Содержание Введение 3
Глава 1: Теоретические основы обучения младших школьников
решению задач с пропорциональными величинами 6
1.1 Психолого-педагогические аспекты развития логического мышления школьников в процессе их обучения решению задач 6
1.2 Понятие текстовой задачи: структура, виды задач 11
1.3 Зависимости между величинами как математическая основа
обучения решению задач с пропорциональными величинами. Классификация задач с пропорциональными величинами 19
Глава 2: Методика формирования умения у младших школьников
решать задачи с пропорциональными величинами 26
2.1 Методические подходы в обучении решению задач с
пропорциональными величинами в начальных классах в различных образовательных программах 26
2.2 Примеры заданий, направленных на формирование умений
младших школьников решать задачи с пропорциональными 37
величинами
2.3 Апробация учебно-методических материалов, направленных на
формирование умения решать задачи с пропорциональными величинами в начальных классах 46
Заключение 57
Литература 59
Приложения
1 62
2 63
3 64
4 75
Формирование умения решать текстовые задачи это одна из главных задач начального курса математики. На первом этапе обучения математике в начальной школе ученики знакомятся с понятием математическая задача, в последующем расширяя свои знания по данной теме, дети учатся выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей их жизни. Решение задач позволяет ребёнку осознать практическую значимость тех математических понятий, которыми он овладевает в начальном курсе математики, дает возможность применять изучаемые теоретические положения на практике.
Традиционно в процессе обучения решению текстовых задач у большинства учеников возникают трудности в усвоении материала, поэтому одной из важнейших целей в начальном курсе математики является подбор целесообразного дидактического материала, приемов и методов, направленных на формирование умения решать математические задачи. Это, в свою очередь, способствует формированию у школьников знаний и умений, необходимых в повседневной жизни при решении тех или иных проблемных ситуаций.
Чтобы разобраться в определенной ситуации, необходимо понять ее суть, определить предстоящую задачу словесно, подобрать метод или способ решения поставленной проблемы. Так как процесс решения текстовых задач зачастую может быть организован не единственным образом, то важным условием математической грамотности является умение подобрать наиболее рациональный метод решения поставленной задачи. Поэтому очень важно научить школьников в широком смысле слова работать с задачей.
Особую сложность в процессе обучения решению математических задач для младших школьников представляют задачи с пропорциональными величинами. Затруднения при освоении и решении таких задач возникают как правило на этапе выделения связей между данным и искомым. Глубокое понимание данного этапа решения задачи необходимо для поиска способа и составления плана решения задачи. Одна из причин возникновения у детей такого рода трудностей заключается в том, что понятие пропорциональная зависимость не является предметом специального изучения и усвоения в начальном курсе математики. В настоящее время актуальность данной проблемы становится проблема разработки соответствующих заданий, направленных на более глубокое понимание таких понятий как: величина, пропорция, пропорциональная связь.
В настоящее время актуальность данной проблемы продиктована рядом факторов:
1) ФГОС ставит одной из важнейших задач начального курса математики умение решать задачи.
2) Задача с пропорциональными величинами являются трудным материалом для усвоения учащимися начальных классов.
3) Задачи с пропорциональными величинами входят в ВПР.
Объектом исследования является процесс обучения младших школьников решению задач с пропорциональными величинами.
Предмет исследования - методические рекомендации по обучению младших школьников решению задач с пропорциональными величинами.
Цель работы: изучение теоретических основ обучения решению задач с пропорциональными величинами в начальных классах, разработка заданий, направленных на формирование умения младших школьников решать задачи с пропорциональными величинами.
Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
О Рассмотрение психологических, математических и методологических основ обучения решению задач с пропорциональными величинами.
О Анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по проблеме исследования.
О Исследование методических аспектов обучения школьников решению задач с пропорциональными величинами в различных УМК.
JРазработка и апробация заданий, направленных на повышение эффективности процесса обучения младших школьников решению задач с пропорциональными величинами.
Базой для исследования послужил 3 класс МБОУ СОШ №32 г. Пензы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
При написании данной выпускной квалификационной работы перед нами была поставлена цель: изучение теоретических основ обучения решению задач с пропорциональными величинами в начальных классах, разработка заданий, направленных на формирование умения младших школьников решать задачи с пропорциональными величинами и ряд задач.
В соответствии с поставленными задачами на основе анализа психолого - педагогической и методической литературы по был выявлен понятийный аппарат по исследуемой проблеме, систематизирован теоретический материал по работе над составной задачей, а также приемы работы над задачами с пропорциональными величинами, проведен анализ методических аспектов обучения решению задач с пропорциональными величинами в различных УМК, разработаны и апробированы задания направленные на формирования умения решать задачи с пропорциональными величинами.
Рассмотрев психологические, математические и методические основы обучению решения задач с пропорциональными величинами можно сделать вывод, обучение младших школьников решению задач с пропорциональной зависимостью, а также и решению текстовых задач в целом должно строится на основе творческого потенциала детей, его поиске и совершенствованию. Важно научить школьников мыслить, выходя за рамки предложенного, совершать логические операции, анализ, синтез и.т.д., не допускать шаблонности в обучении.
Исследовав методические аспекты в различных УМК, мы можем сказать, что в каждом из них работа с задачами на пропорциональную зависимость отвлеченно ведется, начиная со 2 класса, используются приемы такие как: сравнение, составление задачи по таблице и рисунку, подбор определенной схемы к задаче. Для записи условия задачи используются разные модели, в основном это графические схемы в УМК «Гармония» и таблицы в УМК «Школа России».
В ходе практической деятельности были разработаны и апробированы задания, направленные на формирование умения младших школьников решать задачи с пропорциональными величинами. На наш взгляд, в начале работы с задачами на пропорциональную зависимость нужно четко сформировать понятие у школьников как о величинах в целом, так и о свойствах величин и их зависимостях. В данном случае мы говорим о прямой и обратной пропорциональности между величинами. В задачах вида «цена/ количество/ стоимость» важно показать, что стоимость каких-либо предметов напрямую зависит от их количества, цена же есть фиксированная величина. Особое внимание при работе с задачами такого вида должно уделяться задачам на движение. Школьникам особо сложно понять зависимость времени перемещения какого-либо объекта от его скорости и т.д.
Методика решения задач на пропорциональную зависимость предложенная нами, показала свою эффективность.
Таким образом, необходимо сказать, что цель ВКР достигнута, поставленные задачи решены.
1. Бантова, М.А. Методика преподавания математики в начальных классах / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова. - М.: Просвещение, 1984. - 335c.
2. Байрамукова, П. У. Методика обучения математике в начальных классах: курс лекций / П. У. Байрамукова, А. У. Уртенова. - Ростов н/д.: Феникс, 2009. - 299с.
3. Белошистая, А. В. Методика преподавания математики в начальной школе / А.В. Белошистая. - М.: Владос, 2005. - 455с.
4. Волкова, С. И. Математика. Методические рекомендации 3 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / С. И. Волкова, С. В. Степанова, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова. - М.: Просвещение, 2017. - 172с.
5. Воловичева, Л.А. Развивающие возможности задач на движение/ Л. А. Воловичева // Начальная школа. - 2000. - № 5. - С.106-108.
6. Гребенникова, Н.Л. Решение задач на зависимость величин разными способами/ Н. Л. Гребенникова // Начальная школа. - 1999. - №2.- С. 45-49.
7.Зайцева, С.А. Методика обучения математике в начальной школе / С. А. Зайцева, И. Б. Румянцева, И. И. Целищева. - М.: Владос, 2008. - 192с.
8.Зайцев, В.В. Математика для младших школьников: методическое пособие для учителей и родителей/ В.В. Зайцев. - М.: Владос, 1999. - 307с.
9. Истомина, Н.Б. Практикум по методике обучения математике в начальной школе: Развивающее обучения / Н. Б. Истомина, Ю. С. Заяц. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009. - 144с.
10. Истомина, Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах: учебное пособие для студентов средних и высших пед. учебных заведений / Н. Б. Истомина. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 288с.
11. Кабанова-Меллер, Е.Н. Формирование приемов умственного развития учащихся / Е. Н. Кабанова-Меллер. - М.: Просвещение, 1968. - 288с.
12. Казько, Е.С. Работа над текстом задачи с пропорциональными величинами/ Е.С. Казько // Начальная школа. - 1998. - №5. - С.28-33.
13. Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З.И. Калмыкова. - М.: Педагогика, 1981. - 200с.
14. Клименченко, Д.В. Решение задач различными способами/ Д. В. Клименко // Начальная школа. - 1986. - №4. - С.29-30.
15. Колоскова, О.П. Формирование учебных умений младших школьников в процессе обучения решению текстовых задач / О.П. Колоскова // Начальная школа. - 2008. - №9.- С.29-32.
16. Крючкова, В.В. Работа над задачами с пропорциональными величинами в развивающем режиме: Методическое пособие для учителей нач-х классов: Часть 2 / Л. А. Воловичева, Г. Г. Политко, И. А. Иванова. - Рязань: Рязанский областной институт развития образования, 1996. - 75с.
17. Кузнецов, В.И. К вопросу о решении математических задач/ В. И. Кузнецов // Начальная школа. - 1999. - № 5. - С.27- 33.
18. Лавриненко, Т.А. Как научить детей решать задачи / Т.А. Лавриненко. - Саратов: Лицей, 2000. - 264с.
19. Малыхина,В.В. Схематический рисунок при решении задач/В.В. Малыхина, П. У. Баймарукова // Начальная школа. - 1998. - №11/12. - С.56-58.
20. Мамыкина, М.Ю. Работа над задачей / М.Ю. Мамыкина // Начальная школа. - 2003. - №4. - С.17-21.
21. Марушенко, Л.Ю. Функциональный подход к решению текстовых задач на прямо пропорциональную зависимость /Л.Ю. Марушенко// Начальная школа. - 2007. - №7. - С. 44- 51.
22.Овчинникова, М.В. Методика работы над текстовыми задачами в начальных классах (общие вопросы): учебно-методическое пособие для студентов специальностей «Начальное обучение. Дошкольное воспитание» / М. В. Овчинникова. - К.: Педагогическая пресса, 2001. - 128с.
23. Попова, Е.А. Работа с таблицами при обучении младших школьников решению задач на процессы/ Е. А. Попова // Начальная школа.-2009.-№10.- С.42-46.
24. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. ОДОБРЕНА решением федерального учебно -методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
25. Семья, Ф.Ф. Совершенствование работы над составными задачами / Ф. Ф. Семья // Начальная школа. - 1991. - № 5. - С. 17-22.
26. Скворцова, С.С. Урок на тему «Составные задачи» / С.С. Скворцова // Начальная школа. - 2008. - №8. - С.52-54.
27. Степанова, С.В. Тема «Величина в курсе математики для 4-го класса» / С. В. Степанова // Начальная школа. - 1989. - № 8. - С. 39-44.
28. Темербекова, А.А. Методика преподавания математики: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.А. Темербекова. - 1-е изд. - М.: Гуманит изд. центр «ВЛАДОС», 2003. - 490с.
29. Тихоненко, А.В. К вопросу о формировании ключевых математических компетенций младших школьников / А. В. Тихоненко // Начальная школа. - 2006. - № 4. - С.78-84.
30. Тонких, А.П. Математика: учебное пособие для студентов факультетов
подготовки учителей нач. классов/ А. П. Тонких. - М.: Книжный дом
"Университет", 2002. - 472с.
31. Фридман, Л.М. Методика обучения решению математических задач / Л.М. Фридман // Математика в школе. - 1991.- №5. - С.27-29.
32. Царева, С.Е. Введение произвольных единиц величин при решении задач / С. Е. Царева // Начальная школа. - 1993. - № 5. - С. 60-64.
33. Целищева, И.И. Моделирование в процессе решения текстовых задач / И. И. Целищева // Начальная школа. - 1996. - №3. - С. 32- 37.
34. Шикова, Р.Н. Методика обучения решению задач, связанных с движением тел / Р.Н. Шикова // Начальная школа. - 2000. - №5. - С.64-69.
35. Шикова, Р.Н. Решение задач на движение в одном направлении / Р.Н. Шикова // Начальная школа. - 2000. - №12. - С.39-42.