Реферат
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ 15
1.1. Понятие научно-исследовательской деятельности и критерии ее
оценивания 15
1.2. Анализ научно-исследовательской деятельности студентов в
педагогическом вузе 28
Выводы по первой главе 40
ГЛАВА 2. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА 42
2.1. Модель организации научно-исследовательской деятельности
студентов младших курсов в системе педагогического образования 42
2.2. Формирование познавательной активности студентов младших курсов
в условиях сетевой международной лаборатории 56
Выводы по второй главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЯ 72
Приложение 1 80
Приложение 2 82
Научно-исследовательская деятельность студентов - это неотъемлемая часть образовательного процесса любого университета, показатель его эффективности и качества работы. Вовлечение студентов в научную деятельность призвано обеспечивать интеграцию образования, науки и практики, это залог качественного образования и подготовки специалиста. Сегодня главной задачей высшей школы является не только обеспечить обучаемых необходимым багажом профессиональных знаний, но и вооружить их умениями работы с новыми научными знаниями в сфере своей будущей профессии.
Согласно государственным стандартам высшего образования (ФГОС 3+) по направлениям бакалавриата 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) от 9.02.2016 г., а также 44.03.01
Педагогическое образование от 4.12.2015 г. научно-исследовательская деятельность является одним из компонентов профессиональной деятельности будущего педагога. В результате освоения программы обучения выпускник должен быть готов выполнять следующие задачи:
- постановка и решение исследовательских задач в области науки и образования;
- использование в профессиональной деятельности методов научного исследования (ФГОС 3+).
Основы научно-исследовательской деятельности студентов закладываются через выполнение учебно-исследовательских и научноисследовательских работ, запланированных учебным планом университета, а также в процессе участия в различных научных объединениях (кружках, лабораториях и т.п.). Результаты работы могут быть озвучены на конференциях и научных семинарах, представлены на различных конкурсах, форумах и т.д. Однако в ходе научно-исследовательской работы (НИР) студенты могут столкнуться с рядом проблем:
- отсутствие необходимой базы знаний и умений для выполнения
научных проектов: студенты не готовы к выполнению
необходимого качества проектов, которые устанавливает ВУЗ;
- формальные требования учебного плана к подготовке студентов на младших курсах, где основной упор делается на учебную деятельность, однако образовательные стандарты требуют формирования исследовательской компетенции на протяжении всего обучения, начиная с 1 курса;
- отсутствие четких ориентиров на будущую научноисследовательскую деятельность: непонимание студентами
перспектив развития исследования и применения полученных знаний и умений в будущем;
- трудность определения с научным руководителем, начиная с первого курса: у преподавателей нет времени и желания работать над научными проектами со студентами младших (1-2) курсов, у которых практически отсутствуют знание и понимание содержания и методов научного исследования.
Все эти проблемы приводят к низкой мотивации студентов к НИР, решение которых необходимо начинать с первого курса. Однако, не смотря на актуальность данного вопроса, во многих исследованиях не придается должного значения проблеме формирования познавательной активности к научно-исследовательской деятельности студентов младших курсов.
Анализ нормативной документации и психолого-педагогической литературы позволяет выделить ряд противоречий:
1) Между требованием государства к научно-исследовательской работе студентов высших учебных заведений и научно-техническому творчеству молодежи и неготовности студентов младших курсов к осуществлению данной деятельности;
...
Научно-исследовательская деятельность студентов является необходимым условием эффективной деятельности вуза, описывающим качество подготовки будущего специалиста. Сформированные качества личности и полученные знания в процессе выполнения научно - исследовательских работ охватывают все периоды сознательной жизни человека, являющиеся залогом успешности профессионального становления.
Согласно А.В. Гневышевой и И.В. Скугаревой, система научноисследовательской работы студентов - это совокупность мероприятий, которые нацелены на освоение ими в процессе обучения по учебным планам и сверх них определенных навыков, приемов и методов выполнения научноисследовательских работ, развитие способностей студентов к творчеству и самостоятельности. Научно-исследовательская работа является эффективным способом и средством формирования у студентов вузов мотивации к творчеству, ответственности инициативы и развития, а также выступает способом наиболее полной реализации индивидуального подхода в обучении и воспитании.
Целями научной деятельности студентов выступают переход от усвоения готовых знаний к овладению методами получения новых знаний, приобретение навыков самостоятельного анализа окружающих явлений с использованием научных методик.
К каждому из видов научных исследований предъявляются определенные требования и соответствующие этим требованиям критерии оценивания. Зачастую, представленные виды НИР выступают не в качестве самостоятельного научного продукта, а входят в более масштабное целостное исследование, что приводит к сложностям в их оценивании. Данная проблема связана с тем, что характеристика рациональности применяемых показателей и точности расчета последних зависят от ряда факторов: характера получаемых результатов, связи с практическими органами, масштаба внедрения НИР, содержания НИР (по числу выполняемых этапов), длительности периода выполнения НИР и стадии, на которой производится расчет (планирование, выполнение, внедрение).
В педагогическом университете в качестве объективных критериев оценки НИР видится целесообразно использовать результаты, полученные студентами в ходе данной деятельности, начиная от курсовых работ, заканчивая научными проектами, представленными на выставках и конкурсах.
Современные условия труда и требования ФГОС ВО вызывают необходимость включения студентов - будущих педагогов в научноисследовательскую деятельность, знакомя их с методами познания и производства нового знания.
Проведенное исследование отношения и включенности в НИР студентов Института математики, физики и информатики КГПУ им. В.П. Астафьева показывает, что, несмотря на количество работ, посвященных описанию понятия «научно-исследовательская деятельность», многие студенты еще на последних годах обучения не могут четко описать суть данного понятия. Более того, неверное понимание сути НИР закладывается уже у студентов с первого курса.
Недостаток знаний и понимания значимости и ценности НИР в своей будущей профессиональной деятельности приводит к тому, что студенты стараются избегать научной сферы. Пассивная роль в данном процессе уже закладывается на первом курсе, что доказывают ответы на вопросы, связанные с ролью научного руководителя в научных исследованиях студента. Описанные проблемы актуализируют необходимость проведения просветительских работ в области научно-исследовательской деятельности студента.
...
1. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 N 127-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/ (10.04.2017)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 44.03.01 «Педагогическое образование (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. М.: Координационный совет учебнометодических объединений и научно-методических советов высшей школы. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf (15.05.2017)
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего
образования 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. М.: Координационный совет учебно-методических объединений и научнометодических советов высшей школы. URL:
http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440305.pdf (15.05.2017)
4. Положение о научной деятельности высших учебных заведений
Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию, утвержденным Приказом Г оскомвуза России от 22 июня 1994 г.№614 [Электронный ресурс]. URL:
http: //www.isma.ivanovo .ru/attachments/1769 (18.04.2017)
5. Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]. http: //didacts .ru/termin/poznavatelnaj a- aktivno st. html
6. Арапов М.В. Бум высшего образования в России: масштабы, причины и следствия [Текст] / М.В. Арапов // Вестн. Междунар. Юрид. ин-та. 2004. - № 2. - С. 23-25.
7. Башкова Л.Р. Организация научно-исследовательской деятельности студентов в рамках повышения уровня подготовки специалистов с высшим образованием [Текст] / Л.Р. Башкова // Россия в мировом пространстве: фундаментальные и прикладные исследования. 2014. С. 3-5.
8. Бобровская А.Н. Особенности организации и проведения научноисследовательской деятельности студентов в области психологии [Текст] / А.Н. Бобровская // Альманах современной науки и образования. 2010. № 6. С. 66-68.
9. Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования [Текст]: монография / Н.В. Бордовская — М.: КНОРУС, 2016.— 512 с.
10. Вакджира М.Б. Организация научно-исследовательской деятельности студентов [Текст] / М.Б. Вакджира // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 3 (34). С. 139-141.
11. Варшавский, А.Е. Особенности перехода к экономике знаний и проблемы России [Текст] / А.Е. Варшавский // Россия в глобализирующемся мире: Политико-экономические очерки / Отв. ред. ак. Д.С. Львов. М.: Наука, 2004.-С. 91-109.
12. Василъчук Ю.А. Социальное развитие человека. Фактор социума [Текст] / Ю.А. Василъчук //Общественные науки и современность. - 2003. - № 6; - 2004. - № 1.
13. Вострокнутов Е.В. Организация научно-исследовательской
деятельности студентов технического вуза в условиях компетентностного подхода [Текст] / Е.В. Вострокнутов // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 1. С. 317-322.
14. Гневышева А.В. Проблема активизации нир студентов в вузе [Текст] / А.В. Гневышева, И.В. Скугарева // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: Науки об обществе и гуманитарные науки. 2014. № 1. С. 32-36.
15. Гринберг Г.М. Организация непрерывной учебно-исследовательской деятельности студентов при выполнении дипломного проекта [Текст] / Г.М. Гринберг, М.В. Лукьяненко, Н.И. Пак // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2008. №1 С.26-32.
... всего 55 источников