколько выше, нежели у ребёнка, однотипные задания вскоре начнут вызывать скуку и нежелание выполнять их.
В связи с этим мы разработали несколько методов организации речевого взаимодействия для применения на уроках в 6-ом классе. Методы не имеют в сложности для педагогов. Для их реализации чаще всего нужен лишь стандартный класс общеобразовательной школы, доска, листы и в нескольких случаях ватман.
Не смотря на это, они отличаются друг от друга по своим формам и динамичности. Благодаря данным методическим разработкам, ученики сами того не замечая, начнут общаться на втором иностранном языке. Грамотный подход учителя, предварительный этап работы в виде отработки речевых клише и создание благоприятной психологической атмосферы повысит навык речевого взаимодействия у обучающихся.
Таким образом, подводя итог всему вышеперечисленному, стоит сказать, что речевое взаимодействие является одним из важнейших навыков при изучении второго иностранного языка. Оно помогает не только понимать иноязычную речь, носителя языка или педагога.
Речевое взаимодействие так же благоприятно влияет на развитие памяти, мышления ребёнка. Оно помогает раскрыть его как личность, так как большая часть заданий нацелена именно на диалогическую речь в процессе которой, ученики и преподаватель узнают что-то новое друг о друге.
При соблюдении всех методических рекомендаций и учитывая психологические особенности младшего школьного подростка, учитель сможет грамотно организовать речевое взаимодействие и довести этот навык до автоматизма.
1. Аверин М.М. Немецкий язык. Горизонты. 6 класс. - Москва: Просвещение, 2013. - 100 с.
2. Андронкина Н.М. Новые формы и типы уроков в обучении иностранному языку: Учебное пособие для вузов. - Горно-Алтайск: РИО Горно-Алтайского гос ун-та, 2005. - 208 с.
3. Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. - Москва: Просвещение, 2003. - 170 с.
4. Ахманова О.А. О лингвистических основах преподавания иностранных языков // Методическая мозаика. - 2007. - № 8. - С. 139-146.
5. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - Москва: Дрофа, 2016. - 195 с.
6. Бим И.Л. Книга для учителя к учебнику немецкого языка 2 кл. средней школы. - Москва: Просвещение, 2016. - 58 с.
7. Бим И.Л. Книга для учителя к учебнику немецкого языка 3 кл. средней школы. - Москва: Просвещение, 2016. - 55 с.
8. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. - Москва: Просвещение, 2003. - 236 с.
9. Варзонин Ю. Немецкий язык: Учебник для среднего школьного возраста. - Москва: KOLONNA Publ, 2018. - 222 с.
10. Воронцова Т.А. Элементарная стилистика. Учебно-методическое пособие. - Ижевск: Удмуртский университет, 2015. - 67 с.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - Москва: Педагогика- пресс, 1999. - 533 с.
12. Гальскова Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания // Иностранные языки в школе. - 2004. - № 1. - С. 140-150.
13. Гез Н И. Методика обучения иностранному языку. - Москва: Высшая школа, 1982. - 106 с.
14. Григорович Л.А. Педагогика и психология: учебное пособие. - Москва: Гардарики, 2003. - 480 с.
15. Гузикова М.О. Основы теории межкультурной коммуникации: учебное пособие. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2015. - 119 с....(39)