Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ 6
1.1. Понятие креативного мышления 6
1.2. Особенности развития креативного мышления школьников 17
1.3. Роль креативного мышления в обучении школьников 20
1.4. Методы формирования креативного мышления 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 35
Глава 2. РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ГРУППОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 37
2.1. Методические основы использования групповой деятельности на
уроках математики 37
2.2. Анализ практической работы по использованию методов
развития креативного мышления с использованием групповой деятельности в процессе обучения математике 47
2.3. Рекомендации по реализации методов групповой работы для
формирования креативного мышления на уроках математики в пятых классах 69
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 64
Заключение 71
Список литературы 73
Приложения 77
Современный мир постоянно изменяется. Огромный рост научнотехнического прогресса говорит нам о необходимости развития креативного мышления людей, развитие в них способностей находить нестандартные пути решения возникающих проблем.
В настоящее время большое внимание уделяется развитию поколения, которое умеет совершать свою деятельность в любом направлении с креативным подходом, развитию людей, способных мыслить не шаблонно, принимать нестандартные решения, умеющих креативно подходить к выполнению своего дела.
Креативное мышление в обучении обеспечивает активную учебнопознавательную деятельность обучающихся, развивает готовность к самореализации, организует учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, учит действовать, чувствовать, принимать решения, развивает умения самостоятельно находить новые оригинальные пути решения поставленных задач.
Креативное мышление определяется как показатель творческого развития человека.
Российское образование плавно реагирует на поставленные задачи современного общества. Для полноценного развития личности построена модель личностно-ориентированного воспитания школьников. С помощью данной модели проявляются и развиваются творческие способности школьников.
Американский психолог А. Маслоу говорит о том, что «Креативность — это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики» [5].
Для развития креативного мышления в системе школьного обучения, каждый педагог должен обладать знаниями об особенностях развития креативного и творческого мышления, уметь диагностировать уровень сформированности креативности у детей, знать современные организационные формы, пути и механизмы развития креативности у своих учеников.
Актуальность выбора темы выпускной квалификационной работы «Развитие креативного мышления школьников посредством организации групповой деятельности на уроках математики» обусловлена тем, что с одной стороны, для развития грамотности ученика, а также для достижения им предметных, метапредметных и личностных результатов необходимо развивать креативное мышление обучающегося. Так как обучающиеся должны владеть функциональной, математической грамотностью, а это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. С другой стороны, креативное мышление в обучении способствует овладению школьниками разнообразными способами интерпретации и оценки полученных знаний и умений, умением видеть наиболее эффективные и оригинальные пути решения, каких-либо поставленных задач, позволяет эффективно взаимодействовать друг с другом при решении учебно-познавательных задач. Но в учебниках и рабочих тетрадях на печатной основе по математике в средних классах, на наш взгляд, заданий на развитие креативного мышления недостаточно.
В ходе теоретического изучения данного вопроса была выдвинута гипотеза: организация групповой деятельности на уроках математики будет способствовать развитию креативного мышления школьников.
Цель данной работы: разработка рекомендаций по развитию креативного мышления школьников посредством организации групповой работы на уроках математики.
Объект исследования: процесс обучения школьников математике.
Предмет исследования: организация процесса обучения школьников математике, способствующего развитию креативного мышления.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Проанализировать понятие креативного мышления в методической и психолого-педагогической литературе;
2. Выделить критерии сформированности креативного мышления;
3. Провести анализ опыта психологов и педагогов в области изучения креативного мышления.
4. Определить уровень сформированности креативного мышления обучающихся 5 класса.
5. Разработать рекомендации по организации учебного процесса, направленного на развитие креативного мышления обучающихся 5 класса на уроках математики.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
• теоретические (теоретический анализ и обобщение психологопедагогической литературы по проблеме исследования);
• статистический метод обработки данных.
Практическая значимость исследования состоит в том, что данное исследование и теоретические разработки, практические материалы могут быть использованы в школьной практике.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Проблема развития креативного мышления посредством групповой работы становится наиболее актуальной в свете модернизации среднего общего образования.
Навыки умения выходить из трудной ситуации и придумывать новые идеи в нашей стране в последние годы становятся предметом пристального внимания со стороны государства. С каждым годом увеличивается запрос на креативных работников, повышаются требования к восприятию информации, предъявляются новые требования к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки. Повышаются требования к умению решать поставленные задачи не шаблонным способом, а способом новым и оригинальным, поэтому в области образования возникла необходимость в разработке новых подходов к развитию креативного мышления, к овладению современными средствами, методами и технологиями работы.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил определить разные точки зрения педагогов и психологов в понимании «креативного мышления» и «групповой работы». При изучении литературы мы пришли к тому, что вопросом формирования креативного мышления заинтересованно много ученных, педагогов. Но развитие креативного мышления рассматривают как вопрос индивидуального процесса, а при групповой работе развитие креативного мышления рассматривают очень редко. Это активизировало нас на поиск приемов и методов развития креативного мышления посредством групповой работы.
Исходя из анализа педагогического опыта учителей математиков, нами были выявлены методы и приемы развития креативного мышления посредством групповой работы, в результате нами были разработаны рекомендации для учителей на развитие креативного мышления посредством групповой работы на уроках.
неутешительному выводу: к сожалению, не всегда наблюдается работа, направленная на развитие креативного мышления, некоторые задания некорректны, недостаточно интересны ученикам, многие задания повторяются, а это, как мы знаем, притупляет интерес учащихся.
Поэтому, чтобы уроки математики проходили не только с интересом, но и развивали креативное мышление, мы пришли к выводу, что на уроках математики необходимо использовать новые приемы развития креативного мышления посредством групповой работы.
Для апробации заданий и приемов с целью развития креативного мышления посредством групповой работы мы определили 5 класс МБОУ Ирбинская СОШ №6 Красноярского края Курагинского района.
Результаты использованных нами заданий и рекомендаций доказали, что большинство детей ждут новых интересных уроков, повышается внимание и работоспособность, усиливается стремление к креативной и творческой активности, улучшается общий психологический климат в классе, учащиеся не боятся ошибок, анализируют их и стремятся исправить.
Таким образом, задачи выпускной квалификационной работы реализованы, цель достигнута.
1. Авдеенко Н. А., Демидова М. Ю., Ковалева Г. С. и др. Основные подходы к оценке креативного мышления в рамках проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности» // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. № 4. С. 145.
2. Андреева Е.В., Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Яковлева Н.А. Творческие задания Золотого ключика. - [Электронный ресурс]: Режим доступа - http://www.trizminsk.Org/e/prs/233021.htm (Дата обращения 16.12.2022).
3. Башина Т.Ф. Креативность как основа инновационной педагогической деятельности [Текст] / Т.Ф. Башина // Молодой ученый. -- 2013. -- №4. -545 c.
4. Большой психологический словарь / Под. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - Изд. Прайм-Еврознак, 2007.
5. Блонский, П. П. Психология и педагогика. Избранные труды / П. П. Блонский. - 2-е изд., стер. - Москва: Издательство Юрайт, 2016. - 164 с.
6. Грецов А.- тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание. - Спб.: Питер ,2011.
7. Горев П.М., Утёмов В.В. Научное творчество: Практическое руководство по развитию креативного мышления. - М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. - 112 с.
8. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей [Текст] - СанктПетербург: Питер, 2008.- 3-е изд. - 188 с.
9. Eрмолаева-Томина Л.Б. Исследование факторов, детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Я.А. Пономарева. — М.: Наука, 2010.
10. Журнал «Молодой ученый». - [Электронный ресурс]: Режим доступа - https://moluch.ru/archive/277/ (Дата обращения 19.03.2022).
11. Журнал «Педагог». - [Электронный ресурс]: Режим доступа -
https://zhurnalpedagog.ru (Дата обращения 15.11.2022).
12. Журнал «Проблемы и перспективы развития образования». - [Электронный ресурс]: Режим доступа - https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/ (Дата обращения 15.12.2022).
13. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. Мастера психологии - СПб.: Питер, 2009 - 443 с.
14. Ковалева Г. С., Логинова О. Б., Авдеенко Н. А. и др. Креативное мышление.
Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учебное пособие для
общеобразовательных организаций / под общ. ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. М.; СПб.: Просвещение, 2020. -126 с.
15. Кохановская Д. Р. Теоретический анализ проблемы развития креативности у студентов // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). - Уфа: Лето, 2012....43