ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ,ОКАЗАВШИМСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
|
Введение 2
Глава I. Теоретические аспекты организации психолого-педагогической помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию 6
1.1. Трудная жизненная ситуация как область психолого-педагогической поддержки 6
1.2. Причины попадания детей в трудную жизненную ситуацию 11
1.3. Основные направления работы с детьми, оказавшимся в трудную жизненную ситуацию 15
Вывод 23
Глава II. Эмпирическое исследование оказания психолого-педагогической помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в Центре социальной помощи семье и детям 25
2.1. Организация и проведение исследования 25
2.2. Практика организации психолого-педагогической помощи детям,
попавшим в трудные жизненные ситуации, на примере Центра социальной помощи семье и детям Бай-Тайгинского кожууна 35
2.3. Рекомендации оказания помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации 40
Вывод 47
Заключение 49
Список использованной литературы 51
Приложение 1 55
Приложение 2 60
Приложение 3 62
Приложение 4 67
Глава I. Теоретические аспекты организации психолого-педагогической помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию 6
1.1. Трудная жизненная ситуация как область психолого-педагогической поддержки 6
1.2. Причины попадания детей в трудную жизненную ситуацию 11
1.3. Основные направления работы с детьми, оказавшимся в трудную жизненную ситуацию 15
Вывод 23
Глава II. Эмпирическое исследование оказания психолого-педагогической помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в Центре социальной помощи семье и детям 25
2.1. Организация и проведение исследования 25
2.2. Практика организации психолого-педагогической помощи детям,
попавшим в трудные жизненные ситуации, на примере Центра социальной помощи семье и детям Бай-Тайгинского кожууна 35
2.3. Рекомендации оказания помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации 40
Вывод 47
Заключение 49
Список использованной литературы 51
Приложение 1 55
Приложение 2 60
Приложение 3 62
Приложение 4 67
Актуальность исследования. В настоящее время основная масса воспитанников социально-реабилитационных учреждений - это подростки в возрасте от 12 до 15 лет, родители которых лишены родительских прав. Социальное сиротство - явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Исследования показывают, что количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, растет. Особенно это относится к социальным сиротам.
Одной из центральных психолого-педагогических проблем на современном этапе является поиск новых технологий, направленных на обеспечение позитивной социализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, так как, несмотря на нормативно-законодательную базу, проблемы социализации этих детей сохраняются. Особенно актуальным является разрешение указанного противоречия между признанием необходимости психолого-педагогического сопровождения этой категории детей и технологической неразработанностью педагогических условий для реализации этого процесса применительно к учреждениям, в которых пребывание детей ограничено временем от нескольких недель до полугода. В этом случае актуализируется вопрос результативности психолого-педагогической помощи этим детям.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования следующим образом: каковы пути и средства, обеспечивающие результативность психолого-педагогической помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Степень изученности проблемы: Различные аспекты педагогического сопровождения анализируются в работах Г. М. Андреевой, С. Г. Вершловского, О. С. Газмана, М. И. Губановой, И. Д. Демаковой, И. С. Кона, Н. Б. Лаврентьевой, А. В. Мудрика и др. Как показывает теория и практика, психолого-педагогическое сопровождение направлено на преодоление двух основных групп трудностей в социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию:
□ комплекс социальных затруднений (жилищно-бытовая неустроенность, несформированность социальных навыков, отсутствие позитивных социальных связей и, главное, - отсутствие положительных жизненных планов);
□ комплекс психологических затруднений (искаженное формирование «Я»-концепции, отсутствие доверия к людям, трудности в составлении профессиональных планов, депривация, перенос негативного опыта взаимоотношений в родительской семье на свою семью, низкая самостоятельность в решении жизненно важных задач).
Аспекты педагогической деятельности в этих двух направлениях в психолого-педагогической литературе рассмотрены достаточно подробно. Что же касается организации психолого-педагогического сопровождения детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, то эта сфера деятельности педагога в научной литературе исследована недостаточно.
Цель исследования: изучить и выявить пути и средства психолого-педагогической помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Объект исследования: психолого-педагогическая помощь детям.
Предмет исследования: психолого-педагогическая помощь детям в трудной жизненной ситуации.
Гипотеза исследования: оказание психолого-педагогической помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию возможно при следующих условиях: 1) проведение, анализ и обработка результатов психолого-педагогического изучения детей, попавших в трудную жизненную ситуацию;
2) анализ организации психолого-педагогической помощи детям в учреждениях социальной помощи семье и детям.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Провести диагностическое исследование детей, попавших в Центр социальной помощи семье и детям Бай-Тайгинского кожууна.
3. Проанализировать деятельность Центра социальной помощи семье и детям Бай-Тайгинского кожууна.
4. Разработать рекомендации по организации психолого-педагогической помощи детям в трудной жизненной ситуации.
Методологические основы исследования: труды ученых В.Г. Афанасьева, А.В. Мудрика - комплексный подход как направление научного познания социальных процессов; А.Г. Асмолова, Л.И. Божовича, В.А. Петровского - теория личности; В.Н. Гурова, Л.И. Рожкова - положения о взаимодействии школы и социальной среды.
Методы исследования: теоретические (анализ и синтез); эмпирические (анкетирование, метод экспертной оценки, тестирование (опрос для выявления коммуникативных способностей Р.В. Овчаровой), математический (регистрация).
Практическая значимость определяется возможностью использования полученных данных для организации психолого-педагогической помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Полученные данные можно использовать в педагогической практике и социальной работы.
База исследования: государственное бюджетное учреждение Республики Тыва «Центр социальной помощи семье и детям Бай-Тайгинского кожууна» посвященной Году гостеприимства в Республике Тыва и в рамках мероприятий Всероссийского фестиваля науки, фестиваля «Студенческая весна» в Тувинском государственном университете (г. Кызыл 16 апреля 2016 г).
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты изучения организации психолого-педагогической помощи детям, попавшим в трудные жизненные ситуации. Во второй главе представлено описание методик исследования, результаты диагностики, рекомендации педагогам и родителям также общие выводы.
Одной из центральных психолого-педагогических проблем на современном этапе является поиск новых технологий, направленных на обеспечение позитивной социализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, так как, несмотря на нормативно-законодательную базу, проблемы социализации этих детей сохраняются. Особенно актуальным является разрешение указанного противоречия между признанием необходимости психолого-педагогического сопровождения этой категории детей и технологической неразработанностью педагогических условий для реализации этого процесса применительно к учреждениям, в которых пребывание детей ограничено временем от нескольких недель до полугода. В этом случае актуализируется вопрос результативности психолого-педагогической помощи этим детям.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования следующим образом: каковы пути и средства, обеспечивающие результативность психолого-педагогической помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Степень изученности проблемы: Различные аспекты педагогического сопровождения анализируются в работах Г. М. Андреевой, С. Г. Вершловского, О. С. Газмана, М. И. Губановой, И. Д. Демаковой, И. С. Кона, Н. Б. Лаврентьевой, А. В. Мудрика и др. Как показывает теория и практика, психолого-педагогическое сопровождение направлено на преодоление двух основных групп трудностей в социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию:
□ комплекс социальных затруднений (жилищно-бытовая неустроенность, несформированность социальных навыков, отсутствие позитивных социальных связей и, главное, - отсутствие положительных жизненных планов);
□ комплекс психологических затруднений (искаженное формирование «Я»-концепции, отсутствие доверия к людям, трудности в составлении профессиональных планов, депривация, перенос негативного опыта взаимоотношений в родительской семье на свою семью, низкая самостоятельность в решении жизненно важных задач).
Аспекты педагогической деятельности в этих двух направлениях в психолого-педагогической литературе рассмотрены достаточно подробно. Что же касается организации психолого-педагогического сопровождения детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, то эта сфера деятельности педагога в научной литературе исследована недостаточно.
Цель исследования: изучить и выявить пути и средства психолого-педагогической помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Объект исследования: психолого-педагогическая помощь детям.
Предмет исследования: психолого-педагогическая помощь детям в трудной жизненной ситуации.
Гипотеза исследования: оказание психолого-педагогической помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию возможно при следующих условиях: 1) проведение, анализ и обработка результатов психолого-педагогического изучения детей, попавших в трудную жизненную ситуацию;
2) анализ организации психолого-педагогической помощи детям в учреждениях социальной помощи семье и детям.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Провести диагностическое исследование детей, попавших в Центр социальной помощи семье и детям Бай-Тайгинского кожууна.
3. Проанализировать деятельность Центра социальной помощи семье и детям Бай-Тайгинского кожууна.
4. Разработать рекомендации по организации психолого-педагогической помощи детям в трудной жизненной ситуации.
Методологические основы исследования: труды ученых В.Г. Афанасьева, А.В. Мудрика - комплексный подход как направление научного познания социальных процессов; А.Г. Асмолова, Л.И. Божовича, В.А. Петровского - теория личности; В.Н. Гурова, Л.И. Рожкова - положения о взаимодействии школы и социальной среды.
Методы исследования: теоретические (анализ и синтез); эмпирические (анкетирование, метод экспертной оценки, тестирование (опрос для выявления коммуникативных способностей Р.В. Овчаровой), математический (регистрация).
Практическая значимость определяется возможностью использования полученных данных для организации психолого-педагогической помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Полученные данные можно использовать в педагогической практике и социальной работы.
База исследования: государственное бюджетное учреждение Республики Тыва «Центр социальной помощи семье и детям Бай-Тайгинского кожууна» посвященной Году гостеприимства в Республике Тыва и в рамках мероприятий Всероссийского фестиваля науки, фестиваля «Студенческая весна» в Тувинском государственном университете (г. Кызыл 16 апреля 2016 г).
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты изучения организации психолого-педагогической помощи детям, попавшим в трудные жизненные ситуации. Во второй главе представлено описание методик исследования, результаты диагностики, рекомендации педагогам и родителям также общие выводы.
Теоретический анализ научной литературы показал, что трудная жизненная ситуация - это длительное и неблагоприятное для развития личности состояние ребенка, связанное с недостаточным или противоречивым воздействием на него внешних условий (социальная среда) и внутренних условий (состояние здоровья, психики). Это явление обусловлено множеством различных причин и факторов, следовательно, коррекционные мероприятия по ее преодолению требуют комплексного подхода Необходимо проводить работу не только с ребёнком, но и с его ближайшим окружением.
Практика показывает, что дети, находясь в трудной жизненной ситуации, попадают в положение, которое серьезно сказывается на его благополучии, безопасности жизнедеятельности и из которого он не всегда способен выйти самостоятельно. В этом случае ему требуется специализированная помощь. Такой помощью детям, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, может являться психолого-педагогическое сопровождение, главная цель которого - создать наиболее оптимальные условия для жизнедеятельности ребенка, его воспитания и преодоления сложившейся ситуации.
Целью эмпирического исследования по выпускной квалификационной работе выступает изучение и выявление путей и средств психолого-педагогической помощи детям, попавших в трудную жизненную ситуацию и проверка их результативности на практике.
По результатам проведенного анкетирования «Общие сведения об обучающимся», видно, что у подростков родители безработные или рабочие.
Результаты анкетирования проведенного психологом «Центра социальной помощи семье и детям», показали, что в центре находятся в основном подростки из многодетных, полных и неполных и малоимущих семей. Также они характеризуются тем, что неоднократно попадают и находятся в данном социальном учреждении. Все подростки ответили, что учатся в школе и учатся хорошо или удовлетворительно. На вопрос «Подвергался ли жестокому обращению в семье?» больше половины детей ответили положительно, а на вопрос «В чем заключалось жестокое обращение?» ответили физическое и психологическое насилие, но сексуального насилия по отношению к подростку не применялось.
Сравнительный анализ результатов анкетирования детей и анкетирование проведенного психологом «Центра социальной помощи семье и детям» показал, что ответы детей в двух анкетах совпадают лишь в вопросе, касающегося их общения со сверстниками. Несмотря на то, что для детей данного возрастного этапа ведущим видом деятельности является интимно - личностное общение со сверстниками, многие в большинстве случаев испытывают трудности в общении с ними.
По результатам второй методики, у половины детей уровень коммуникативных склонностей выше среднего, что является хорошим показателем.
На следующем этапе работы, сделан анализ работы Центра социальной помощи семье и детям Бай-Тайгинского кожууна по оказанию практики психолого-педагогической помощи детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях. По результатам исследования были составлены рекомендации детям, педагогам и родителям по оказанию помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации их семьям.
Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты. Гипотеза исследования о том, что оказание психолого-педагогической помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию возможно при следующих условиях: 1) проведение, анализ и обработка результатов психолого¬педагогического изучения детей, попавших в трудную жизненную ситуацию; 2) анализ организации психолого-педагогической помощи детям в учреждениях социальной помощи семье и детям подтверждена.
Практика показывает, что дети, находясь в трудной жизненной ситуации, попадают в положение, которое серьезно сказывается на его благополучии, безопасности жизнедеятельности и из которого он не всегда способен выйти самостоятельно. В этом случае ему требуется специализированная помощь. Такой помощью детям, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, может являться психолого-педагогическое сопровождение, главная цель которого - создать наиболее оптимальные условия для жизнедеятельности ребенка, его воспитания и преодоления сложившейся ситуации.
Целью эмпирического исследования по выпускной квалификационной работе выступает изучение и выявление путей и средств психолого-педагогической помощи детям, попавших в трудную жизненную ситуацию и проверка их результативности на практике.
По результатам проведенного анкетирования «Общие сведения об обучающимся», видно, что у подростков родители безработные или рабочие.
Результаты анкетирования проведенного психологом «Центра социальной помощи семье и детям», показали, что в центре находятся в основном подростки из многодетных, полных и неполных и малоимущих семей. Также они характеризуются тем, что неоднократно попадают и находятся в данном социальном учреждении. Все подростки ответили, что учатся в школе и учатся хорошо или удовлетворительно. На вопрос «Подвергался ли жестокому обращению в семье?» больше половины детей ответили положительно, а на вопрос «В чем заключалось жестокое обращение?» ответили физическое и психологическое насилие, но сексуального насилия по отношению к подростку не применялось.
Сравнительный анализ результатов анкетирования детей и анкетирование проведенного психологом «Центра социальной помощи семье и детям» показал, что ответы детей в двух анкетах совпадают лишь в вопросе, касающегося их общения со сверстниками. Несмотря на то, что для детей данного возрастного этапа ведущим видом деятельности является интимно - личностное общение со сверстниками, многие в большинстве случаев испытывают трудности в общении с ними.
По результатам второй методики, у половины детей уровень коммуникативных склонностей выше среднего, что является хорошим показателем.
На следующем этапе работы, сделан анализ работы Центра социальной помощи семье и детям Бай-Тайгинского кожууна по оказанию практики психолого-педагогической помощи детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях. По результатам исследования были составлены рекомендации детям, педагогам и родителям по оказанию помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации их семьям.
Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты. Гипотеза исследования о том, что оказание психолого-педагогической помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию возможно при следующих условиях: 1) проведение, анализ и обработка результатов психолого¬педагогического изучения детей, попавших в трудную жизненную ситуацию; 2) анализ организации психолого-педагогической помощи детям в учреждениях социальной помощи семье и детям подтверждена.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОДРОСТКАМ, ПОПАВШИМ В ТРУДНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2021 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕВУШЕК, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2020 - Защита социальных прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (Российский Университет Транспорта)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - Педагогическое сопровождение подростков в трудных жизненных ситуациях во внеурочной деятельности по предмету «Обществознание»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПОДРОСТКАМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2020 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ
В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Особенности преодоления трудных жизненных ситуаций лицами юношеского возраста, проживающих в условиях Крайнего Севера
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2022 - Обеспечение психологической безопасности детей 5-6 лет оказавшихся в трудной жизненной ситуации
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИШЕННОЙ СИТУАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017



