Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИГРАНТАМ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ

Работа №163040

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы69
Год сдачи2016
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования толерантного отношения к мигрантам у студентов - будущих социальных психологов 8
1.1. Понятие «толерантность»: трактовки, характристика 8
1.2. Определение понятий «мигрант» и «миграция» в социальнопсихологической литературе 10
1.2.1. История миграции в России. Вопрос миграции в современности 12
1.2.2. Миграция в Красноярском крае. Современная ситуация 18
1.3. Возможности формирования толерантного отношения к мигрантам у студентов - будущих социальных психологов 20
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Эмпирическое исследование возможностей формирования толерантного отношения к мигрантам у студентов - будущих социальных
психологов 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Изучение особенностей толерантного отношения к мигрантам у
студентов - будущих социальных психологов 27
2.3. Направления и содержание системы психолого-педагогической работы по формированию толерантного отношения к мигрантам у
студентов - будущих социальных психологов 34
2.4. Обсуждение результатов контрольного этапа исследования 36
Выводы по второй главе 47
Заключение 47
Библиографический список 49
Приложения 57


Актуальность исследования. В настоящее время проблема взаимоотношений мигрантов и коренного населения является актуальной для Российского сообщества. Это связано с увеличением потока миграции и как следствие, возникающих межнациональных конфликтов. В Красноярскеом крае этот вопрос так же остается острым (по данным УФМС России по Красноярскому краю приток иностранных мигрантов в регион существенно возрос, так в 2015 году миграционный прирост в регионе составил 935 человек, что на 2,9% больше, чем в 2014 году).
На фоне этого актуализировалась проблема толерантности во взаимоотношениях мигрантов и принимающего сообщества. Молодое поколение является наиболее уязвимым и подверженным влиянию различных социальных явлений. Современная ситуация в мире может вызывать в молодых людях неуверенность, агрессию, страх за будущее и как следствие формирование негативного отношения к мигрантам в целом.
Наибольшую значимость приобретает исследование отношения к мигрантам студентов - будущих социальных психологов, так как именно им предстоит в будущем принимать активное участие в формировании межнациональных отношений (В.М. Верещагин, В.Ф. Габдулхаков, О.Ю. Искандерова, В.Г. Костомарова, Р.Д. Льюис, Е.И. Пассова и др.).
Так в содержании профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в социальной сфере)» отмечается необходимость владения социальным психологом следующими трудовыми действиями: организация психологического сопровождения и психологической помощи социально уязвимым слоям населения (мигранты, беженцы).
Вопросом толерантного отношения в студенческой среде к лицам другой национальности занимались многие исследователи (А.Г. Асмолов, Г.Л. Бардиер, Г.У. Солдатова). Для ученых представляло интерес прояснение роли миграции в экономическом развитии страны, ее воздействии на социальную обстановку, уровень и образ жизни, а так же определение отношения российских граждан к мигрантам и миграционной политике России.
Значимость данного исследования обусловлена необходимостью поиска эффективных путей социально-психологического сопровождения мигрантов и отсутствием квалифицированных специалистов, которые смогут оказывать профессиональную психологическую помощь как мигрантам, в процессе адаптации к новым условиям жизни, так и представителям принимающей стороны.
Первым шагом в становлении профессиональной компетентности социального психолога, работающего с категорией мигрантов, является формирование толерантного отношения к представителям других этнических групп.
Цель исследования: изучить возможности формирования толерантного отношения к мигрантам у студентов - будущих социальных психологов.
Задачами исследования определены следующие:
1. Провести анализ работ отечественных и зарубежных уче'ных по указанной проблеме: сформулировать основные теоретические единицы понятийного аппарата исследования (толерантность, мигрант, миграция).
2. Подобрать комплекс методик, позволяющих выявить особенности отношения к мигрантам у студентов - будущих социальных психологов, провести эмпирическое исследование.
3. Выделить особенности толерантного отношения к мигрантам у студентов - будущих социальных психологов.
4. Разработать и апробировать систему психолого-педагогической работы направленную на формирование толерантного отношения к мигрантам у студентов - будущих социальных психологов.
5. Проанализировать результаты исследования.
Объектом исследования выступает толерантное отношение к мигрантам.
Предмет исследования - формирования толерантного отношения к мигрантам у студентов - будущих социальных психологов.
Гипотеза исследования: формирование толерантного отношения к мигрантам у студентов - будущих социальных психологов возможно при условии психолого-педагогического воздействия на их: когнитивную сферу
(формирование представлений о традициях, интересах, особенностях мировоззрения представителей различных этнических культур); эмоциональную сферу (формирование положительной установки на общение с мигрантами); поведенческую сферу (освоение эффективных способов общения и взаимодействия).
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На сегодняшний день проблема взаимоотношений мигрантов и коренного населения является актуальной для Российского сообщества, в том числе и для города Красноярска. Поэтому очень важно уделять внимание целенаправленному формированию толерантного отношения к мигрантам в студенческой среде и тем более работать со специальностями, связанными в будущем с мигрантами. Именно такой специальностью и является психолог в социальной сфере.
Данное диссертационное исследование было посвящено изучению возможностей формирования толерантного отношения к мигрантам в высшем учебном заведении у будущих социальных психологов. В проведенном теоретико-эмпирическом исследовании были решены основные задачи, частично подтверждена гипотеза исследования и получены результаты, на основании которых сформулированы следующие выводы:
1. Толерантным человеком считается такой человек, который может найти общие темы с другими людьми, не зависимо от их религиозной или национальной принадлежности, который может быть дружелюбным, снисходительным и корректным в различных ситуациях.
2. Для студентов исследуемой группы характерен средний уровень толерантности, сочетающий в себе как толерантные так и интолерантные черты (поведение обусловлено ситуацией взаимодействия). Большая часть студентов отмечает в опросниках, что хотела бы пожить в другой стране; а так же, что национальность для дружбы не имеет никакого значения.
3. После проведенного эмпирического исследования нами была проведена психолого-педагогическая работа по формированию толерантного отношения к мигрантам высшем учебном заведении у будущих социальных психологов; программа представлена тремя содержательными блоками.
4. Анализ результатов после реализации программы показал следующее: увеличился индекс толерантности; 65 % студентов стали
обладать средним уровнем толерантности (61-99 баллов), а 35% группы высоким уровнем (100-132 балла).
После проведенной программы, несмотря на снижение уровня их проявления, остались преобладать такие качества, как категоричность или консерватизм в оценках других людей, неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров. Уровень проявления таких качеств как неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других и использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей стал выше.
Исходя из полученных данных, мы видим, что формирование толерантного отношения к мигрантам среди студентов - будущих социальных психологов, должно осуществляться планомерно в рамках организации учебной и внеучебной работы. Вместе с разработанными блоками, при формировании толерантного отношения студентов к мигрантам можно проводить праздники, посвященные различным культурам. На базе университета можно представить площадки, где пришедшие молодые люди будут иметь возможность познакомиться с национальными традициями, музыкой, костюмом, песнями, литературой, играми. Помимо отдельно выделенных дней для праздника диалога культур, нужно ввести многообразие нашей культуры в повседневную жизнь университета (плакаты, видео-ролики, мастер-классы, проводимые студентами-мигрантами по особенностям своей культуры).
Таким образом, цель исследования достигнута, заявленная гипотеза подтвердилась.



1. Абдуразакова Д. М. Развитие толерантного сознания: культурнопедагогический аспект // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2008. - N 5. - С. 69-73.
2. Агеев В.С. Психологическое исследование социальных стереотипов // Вопросы психологии. 2001, № 1, С. 95-101.
3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М.: Эксмо, 2011. - 512 с.
4. Апанасюк Л.А. Алгоритм подготовки студентов-мигрантов к межкультурной коммуникации при преодолении ксенофобии // Вектор науки ТГУ. 2013. №2 (24). С. 383-388.
5. Апанасюк Л.А., Даниэль Дж. Б. Преодоление ксенофобии в процессе организации социально-культурного взаимодействия студентов- мигрантов // Вектор науки ТГУ. 2013. №4 (26). С. 193-198.
6. Асмолов А. Г. Толерантность от утопии к реальности. // На пути к толерантному сознанию. М., 2000. с. 5-7.
7. Бабичев, Александр Михайлович. Миграционная политика России: использование отечественного и зарубежного опыта / Бабичев А. М. ; Ин-т соц.- полит. исслед. РАН. - М. : ИСПИ, 2009. - 28 с.
8. Бадыштова И.М. Истоки интолерантности россиян к мигрантам. // Горные страны: расселение, этондемографические и геополитические процессы, геоинформационный мониторинг. Материалы международной конференции. 63 Ставрополь-Домбай, 25-30 сентября. - М.-Ставрополь: Изд- во СГУ, 2005: 116- 122.
9. Бардиер Г.Л. Психологическое сопровождение проявлений интолерантности и толерантности в молодежной среде. Методическое пособие. - СПБ, НП ЦСП «Доверие», 2011.-56с.
10. Бережная М. С. Развитие толерантного сознания личности в социокультурном пространстве образования и искусства // Философские науки. - 2008. - N 4. - С. 58-68.
11. Бодрилин А.П. Проблема толерантности в свете учения о ценностях//Вестник РУДН, Философия, 1999, N 1.
12. Блинова, Марина Сергеевна. Социология миграции: история становления и перспективы развития : учеб. пособие: [для вузов по специальности 040201 "Социология"] / М. С. Блинова ; МГУ им. М. В. Ломоносова, Социол. фак. - М. : Кн. дом "Ун-т", 2009. - 190 с.
13. Братченко С.Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты. // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М., 1997. С.201-222.
14. Буданова Л.Ю. Особенности профессиональной подготовки мигрантов в условиях строительного колледжа // Среднее профессиональное образование. 2012. №6. С. 16-18.
15. Буданова Л.Ю. Формирование у студентов-мигрантов навыков коммуникативного поведения // Среднее профессиональное образование. 2012. №10. С. 49-51.
... всего 77 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ