«Формирование самооценки учащихся 5-7 классов на уроках математики»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ САМООЦЕНКИ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ 6
1.1. Требования общества к образованию современного школьника 6
1.1 Самооценка как фактор формирования регулятивных УУД 15
1.2 Мнение и опыт педагогов по формированию умения самооценивания
школьников 24
1.3 Приемы и методы формирования умений самооценивания 33
Выводы по первой главе 40
Глава 2. Формирование самооценки учащихся 5-7 классов 42
2.1. Возрастные особенности учащихся 5-7 классов 42
2.2. Традиционные и современные педагогические технологии
формирования самооценки обучающихся 49
2.3. Рекомендации при обучении школьников теме «преобразование
буквенных выражений» 60
2.4. Экспериментально-диагностическая работа по формированию
самооценки учащихся на уроках математики при обучении теме
«преобразование буквенных выражений» 82
Выводы по второй главе 87
Заключение 88
Список литературы: 90
Приложения 94
ГЛАВА 1. РОЛЬ САМООЦЕНКИ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ 6
1.1. Требования общества к образованию современного школьника 6
1.1 Самооценка как фактор формирования регулятивных УУД 15
1.2 Мнение и опыт педагогов по формированию умения самооценивания
школьников 24
1.3 Приемы и методы формирования умений самооценивания 33
Выводы по первой главе 40
Глава 2. Формирование самооценки учащихся 5-7 классов 42
2.1. Возрастные особенности учащихся 5-7 классов 42
2.2. Традиционные и современные педагогические технологии
формирования самооценки обучающихся 49
2.3. Рекомендации при обучении школьников теме «преобразование
буквенных выражений» 60
2.4. Экспериментально-диагностическая работа по формированию
самооценки учащихся на уроках математики при обучении теме
«преобразование буквенных выражений» 82
Выводы по второй главе 87
Заключение 88
Список литературы: 90
Приложения 94
В условиях введения новых стандартов (ФГОС) отдельное внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. Важными элементами их формирования является умение управлять своей деятельностью, на основе критериев давать оценку своей деятельности, работать в группах, устанавливать коммуникативные связи. У обучающихся должны быть сформированы способности самооценивания и взаимооценивания, умение соотносить их с критериями оценивания. Эти все качества являются результатом оценки, одной из составляющих регулятивных универсальных учебных действий.
Умение оценить себя формирует адекватную самооценку обучающихся, что в свою очередь способствует правильному регулированию своей учебной деятельности.
Самооценка - это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Самооценка формируется в единстве двух составляющих ее факторов: рационального, отражающего знания человека о себе, и эмоционального, отражающего то, как он воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог (а диапазон здесь может быть очень широк - от веры в собственную идеальность до безоглядного самоуничтожения) они складываются. Таким образом, самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности и способности.
Поэтому перед школой стоит проблема формирования адекватной самооценки обучающихся.
Объектом исследования является процесс обучения математики в 5-7 классах.
Предмет исследования: формирование самооценки обучающихся в процессе обучения математики в 5-7 классах.
Целью исследования является разработка рекомендаций по формированию самооценки у обучающихся 5-7 классов в процессе обучения математики.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) Теоретическое обоснование данной проблемы.
2) Выявление особенностей формирования самооценки
обучающихся в возрасте 10-12 лет.
3) Составление рекомендаций по решению проблемы формирования самооценки у обучающихся 5-7 классов.
4) Проведение экспериментально-диагностической работы по данной проблеме.
Методы исследования:
-анализ литературы;
-теоретический анализ и синтез;
-аналогия;
-обобщение;
-исследование.
Научная новизна: Формирование регулятивных УУД учащихся через формирование самооценки учащихся
Практическая значимость: Разработка рекомендаций по развитию самооценки учащихся 5-7 классов в процессе обучения математике.
Краткое описание структуры: Во введении раскрывается актуальность дипломной работы, выявляется проблема, объект и предмет исследования, ставится цель работы и ее задачи, так же раскрывается новизна и практическая значимость исследования.
В первой главе рассматривается структура ФГОС, универсальных учебных действий и регулятивных универсальных учебных действий. Описывается оценка, как составляющая регулятивных УУД, а так же рассматриваются приемы и методы ее формирования, и рассматриваются точки зрения нескольких учителей.
Во второй главе я ознакомилась с возрастными особенностями обучающихся и рассмотрела различные методики обучения. Разработала рекомендации для формирования самооценки обучающихся на приеме темы «преобразования буквенных выражений». И описала результаты экспериментально - диагностической работы.
Умение оценить себя формирует адекватную самооценку обучающихся, что в свою очередь способствует правильному регулированию своей учебной деятельности.
Самооценка - это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Самооценка формируется в единстве двух составляющих ее факторов: рационального, отражающего знания человека о себе, и эмоционального, отражающего то, как он воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог (а диапазон здесь может быть очень широк - от веры в собственную идеальность до безоглядного самоуничтожения) они складываются. Таким образом, самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности и способности.
Поэтому перед школой стоит проблема формирования адекватной самооценки обучающихся.
Объектом исследования является процесс обучения математики в 5-7 классах.
Предмет исследования: формирование самооценки обучающихся в процессе обучения математики в 5-7 классах.
Целью исследования является разработка рекомендаций по формированию самооценки у обучающихся 5-7 классов в процессе обучения математики.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) Теоретическое обоснование данной проблемы.
2) Выявление особенностей формирования самооценки
обучающихся в возрасте 10-12 лет.
3) Составление рекомендаций по решению проблемы формирования самооценки у обучающихся 5-7 классов.
4) Проведение экспериментально-диагностической работы по данной проблеме.
Методы исследования:
-анализ литературы;
-теоретический анализ и синтез;
-аналогия;
-обобщение;
-исследование.
Научная новизна: Формирование регулятивных УУД учащихся через формирование самооценки учащихся
Практическая значимость: Разработка рекомендаций по развитию самооценки учащихся 5-7 классов в процессе обучения математике.
Краткое описание структуры: Во введении раскрывается актуальность дипломной работы, выявляется проблема, объект и предмет исследования, ставится цель работы и ее задачи, так же раскрывается новизна и практическая значимость исследования.
В первой главе рассматривается структура ФГОС, универсальных учебных действий и регулятивных универсальных учебных действий. Описывается оценка, как составляющая регулятивных УУД, а так же рассматриваются приемы и методы ее формирования, и рассматриваются точки зрения нескольких учителей.
Во второй главе я ознакомилась с возрастными особенностями обучающихся и рассмотрела различные методики обучения. Разработала рекомендации для формирования самооценки обучающихся на приеме темы «преобразования буквенных выражений». И описала результаты экспериментально - диагностической работы.
Теперь мы можем ответить на вопрос, почему формирование умений самооценивания является составляющей регулятивных УУД и актуально в наше время. Это происходит потому что в рамках ФГОС обучающийся должен обладать не только ЗУНами, но и определенными метапредметными умениями, в число которых входит оценочная самостоятельность учащихся. На формирование оценочной самостоятельности и направлена оценка- составляющая РУУД.
В ходе проделанной работы, поставленные вначале задачи были решены, а именно:
Проанализирован ряд источников, и на их основании мою была теоретически обоснована данная проблема и найдены основания для проведения дальнейшего исследования.
Были выделены особенности формирования самооценки обучающихся 5-7 классов.
На базе школы №1 им В. И. Сурикова была проведена экспериментально-диагностическая работа, в ходе которой было выявлено, что у большинства обучающихся умение самооценки сформировано на низком и среднем уровне, показана необходимость проведения работы по ее формированию. Связи с этими результатами были разработаны рекомендации по формированию самооценки учащихся в процессе обучения теме «Преобразования буквенных выражений». После проведения ряда уроков по подобранным рекомендациям и повторной диагностики мы убедились, что данные рекомендации ведут к повышению уровня сформированности необходимых умений.
Созданные рекомендации снабжены задачами и полностью готовы к применению учителем математики при обучении данной теме. Однако, если убрать последний столбец в представленных рекомендациях, то получится универсальный шаблон, подходящий к любой теме школьной математики.
Таким образом, поставленная цель была достигнута.
В ходе проделанной работы, поставленные вначале задачи были решены, а именно:
Проанализирован ряд источников, и на их основании мою была теоретически обоснована данная проблема и найдены основания для проведения дальнейшего исследования.
Были выделены особенности формирования самооценки обучающихся 5-7 классов.
На базе школы №1 им В. И. Сурикова была проведена экспериментально-диагностическая работа, в ходе которой было выявлено, что у большинства обучающихся умение самооценки сформировано на низком и среднем уровне, показана необходимость проведения работы по ее формированию. Связи с этими результатами были разработаны рекомендации по формированию самооценки учащихся в процессе обучения теме «Преобразования буквенных выражений». После проведения ряда уроков по подобранным рекомендациям и повторной диагностики мы убедились, что данные рекомендации ведут к повышению уровня сформированности необходимых умений.
Созданные рекомендации снабжены задачами и полностью готовы к применению учителем математики при обучении данной теме. Однако, если убрать последний столбец в представленных рекомендациях, то получится универсальный шаблон, подходящий к любой теме школьной математики.
Таким образом, поставленная цель была достигнута.
Подобные работы
- Формирование критического мышления обучающихся 6 класса на уроках математики
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
9 КЛАССА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2024 - Формирование действий контроля у детей младшего школьного
возраста на уроках математики
Главы к дипломным работам, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование навыков самоконтроля обучающихся 5 класса на уроках
математики
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИИ УЧАЩИХСЯ СЕДЬМЫХ КЛАССОВ
В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (УЧИТЕЛЬ-
УЧЕНИК) НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Педагогическое оценивание и его влияние на формирование самооценки младших школьников на уроках математики (Педагогика начального образования, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЯ КОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2020





