Реферат 1
Введение 4
Глава I. Теоретические аспекты изучения процесса формирования духовнонравственных ценностей у младших подростков 15
1.1 Духовно-нравственные ценности: теоретические аспекты, понятия 15
1.2 Особенности формирования духовно-нравственных ценностей
современного младшего подростка 24
1.3 Роль музея в формировании духовно-нравственных ценностей младшего
подростка 31
Выводы по Главе I 43
Глава II. Организация, содержание и результаты экспериментальной работы, подтверждающей или опровергающей гипотезу исследования 45
2.1 Диагностика уровня сформированности духовно-нравственных ценностей младших подростков: описание и результаты констатирующего эксперимента45
2.2 Формирующий эксперимент: описание и результаты 75
2.3 Диагностика уровня сформированности духовно-нравственных ценностей
младших подростков: результаты контрольного эксперимента 83
Выводы по Главе II 97
Заключение 99
Список информационных источников 104
ПРИЛОЖЕНИЯ 112
«Важнейшее из человеческих усилий — стремление к нравственности. От него зависят наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни. Сделать ее живой силой и помочь ясно осознать ее значение
— главная задача образования»
А. Эйнштейн
Актуальность темы исследования обусловлена духовным кризисом современного общества, который проявляет себя в нравственном плюрализме, изменении норм морали, замене и пересмотре важнейших общечеловеческих ценностей.
Причинами возникновения духовного кризиса являются множество факторов современного мира, в том числе и ускоренный темп развития общества, доступ к нескончаемому количеству информации, пропаганда потребительского образа жизни. Происходит нарушение естественного процесса поиска сакрального, человек отказывается от самоидентификации, утрачивая основополагающие жизненные ориентиры. В связи с чем, возникает необходимость поиска решений, способствующих выстраиванию и обновлению бытийной стратегии человечества.
Исследованием природы духовного и нравственного в человеке занимались выдающиеся умы человечества. В античной философии это - Аристотель, Платон, Сократ, в средние века - Августин Аврелий и Фома Аквинский, в эпоху Возрождения и Нового времени - Г.В. Гегель, И. Кант, К. Маркс, Г. Спенсер, Р. Штайнер. В западной философии ХХ века - Ж.- П. Сартр, М. Хайдеггер, Э. Фромм, К.Г. Юнг, К. Ясперс.
В отечественной культуре развитие понятий «духовность», «душа», «дух» осуществлялось знаменитыми мыслителями, святыми отцами православной церкви (Феофаном Затворником, Иоаном Дамаскиным, Нилом
Сорским и др.). На рубеже XIX-XX веков анализ проблемы духовности и нравственности представлен в трудах таких выдающихся философов, как: Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин, А.Ф. Лосев, Н.О. Лосский,
B. В. Розанов, С.Л. Рубинштейн, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский,
C. Л. Франк. В ХХ веке - С.Ф. Анисимов, Г.С. Батищев, Л.П. Буева,
Л.С. Выготский, С.П. Гуревич, А.А. Гусейнов, О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, Д.С. Лихачев, М.К. Мамардашвили, В.П. Тугаринов, А.К. Уледов, Е.Г. Яковлев. Стоит отметить, что в XX-XXI веках выявилось множество направлений развития мысли о духовности, нравственности, морали и т.д.: ценностно-смысловое, художественно-эстетическое, философско-
психологическое, культурологическое, педагогическое, социологическое, этническое, политическое и т.д. Безусловно, все вышеперечисленные направления, являются неотъемлемой частью целого, они дополняют друг друга и позволяют сформировать гораздо более точные понятия духовности, нравственности, морали, долга и т.д., затрагивая все сферы жизни человека. С другой стороны, углубившись в любое из направлений, ученому предоставляется возможность абстрагироваться от огромного количества ненужной (для его области изучения) информации и вести более успешную и эффективную исследовательскую работу, учитывая тончайшие нюансы своего направления.
В контексте выбранной для исследования темы (формирование духовно-нравственных ценностей у младших подростков через музейнообразовательную программу «В мире прекрасных идей» при Красноярском художественном музее имени В.И. Сурикова, особенную ценность представляют следующие из направлений: педагогическое, в частности проблемы духовно-нравственного воспитания и формирования духовнонравственных ценностей у детей, разработкой которых занимались великие зарубежные, российские и советские ученые-педагоги: Я.А Коменский, Я. Корчак, Д. Локк, А.В. Запорожец, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик,
Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, В.А. Сластёнин, В.А. Сухомлинский,
8
К.Д. Ушинский, и современные авторы: В.А. Караковский, Т.И. Власова, В.Т. Кабуш, Ш.А. Амонашвили, Н.С. Юлина, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков, Т.А. Липаева и др.; художественно-эстетическое, в том числе развитие музейной педагогики: Д.С. Лихачев, Б.М. Неменский, В.А. Медушевский, Т.Я. Шпикалова, А.А. Мелик-Пашаев, Б.А. Столяров; философско- психологическое: Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.И. Зеличенко,
B. П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, З.Н. Новлянская, В.И. Слабодчиков,
C. Л. Рубинштейн; культурологическое: М.М. Бахтин, Е.А. Бурцева,
Ю.П. Вяземский, Е.В. Золотухина-Аболина, Л.А. Коневских, В.М. Межуев, С.Е. Хомутцов; ценностно-смысловое: Л.П. Буева, М.Ф. Калашникова,
Л.Н. Смирнова и др.
По мнению таких выдающихся педагогов и психологов, как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин,
формирование этических инстанций, духовно-нравственных ценностей начинается с раннего детства и продолжается на протяжении всей жизни человека. В связи с темой исследования, рассмотрим младший подростковый возраст, как оптимальный период для формирования духовно-нравственных ценностей, обретения подростком мировоззренческой позиции, самосознания. Это время формирования идеалов, обретения духовной свободы, осознание себя как взрослого, самостоятельного человека, требующего выражения и социального признания. В связи с этим, очевидна необходимость организации деятельности, направленной на формирование основополагающих категорий духовно-нравственных ценностей, связанных со взаимодействием с другими людьми, отношением к окружающему миру, к труду и самому себе.
В постоянно меняющемся мире, происходит быстрая смена идеалов, пересмотр и смещение важных общепринятых жизненных ориентиров и ценностей. В Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной Правительством Российской Федерации от 04.09.2014 г.,
говорится: «В постиндустриальном обществе, где удовлетворены базовые
9
потребности человека, на первый план выдвигаются ценности самовыражения, личностного роста и гражданской солидарности». Практика показывает, что у подрастающего поколения, на сегодняшний день, наблюдается развитие таких ценностей как равнодушие, успешность, достаток и т.д. Происходит дегуманизации образования,
общеобразовательная система требует модернизации, так как не способна решать в полной мере проблемы, связанные с воспитанием, формированием духовно-нравственных ценностей и творческим развитием подрастающего поколения. На помощь приходит система дополнительного образования, которая на сегодняшний день, «пронизывая уровни дошкольного, общего, профессионального образования, становится для взрослеющей личности смысловым социокультурным стержнем, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность».
Музей, являясь важной частью дополнительного образования, «разработал немало форм и методик, позволяющих добиться значительных успехов в воспитании и творческом развитии ребенка, доказательством чему является популярность музейной педагогики» [82, с. 6].
Б.А. Столяров также отмечает, что: «Исторической практикой
показано, что взаимодействие музея с системой образования наиболее полно отражает тенденцию сохранения культурно-исторического опыта, ибо образование является частью культуры, а музей - институцией, способствующей формированию личности, которая, усвоив этот опыт, способна интегрировать его в контекст собственной жизни и жизни общества» [82, с. 8].
На данном этапе становления музейная педагогика - одно из наиболее важных и интенсивно развивающихся направлений музейной работы. Активно разрабатываются и внедряются в практику педагогические технологии, образовательные программы, методики, происходит интеграция традиционных и инновационных интерактивных форм обучения, построенных с учетом современной социокультурной ситуации.
Учитывая всю вышеприведённую информацию, была сформирована тема, цель и гипотеза исследовательской работой.
Цель: разработка и проведение музейно-образовательной программы «В мире прекрасных идей» при Красноярском художественном музее имени В.И. Сурикова, направленной на формирование духовно-нравственных ценностей у младших подростков.
Объект исследования: процесс формирования духовно-нравственных ценностей у младших подростков.
Предмет исследования: формирование духовно-нравственных
ценностей у младших подростков в процессе освоения музейнообразовательной программы «В мире прекрасных идей» при Красноярском художественном музее имени В.И. Сурикова.
Рабочая гипотеза: музейно-образовательная программа «В мире прекрасных идей» при Красноярском художественном музее имени В.И. Сурикова, является эффективным средством формирования духовнонравственных ценностей младших подростков при условии учета возрастных особенностей младших подростков, структурированности и системности занятий, использовании метода диалога, постоянного взаимодействия с оригиналами художественных произведений в музее.
Задачи:
1. Изучить теоретическую базу по проблеме исследования.
2. Выявить способы формирования духовно-нравственных ценностей.
3. Раскрыть особенности формирования духовно-нравственных
ценностей у младших подростков.
4. Провести диагностику актуального уровня сформированности духовно-нравственных ценностей у младших подростков (констатирующий и контрольный эксперименты).
5. Разработать и провести музейно-образовательную программу «В мире прекрасных идей» при Красноярском художественном музее имени В.И. Сурикова, направленную на формирование духовно-нравственных ценностей у младших подростков, дать методические рекомендации.
Экспериментальная база исследования: КГБУК «Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова». В экспериментальном исследовании в общей сложности приняли участие 36 младших подростков в возрасте 10-12 лет.
Методы исследования:
1. теоретические (анализ, синтез, обобщение, построение гипотезы);
2. эмпирические (беседа, опрос, тестирование);
3. экспериментальные (констатирующий и формирующий эксперименты).
Теоретическая база исследования разрабатывалась на основе положений трудов многих ученых, так решая вопросы духовнонравственного воспитания и формирования духовно-нравственных ценностей у детей, мы опирались на труды А.В. Мудрика, Н.И. Пирогова, В.А. Сластёнина, В.А. Сухомлинского, современных авторов:
Ш.А. Амонашвили, Н.С. Юлиной, Е.И. Исаева. Теоретической базой к изучению проблем художественно-эстетического воспитания детей, прежде всего, послужили разработки Д.С. Лихачева, Б.М. Неменского, А.А. Мелик- Пашаева и Б.А. Столярова; фундаментальное философско-психологическое обоснование исследования базируется на трудах М. Рокича, Н.А. Бердяева, B.C. Соловьева, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина; развитие музейной педагогики - Е.Г. Ванслова, А.Г. Бойко, Б.А. Столяров.
Научная новизна исследования: создание музейно-образовательной программы «В мире прекрасных идей» при Красноярском художественном музее имени В.И. Сурикова, направленной на формирование духовнонравственных ценностей младших подростков.
Теоретическая значимость: во всесторонней разработке понятия духовно-нравственных ценностей и методических рекомендаций по их воспитанию у младших подростков на основе музейно-образовательной программы.
Практическая значимость: теоретический и практический материал исследования используется в работе методистов и музейных педагогов, а также поспособствует популяризации музейной педагогики в г. Красноярске.
Структура и объем диссертации
Полный объем - 165 страниц, включая приложения. Количество
использованных источников - 100.
Описание представляемого исследования включает введение, две главы, заключение, список информационных источников, приложения.
Во введении обсуждается актуальность работы, цели и задачи исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации, формулируются положения, выносимые на защиту, а также приводится список публикаций.
В Главе I описаны теоретические аспекты изучения процесса формирования духовно-нравственных ценностей у младших подростков, включая особенности формирования духовно-нравственных ценностей современного младшего подростка и роль музея в формировании духовнонравственных ценностей младшего подростка.
В Главе II описана организация, содержание и результаты экспериментальной работы, подтверждающей или опровергающей гипотезу исследования включая диагностику уровня сформированности духовнонравственных ценностей младших подростков: констатирующий,
формирующий и контрольный эксперимент.
В заключении сформулированы основные результаты диссертации.
В приложениях собраны опросники методик, применявшихся в исследовании, результаты расчета t-критерия Стьюдента, а также тематическое планирование музейно-образовательной программы «В мире прекрасных идей».
По теме диссертации имеется одна публикация.
Значимость духовно-нравственного формирования детей в период 1012 лет особенно велика. Современное общество переживает духовный кризис, выражающий себя в нравственном плюрализме, изменении норм морали, замене и пересмотре важнейших общечеловеческих ценностей.
По мнению таких выдающихся педагогов, как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, формирование этических инстанций, духовно-нравственных ценностей начинается с раннего детства и продолжается на протяжении всей жизни человека. Каждый этап в развитии человека приносит ему определенные знания, опыт ценностного отношения, способствует формированию его духовного мира. Все что его окружает, будь то семья, друзья, школьная среда, музей и т.д. - все это формирует его систему взглядов на мир, мировоззрение.
В диссертации мы рассматривали младший подростковый возраст, как оптимальный период для формирования духовно-нравственных ценностей, обретения подростком мировоззренческой позиции, самосознания. В связи с этим, нами была разработана и апробирована музейно-образовательная программа «В мире прекрасных идей» при Красноярском художественном музее имени В.И. Сурикова, которая, согласно нашей гипотезе, является эффективным средством формирования духовно-нравственных ценностей младших подростков при условиях: учета возрастных особенностей младших подростков, структурированности и системности занятий, использования метода диалога, постоянного взаимодействия с оригиналами художественных произведений в музее.
Музей, являясь важной частью дополнительного образования, является уникальной институцией, способствующей формированию личности . Усваивая музейный опыт, личность интегрирует его в контекст собственной жизни и жизни общества.
Опытно-экспериментальной базой исследования был выбран Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова, один из крупнейших музеев Красноярского края. Учитывая всю вышеприведённую информацию, нами сформулированы критерии диагностики: эмпатия к персонажам произведений изобразительного искусства и ценностное отношение к красоте.
Результаты экспериментальной работы, подтвердили гипотезу исследования.
В заключении диссертации мы приводим методические рекомендации, которые могут быть использованы музейными специалистами и педагогами в дальнейшей работе по формированию духовно-нравственных ценностей младших подростков (и не только) на базе художественного музея.
Необходимость ценить уникальное пространство художественного музея
Обращаясь к вопросу современного воспитания и обучения в среде художественного музея, мы понимаем, что оно отличается от привычной для нас картины, происходящей в образовательных учреждениях. Здесь процесс обучения происходит в неформальной обстановке, где основным предметом изучения являются подлинные произведения искусства.
С каждым годом функции музея растут, позиции укрепляются, и художественный музей уже не «дополнение» к школе, а важное звено, отвечающее за становление, развитие и воспитание подрастающего поколения.
Эффективность метода диалога
В условиях художественного музея именно диалог позволяет зрителю найти «ключик» от двери полноценного восприятия произведения. Являясь основной формой социальной коммуникации, он учит ясно выражать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Диалог или полилог (более двух участников разговора) в
художественном музее происходит вокруг музейного предмета, где музейный педагог через наводящие вопросы помогает аудитории раскрыть для себя произведение, таким образом, диалог включает в себя три компонента: музейный педагог, аудитория и музейный предмет1.
Примерный перечень вопрос для педагога:
• Что вы видите на этой картине?
• Что именно вы здесь видите, что позволяет вам так говорить?
• Кто-то хочет что-либо добавить, сказать о том, о чем еще никто не говорил?
• Что происходит на этой картине?
• Что вы можете сказать о том, где это могло происходить?
• Что вы можете сказать о цвете в этой картине?
• Как бы вы могли назвать это произведение?
• Вам нравится это произведение?
• Что именно вас нравится в нем?
• Что именно вам не понравилось? (соответственно - к тем, кому оно не понравилось).
Важно понимать, что главное в таком процессе сам диалог, а не то, к какому выводу пришли его участники и пришли ли они вообще к какому- либо выводу, на каком уровне проходила дискуссия, сколь глубоко зрители смогли вникнуть в смысл художественного образа.
Ведение диалога с произведением искусства сложный опыт, в котором мастерство приходит с практикой. Диалог позволяет детям быть не просто наблюдателями, а принимать непосредственное участие, становится частью действия, что, безусловно, влияет на повышение интереса, способствует лучшему запоминанию и воспроизведению полученной информации. Главное помнить, что в диалоге рождается истина.
Системность как фундамент успешности
Стоит отметить, что на сегодняшний день, музей отходит от формальных экскурсий и разовых занятий и отдает предпочтение комплексным образовательным программам, которые направлены на формирование важнейших человеческих ценностей и реализацию творческого потенциала детей.
Говорят, чтобы сформировать привычку или отказаться от нее, нужен 21 день. Чтобы сформировать ценностные ориентиры, нужны годы. Только комплексы занятий могут дать нам результат.
Творческий подход
Творческая личность обладает гибким, маневренным умом, развитым воображением, мощным внутренним импульсом, интуицией, умением мыслить ассоциативно и полным отсутствием шаблонности мышления. Ей присущ острый ум, наблюдательность и самодисциплина.
Принцип увлеченности - один из важнейших принципов в деятельности творческого педагога, в основе которого лежит положительное эмоциональное восприятие выполняемой работы, творческое самовыражение и, вследствие чего, активное включение в процесс выполнения поставленных перед собой целей и задач. Особенно важно придерживается этого принципа в музейной педагогике, т.к. увлеченный своей работой специалист, наиболее полно раскрывается в своей деятельности, заражая своим энтузиазмом аудиторию и разжигая в ней любовь и интерес к происходящему. Во время такой работы и аудитория, и ведущий получают колоссальный эмоциональный подъем, что повышает популярность и значимость проделанной работы.
Принцип новизны предполагает постоянный поиск новых подходов, разработку программ и методик, позволяющих находить действенные способы обучения, воспитания и формирования духовно-нравственных, культурно-исторических и эстетических ценностей у детей и подростков в постоянно развивающемся меняющемся окружающем мире и обществе.
Новизна основывается на принципах творческого мышления, позволяющих находить нестандартные решения поставленных перед музейной педагогикой целей и задач, а одна из важнейших целей - это воспитать здоровую, всесторонне развитую, гармоничную личность.
Экспериментируйте и вы всегда будете любить свою работу.
1. Адамова А.Г. Сущность духовно-нравственного воспитания учащихся в контексте системного подхода // Вестник университета Российской Академии образования. - 2008. - №1(39). - С.26 - 27.
2. Асеева И.А. Основы философии: Введение в философию. История философии. Онтология. Антропология. Гносеология / Под редакцией д.ф.н. И.А. Асеевой. Курск, 2012.
3. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония Ш.А. Амонашвили.
• 1993.
4. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление.
• Мысль, 1988.
5. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. - Мысль, 1979.
6. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. - Мысль, 1979.
7. Апресян Р.Г. и др. Этика: энциклопедический словарь. -
Гардарики, 2001.
8. Асмус В.Ф. «Античная философия» - М., 1989.
9. Бабанский Ю.К Педагогика/ Под ред. Бабанского Ю.К М.: Просвещение, 1983;
10. Барб-Галль Ф. Как говорить с детьми об искусстве //спб Арка. - 2007.
11. Барб-Г алль Ф. Как говорить с детьми об искусстве XX века. От модернизма к современному искусству/Франсуаза Барб-Галль. - 2015.
12. Бердяев Н. А. Самопознание. - Litres, 2017.
13. Бердяев Н.А. , Поляков Л.В. Философия свободы. Смысл творчества. - Изд-во «Правда», 1989.
14. Блауберг И.В., Юдин Э.Г., Садовский В.Н. Системный подход // Новая философская энциклопедия: в 4 т //Т. - 2001. - Т. 3. - С. 559.
15. Божович Л.И., Конникова Т.Е. О нравственном развитии и воспитании детей //Вопросы психологии. - 1975. - №. 1. - С. 80-89....100