Введение 3
Глава 1. Институт обращений граждан в органы публичной власти Российской Федерации 7
1.1 Понятие обращения граждан в органы публичной власти 7
1.2 Формы обращения граждан в современных условиях России 17
Глава 2. Проблемы законодательного регулирования обращений граждан в органы публичной власти 32
2.1 Правовое регулирование обращений граждан и проблемы их реализации 32
2.2 Совершенствование законодательства об обращениях граждан в органы публичной власти 39
2.3 Анализ работы с обращениями граждан в государственных органах власти Республики Тыва 46
Заключение 56
Список использованных источников и литературы 60
Приложения 64
Актуальность темы исследования. Каждый гражданин имеет право на обращение в государственные органы власти - главная составляющая часть правового статуса человека и гражданина любого, любого развитого демократического, правового государства видящего защиту прав и свобод каждого гражданина своей первостепенной задачей.
Для любого правового демократического государства важными элементами в гражданском обществе являются открытое общение граждан в органы государственной власти, а также способность граждан влиять на принимаемые публично-властные решения. Формами такого общения и выступают обращения граждан и реакция на них государственных органов власти.
Исходя из этого следует, что обращения граждан выступают существенным источником информации, необходимой для принятия решений по вопросам государственного, хозяйственного и социально¬культурного строительства.
В нашем государстве граждане выступают как активная инициативная сила, защищающая личные и общие (групповые) интересы, вызывающая ответные действия государства, предупреждающая и исправляющая ошибки и злоупотребления со стороны представителей власти. При этом реальность такого влияния на власть обеспечивается наличием действенного и эффективного механизма реализации права на обращения в органы государственной власти.
Еще недавно регулирование реализации конституционного права граждан на обращения в государственные органы власти осуществлялось множеством подзаконных нормативных правовых актов.
Принятие 2 мая 2006 года Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации»1 (далее - № 59- ФЗ) явилось фактором, стимуляции дальнейшего развития данного института и, соответственно, обуславливающим его последующее изучение.
Значимость для граждан их права на обращения в государственные органы власти и органы местного самоуправления и проблемы его реализации рассмотрел в своей работе Ю. Алистратов, а А.Любимов рассматривает обращения граждан как одну из форм лоббирования интересов.
При написании монографии М. Миронов сосредоточил свое внимание на обращениях как форме обратной связи общество - государство. Он рассмотрел обращения граждан - как средство защиты и реализации прав и свобод человека при помощи государственных органов. Н. Ускова в своем исследовании рассматривает организацию работы с обращениями граждан и особенности такой работы, а также поднимает проблему изменения социального статуса гражданина России.
О совершенствовании работы с обращениями граждан написано достаточное количество исследовательских работ в них рассматриваются формы защиты прав граждан, виды обращений граждан в государственные органы власти и органы местного самоуправления, совершенствование работы с обращениями граждан, но не достаточно изучен вопрос о совершенствовании процедур работы с обращениями граждан.
Институт обращений граждан содержит принципы, которые выражают основную специфику данного института. Одним из принципов института является, принцип объективного, полного и всестороннего исследования ситуации, по поводу которой поступило обращение. Следовательно, из этого принципа вытекают основные обязанности государственных органов власти в процессе рассмотрении обращения: разбираться в сути обращения, давать ответ на все поставленные вопросы, а в случае необходимости требовать необходимые документы, осуществлять проверки на местах, запрашивать от нужных лиц объяснения; привлекать к участию в производстве свидетелей, специалистов, переводчиков; самого гражданина, принимать другие меры для объективного, всестороннего и полного исследования вопроса.
Объектом исследования является совокупность общих отношений, возникающих вследствие обращения гражданина в какую-либо из властных инстанций в рамках официального механизма обращений.
Предметом исследования выступает комплекс взаимосвязанных правовых норм, регламентирующих обращение граждан Российской Федерации.
Целью исследования является изучение особенности обращения граждан в органы публичной власти.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- изучить понятие обращения граждан в органы публичной власти;
- раскрыть существующие формы прав граждан, право граждан на обращения в России в современных условиях;
- охарактеризовать правовое регулирование обращений граждан;
- проанализировать процедуру работы с обращениями граждан в государственных органах власти Республики Тыва;
- определить совершенствование законодательства об обращениях граждан в органы публичной власти.
Методы исследования. При написании выпускной квалификационной работы использовались как общенаучные методы - синтеза и анализа, дедукции и индукции, обобщение, классификация, конкретизация и идеализация так и частнонаучные методы - формально-юридический, сравнительно-правовой метод.
Теоретическую базу исследования. Юридические проблемы и особенности рассмотрения обращений граждан в отдельных государственных органах раскрыты такими учеными, как П. П. Баранов, В. Н. Бутылин, Г. А. Грузнова, О. Н. Доронина, А. В. Ищенко, И. А. Бородин, Н. В. Витрук, Е. Е. Глушко, М. В. Головацкая, В. А. Карташкин, Е. И. Лыскова, М. В. Мархгейм, Л. А. Нудненко, Д. Е. Потяркин, Е. В. Прокопьев, Н. Ю. Хаманева др.
Практическая значимость настоящей работы состоит в возможности использования полученных результатов в дальнейших научных разработках и совершенствованию российского административного законодательства и правоприменительной практике.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.
Институт обращений граждан содержит принципы, которые выражают основную специфику данного института. Одним из принципов института является, принцип объективного, полного и всестороннего исследования ситуации, по поводу которой поступило обращение. Следовательно, из этого принципа вытекают основные обязанности государственных органов власти в процессе рассмотрении обращения: разбираться в сути обращения, давать ответ на все поставленные вопросы, а в случае необходимости требовать необходимые документы, осуществлять проверки на местах, запрашивать от нужных лиц объяснения; привлекать к участию в производстве свидетелей, специалистов, переводчиков; самого гражданина, принимать другие меры для объективного, всестороннего и полного исследования вопроса.
Право на обращения - самостоятельный комплексный институт, регламентированный национальным и международным правозащитным законодательством, на основе которого закрепляется право человека и гражданина, их объединений непосредственно обращаться в устной или письменной форме, в форме электронного документа индивидуально или коллективно в государственные органы и органы местного самоуправления в целях обеспечения реализации и защиты (восстановления) своих прав, свобод и законных интересов, а также других лиц и участия в управлении делами государства. В настоящее время в Российской Федерации сложилась практика, в соответствии с которой обращения граждан не признаются одним из видов государственных (муниципальных) услуг, оказываемых гражданам. Такой подход исключает применения в качестве правовой основы, регламентирующей обращения граждан, Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 № 210 - ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». А.В. Савоськин призывает законодателя признать обращения граждан одним из видов государственных (муниципальных) услуг, что, по его мнению, будет являться прогрессивным шагом в развитии института обращений граждан в России.
Право на обращения в России имеют не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане и лица без гражданства, исключая вопросы, касающиеся государственной тайны и изменения конституционного строя Российской Федерации. Однако далеко не каждый знает и понимает содержание права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. В связи с этим, считаем необходимым уделить особое внимание правовому просвещению граждан. Мероприятия, направленные на расширение осведомленности граждан необходимо проводить посредством средств массовой информации, а также, возможно, путем проведения конференций и семинаров, посвященных проблемам осуществления права граждан на обращения в органы государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено множество видов обращений граждан, выделенных по различным основаниям (повторность, содержание, форма, предмет обращения). Федеральный закон от 02.05.2006 № 59 - ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в качестве основных видов выделяет: предложение, заявление и жалобу.
В практике рассмотрения обращений нередко возникают проблемы с разграничением данных видов обращений. Необходимо четно уяснить предмет каждого из видов обращений. Так, предложение - это просьба или требование обратить внимание на несовершенство правового регулирования общественных отношений и принять меры. Предметом заявления будет являться осуществление через государственные и иные организации предоставленных гражданам действующим законодательством прав, свобод и законных интересов.
Предмет жалобы - это требование о защите и восстановлении нарушенных прав, свобод и законных интересов, обращенное к государственным органам и организациям, органам местного самоуправления или должностным лицам. Таким образом, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления должны четно отграничивать каждое из понятий для эффективной работы по рассмотрению обращений граждан.
Законодательством Российской Федерации, регламентирующим обращения граждан, закреплены различные сроки рассмотрения обращений граждан с возможностью их продления, при наличии достаточных оснований. Участковый уполномоченный полиции, осуществляя свою работу с обращениями граждан, рассматривает по существу такие виды обращений, как предложение, заявление, жалоба и ответ на запрос. Также особое внимание стоит уделить деятельности участкового уполномоченного полиции по рассмотрению сообщений о преступлениях и административных правонарушениях в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Итогом рассмотрения обращений граждан по существу является подготовка заключение, в котором анализируются собранные материалы и направления ответа инициатору, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Стоит подчеркнуть, что своевременность, полнота и объективность рассмотрения обращений граждан участковым уполномоченным полиции, является предметом контроля со стороны, как непосредственных руководителей, так и проверяющих лиц.
Для объективности и полноты рассмотрения обращений граждан государственные органы власти могут принимать решения одно из которых проведение проверок, необходимых для соблюдения контроля, проверки исполнения принятых решений, анализа и обобщения обращений граждан.
Таким образом, мы приходим к выводу, о том, что контроль необходим для устранения причин и условий, порождающих обращения граждан, а так же для обеспечения законности и государственной дисциплины. На данной стадии контроля государственные органы власти в пределах своей компетенции: осуществляют контроль над соблюдением порядка рассмотрения обращений, проводят анализ содержания поступивших обращений, принимают своевременные меры к выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан. Так, как контроль - важнейший вид обратной связи, при помощи которого государственные органы власти получают информацию о фактическом состоянии дел, выполнении принятых решений, он используется для повышения исполнительской дисциплины, оценки работы, предотвращения негативных процессов.
Изучив основы организации работы по защите права граждан на обращение в государственные органы власти мы рассмотрели какие на законодательном уровне существуют формы защиты прав граждан приводя определения для каждой из форм. Определили понятие обращения граждан, сущность и значение мы приходим к выводу о том, что обращения граждан в совокупности регулирующих их правовых норм представляют собой сложный и достаточно разветвленный институт.
1. Конституция Российской Федерации (с изм., внесенными Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008№ 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства Российской Федерации», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 17.04.2017) // Собрание законодательства. № 28. 2001. Ст. 8756.
3. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. 1995. № 67.
4. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Рим, 4 ноября 1950 г. // Собрание законодательства РФ. 2001. № 2. Ст. 163.
5. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., Нью-Йорк. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 291.
6. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в ред. от 02.07.2013)//Собрание законодательства РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.
7. Федеральный закон Российской Федерации «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 февраля 2009 г. № 7. Ст. 776.
II. Учебная и научная литература
8. Адамова Э.Р. Эволюция права граждан на обращение в органы государственной власти в России // Сборник аспирантских научных
работ юридического факультета. - Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2011, №12. С. 16-21.
9. Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Права человека. Международные и российские механизмы защиты // Государство и право. - № 6. 2012. - С.76-78.
10. Андреев А. И. Обеспечение прав граждан при назначении административных наказаний. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М., 2003. - С. 40.
11. Анисимов П. В. Теоретические проблемы правового регулирования защиты прав человека. // Государство и право. - № 7. - 2013. - С. 87-89.
12. Архипов В.В. О праве граждан на получение информации при устном обращении в органы власти // Адвокат. 2014. № 7. С. 373.
13. Архипов В.В. О праве граждан на получение информации при устном обращении в органы власти // Адвокат. 2014. № 7. С. 73-74.
14. Беляков П.А. Защита прав граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления // «Законность», 2014, № 4.
15. Воложанин В. П. Несудебные формы разрешения гражданско-правовых споров / В. П. Воложанин - Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 2004. - С. 34-36.
16. Зубарев С. М. Система общественного контроля за деятельностью органов публичной власти // Административное право и процесс, 2014, № 10.
17. Кабашов С.Ю. Организация работы с обращениями граждан в истории России: учебное пособие.- М.: Флинта: Наука, 2010.- 312 с.
18. Кожухарь А. Н. Право на судебную защиту в исковом производстве / А.Н. Кожухарь. - Кишинев: Штиица, 2009. - С. 13.
19. Кононова А.Б. Становление и развитие правового закрепления и реализации права граждан на обращение в органы власти в СССР Правовая политика и модернизация государственности. - Пятигорск: РИА на Кавминводах, 2012, Т. 2.- 35-36 с.
20. Лоншаков Ю.С. О классификации обращений граждан в органы государственной власти и местного самоуправления // Политика. Власть.Право, 2014, № 12.
21. Лыскова Е.И. Становление и развитие института обращений граждан // Право и политика.- М.: Nota Bene, 2007, № 3. - С. 121-125.
22. Маклаков В.В. Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский союз, Соединенные Штаты Америки, Япония. Учеб. пособие. 8 изд., исправл. и доп. - М.: Инфотропик Медиа, 2012. 640 с.
23. Минасян А.М. Категории содержания и формы /А.М. Минасян. - Ростов-на-Дону: Издательство, 2012. - С. 32.
24. Михайловский М. Г. Некоторые теоретические и практические аспекты информационно-аналитической работы с обращениями граждан, организаций и общественных объединений // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, 2010 г. - № 12.
25. Насурдинов Э.С. Правовая культура: монография.- М.: Норма, 2014. С.310.
26. Обеспечение открытости органов власти для граждан и юридических лиц / под ред. А. В. Иванченко. - М.: Либер. миссия, 2007. - 323 с.
27. Подъячев К. В. Институт обращений граждан в органы власти в России: возможности возникновения нового канала влияния // Политические исследования. - 2007. - № 5. - С. 68-80.
28. Подъячев К. В. Обращения граждан в органы государственной власти и
местного самоуправления как форма гражданского участия.: дис канд.полит. наук: 23.00.02. - Москва, 2007.
29. Подъячев К. В. Обращения граждан во власть: функциональные особенности // Социологические исследования. - 2007. - № 5.
30. Подъячев В.К. Обращения граждан в органы власти и гражданское участие в России: взгляд политолога (Обращения граждан в органы власти как форма влияния на принятие политических решений). - М., 2011. - С. 76.
31. Савоськин А. В. Система обращений граждан в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право, 2014, № 10. - С. 18- 22.
32. Савоськин А.В. Допустимо ли признавать рассмотрение обращений граждан разновидностью Государственных (муниципальных услуг? // Административное и муниципальное право, 2014, № 6.
33. Скрябина М.В. Международные стандарты реализации права граждан на обращение в органы публичной власти // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2013. № 29.
34. Снежко О. А. Конституционные основы государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: автореферат диссертация кандидат юридических наук: // О. А. Снежко. - Саратов,1999. - С. 2-3.
35. Тюрина С. Ю., Борисов Н. И. Обращения граждан как инструмент повышения эффективности взаимодействия населения и власти: нормативно-правовое регулирование и практика // Административное и муниципальное право. - 2012. -№ 10.
36. Чачуа Е.Б. Проблемы реализации конституционных прав граждан на
обращение в государственные органы и органы местного самоуправления в рамках Федерального закона № 210 //
Государственная власть и местное самоуправление, 2014, № 6.
37. Чечот Д. М. Субъективное право и формы его защиты / Д.М. Чечот. - М., 2010. - С. 53.