Формирование основ техники игры в баскетбол на этапе начальной подготовки
|
Введение 3
Глава 1. Современные научные представления о сущности начального этапа спортивной тренировки и его проектирование в ДЮСШ: 6
1.1 Начальный этап в системе учебно-тренировочного процесса юных баскетболистов 6
1.2. Современные научно-технологические концепции обучения двигательным действиям и их применение в процессе технической подготовки юных баскетболистов 19
Глава 2. Задачи, организация и методы исследования 31
2.1. Задачи исследовании 31
2.2. Организация исследования 31
2.3. Методы исследовании 33
Глава 3 . Проектирование технологического подхода к формированию
основных приемов техники игры у начинающих баскетболистов 41
3.1. Принципы и условия модернизации учебно-тренировочного процесса в группах начальной подготовки по баскетболу 41
3.2. Технологический подход при организации начального этапа
подготовки баскетболистов 46
Глава 4. Процесс формирования основных приемов техники игры в баскетбол на начальном этапе подготовки с использованием технологического подхода 58
4.1. Эффективность методики поэтапного формирования основных
приемов техники игры у начинающих баскетболистов 58
4.2. Совершенствование технической подготовленности юных баскетболистов при помощи динамических игровых ситуаций (модулей) 73
Заключение 80
Практические рекомендации 82
Список литературы 84
Глава 1. Современные научные представления о сущности начального этапа спортивной тренировки и его проектирование в ДЮСШ: 6
1.1 Начальный этап в системе учебно-тренировочного процесса юных баскетболистов 6
1.2. Современные научно-технологические концепции обучения двигательным действиям и их применение в процессе технической подготовки юных баскетболистов 19
Глава 2. Задачи, организация и методы исследования 31
2.1. Задачи исследовании 31
2.2. Организация исследования 31
2.3. Методы исследовании 33
Глава 3 . Проектирование технологического подхода к формированию
основных приемов техники игры у начинающих баскетболистов 41
3.1. Принципы и условия модернизации учебно-тренировочного процесса в группах начальной подготовки по баскетболу 41
3.2. Технологический подход при организации начального этапа
подготовки баскетболистов 46
Глава 4. Процесс формирования основных приемов техники игры в баскетбол на начальном этапе подготовки с использованием технологического подхода 58
4.1. Эффективность методики поэтапного формирования основных
приемов техники игры у начинающих баскетболистов 58
4.2. Совершенствование технической подготовленности юных баскетболистов при помощи динамических игровых ситуаций (модулей) 73
Заключение 80
Практические рекомендации 82
Список литературы 84
Актуальность. За продолжительную историю развития баскетбола в России сложилась определенная система подготовки игроков высокого класса, что позволило добиться успехов на международной арене. Эффективность функционирования этой системы определяется действием многих факторов, среди которых важнейшую роль играет построение и содержание учебно-тренировочного процесса на этапе начальной подготовки игроков, где закладывается фундамент школы баскетбола [7,23,28].
В спортивной научно-методической литературе подробно представлены условия, средства и методы обучения начинающих игроков. Большое внимание уделяется классификации учебного материала по основным разделам подготовки юных баскетболистов и видам обеспечения учебно-тренировочного процесса [4, 16, 18]. Предпринимаются попытки обосновать новый подход к определению главного и второстепенного учебного материала, взяв за основу динамические игровые ситуации, а не только формальные характеристики движений и действий игрока (или группы игроков) [21, 68, 76]. Важным условием совершенствования системы подготовки спортивного резерва считается осуществления индивидуализации учебно-тренировочного процесса с учетом типоспецифических и индивидуальных особенностей юных баскетболистов [7,42, 48].
Вместе с позитивными результатами, фиксирующими определенное продвижение в решении представленных выше проблем, следует выделить ряд вопросов, которые не нашли поля своего отражения. Во-первых, не разработан надежный технологический подход к формированию технических и тактических действий юных баскетболистов, поэтому часто не выполняются требования начального этапа становления «школы баскетбола». Во-вторых, остаются недостаточно выявленными детерминанты усвоения основных
приемов игры, что существенно затрудняет проектирование динамических игровых ситуаций и структурно-логических схем обучения. В-третьих, не конкретизированы способы эффективного управления потоками информации между тренером и учеником в виде сведений и сообщений в различной форме представления, что снижает темпы обучения и уровень спортивного результата.
Изложенное дает основание считать, что разрешение объективного противоречия между высокой значимостью начального этапа в целостном процессе подготовки высококвалифицированных баскетболистов и недостаточной разработанностью условий и способов проектирования спортивно-педагогических технологий для этого этапа формирования «школы баскетбола» является актуальным.
Цель исследования: повышение эффективности процесса обучения юных спортсменов основам техники игры в баскетбол.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юных баскетболистов на начальном этапе подготовки.
Предмет исследования: методика формирования основ техники игры в баскетбол на этапе начальной подготовки.
Гипотеза. Научную основу гипотезы составляют теоретические положения об обучении как интегративной форме общественного бытия человека, определяющим результатом которого является превращение явлений бытия в факты жизнедеятельности [18, 44].
Предполагалось, что начальное обучение технике игры в баскетбол можно существенно улучшить, за счет реализации в системе тренировки следующих методических подходов:
- поэтапное формирование приемов техники игры;
- отбора содержания учебного материала и построения тренировочных занятий на основе динамических игровых ситуаций (модулей).
Теоретическая основа исследования сложилась из психологической теории детерминации становления личности внешними факторами и внутренними условиями развития (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Леонов, С.Л. Рубинштейн, 1989 и др.), теории деятельности и ее субъекта (К.А. Абульханова-Славская, 1979; В.В. Давыдов; А.Н. Леонтьев, 1977 и др.). Работа основывается на идеях системности при разработке замыслов социальных преобразований и проектирования их реализации (З.Г. Афанасьев; В.П. Кузьмин, Юдин и др.), теории обучения (Ю.К. Бабанский; Н.В. Кузьмина, и др.), теории и методики физической культуры (В.К. Бальсевич, 2001; М.Я. Виленский, 1989; Матвеев Л.П., 1991, В.П. Платонов и др.).
Научная новизна исследования состоит в том, что определены цель, структура и функции технологического подхода к начальному этапу учебно-тренировочного процесса юных баскетболистов. Разработана педагогическая технология поэтапного формирования основных технических приемов игры в баскетбол с использованием динамических игровых ситуаций (модулей).
Теоретическая значимость. Результаты исследования расширяют и углубляют знания в области педагогического управления физическим состоянием начинающих спортсменов в процессе обучения двигательным действиям.
Практическая значимость исследования заключается в непосредственном внедрении в практику разработанной педагогической технологии начальной технической подготовки юных баскетболистов; разработке содержания динамических игровых ситуаций в виде специальных упражнений и подвижных игр, позволяющих существенно повышать эффективность начального этапа подготовки.
В спортивной научно-методической литературе подробно представлены условия, средства и методы обучения начинающих игроков. Большое внимание уделяется классификации учебного материала по основным разделам подготовки юных баскетболистов и видам обеспечения учебно-тренировочного процесса [4, 16, 18]. Предпринимаются попытки обосновать новый подход к определению главного и второстепенного учебного материала, взяв за основу динамические игровые ситуации, а не только формальные характеристики движений и действий игрока (или группы игроков) [21, 68, 76]. Важным условием совершенствования системы подготовки спортивного резерва считается осуществления индивидуализации учебно-тренировочного процесса с учетом типоспецифических и индивидуальных особенностей юных баскетболистов [7,42, 48].
Вместе с позитивными результатами, фиксирующими определенное продвижение в решении представленных выше проблем, следует выделить ряд вопросов, которые не нашли поля своего отражения. Во-первых, не разработан надежный технологический подход к формированию технических и тактических действий юных баскетболистов, поэтому часто не выполняются требования начального этапа становления «школы баскетбола». Во-вторых, остаются недостаточно выявленными детерминанты усвоения основных
приемов игры, что существенно затрудняет проектирование динамических игровых ситуаций и структурно-логических схем обучения. В-третьих, не конкретизированы способы эффективного управления потоками информации между тренером и учеником в виде сведений и сообщений в различной форме представления, что снижает темпы обучения и уровень спортивного результата.
Изложенное дает основание считать, что разрешение объективного противоречия между высокой значимостью начального этапа в целостном процессе подготовки высококвалифицированных баскетболистов и недостаточной разработанностью условий и способов проектирования спортивно-педагогических технологий для этого этапа формирования «школы баскетбола» является актуальным.
Цель исследования: повышение эффективности процесса обучения юных спортсменов основам техники игры в баскетбол.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юных баскетболистов на начальном этапе подготовки.
Предмет исследования: методика формирования основ техники игры в баскетбол на этапе начальной подготовки.
Гипотеза. Научную основу гипотезы составляют теоретические положения об обучении как интегративной форме общественного бытия человека, определяющим результатом которого является превращение явлений бытия в факты жизнедеятельности [18, 44].
Предполагалось, что начальное обучение технике игры в баскетбол можно существенно улучшить, за счет реализации в системе тренировки следующих методических подходов:
- поэтапное формирование приемов техники игры;
- отбора содержания учебного материала и построения тренировочных занятий на основе динамических игровых ситуаций (модулей).
Теоретическая основа исследования сложилась из психологической теории детерминации становления личности внешними факторами и внутренними условиями развития (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Леонов, С.Л. Рубинштейн, 1989 и др.), теории деятельности и ее субъекта (К.А. Абульханова-Славская, 1979; В.В. Давыдов; А.Н. Леонтьев, 1977 и др.). Работа основывается на идеях системности при разработке замыслов социальных преобразований и проектирования их реализации (З.Г. Афанасьев; В.П. Кузьмин, Юдин и др.), теории обучения (Ю.К. Бабанский; Н.В. Кузьмина, и др.), теории и методики физической культуры (В.К. Бальсевич, 2001; М.Я. Виленский, 1989; Матвеев Л.П., 1991, В.П. Платонов и др.).
Научная новизна исследования состоит в том, что определены цель, структура и функции технологического подхода к начальному этапу учебно-тренировочного процесса юных баскетболистов. Разработана педагогическая технология поэтапного формирования основных технических приемов игры в баскетбол с использованием динамических игровых ситуаций (модулей).
Теоретическая значимость. Результаты исследования расширяют и углубляют знания в области педагогического управления физическим состоянием начинающих спортсменов в процессе обучения двигательным действиям.
Практическая значимость исследования заключается в непосредственном внедрении в практику разработанной педагогической технологии начальной технической подготовки юных баскетболистов; разработке содержания динамических игровых ситуаций в виде специальных упражнений и подвижных игр, позволяющих существенно повышать эффективность начального этапа подготовки.
Специфика игры в баскетбол обусловливает специальный отбор подростков и организацию с ними многолетнего учебно-тренировочного процесса. Такая организация предусматривает выявление, развитие и совершенствование разных сторон подготовленности игроков, формирования у них полноценной игровой деятельности. Важная функция в этом процессе принадлежит начальному этапу обучения, где доминируют разносторонняя физическая и техническая подготовка, а результат обучения определяет целесообразность дальнейшего спортивного совершенствования. Это обстоятельство является главным фактором разработки адекватного установкам начального этапа теоретико-методического подхода при организации педагогического процесса.
Основными компонентами технологического подхода в период начальной подготовки юных баскетболистов являются:
- целевой - направлен на поэтапное формирование технических приемов игры в баскетбол и сопряженное развитие разносторонней физической подготовленности и психомоторных процессов;
- организационный - связан с проектированием модульного обучения дня осуществления планомерной индивидуализации учебно-тренировочного процесса;
- контрольный — предполагает формирование функции объективного контроля и самоконтроля за параметрами технических приемов игры для своевременной коррекции отдельных операций и двигательных действий.
В соответствии со структурными компонентами обоснована технология технической подготовки юных баскетболистов на основе поэтапного формирования двигательных действий.
Модульное обучение на начальном этапе учебно-тренировочного процесса предусматривает использование динамических игровых ситуаций как условия, способа и средства интегральной подготовки юных баскетболистов.
Показано, что динамические игровые ситуации в учебно-тренировочном процессе рассматриваются как совокупность действий, объединенных общей целью в единую динамическую систему, необходимых и достаточных для моделирования игровой и соревновательной практики, формирования готовности юных игроков к активным соревновательным действиям на сокращенных, интенсифицированных игровых режимах.
Достигнутые положительные сдвиги (t = 2,02 ... 6,47; Р < 0,05 ... 0,001) в физической и технической подготовленности, протекании психомоторных процессов юных баскетболистов, обучающихся в экспериментальном режиме, подтверждают эффективность применения технологического подхода на начальном этапе учебно-тренировочного процесса..
Полученные материалы позволяют расширить теоретическую и практическую базу начального этапа обучения в ДЮСШ по баскетболу положениями о возможности рационального управления учебно-тренировочным процессом на основе применения технологического подхода, конкретизировать условия и параметры обучающих воздействий и тренировочных нагрузок при реализации в занятиях динамических игровых ситуаций.
Основными компонентами технологического подхода в период начальной подготовки юных баскетболистов являются:
- целевой - направлен на поэтапное формирование технических приемов игры в баскетбол и сопряженное развитие разносторонней физической подготовленности и психомоторных процессов;
- организационный - связан с проектированием модульного обучения дня осуществления планомерной индивидуализации учебно-тренировочного процесса;
- контрольный — предполагает формирование функции объективного контроля и самоконтроля за параметрами технических приемов игры для своевременной коррекции отдельных операций и двигательных действий.
В соответствии со структурными компонентами обоснована технология технической подготовки юных баскетболистов на основе поэтапного формирования двигательных действий.
Модульное обучение на начальном этапе учебно-тренировочного процесса предусматривает использование динамических игровых ситуаций как условия, способа и средства интегральной подготовки юных баскетболистов.
Показано, что динамические игровые ситуации в учебно-тренировочном процессе рассматриваются как совокупность действий, объединенных общей целью в единую динамическую систему, необходимых и достаточных для моделирования игровой и соревновательной практики, формирования готовности юных игроков к активным соревновательным действиям на сокращенных, интенсифицированных игровых режимах.
Достигнутые положительные сдвиги (t = 2,02 ... 6,47; Р < 0,05 ... 0,001) в физической и технической подготовленности, протекании психомоторных процессов юных баскетболистов, обучающихся в экспериментальном режиме, подтверждают эффективность применения технологического подхода на начальном этапе учебно-тренировочного процесса..
Полученные материалы позволяют расширить теоретическую и практическую базу начального этапа обучения в ДЮСШ по баскетболу положениями о возможности рационального управления учебно-тренировочным процессом на основе применения технологического подхода, конкретизировать условия и параметры обучающих воздействий и тренировочных нагрузок при реализации в занятиях динамических игровых ситуаций.
Подобные работы
- НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ НА БАЗЕ
СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Методика обучения младших школьников элементам игры в баскетбол
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИМДЕЙСТВИЯМ БАСКЕТБОЛИСТОК 13-15 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВСПОРТИВНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Структура микроциклов спортивной тренировки
Курсовые работы, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Аттестационная работа. Структура микроциклов спортивной тренировки
Прочее, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2024 - Повышение спортивно-оздоровительной эффективности уроков по баскетболу
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Исследование координационных способностей у баскетболистов в годичном тренировочном цикле
Дипломные работы, ВКР, физическая культура в избранном виде спорта. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025 - МЕТОДИКА ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА. ЗАНИМАЮЩИХСЯ БАСКЕТБОЛОМ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2025 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ИГРЕ В ФЛОРБОЛ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020



