Введение 3
Глава 1.Теоретические основы обучения младших школьников игре в баскетбол 7
1.1 Проблема обучения игре младших школьников в баскетбол 7
1.2 Особенности обучения физкультурным упражнениям в младшем школьном возрасте 13
1.3 Методы и формы обучения младших школьников игре в баскетбол 17
Глава 2.Педагогические условия обучения младших школьников игре в баскетбол 21
2.1 Использование игрового метода как условие обучения игре в баскетбол 21
2.2 Взаимодействие педагогов и родителей как условие обучения игре в баскетбол 23
2.3 Профессионализм учителя как условие обучения игре в баскетбол 26
Глава 3.Экспериментальное исследование создания педагогических условий
при обучении младших школьников элементам игры в баскетбол 30
Заключение 38
Приложение 40
Практические рекомендации 44
Список литературы 45
Для большинства учащихся занимающихся умственным трудом, характерны нервно-эмоциональные перегрузки, это является основной причиной снижения работоспособности и высокой заболеваемости среди них. Следует подчеркнуть, что в современных условиях в профилактике болезней, укреплении здоровья и повышении работоспособности учащихся первостепенную роль играет широкое использование средств и методов физической подготовки [7,13,15].
Баскетбол - универсальное средство физического воспитания, которое широко представлено в физическом воспитании, в учреждениях общего и профессионального образования.
Велика роль баскетбола в решении задач физического воспитания в широком возрастном диапазоне, таких как формирование осознанной потребности в освоении ценностей здоровья физической культуры и спорта; физкультурное начальное образование, направленное на освоение интеллектуальных, нравственных и эстетических ценностей физической культуры, формирование основ физической и духовной основы культуры личности, повышение ресурсов здоровья, как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом стиле жизни.
Применение спортивных игр в физическом воспитании младших школьников играет немаловажную роль в формировании фундамента двигательных навыков и технической подготовленности, так как этот возраст наиболее благоприятен для развития скоростных и координационных способностей.
быстрое переключение от одной игровой ситуации к другой, хорошая защита и результативное молниеносное нападение - вот это суть игры в баскетбол. На уроках физической культуры обучение элементам игры в основном осуществляется через проведение подвижных игр с элементами баскетбола. Поэтому следует уделять большее внимание методике обучения элементам игры в баскетбол. Это и является актуальностью нашей работы.
Тема нашей работы «Методика обучения младших школьников элементам игры в баскетбол»
Объект: обучение младших школьников элементам игры в баскетбол. Предмет: педагогические условия обучения младших школьников элементам игры в баскетбол.
Цель исследования: изучить создание педагогических условий для обучения младших школьников элементам игры в баскетбол.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу обучения младших школьников элементам игры в баскетбол.
2. Определить эффективность создания педагогических условий при обучении игре в баскетбол.
3. Выявить влияние педагогических условий на обучение младших школьников элементам игры в баскетбол.
4. Разработать комплект упражнений обучения игре в баскетбол. Рабочая гипотеза исследования: качество овладения элементами игры в баскетбол у младших школьников будет высоким, если учитель:
1. использует различные приемы при обучении игре в баскетбол;
2. осуществляет организацию внеурочной деятельности;
3. организует работу по взаимодействию с родителями.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования:
- изучение литературных источников;
- метод опроса (анкетирование);
- педагогическое наблюдение;
- контрольные испытания;
- сравнительный анализ;
- математическая обработка данных.
Научная новизна. Учитывая отсутствие данных об уровне обученности школьников основными элементами игры в баскетбол, например, броску одной рукой от плеча, мы решили провести тестирование учащихся младших классов для выявления степени и уровня владения техническими действиями, передвижений и бросками до и после обучения.
Теоретическая и практическая значимости. Считаем, что данные экспериментального исследования позволят сформировать педагогическое мышление учителей и школьников о целесообразности использования применяемых средств начального обучения элементам техники владения баскетбола, особенно броскам двумя руками с разного положения и одной рукой от плеча.
Для повышения эффективности процесса обучения, целесообразными оказались средства, используемые нами в педагогическом эксперименте с участниками экспериментальной группы. Мы считаем, что в школьную программу по баскетболу не следует вводить много разновидностей бросков. Это позволит сформировать на следующих этапах обучения стабильный двигательный навык с хорошими техническими показателями выполнения всех элементов техники баскетбола.
Дипломная работа состоит из: введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Изучая различные подходы исследования способностей к игре в баскетбол, узнала о том, что у детей имеются способности по ведению мяча, броскам по кольцу, передаче мяча. Отсутствие способностей не является проблемой, так как, создавая педагогические условия, можно научить детей элементам игры в баскетбол.
Формирование умений происходит в игровой деятельности. Именно игра является тем условием, которое влияет, развивает, укрепляет способности.
Способности проявляются уже в младшем школьном возрасте и от того, какие будут созданы условия, зависит их дальнейшее развитие.
Для выявления способностей использовала игровой метод. С помощью. Этого метода сделала следующие выводы:
Развивать способности ребенка по работе с мячом, вовлекая его в игру.
В своем исследовании доказала, что если создать определенные педагогические условия можно ускоренно обучать младших школьников элементам игры в баскетбол.
На этапе начального изучения броска одной рукой от плеча, мы выявили динамику изменения показателей тестирования в экспериментальной и контрольной группе. Исходный показатель при броске с правой и левой стороны (из 10 бросков) составили в среднем 3 попадания. (t=2,4; Р>0,05). После проведенного эксперимента результативность повысилась в экспериментальной группе до 6 попаданий с правой стороны (t=6,8; Р<0,001), с левой стороны 5,7 (t=6,8; Р<0,001)
В результате эксперимента было выявлено ряд ошибок влияющих на технику броска. Половина ошибок являлась результатом не знания техники, правил выполнения броска; и дефектами обучения. Неправильное держание мяча (43%), отсутствие сопровождающего движения бросковой руки (7%).
Существенными ошибками при выполнении броска являлось: резкое опускание не бросковой руки вниз при броске, рука не сопровождает мяч (43%), после предложенных подводящих упражнений и тренажеров ошибка была устранена в экспериментальной группе полностью.
Также существенная ошибка, возникающая при броске, которая снижает процент попадания, это когда бросок выполняется чисто в кольцо, без использования щита(70%). Экспериментальная методика положительно повлияла на технику обучения броску с использованием возникающих ошибок.
К концу эксперимента качество владения техникой броска одной рукой от плеча с места в экспериментальной группе оказалось выше, чем в контрольной группе. Испытуемые экспериментальной группы превзошли испытуемых контрольной группы по всем показателям
1. Андреев В.И. Факторы определяющие эффективность техники дистанционного броска в баскетболе Автореф.дис канд.пед.наук. - Омск,1988 - 21с.
2. Айропетянц Л.Р., Гадик М.А. Спортивные игры Ташкент : 2 Ибн. Син.1881.-90с.
3. Баскетбол. Броски по кольцу : Мастера советуют.//Физкультура в школе - 1990. - №7 - с.15-17.
4. Баскетбол : Учебник для институтов физической культуры // Под. Ред. Ю.М. Портнова.-М.: Физкультура и Спорт, 1988.-350с.
5. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры // Под.ред. Ю.М. Портнова. - М.: Физкультура и Спорт, 1997.¬480с.
6. Белов С. Баскетбол. Броски по кольцу // Физкультура в школе.-1990.-№6,7- с.17-18.
7. Бондарь А.И. Учись играть в баскетбол - Минск: Полынья , 1986. - 111с.
8. Вальтин А.И. Мини-баскетбол в школе. - М.:Просвещение,1976.-111с.
9. Вальтин А.И. Методика совершенствования в технике бросков мяча в игре баскетбол/. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. - Киев, 1984.-24с.
10. Данилов В.А. Повышения эффективности игровых действий в баскетболе .: Атореф.дис доктора пед. наук -М.1996.-43с.
11. Джон Р., Вуден. Современный баскетбол. - М.:Физкультура и спорт,1997.-58с.
12. Дъячков В.М. Современствования технического мастерства спортсменов. -М.: Физкультура и спорт, 1972.-35с.
13. Зельдович Т.,Кершинас С. Подготовка юных баскетболистов. - М.: Физкультура и спорт, 1964.-48с.
14. Зинин А.М. Детский баскетбол. - М.: Физкультура и спорт , 1969.-183с.
15. Кудряшов В.А., Мирошникова Р.В. Технические приемы игры в баскетбол. - Волгоград, 1984.-35с.
16. Кудряшов В.А., Рудакос В.И. Баскетбол в школе/ Учебное пособие для учителей школ. Л., Учпедлит, 1960.¬154с.
17. Коузи Б., Пауэр Ф. Анализ и концепции в современном баскетболе. - М.: Физкультура и спорт, 1975.¬120с.
18. Кузин В.В., Полиевский С.А., Баскетбол. Начальный этап обучения, - М.: Физкультура и спорт, 1999.-133с.
19. Линдберг Ф. Баскетбол: Игры и обучение. - М.: Физкультура и спорт, 1971.-278с.
20. Лысенко В.В., Михайлина Т.М., Долгова В.А., Жиленко В.А. Практикум по спортивной метрологии/ Учебное пособие - Краснодар: КГАФК, 1997.-179с.
21. Матрунин В.П. Баскетбол на уроках в V-VI классах. // Физкультура в школе - 1990.-№1- с.18-21.
22. Манасанян Ж.А. Эфорективные средства и методы обучения баскетболу детей младшего школьного возраста./ Автореф, дис....конд. пед. наук. - м., 1986. - 25с.
23. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991.-543с.
24. Мирошникова Р.В., Потапова Н.М., Кудряшов В.А. Начальное обучение баскетболу.- Волгоград, 1994.-35с.
25. Нестеровский Д.И., Железняк Ю.Д. На уроках баскетбол// Физическая культура в школе.-1991.-№2- с. 27-30.
26. Обучение технике игры в баскетбол/ Метод. рекомендаций для студентов ИФК. сост. Ермаков В.А. - Тула 1992.-25с.
27. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов М.:- Физкультура и спорт,1986.-286 с.
28. Полянцева Н.В. Тренировка точности выполнения технических приемов у юных баскетболистов 10-12 лет: Атореферат. дис....Конд. пед. наук. - Киев 1990 - 23с.
29. Суетнов К.В. Обучение школьников игре в баскетбол/ Учебное пособие. - Алма-Ата, 1985-92с.
30. Суетнов К.В. Баскетбол в 5-8 классах общеобразовательной школы: Учебное пособие, - Алма-Ата, 1987-82с.
31. Туркунов Б.И. Обучение баскетболу (V-VI классах)// Физкультура в школе. - 1993.-№4.-С.13-20.
32. Программа физического воспитания на основе одного из видов спорта // Физическая культура в школе. - 1985- №5- С.18-23.
33. Ульянов В.А. Баскетбол. Первые шаги. // Физкультура в школе.-1990.- №1- с 37-40.
34. Федосеев В.В. На уроках баскетбола.// Физкультура в школе-1995.- №2-с.26-27.
35. Шерстюк А.А. и др. Баскетбол: основные
технические приемы, методика обучения в группах начальной подготовки: Учебное пособие, - Омск, 1991.-60с.
36. Хмелик Н.А. Постарайся попасть в кольцо. - М.: Физкультура и спорт, 1985.-70с.
37. Яхонтов Е.Р., Генкин В.А. Баскетбол. - М.:Физкультура и спорт, 1978.-45с.
38. Яхонтов Е.Р. Мини-баскетбол. - М.: Физкультура и спорт, 1987.-35с.
Дополнительная литература.
1 .Безруких М.М. Возрастная физиология. Учебник для ВУЗов-М.: изд. Центр Академия,2001 -520с.
2. Матвеев А.П. Методика физического воспитания в начальной школе: Учеб. пособие для студентов ССУЗов.-М.:Владос-пресс,2003.-248с.
3. Найминова Э.Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. - Ростов н/Д:Феникс,2001-256с.
4. Настольная книга учителя физической культуры/Под ред. .Л.Б. Кофмана-М.: Физкультура и спорт, 1998.-496с.
5. Портнов Ю.М.Баскетбол. Учебник для ВУЗов-М. :Астра-семь, 1997.-479с.
6. Психофизиология ребенка, Учебник для ВУЗов-М.: изд. ЦентрВладос,2000- 144с.
7. Солодков А.С. Сологуб Е.Б.Физиология человека: Учебник. - М.: Т ерра-спорт,2001.-520с.
8. Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учебник для студентов ВУЗов. Ю.Д. Железняков, под редакцией Ю.М, Портнова. -М.: изд. Центр Академия.2001 -520с.
9. Холодов Ж.К. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для ВУЗов. -М.: Изд.центр «Академия»,2001.-480с
10. Физическая культура в начальной школе. Учебная программа для учащихся 1-4 классов. А. П. Матвеев М.В.Малыхина. - М.:Дрофа,2000. П.Янсон Ю.А.Физическая культура в школе. Книга для педагога. Ростов н/Д: Феникс,2004-624с.
11. Теория и методика физического воспитания. Учеб.вузов физ.культуры. Под общей ред.Л.П.Матвеева и А.Д.Новикова. Изд.2-е испр. И доп.(в 2-х.).М. «Физкультура и спорт»,2001-530 с.
12. Педагогика: Учебное пособие для студенов пед.институтов . Под ред.Ю.К.Бабанского.-М.:Просвещение,2000. - 608 с.
13. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Научно - педагогический аспект. Книга для педагога. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 624 с.
14. Настольная книга учителя физической культуры /Под ред. проф. Л.Б. Кофмана; Авт. - сост. Г.И. Погадаев; Предисл. В.В.Кузина, Н.Д.Никандрова. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 496 с.
15. Автор - составитель: Нийминова Э. Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. - Ростов - н /Д: «Феникс», 2001. - 256 с.
16. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений /Н.Н.Кожухова, Л.А.Рыжкова, М.М.Самодурова; под ред С.А.Козловой. - М.: изд. центр «Академия».2002. - 320 с.