Введение 3
Глава 1. Хронология репрессий в Красноярском крае 9
1.1. Хронология директив общесоюзного уровня 9
1.2. Хронология репрессивных документов по Красноярскому краю 13
1.3. Депортации 19
Глава 2. Формирование навыков исследовательской деятельности у обучающихся на примере темы «Хронология репрессий в Красноярском крае в 1930-х гг.»
24
2.1. Характеристика исследовательской деятельности 24
2.2. Методические рекомендации по формированию навыков исследовательской
деятельности у обучающихся на примере темы «Хронология репрессий в Красноярском крае в 1930-х гг.» 37
Заключение 47
Библиографический список 49
Приложения 56
В настоящее время общество претерпевает стремительные изменения, затрагивающие все сферы жизни. К человеку предъявляются новые требования, помогающие ориентироваться в современном мире. К таким качествам относятся самостоятельность мышления и действий, способность к объективной, независимой оценке ситуации, умения искать, анализировать, систематизировать информацию; высоко ценятся инициативность, умение планировать, способность к рефлексии.
Целенаправленное формирование этих качеств происходит в процессе обучения. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), в основе которого лежит системнодеятельностный подход, обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Он предписывает освоение обучающимися не только предметной составляющей, но и метапредметной и личностной, которые в свою очередь включают в себя самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и способность к целенаправленной познавательной деятельности соответственно. Этим усиливается актуальность исследования..
В целях освоения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения мы предлагаем формировать навык исследовательской деятельности у обучающихся в процессе обучения. Исследовательская деятельность обеспечивает освоение универсальных учебных действий (УУД), предполагающих самостоятельный поиск информации, овладение различными способами работы с ней, развитие коммуникативных и регулятивных навыков.
Общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, краеведение) способствуют всестороннему развитию личности, предполагают «развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней» .
Историко-культурный стандарт предполагает многоуровневое
представление истории (страна - регион - город (село), а так же многофакторный ее характер (изучение экономического, политического, социального, культурного аспектов и т.д.).
Изучение репрессий в Красноярском крае как раз отвечает этим требованиям, поскольку исторические документы дают возможность с определенного угла зрения увидеть внутреннюю политику государства, ее осуществление в отдельно взятом регионе, исследовать национальный состав ссыльных и сделать предположения об их конфессиональной принадлежности.
Формирование навыков исследовательской деятельности на примере темы «Хронология репрессий в Красноярском крае в 1930-х гг.» осуществляется на основе привлечения текстов исторических источников, «за счет повышения уровня самостоятельной познавательной активности учащихся», с применением хронологического метода, что отвечает соответствующим требованиям историко-культурного стандарта.
«Тема репрессий, социальной политике коммунистического режима на селе, изучение судеб семей, отдельных личностей, прошедших принудительно через так называемые «стройки коммунизма», ГУЛАГи, раскулачивание - все эти проблемы должны занять своё место в историческом краеведении» . Изучение истории родного края обладает высоким мотивационным потенциалом.
К тому же, в профессиональном стандарте педагога среди прочих умений прописано следующее: «Организовывать самостоятельную деятельность
обучающихся, в том числе исследовательскую». Многие авторы рассматривают исследовательскую деятельность педагога как составляющую часть его профессиональной деятельности. Проблема формирования навыков исследовательской деятельности на примере темы «Хронология репрессий в Красноярском крае в 1930-х гг.» недостаточно разработана, что и определяет ее актуальность. Разработка методических рекомендаций позволит если не полностью, то частично ликвидировать этот пробел.
Степень изученности
При написании работы были изучены и использованы монографии ученых, научная и учебно-методическая литература. Изучены работы, посвященные теоретическим основам формирования навыков исследовательской деятельности обучающихся; работы, исследующие репрессии в Красноярском крае, ссылку раскулаченных. Также изучены нормативно-правовые акты всесоюзного и регионального уровня, составившие нормативно-правовую базу репрессий.
Изучены работы, раскрывающие теоретические основы формирования исследовательских компетенций школьников таких авторов, как Казарина Л. А., Хуторской А. В., Ушаков А. А., Зимняя И. А. В этих работах выделены структурные компоненты исследовательской деятельности, принципы организации учебной деятельности при формировании исследовательской компетентности школьников, подробно описаны условия, модели, этапы, способы и формы формирования исследовательской компетентности.
...
Система образования не стоит на месте. Неустанно предпринимаются попытки ее совершенствования. В современном мире эти попытки направлены в сторону увеличения доли активных методов обучения, которые способствуют повышению интереса к учебной деятельности, обеспечивают личное участие каждого ученика в процессе изучения какой-либо темы, и способствуют более углубленному погружению в сущность какого-либо вопроса или темы [9].
Одним из таких методов обучения является учебно-исследовательская деятельность. Она отвечает:
• положениям деятельностного подхода (человеческая психика формируется в процессе деятельности),
• позициям компетентностного подхода (учебно-исследовательская деятельность отпимально подходит для формирования исследовательских компетенций),
• требованиям личностно-ориентированного подхода, поскольку
предполагает претворение в жизнь принципа добровольности,
основывается на понимании учеником того, что исследование
способствует развитию поисковых умений, критического мышления, логических, организаторских способностей, что несомненно расценивается как положительный результат обучения, предоставляет право самостоятельного выбора темы исследования.
ФГОС ООО предусматривает внедрение элементов исследовательской деятельности в образовательный процесс [7], и поэтому вопрос формирования навыков исследовательской деятельности отвечает современным требованиям образования.
В ходе работы были систематизированы основные теоретические понятия по теме исследования. Выявлены особенности организации исследовательской деятельности школьников. Предложен способ формирования навыков исследовательской деятельности у обучающихся на примере конкретной темы.
В рамках выпускной квалификационной работы было раскрыто содержание темы «Хронология репрессий в Красноярском крае в 1930-х гг.»; была рассмотрена характеристика исследовательской деятельности: структура,
функции, виды и формы, способ формирования навыков исследовательской деятельности и условия, этому способствующие. Так же были разработаны методические рекомендации по формированию навыков исследовательской деятельности у обучающихся на примере темы «Хронология репрессий в Красноярском крае в 1930-х гг.» (факультативный курс).
Значимость разработанного факультативного курса несомненна, так как многим практикующим учителям не хватает структурированного дидактического материала для проведения исследовательских работ по истории родного края, в частности по истории репрессий в Красноярском крае.
Данная работа может представлять интерес для учителей-историков, для студентов-практикантов, интересующихся историей репрессий в Красноярском крае и потенциалом этой темы для формирования навыков исследовательской деятельности у обучающихся.
1. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной
истории [Электронный ресурс]: URL:
https://historyrussia.org/images/documents/konsepsiyafinal.pdf. (Дата обращения: 17.06.2020).
2. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании). - М., 2014.
3. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015)
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644). [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 110255/. (Дата обращения:
17.06.2020).
4. Спецпереселенцы в Западной Сибири. 1930 - весна 1931 г. / Сост. С.А. Красильников, В.Л. Кузнецова, Т.Н. Осташко, Т.Ф. Павлова, Л.С. Пащенко, Р.К. Суханова. - Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1992. - 283 с.
5. Спецпереселенцы в Западной Сибири. 1933 - 1938 гг. / Сост. С.А. Красильников, В.Л. Кузнецова, Т.Н. Осташко, Т.Ф. Павлова, Л.С. Пащенко, Р.К. Суханова. - Новосибирск, ЭКОР, 1994. - 310 с.
6. Спецпереселенцы в Западной Сибири. Весна 1931 - начало 1933 гг. / Сост. С.А. Красильников, В.Л. Кузнецова, Т.Н. Осташко, Т.Ф. Павлова, Л.С. Пащенко, Р.К. Суханова. - Новосибирск, 1993. - 341 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897. [Электронный ресурс]. URL: http://window.edu.ru/resource/768/72768/files/FGOS OO.pdf . (Дата обращения: 17.06.2020).
Литература
8. Асбаув Г. Р Исследовательская деятельность школьников при изучении растительного мира города Екатеринбурга // Науки о Земле: от теории к практике (Арчиковские чтения - 2017): материалы Всерос. молодежн. школы- конф. (Чебоксары, 21-23 ноября 2017 г.) / редкол.: И. В. Никонорова [и др.]. - Чебоксары: ИД «Среда», 2017. - С. 326- 331.
9. Далингер В. А. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения математике // Ученые записки ЗабГГПУ, 2010. - №2. - с. 24 - 28.
10. Далингер В. А. Учебное исследование как компонент технологии развивающего обучения математике // Математические структуры и моделирование, 2001. - №7. - с. 162 - 173.
11. Девятайкина Н. И. Исследовательская деятельность школьников на уроках истории: содержание и организация : учебное пособие. - М., 2018. - 164 с.
12. Зильберберг Н.И. Исследовательская работа школьников: предпосылки, задачи, проблемы и решения // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сб. статей. - М., 2006. - С. 205-214.
13. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. - 2006. - №4. - с. 20-27.
14. Иванов В.А. Миссия Ордена: Механизм массовых репрессий в Советской России в конце 20-х - 40-х гг. (на материалах Северо-Запада РСФСР). СПб., 1997.
15. Ипполитова Н. В., Стерхова Н. С. Виды и формы организации исследовательской деятельности студентов педвуза // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2015. - №1. - с. 42 - 50.
... всего 63 источников