Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование основ техники игры в баскетбол на этапе начальной подготовки

Работа №16305

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы89
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
994
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Современные научные представления о сущности начального этапа спортивной тренировки и его проектирование в ДЮСШ: 6
1.1 Начальный этап в системе учебно-тренировочного процесса юных баскетболистов 6
1.2. Современные научно-технологические концепции обучения двигательным действиям и их применение в процессе технической подготовки юных баскетболистов 19
Глава 2. Задачи, организация и методы исследования 31
2.1. Задачи исследовании 31
2.2. Организация исследования 31
2.3. Методы исследовании 33
Глава 3 . Проектирование технологического подхода к формированию
основных приемов техники игры у начинающих баскетболистов 41
3.1. Принципы и условия модернизации учебно-тренировочного процесса в группах начальной подготовки по баскетболу 41
3.2. Технологический подход при организации начального этапа
подготовки баскетболистов 46
Глава 4. Процесс формирования основных приемов техники игры в баскетбол на начальном этапе подготовки с использованием технологического подхода 58
4.1. Эффективность методики поэтапного формирования основных
приемов техники игры у начинающих баскетболистов 58
4.2. Совершенствование технической подготовленности юных баскетболистов при помощи динамических игровых ситуаций (модулей) 73
Заключение 80
Практические рекомендации 82
Список литературы 84



Актуальность. За продолжительную историю развития баскетбола в России сложилась определенная система подготовки игроков высокого класса, что позволило добиться успехов на международной арене. Эффективность функционирования этой системы определяется действием многих факторов, среди которых важнейшую роль играет построение и содержание учебно-тренировочного процесса на этапе начальной подготовки игроков, где закладывается фундамент школы баскетбола [7,23,28].
В спортивной научно-методической литературе подробно представлены условия, средства и методы обучения начинающих игроков. Большое внимание уделяется классификации учебного материала по основным разделам подготовки юных баскетболистов и видам обеспечения учебно-тренировочного процесса [4, 16, 18]. Предпринимаются попытки обосновать новый подход к определению главного и второстепенного учебного материала, взяв за основу динамические игровые ситуации, а не только формальные характеристики движений и действий игрока (или группы игроков) [21, 68, 76]. Важным условием совершенствования системы подготовки спортивного резерва считается осуществления индивидуализации учебно-тренировочного процесса с учетом типоспецифических и индивидуальных особенностей юных баскетболистов [7,42, 48].
Вместе с позитивными результатами, фиксирующими определенное продвижение в решении представленных выше проблем, следует выделить ряд вопросов, которые не нашли поля своего отражения. Во-первых, не разработан надежный технологический подход к формированию технических и тактических действий юных баскетболистов, поэтому часто не выполняются требования начального этапа становления «школы баскетбола». Во-вторых, остаются недостаточно выявленными детерминанты усвоения основных
приемов игры, что существенно затрудняет проектирование динамических игровых ситуаций и структурно-логических схем обучения. В-третьих, не конкретизированы способы эффективного управления потоками информации между тренером и учеником в виде сведений и сообщений в различной форме представления, что снижает темпы обучения и уровень спортивного результата.
Изложенное дает основание считать, что разрешение объективного противоречия между высокой значимостью начального этапа в целостном процессе подготовки высококвалифицированных баскетболистов и недостаточной разработанностью условий и способов проектирования спортивно-педагогических технологий для этого этапа формирования «школы баскетбола» является актуальным.
Цель исследования: повышение эффективности процесса обучения юных спортсменов основам техники игры в баскетбол.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юных баскетболистов на начальном этапе подготовки.
Предмет исследования: методика формирования основ техники игры в баскетбол на этапе начальной подготовки.
Гипотеза. Научную основу гипотезы составляют теоретические положения об обучении как интегративной форме общественного бытия человека, определяющим результатом которого является превращение явлений бытия в факты жизнедеятельности [18, 44].
Предполагалось, что начальное обучение технике игры в баскетбол можно существенно улучшить, за счет реализации в системе тренировки следующих методических подходов:
- поэтапное формирование приемов техники игры;
- отбора содержания учебного материала и построения тренировочных занятий на основе динамических игровых ситуаций (модулей).
Теоретическая основа исследования сложилась из психологической теории детерминации становления личности внешними факторами и внутренними условиями развития (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Леонов, С.Л. Рубинштейн, 1989 и др.), теории деятельности и ее субъекта (К.А. Абульханова-Славская, 1979; В.В. Давыдов; А.Н. Леонтьев, 1977 и др.). Работа основывается на идеях системности при разработке замыслов социальных преобразований и проектирования их реализации (З.Г. Афанасьев; В.П. Кузьмин, Юдин и др.), теории обучения (Ю.К. Бабанский; Н.В. Кузьмина, и др.), теории и методики физической культуры (В.К. Бальсевич, 2001; М.Я. Виленский, 1989; Матвеев Л.П., 1991, В.П. Платонов и др.).
Научная новизна исследования состоит в том, что определены цель, структура и функции технологического подхода к начальному этапу учебно-тренировочного процесса юных баскетболистов. Разработана педагогическая технология поэтапного формирования основных технических приемов игры в баскетбол с использованием динамических игровых ситуаций (модулей).
Теоретическая значимость. Результаты исследования расширяют и углубляют знания в области педагогического управления физическим состоянием начинающих спортсменов в процессе обучения двигательным действиям.
Практическая значимость исследования заключается в непосредственном внедрении в практику разработанной педагогической технологии начальной технической подготовки юных баскетболистов; разработке содержания динамических игровых ситуаций в виде специальных упражнений и подвижных игр, позволяющих существенно повышать эффективность начального этапа подготовки.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Специфика игры в баскетбол обусловливает специальный отбор подростков и организацию с ними многолетнего учебно-тренировочного процесса. Такая организация предусматривает выявление, развитие и совершенствование разных сторон подготовленности игроков, формирования у них полноценной игровой деятельности. Важная функция в этом процессе принадлежит начальному этапу обучения, где доминируют разносторонняя физическая и техническая подготовка, а результат обучения определяет целесообразность дальнейшего спортивного совершенствования. Это обстоятельство является главным фактором разработки адекватного установкам начального этапа теоретико-методического подхода при организации педагогического процесса.
Основными компонентами технологического подхода в период начальной подготовки юных баскетболистов являются:
- целевой - направлен на поэтапное формирование технических приемов игры в баскетбол и сопряженное развитие разносторонней физической подготовленности и психомоторных процессов;
- организационный - связан с проектированием модульного обучения дня осуществления планомерной индивидуализации учебно-тренировочного процесса;
- контрольный — предполагает формирование функции объективного контроля и самоконтроля за параметрами технических приемов игры для своевременной коррекции отдельных операций и двигательных действий.
В соответствии со структурными компонентами обоснована технология технической подготовки юных баскетболистов на основе поэтапного формирования двигательных действий.
Модульное обучение на начальном этапе учебно-тренировочного процесса предусматривает использование динамических игровых ситуаций как условия, способа и средства интегральной подготовки юных баскетболистов.
Показано, что динамические игровые ситуации в учебно-тренировочном процессе рассматриваются как совокупность действий, объединенных общей целью в единую динамическую систему, необходимых и достаточных для моделирования игровой и соревновательной практики, формирования готовности юных игроков к активным соревновательным действиям на сокращенных, интенсифицированных игровых режимах.
Достигнутые положительные сдвиги (t = 2,02 ... 6,47; Р < 0,05 ... 0,001) в физической и технической подготовленности, протекании психомоторных процессов юных баскетболистов, обучающихся в экспериментальном режиме, подтверждают эффективность применения технологического подхода на начальном этапе учебно-тренировочного процесса..
Полученные материалы позволяют расширить теоретическую и практическую базу начального этапа обучения в ДЮСШ по баскетболу положениями о возможности рационального управления учебно-тренировочным процессом на основе применения технологического подхода, конкретизировать условия и параметры обучающих воздействий и тренировочных нагрузок при реализации в занятиях динамических игровых ситуаций.



1. Агеенко Н.Н., Кротов В.Я., Василевский В.М. Теоретико-методические основы развития координации движений в спортивных играх (на примере баскетбола). -М.: ИМН Нииэкономика, 1995. - 122 с.
2. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / Под ред. А.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой; научн.-исслед. ин-т физиологии детей и подростков Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1982. - 240 с.
3. Анненков В.Н. Средства и методы технико-тактической подготовки юных баскетболистов 8-11 лет: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. - СПб, 1993.-24 с.
4. Бальсевич В.К. Онтокинезеология человека.. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.
5. Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва. - М., 1984. - 154 с.
6. Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва. - М.: Советский спорт, 2004. - 100 с.
7. Баскетбол: Учебник для ин-тов физ. культ./ Под ред. Ю.М. Портнова. -Изд. 3-е перераб. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 288 с.
8. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 416 с.
9. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. - М.: Физкультура и спорт, 1992.-282 с.
10. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 190с.
11. Боген М.М. Спортивная техника как предмет обучения // Теория и практика физической культуры, 1981. -№ 7. - С. 28-29.
12. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: Физкультура и спорт, 1985.-192 с.
13. Бойко B.C., Сологуб А.А., Грачев Ю.С. Индивидуальное обучение и совершенствование студентов в баскетболе в условиях самостоятельных занятий. - Брянск, 1999. - 98 с.
14. Бондарь А.И. Теоретико-методические основы повышения технического мастерства баскетболистов высокой квалификации Автореф. дис. ... докт. пед. наук. -Мн., 1993. -24 с.
15. Боровиков В.П., Боровиков И.П. STATISTIKA - Статистический анализ и обработка данных в среде Windows - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997. - 608 с.
16. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. - М: Физкультура и спорт,1980. -127 с.
17. Верхошанский Ю. В. Разработка теоретико-методических положений оптимизации тренировочной нагрузки - М.: ГЦОЛИФК, 1980. -256с.
18. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: Физкультура и спорт, 1995. - 259 с.
19. Волков Е.П. Уроки физической культуры по баскетболу в IV-VIII классах общеобразовательной школы. - Харьков, 1982. - 72 с.
20. Вуден Д. Современный баскетбол: Пер. с англ. - М.: Физкультура и спорт, 1987.-256 с.
21. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. — М., 1985.-45 с.
22. Гандельсман А.Б., Смирнов К.М. Физиологические основы методики спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 232 с.
23. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. — Минск: Нар. Асвета, 1978. - 88 с.
24. Дмитриев СВ. Основы решения двигательных задач. - Л.: ЛГПИ им.А.И. Герцена, 1988. - 85 с. 
25. Дьячков В.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов - М: Физкультура и спорт, 1972. - 150 с.
26. Ермакова К.П. Психологическая подготовка баскетболистов // Теоретико-методологические и социально-экономические основы спортивных игр (сборник лекций). /Сост. Черемисин В.П. - М.: Малаховка, 2004 г.-С. 184-187.
27. Жданов С.В. Модельные характеристики как фактор в управлении подготовкой юных баскетболистов. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 174 с.
28. Железняк Ю.Д. Информационное обеспечение управления в системе подготовки спортивных резервов - М.: Физкультура и спорт, 1982. — 105 с.
29. Зинин А.М., Преображенский И.Н. Первые шаги в баскетболе. - М.: Физкультура и спорт, 1972. - 159 с.
30. Костикова Л.В. Баскетбол. Азбука спорта - М., 2002. - 164 с.
31. Кричфалупшй М.Ф. Развитие координации у юных баскетболистов. // Научно-методические основы подготовки резервов в спортивных играх: Сб. науч. трудов. - Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1981. - С. 14.
32. Кротов В.Я. Методика совершенствования двигательной координации у баскетболистов подросткового возраста: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. — Л, 1983.-25 с.
33. Кудряшов В.А., Рудокас В.И. Баскетбол в школе: Учеб. пособие для учителей школ. - Л., 1960. - 153 с.
34. Лакиза А.Н. Система быстрого прорыва и факторы индивидуальной подготовки баскетболистов определяющих ее эффективность: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. - Л., 1982. - 24 с.
35. Львова Ю.И. Баскетбол. Тактическая подготовка баскетболистов. - М.: ЦОЛИФК, 1974.-18 с.
36. Мацак А.Б. Анализ игровой деятельности баскетболистов различных игровых функций и квалификаций. // Научно-методические основы подготовки резервов в спортивных играх: Сб. науч. трудов. - Л.: ГДОИФК
им. П.Ф. Лесгафта, 1981. - С. 59.
37. Минасян Ж. А. Эффективные средства и методы обучения баскетболу детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. - М.: ВНИИФК, 1985.-25 с.
38. Несиерпиский Д.И. Баскетбол: теория и методика обучения: Учеб. пособие для пед. вузов. - Пенза, 2001 -4.1. основы обучения технике игры. -231 с.
39. Николич А., Параносич В. Отбор в баскетболе / Пер. с сербскохорватского. - М.: Физкультура и спорт, 1984 - 144 с.
40. Обобщенные материалы всемирного семинара тренеров по баскетболу / Италия, г. Мпниекаиияи, 24 мая - 4 июня 1982. - М.: ВНИИФК, 1982. - 52 с. 41.Обухпиа З.И. Изменение вегетативных функций у баскетболистов разной тренированности в начале сосстановительопгп периода// Вопросы физиологии физического воспитания и спорта. Вып. 1. - М., 1989. - С. 142-147.
42. Островский Г.Л., Буивилписяий А.П. Структура двигательных способностей баскетболистов 14-15 лет и обоснование комплекса тестов для их измерения. // Научно-методические основы подготовки резервов в спортивных играх: Сб. науч. Трудов. - Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта,1981. -С. 70.
43. Официальные правила баскетбола. - М.: СпприАяадемПресс,2003. —
Очерки по теории физической культуры: Труды ученых соц. стран / Сост. и общ. ред. Матвеев Л.П. -М.: Физкультура и спорт, 1984.-248 с.
44. Смирнов Ю.И., Пплевщияпи М.М. Спприисоая метрология. - М.,2000. -324 с.
45. Сологуб А.А. Современная система спортивной подготовки баскетболистов - М.: Физкультура и спорт, 1995. - 91 с.
46. Спяплпс В.Н. Начальное обучение основным техническим приемам игры в баскетбол: Методическая разработка. - СПб, 1993. - 74 с.
47. Стонкус С.С. Мы играем в баскетбол. - М.: Просвещение, 1981. - 64 с. ^.Сустнов К.В. Обучение школьников игре в баскетбол. - Алма-Ата, 1985.-92 с. 
48. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб, пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - 480 с.
49. Черемисин В.П. Методология подготовки баскетболистов высокой квалификации // Тзвиетикв-метвдвлвгичзские основы спортивных игр. - М.: Малаховка, 1997.-С.65-67.
50. Черных Б.Б. Техника владения мячом в баскетболе .-Самара, 1999,- 21с.
51. Шерстюк А.А., Костикова Л.В., Григорович И.Н. Баскетбол: основные технические приемы, методика обучения в группах начальной подготовки: Учеб, пособие. - Омск: ОТФК, 1991. - 60 с.
52. Юный баскетболист: Пособие для тренеров / Под ред. Е.Р. Яхонотова. -М.: Физкультура и спорт, 1987. - 122 с.
53. Яхонтов Е Р Школа технико - тактической подготовки /Юный баскетболист: Пособие для тренеров. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - С. 69-107.
54. Amthauer R. 1 Probleme der Trainierbarkoit menscher Tahigkeiten "XVII Congres International diePsyehologie appligube" Ziegel, 1971. -P. 10.
55. Beswich B. Beginner's Basketball, Kingswood, 1983. - 64 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ