ОГЛАВЛЕНИЕ 2
Реферат 3
Введение 10
Глава 1. Теоретические предпосылки изучения проблемы развития креативного мышления младших школьников 18
1.1. Сущность креативного мышления, его содержание, функции 18
1.2. Состояние проблемы развития креативного мышления младших
школьников в научной литературе 29
1.3. Изучение и анализ развития креативного мышления у обучающихся 2 «В»
класса МАОУ СШ № 46 38
Выводы по первой главе 49
Глава 2. Организация опытно-экспериментальной работы по развитию креативного мышления обучающихся 2 «В» класса МАОУ СШ № 46 51
2.1. Разработка программы развития креативного мышления
обучающихся 2 «В» класса МАОУ СШ № 46 51
2.2. Реализация программы развития креативного мышления «Учимся
мыслить креативно» у обучающихся 2 «В» класса 58
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию креативного мышления у обучающихся 2 «В» класса МАОУ
СШ № 46 61
Выводы по второй главе 68
Заключение 70
Список используемой литературы 71
Приложение 1 79
Приложение 2 79
Приложение 3 82
Приложение 4 83
Приложение 5 86
Приложение 6 87
Актуальность исследования. В последнее время остро обозначилась потребность общества в творческих людях, которые имеют нестандартный взгляд на проблемы и способны решать их. В Российской Федерации стали более активно исследовать проблемы творчества, креативности и творческого мышления: разрабатываются теории креативности личности, программы по развитию творческого мышления, разрабатывается понятийный аппарат рассматриваемых концепций, исследуются творческие способности и креативное мышление личности.
На первый план выдвигаются цели развития креативности личности, рассматриваются предметные знания и умения как средства их достижения находят отражение в государственных документах. В концепции модернизации Российского образования на период до 2020 года», делается акцент на развитие креативных способностей учащихся, индивидуализацию их образования с учётом интересов и склонностей к творческой деятельности.
Внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования обучающихся младших классов. Она является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования утвержденным приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373, зарегистрированным Минюстом России от 22 декабря 2009 г. №15785, (с изменениями, внесёнными приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. №1241, зарегистрированным Минюстом России от 04 февраля 2011 г. №19707), основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность. Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. Во внеурочной деятельности есть большие возможности для развития креативного мышления.
Также актуальность исследования состоит в необходимости поиска способов использования значительного арсенала приёмов, методов, технологий, накопленных педагогикой и психологией, по развитию креативного мышления в начальной школе. Множество аспектов понятия «креативность», а также отсутствие в данное время единого и четко сформулированного определения понятия могут быть рассмотрены в качестве обоснования целесообразности исследования этого вопроса.
Анализ научных источников показывает, что в педагогике и психологии созданы предпосылки для успешного решения этой проблемы.
На основании многочисленных исследований (В.Н. Дружинин, А.В. Брушлинский, Д.Б. Богоявленская, С.Л. Рубинштейн, Н.С. Лейтес, Б.Г. Ананьев и др.) было установлено, что благоприятным возрастом для развития креативного мышления является младший школьный возраст.
Исследователи А.В. Хуторской, А.М. Матюшкин, Л.С. Выготский, С.С. Жумашева, Д.В. Чернилевскиий, А.В. Морозов, Т.Т. Тажибаев, В.Н. Дружинина, Д.Б. Богоявленский, рассматривают проблему развития креативности различных субъектов учебного процесса (учителя, преподавателя, ученика и т.д.) в разнообразных педагогических условиях.
В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином «креативность».
Было установлено, что креативность зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Такой тип мышления (Дж. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л. Кронбах, Е.П. Торренс) назвали креативностью и стали изучать ее независимо от интеллекта - как мышление, связанное с созданием или открытием чего-либо нового.
Современные зарубежные психологи-исследователи Т. Амабайл,
Ф.Баррон, Т. Любарт, Д. Маккинон, Р. Оксе, Р. Штернберг рассматривают креативность, как способность создавать продукт, соответствующий понятию новизны.
М. Чекчентмихали, П. К. Фельдман, Р. Стенберг, Т. Лубарт выделили следующие виды креативности: интеллектуальная, художественная. М. Боден выделяет историческую, личностную, коммуникативную креативность.
Дж. Гилфорд, Б. М. Теплов, Д. Б. Богоявленская, Д. А. Журавлёва выделяют основные характеристики креативного мышления: умение видеть то, что выходит за рамки уже усвоенного ранее, умение оптимизации мыслительных процессов, выработка способности обобщающих направлений, поиск соответствия той или иной идеи.
Н. В. Бибикова, Н. Э. Вишневая, В. Л. Клевцова, С. И. Гин, Е. П. Шульга, Л. Г. Карпова в своих диссертационных исследованиях рассматривают проблему определения уровней развития творческих способностей младших школьников, как одну из значимых для настоящего времени.
Наряду с пониманием актуальности данного вопроса можно выделить противоречия:
• На государственном уровне: между социальным заказом общества к подготовке творческой личности, владеющей креативным мышлением и недостаточно выраженной ориентацией образовательной системы на решение данной задачи.
• На отраслевом уровне: между наличием объективного потенциала
образовательной системы по развитию креативного мышления обучающихся и его недостаточной востребованностью в
образовательном процессе школы.
• На личностном уровне: между потребностью младшего
школьника в реализации своего творческого потенциала и отсутствия программы, способствующей его развитию.
Одним из условий развития у обучающихся начальной школы креативного мышления, является владение учителем необходимыми для этого средствами диагностики уровня развития креативного мышления, а также специально предназначенными для этого приёмами, методами и технологиями.
Поэтому проблему исследования настоящей работы мы сформулируем следующим образом: какие приёмы, методы, инструменты и технологии развития креативного мышления у обучающихся начальной школы, покажут себя результативными во внеурочной деятельности?
Актуальность проблемы, её теоретическая и практическая значимость позволили сформулировать тему исследования «Развитие креативного мышления младших школьников во внеурочной деятельности».
Цель исследования: на основе анализа теоретических источников обосновать, разработать и реализовать программу развития креативного мышления младших школьников, и проверить в процессе опытноэкспериментальной работы её результативность.
Объект исследования - процесс развития креативного мышления младших школьников.
Предмет исследования - программа по развитию креативного мышления младших школьников.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать теоретические предпосылки развития креативного мышления младших школьников.
2. Разработать критерии и охарактеризовать уровни развития креативного мышления младших школьников;
3. Охарактеризовать компоненты креативного мышления;
4. Изучить актуальное состояние развития креативного мышления младших школьников;
5. Разработать и реализовать программу развития креативного мышления младших школьников;
6. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Гипотеза: развитие креативного мышления младших школьников в образовательном процессе будет результативным, если:
• Выявить теоретические предпосылки изучения процесса развития креативного мышления;
• Определить структуру и охарактеризовать компоненты креативного мышления;
• Разработать критерии и охарактеризовать уровни развития креативного мышления младших школьников;
• Разработать, научно обосновать и реализовать программу развития креативного мышления младших школьников;
• Осуществить анализ данных опытно-экспериментальной работы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования могут использовать педагогами и психологами в процессе обучения для развития креативного мышления у младших школьников, также может быть использована в работе учителей начальной школы.
Для решения практических задач были использованы следующие методы:
• Теоретические- анализ научной литературы по проблеме исследования, изучение программных документов по развитию креативного мышления младших школьников; исследование и обобщение педагогического опыта по развитию креативного мышления младших школьников.
• Эмпирические- анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий), анализ продуктов деятельности обучающихся.
• Статистические- качественный и количественный анализ результатов исследования, обработка эмпирических данных.....
В последнее время остро обозначилась потребность общества в воспитании и обучении творческих людей, которые имеют нестандартный взгляд на проблемы, способных своевременно и адекватно реагировать на происходящие изменения в мире. В Российской Федерации стали более активно исследовать проблемы творчества, креативности и творческого мышления. Данные понятия изучаются с разных позиций: разрабатываются теории креативности личности, программы по развитию творческого мышления, разрабатывается понятийный аппарат рассматриваемых концепций, исследуются творческие способности и креативное мышление.
На первый план выдвигаются цели развития личности, рассматриваются предметные знания и умения как средства их достижения находят отражение в государственных документах. В концепции модернизации Российского образования на период до 2020 года», делается акцент на развитие креативных способностей учащихся, индивидуализацию их образования с учётом интересов и склонностей к творческой деятельности.
Внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования обучающихся младших классов. Она является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Креативному мышлению в психолого-педагогической литературе уделяется очень много внимания. Разными учёными по-разному толкуется понятие креативного мышления, по -разному характеризуется его структура и содержание. Креативное мышление имеет характеристику новизны своих продуктов. Своеобразный процесс получения результата существенно влияет на уровень развития. Экономичность, гибкость, беглость, последовательность, оригинальность являются качественными показателями.
Креативное мышление тесно связано с процессом обучения. Оно соединяется с такими психическими процессами как воображение и восприятие, развивается с опорой на мышление. Оно является показателем интеллектуального развития обучающегося.
Творческие и продуктивные виды деятельности выступают активными средствами развития креативного мышления обучающегося.
В целом исследователями выделяются различные компоненты креативного мышления, кроме того отдельные авторы считают, что для развития процесса креативного мышления необходимо сочетание разных компонентов, при этом базовыми рассматриваются смысловой компонент (ценности, которые были приобретены в процессе жизненного опыта); мотивационный компонент (модели проявления активности); эмоциональный компонент (интерес, увлеченность, радость, настойчивость и стремление достигать цели); коммуникативный компонент ( взаимодействие с другими обучающимися, в процессе коммуникации происходит формирование и генерация идей); деятельностный компонент (осуществляемая деятельность в мыслительном процессе).
На основе анализа различных точек зрения, можно сделать вывод, что только при развитии одновременно всех этих компонентов креативного мышления его развитие будет наиболее гармоничным и эффективным.
Занятия различными художественно-творческими занятиями, способствуют развитию творческих способностей обучающихся. Дети в
младшем школьном возрасте очень любят заниматься творчеством, это позволяет в полной мере раскрывать свою личность, развивать воображение, мышление, речь, креативность и индивидуальность, творческую инициативу. Творческая деятельность способствует развитию у учащихся собственных идей, проявлению индивидуальности и креативности.
1. Аверина И. С., Щебланова Е. И. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование». Пособие для школьных психологов. М.: Соборъ, 1996. 60 с.
2. Айзенк, П. Проверь свои способности - М.,2002.
3. Акимова, М.К. Способности и одаренность / М.К. Акимова, В.Т. Козлова // Рабочая книга школьного психолога; под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Международная педагогическая академия, 2005.
4. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности - Казань, 2008.
5. Ареховская А. О. Особенности креативности в младшем школьном возрасте//Вопросы студенческой науки/ Санкт-Петербург, 2019 г. №3 (31)
6. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды/ Ю.К. Бабанский - ИЗД.: Педагогика, 2005-560 с.
7. Балашова Ю.С. Формирование художественного творчества и ручной умелости детей посредством бисероплетения. /Ю. С. Балашова.// Изобретательство.- 2015.№3-с. 43-47.
8. Барышева Т. А., Жигалов Ю. А., Психолого-педагогические основы развития креативности. СПб., 2006. 268 с.
9. Бернштейн, М.С. Психология научного творчества// Вопросы психологии. - 2005. - №3.
10. Бичева И.Б., Булгачева А.В., Трутанова А.В. Формальный метод выдвижения идеи как метод развития творческого мышления обучающихся в вузе. В сборнике: Инновационные технологии управления сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. Нижний Новгород, 2015. С. 139-141.
11. Бичева И.Б. Развитие творческого мышления обучающихся как условие
непрерывного познания и профессионального развития // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс].
URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/06/67897 53.
12. Блонский, П.П. Память и мышление. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
13. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества Д.Б.Богоявленская. - М.: РГУ, 2003.
14. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей - М.: Академия, 2002.
15. Богоявленская, Д.Б. Диагностика становления творческой личности - Таллинн, 2000....73