Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ,ОКАЗАВШИМСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Работа №16309

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1228
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава I. Теоретические аспекты организации психолого-педагогической помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию 6
1.1. Трудная жизненная ситуация как область психолого-педагогической поддержки 6
1.2. Причины попадания детей в трудную жизненную ситуацию 11
1.3. Основные направления работы с детьми, оказавшимся в трудную жизненную ситуацию 15
Вывод 23
Глава II. Эмпирическое исследование оказания психолого-педагогической помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в Центре социальной помощи семье и детям 25
2.1. Организация и проведение исследования 25
2.2. Практика организации психолого-педагогической помощи детям,
попавшим в трудные жизненные ситуации, на примере Центра социальной помощи семье и детям Бай-Тайгинского кожууна 35
2.3. Рекомендации оказания помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации 40
Вывод 47
Заключение 49
Список использованной литературы 51
Приложение 1 55
Приложение 2 60
Приложение 3 62
Приложение 4 67


Актуальность исследования. В настоящее время основная масса воспитанников социально-реабилитационных учреждений - это подростки в возрасте от 12 до 15 лет, родители которых лишены родительских прав. Социальное сиротство - явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Исследования показывают, что количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, растет. Особенно это относится к социальным сиротам.
Одной из центральных психолого-педагогических проблем на современном этапе является поиск новых технологий, направленных на обеспечение позитивной социализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, так как, несмотря на нормативно-законодательную базу, проблемы социализации этих детей сохраняются. Особенно актуальным является разрешение указанного противоречия между признанием необходимости психолого-педагогического сопровождения этой категории детей и технологической неразработанностью педагогических условий для реализации этого процесса применительно к учреждениям, в которых пребывание детей ограничено временем от нескольких недель до полугода. В этом случае актуализируется вопрос результативности психолого-педагогической помощи этим детям.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования следующим образом: каковы пути и средства, обеспечивающие результативность психолого-педагогической помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Степень изученности проблемы: Различные аспекты педагогического сопровождения анализируются в работах Г. М. Андреевой, С. Г. Вершловского, О. С. Газмана, М. И. Губановой, И. Д. Демаковой, И. С. Кона, Н. Б. Лаврентьевой, А. В. Мудрика и др. Как показывает теория и практика, психолого-педагогическое сопровождение направлено на преодоление двух основных групп трудностей в социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию:
□ комплекс социальных затруднений (жилищно-бытовая неустроенность, несформированность социальных навыков, отсутствие позитивных социальных связей и, главное, - отсутствие положительных жизненных планов);
□ комплекс психологических затруднений (искаженное формирование «Я»-концепции, отсутствие доверия к людям, трудности в составлении профессиональных планов, депривация, перенос негативного опыта взаимоотношений в родительской семье на свою семью, низкая самостоятельность в решении жизненно важных задач).
Аспекты педагогической деятельности в этих двух направлениях в психолого-педагогической литературе рассмотрены достаточно подробно. Что же касается организации психолого-педагогического сопровождения детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, то эта сфера деятельности педагога в научной литературе исследована недостаточно.
Цель исследования: изучить и выявить пути и средства психолого-педагогической помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Объект исследования: психолого-педагогическая помощь детям.
Предмет исследования: психолого-педагогическая помощь детям в трудной жизненной ситуации.
Гипотеза исследования: оказание психолого-педагогической помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию возможно при следующих условиях: 1) проведение, анализ и обработка результатов психолого-педагогического изучения детей, попавших в трудную жизненную ситуацию;
2) анализ организации психолого-педагогической помощи детям в учреждениях социальной помощи семье и детям.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Провести диагностическое исследование детей, попавших в Центр социальной помощи семье и детям Бай-Тайгинского кожууна.
3. Проанализировать деятельность Центра социальной помощи семье и детям Бай-Тайгинского кожууна.
4. Разработать рекомендации по организации психолого-педагогической помощи детям в трудной жизненной ситуации.
Методологические основы исследования: труды ученых В.Г. Афанасьева, А.В. Мудрика - комплексный подход как направление научного познания социальных процессов; А.Г. Асмолова, Л.И. Божовича, В.А. Петровского - теория личности; В.Н. Гурова, Л.И. Рожкова - положения о взаимодействии школы и социальной среды.
Методы исследования: теоретические (анализ и синтез); эмпирические (анкетирование, метод экспертной оценки, тестирование (опрос для выявления коммуникативных способностей Р.В. Овчаровой), математический (регистрация).
Практическая значимость определяется возможностью использования полученных данных для организации психолого-педагогической помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Полученные данные можно использовать в педагогической практике и социальной работы.
База исследования: государственное бюджетное учреждение Республики Тыва «Центр социальной помощи семье и детям Бай-Тайгинского кожууна» посвященной Году гостеприимства в Республике Тыва и в рамках мероприятий Всероссийского фестиваля науки, фестиваля «Студенческая весна» в Тувинском государственном университете (г. Кызыл 16 апреля 2016 г).
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты изучения организации психолого-педагогической помощи детям, попавшим в трудные жизненные ситуации. Во второй главе представлено описание методик исследования, результаты диагностики, рекомендации педагогам и родителям также общие выводы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретический анализ научной литературы показал, что трудная жизненная ситуация - это длительное и неблагоприятное для развития личности состояние ребенка, связанное с недостаточным или противоречивым воздействием на него внешних условий (социальная среда) и внутренних условий (состояние здоровья, психики). Это явление обусловлено множеством различных причин и факторов, следовательно, коррекционные мероприятия по ее преодолению требуют комплексного подхода Необходимо проводить работу не только с ребёнком, но и с его ближайшим окружением.
Практика показывает, что дети, находясь в трудной жизненной ситуации, попадают в положение, которое серьезно сказывается на его благополучии, безопасности жизнедеятельности и из которого он не всегда способен выйти самостоятельно. В этом случае ему требуется специализированная помощь. Такой помощью детям, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, может являться психолого-педагогическое сопровождение, главная цель которого - создать наиболее оптимальные условия для жизнедеятельности ребенка, его воспитания и преодоления сложившейся ситуации.
Целью эмпирического исследования по выпускной квалификационной работе выступает изучение и выявление путей и средств психолого-педагогической помощи детям, попавших в трудную жизненную ситуацию и проверка их результативности на практике.
По результатам проведенного анкетирования «Общие сведения об обучающимся», видно, что у подростков родители безработные или рабочие.
Результаты анкетирования проведенного психологом «Центра социальной помощи семье и детям», показали, что в центре находятся в основном подростки из многодетных, полных и неполных и малоимущих семей. Также они характеризуются тем, что неоднократно попадают и находятся в данном социальном учреждении. Все подростки ответили, что учатся в школе и учатся хорошо или удовлетворительно. На вопрос «Подвергался ли жестокому обращению в семье?» больше половины детей ответили положительно, а на вопрос «В чем заключалось жестокое обращение?» ответили физическое и психологическое насилие, но сексуального насилия по отношению к подростку не применялось.
Сравнительный анализ результатов анкетирования детей и анкетирование проведенного психологом «Центра социальной помощи семье и детям» показал, что ответы детей в двух анкетах совпадают лишь в вопросе, касающегося их общения со сверстниками. Несмотря на то, что для детей данного возрастного этапа ведущим видом деятельности является интимно - личностное общение со сверстниками, многие в большинстве случаев испытывают трудности в общении с ними.
По результатам второй методики, у половины детей уровень коммуникативных склонностей выше среднего, что является хорошим показателем.
На следующем этапе работы, сделан анализ работы Центра социальной помощи семье и детям Бай-Тайгинского кожууна по оказанию практики психолого-педагогической помощи детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях. По результатам исследования были составлены рекомендации детям, педагогам и родителям по оказанию помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации их семьям.
Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты. Гипотеза исследования о том, что оказание психолого-педагогической помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию возможно при следующих условиях: 1) проведение, анализ и обработка результатов психолого¬педагогического изучения детей, попавших в трудную жизненную ситуацию; 2) анализ организации психолого-педагогической помощи детям в учреждениях социальной помощи семье и детям подтверждена.



1. Андреева, А.Д. Психологическая поддержка ребенка / А.Д. Андреева // Воспитание школьников. - 2000. - № 3.
2. Битянова, М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М.Р. Битянова. - М.: 2008.
3. Бурменская, Г.В. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей / Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова,А.Р. Лидерс. - М.: 2000.
4. Гуров, В.Н. Опыт организации социально-педагогической работы/ В.Н. Гуров. - Педагогика, - 2003. - № 4. - С.54-58.
5. Дементьева, И. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке: Социальная педагогика / И. Дементьева. - 2013.
6. Дети в трудной жизненной ситуации: Новые подходы к решению проблем / Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. - М.: 2010.
7. Духновский, С.В. Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях / С.В. Духновский. - Курган: Изд-во Кург. гос.унив,
2003.
8. Елизаров, А.Н. Неблагополучная семья в рамках структурного подхода // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. -
2012. - 1.
9. Захаров, А. И. Неврозы у детей и подростков / А.И. Захаров. - М.: Гардарика, 2004.
10. Иргит, Е.Л. Психолого-педагогическая помощь детям, попавшим в трудные жизненные ситуации / Е.Л. Иргит, А.Х. Донгак // [в публикации]. - 2016.
11. Истратова, О.Н. Справочник психолога средней школы / О.Н. Истратова. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 327с.
12. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2000.
13. Крюкова, Т.Л. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними / Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, Е.В. Куфтяк. - СПб.: Речь, 2005.
14. Кученко, Т. О детской тревожности / Т. Кученко. - Воспитание школьников. - 2002. - №5.
15. Лисина, М.И. Общение с взрослыми / М.И. Лисина, Г.И. Капчеля. - Кишинев, 2007.
16. Лускановой, Н.Г. Диагностика школьной дезадаптации / Н.Г. Лусканова, Г.Ф. Кумариной, И.А. Аргинской. - М.: Дом, 2005.
17. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - М.: Гардарика, 2002.
18. Молодцова, Т.Д. Психология, диагностика и коррекция детских трудностей / Т.Д. Молодцова - Ростов н/Д: 2005.
19. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (ред. От 28.11.2015)
20. Овчарова, Р.В. Психология родительства : учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений. / Р. В. Овчарова. - М.: Издательский центр «Академия»,2005.
21. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога / Р.В. Овчарова. - М.: Педагогика, 2006.
22. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. - М.: 2002.
23. Орлова, Н. Ю. Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей, находящихся в трудной жизненной ситуации [Электронный ресурс] / Н. Ю. Орлова, О. Д. Сальникова // ШЬL:hOps://intгалctiveрluу.rт/disсиssioп_г1аtform.рhр?аедиеs1id=1554
24. Осухова, Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях / Н.Г. Осухова. - Учеб, для вузов.-2-е изд.-М.-Академия,2007.
25. Павлова, В.А. Семейная форма воспитания детей-сирот / В.А. Павлова. - СПБ, 2003 .
26. Пасынкова, Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с продуктивностью их интеллектуальной деятельности / Н.Б. Пасынкова // Психологический журнал. - 2016. - № 1.
27. Подласый, И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике / И.П. Подласый. - М.: Педагогика, 2007.
28. Попова, С.И. Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя / С.И. Попова. - М.: 2005.
29. Практическая психология образования: учебник для студентов высших и средних учебных заведений / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Изд. центр «Академия», 2007.
30. Прихожан, А.М. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе / А.М. Прихожан. - М.: Политиздат, 2005.
31. Прохорова, О. Социально-педагогическая поддержка школьника в трудной ситуации / О. Прохорова // Воспитание школьников. - 2005. - №8. - С.30- 35.
32. Психологическое консультирование в школе / сост. Н.В. Контева. - Пермь: Западно-Уральский учебно-научный центр, 2003.
33. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. - Ростов н/Д: изд-во Феникс, 2008. - 544с.
34. Радина, Н.К. Изучение самопринятия у детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях и в семье // Вопросы психологии. -2000. - С. 23¬33.
35. Райе, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райе. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000.
36. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб, пособие: в 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. / Е.И. Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009.
37. Руководство практического психолога / под ред. И.В. Дубровиной. -2¬е изд. - М.: Изд. центр «Академия», 2007. - 428 с.
38. Савина, Е. Тревожные дети / Е. Савина, Н. Шанина // Дошкольное воспитание. - 2006. - №4. - С. 68-71.
39. Синягина, Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н.Ю. Синягина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2008.
40. Смид, Р. Групповая работа с детьми и подростками / Р. Смид. - М.:2000.
41. Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 1. / А.С. Спиваковская. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО ЭКСМО - Пресс, 2009.
42. Степанов, С.С. Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога - родителям / С.С. Степанов. - М.: Педагогика - Пресс, 2005.
43. Сухопарова, А.А. Психологические особенности воспитания детей в полной и неполной семье / А.А. Сухопарова // Мир науки, культуры, образования. 2013. - № 3.(40).
44. Торохтий, В. С. Технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьёй / В.С. Торохтий. - М.: 2000. - Ч.1
45. Холостова, Е.И. Социальная реабилитация / Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева. - Учеб, пособие. - М.: 2002.
46. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. - М.: Прогресс - Универс, 2003.
47. Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб, пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений / О.В. Хухлаева. - М.: Академия, 2001.
48. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании / Н.И. Шевандрин. - М.: 2005.
49. Шилова, Т. Школьный невроз / Т. Шилова // Воспитание школьников. - 2002. - № 9.
50. Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей / Т.И. Шульга: Учебное пособие для вузов Дрофа - М.: 2005.
51. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. - СПб.: Питер, 2008.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ