Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Законодательный процесс в Российской Федерации

Работа №163128

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

юриспруденция

Объем работы59
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА 8
1.1 Понятие и содержание законодательной деятельности 8
1.2 Развитие законодательного процесса в России 14
1.3 Принципы законодательного процесса в Российской Федерации 21
2 ОСОБЕННОСТИ СТАДИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 29
2.1 Внесение законопроекта и принятие закона Государственной Думой 29
2.2 Одобрение закона Советом Федерации и его подписание Президентом... 36
2.3 Особенности дополнительных стадий законодательного процесса 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54


Актуальность темы выпускной квалификационной работы. В соответствии с частью 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации Россия является правовым государством. В правовом государстве вся деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, граждан и их объединений подчинена законам. Следовательно, противопоставление законности и целесообразности недопустимо - во всех случаях приоритет имеет законность. Законы принимаются парламентом, избираемым народом и действующим от его имени, что свидетельствует о выражении в законах воли народа - единственного источника власти. Акты, принимаемые Президентом Российской Федерации, органами исполнительной власти, местного самоуправления не могут противоречить законам. При этом, исходя из статей 2, 17 и 18 Конституции, закон должен обеспечивать приоритет прав и свобод человека и исходить из интересов личности.
В этой связи качество принимаемых законов приобретает повышенную значимость. Ведь действующий закон, будучи общеобязательным, оказывает регулирующие воздействие на многие общественные отношения, касается каждого человека и, являясь актом многократного применения, обеспечивает правовую стабильность. Если закон написан некорректно, то будет возникать потребность вносить в него исправления, что приведет к частому изменению законодательства, влекущему возникновение правовой неопределенности. Неэффективное правовое регулирование, либо чрезмерно частая корректировка законодательства негативно сказываются на развитии общественных отношений, так как субъекты права не будут успевать подстраиваться под перманентно меняющиеся правила поведения. Избежать вышеназванных негативных последствий можно за счет повышения качества принимаемых законов, которое позволит реже их корректировать.
Качество законов определяется тем, насколько совершенен законодательный процесс, предусматривающий на разных стадиях механизмы предотвращения принятия необдуманных или поспешных законов. Следовательно, рассмотрение законодательного процесса представляется весьма актуальным.
Целью работы является исследование специфики законодательного процесса в Российской Федерации с выявлением его проблемных аспектов.
Для достижения поставленной в работе цели решались следующие задачи:
- анализ понятия и содержания законодательной деятельности;
- рассмотрение развития законодательного процесса в России;
- исследование принципов законодательного процесса в Российской Федерации;
- рассмотрение стадий внесение законопроекта и принятие закона Государственной Думой;
- рассмотрение одобрения закона Советом Федерации и его подписание Президентом;
- исследование особенностей дополнительных стадий законодательного процесса.
Объектом исследования являются урегулированные нормами российского законодательства общественные отношения, складывающиеся в сфере нормотворческой деятельности.
Предметом исследования выступают конституционно-правовые нормы, регулирующие законодательный процесс в Российской Федерации.
Новизна и практическая значимость выпускной квалификационной работы в том, что исследование законодательного процесса позволило выявить некоторые пробелы и правовую неопределенность в регулировании отдельных аспектов процедуры принятия законов и сделать предложения по внесению изменений в регламенты палат Федерального Собрания, что может быть использовано в дальнейших теоретических изысканиях и в правотворческой деятельности.
Методологическую основу работы составили такие методы, как анализ, синтез, историко-правовой, формально-юридический, системный и другие методы...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог выпускной квалификационной работе, мы можем сделать следующие выводы и обобщения.
Законодательный процесс включает в себя строгую последовательность стадий, имеющих как общие положения для всех законов, так и специфические черты, характерные для отдельных видов законодательных актов. Общим для всех законов является их прохождение от стадии законодательной инициативы до подписания и обнародования законов Президентом. Однако для федеральных конституционных законов не предусматривается возможность преодоления Государственной Думой вето Совета Федерации, а у Президента отсутствует право вето на такие законы. При этом процедура принятия всех законов специально усложнена, с тем, чтобы отсеять слабо подготовленные или ущемляющие права человека, либо явно противоречащие Конституции законы.
В дореволюционной России зарождающаяся деятельность парламента на основе многопартийности и политической конкуренции позволяла постепенно преодолевать консерватизм монарха и исполнительной власти, что благотворно сказывалось как на законодательном процессе, так и на качестве принимаемых законов. Советский период отмечен отрицанием европейского опыта и закрытостью процедур принятия законов. Однопартийность, бюрократический способ формирования законодательных органов (при формальных выборах), их оторванность от населения значительно ухудшили качество законотворческой работы. Начавшаяся перестройка и демократизация запустили механизм возрождения такого основополагающего принципа законодательного процесса, как гласность и реальное парламентское обсуждение законопроектов.
На современном этапе законодательство не устанавливает максимальных сроков принятия закона в Государственной Думе (закрепляя лишь минимальные промежутки времени, необходимые для отправки текста законопроекта в субъекты Российской Федерации и приема поправок перед вторым чтением). Данное положение нам видится оправданным, так как, учитывая серьезность правовых последствий вступления закона в силу, необходима тщательная проработка его текста, что вызывает потребность предоставления Государственной Думе столько времени, сколько будет необходимо для качественной и обстоятельной работы.
В отличие от Государственной Думы, Совет Федерации и Президент ограничены сроками рассмотрения закона, а также не могут изменять этот закон, решая только вопрос о том, согласиться с предложенным текстом или отклонить его. Если они предлагают иную редакцию закона, то она должна быть согласована с Государственной Думой.
Анализируя все стадии законодательного процесса можно придти к выводу о том, что в принятии закона участвуют три основных субъекта: Государственная Дума, Совет Федерации и Президент. Ключевым субъектом является Государственная Дума, так как если она не принимает закон, то два других участника (Совет Федерации и Президент) никак не могут повлиять на это решение. Если же Дума принимает закон, а кто-то из оставшихся участников против, то закон может быть принят даже без его согласия. Так, Дума может преодолеть вето Совета Федерации, но ей необходимо, чтобы Президент был согласен подписать закон. Если Президент не подписывает закон, то Дума может преодолеть его вето, но при условии, что и Совет Федерации станет голосовать за этот закон и тогда Президент будет обязан его подписать. Если же против закона выступают и Совет Федерации и Президент, то закон в силу не вступит. Даже преодолев вето Совета Федерации, Дума наткнется на сопротивление Президента, для преодоления вето которого необходимо участие Совета Федерации.
Таким образом, до недавнего времени сложилась конфигурация «два против одного», при которой Государственная Дума, принявшая закон может довести его до вступления в силу, если заручится поддержкой хотя бы одного из оставшихся двоих субъектов. Такая система является достаточно эффективным механизмом противовесов между субъектами законодательной деятельности...


1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с поправками, внесенными Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.12.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря - № 237.
2. Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ (в редакции от 1 мая 2019 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1994 г. № 8. Ст. 801.
3. Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ (в ред. от 8 марта 2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1998 г. № 10. Ст. 1145
4. Постановление Государственной Думы РФ «О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 22 января 1998 г. № 2134-П ГД (в редакции от 15 октября 2019 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 февраля 1998 г. № 7. Ст. 801.
5. Постановление Совета Федерации РФ «О регламенте Совета Федерации Федерального Собрания РФ» от 30 января 2002 г. № 33-СФ (в редакции от 11 декабря 2019 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2002 г. № 33. Ст. 635.
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. № 2- П «По делу о толковании ст. 103, 105, 107, 108, 117 и 135 Конституции РФ» // Вестник Конституционного Суда РФ, № 2-3, 1995.
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 № 15- П «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ от 4 декабря 1995 г. № 49, ст.
4868
Научная и учебная литература
8. Амиантов А.А. Российский парламентаризм: политико-правовой аспект: монография / А.А. Амиантов. -М.: Юрлитинформ, 2018. -296 с.
9. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М.В. Баглай. -12-е изд., изм. и доп. -М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. - 768 с.
10. Золотухина Н.М. Законотворческая деятельность в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование: монография / Н.М. Золотухина. -М.: Юрлитинформ, 2018. -352 с.
11. Крашенинников П.В. Закон и законотворческий процесс / П.В. Крашенинников. -Науч. изд. -М.: Статут, 2017. -160 с.
12. Крохина Ю.А. Бюджетное право России: учебник для бакалавриата и магистратуры / Ю.А. Крохина. -5-е изд., перераб и доп., учеб. -М.: Юрайт, 2018. -328 с.
13. Черногор Н.Н., Залоило М.В. Актуальные проблемы правотворчества: учебное пособие Actual problems of law-making / H.H. Черногор М.В. Залоило; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Президенте РФ. -Науч. изд. -М.: Юридическая фирма Контракт, 2018. -144 с.
Публикации в научных журналах, сборниках и СМИ
14. Абдуллабекова А.Э. Расширение и конституционное закрепление круга субъектов законодательной инициативы / А.Э. Абдуллабекова. // Евразийский юридический журнал. -2016. -№ 4. - С. 107 - 108
15. Анциферов Н.В. Юридические обязанности субъектов законодательного процесса на федеральном уровне: подходы Конституционного Суда РФ / Н.В. Анциферов. // Современное прав. -2017. - № 10. - С. 52 - 56...43



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ