Лоббизм как политическое явление
|
Введение 3
Глава 1. Проблема лоббизма в политико-правовом пространстве 16
1.1. История развития лоббизма 16
1.2. Теоретические основы лоббизма 30
1.3. Модели правового регулирования лоббизма 37
Глава 2. Феномен лоббизма в Российской Федерации 45
2.1. Правовое регулирование лоббизма в России 45
2.2. Лоббизм в органах государственной власти 60
Глава 3. Методическая разработка применения результатов исследования в общеобразовательной организации 75
3.1. Рабочая программа элективного курса «Лоббизм в политической жизни общества» 75
Заключение 97
Список использованных источников и литературы 102
Глава 1. Проблема лоббизма в политико-правовом пространстве 16
1.1. История развития лоббизма 16
1.2. Теоретические основы лоббизма 30
1.3. Модели правового регулирования лоббизма 37
Глава 2. Феномен лоббизма в Российской Федерации 45
2.1. Правовое регулирование лоббизма в России 45
2.2. Лоббизм в органах государственной власти 60
Глава 3. Методическая разработка применения результатов исследования в общеобразовательной организации 75
3.1. Рабочая программа элективного курса «Лоббизм в политической жизни общества» 75
Заключение 97
Список использованных источников и литературы 102
Актуальность темы исследования. Развитие государства строится, в первую очередь, на взаимодействии общества и органов власти, защите и уважении интересов каждого, а также на их взаимной ответственности за противоправные деяния. Конституция Российской Федерации, реализуя указанные принципы, устанавливает способы диалога граждан с государством посредством участия в деятельности общественных объединений, занятия государственных должностей, проведения мирных демонстраций и непосредственного обращения в органы власти. Последнее выступает в качестве самого популярного способа как среди организаций, так и физических лиц.
Со временем получила развитие практика, когда заинтересованные лица заключают договор с человеком или организацией, обязующейся представлять и продвигать потребности заказчика во властных структурах. Иными словами, предполагалось оказывать воздействие на должностных лиц посредством взаимодействия со СМИ, организации личных встреч, исследования нормативно-правовых актов для выявления пробелов в регулировании интересующего аспекта. Однако подобные действия связывали с коррупцией, что отрицательно сказывалось на всей системе диалога с органами власти через посредника.
Впоследствии система посредничества получила название «лоббизм», определявшемуся, в первую очередь, как планомерная деятельность по продвижению интересов определенных социальных групп через органы государственной власти с целью принятия или отклонения необходимого законопроекта по конкретному вопросу. Отсюда политический феномен стал оформляться в виде института, требующего законодательного оформления во избежании негативных оценок.
На настоящий момент лоббизм занимает одно из центральных мест в политических системах западных государств, но отношение к нему до сих пор неоднозначно. В странах англосаксонского мира феномен имеет 3
правовое регулирование в виде профильного закона и (или) нескольких смежных нормативно-правовых актов, а также подлежит обязательной регистрации. К тому же, за деятельностью лоббистов следят специальные органы, которым они подотчетны в целях недопущения нарушений. В государствах континентальной модели единый закон отсутствует, лоббистские базы не имеют широкого распространения, а лоббизм как политический институт находится на стадии своего развития, нередко подменяясь в общественном употреблении понятием коррупция.
В связи с этим актуальным становится вопрос о лоббизме, как о политическом явлении в Российской Федерации с точки зрения его практического применения и законодательного оформления. Связано подобное с тем, что страна, относясь к континентальной системе, имеет некоторые особенности как в нормативном, так и практическом плане. Лоббизм находится на стадии своего развития, поэтому важно рассмотреть его основные аспекты.
Объект магистерской диссертации - лоббизм как политическое и правовое явление, реализующее представительство групповых интересов в органах государственной власти.
Предмет магистерской диссертации - формы и методы лоббизма как специфической социальной практики, модели его правового регулирования, проблемы институционализации.
Степень изученности проблемы. Лоббизм выступает в качестве многогранного политического явления, различные стороны которого рассматриваются и в научных трудах, и в социологических исследованиях. На настоящий момент данная тематика не потеряла своей актуальности в связи с развитием института в российском политико-правовом пространстве и разделяется на несколько направлений исследования: общие положения о лоббизме как о политическом институте, вопросы правового регулирования в России, модели правового регулирования и их конкретное проявление в отдельных государствах.
...
Со временем получила развитие практика, когда заинтересованные лица заключают договор с человеком или организацией, обязующейся представлять и продвигать потребности заказчика во властных структурах. Иными словами, предполагалось оказывать воздействие на должностных лиц посредством взаимодействия со СМИ, организации личных встреч, исследования нормативно-правовых актов для выявления пробелов в регулировании интересующего аспекта. Однако подобные действия связывали с коррупцией, что отрицательно сказывалось на всей системе диалога с органами власти через посредника.
Впоследствии система посредничества получила название «лоббизм», определявшемуся, в первую очередь, как планомерная деятельность по продвижению интересов определенных социальных групп через органы государственной власти с целью принятия или отклонения необходимого законопроекта по конкретному вопросу. Отсюда политический феномен стал оформляться в виде института, требующего законодательного оформления во избежании негативных оценок.
На настоящий момент лоббизм занимает одно из центральных мест в политических системах западных государств, но отношение к нему до сих пор неоднозначно. В странах англосаксонского мира феномен имеет 3
правовое регулирование в виде профильного закона и (или) нескольких смежных нормативно-правовых актов, а также подлежит обязательной регистрации. К тому же, за деятельностью лоббистов следят специальные органы, которым они подотчетны в целях недопущения нарушений. В государствах континентальной модели единый закон отсутствует, лоббистские базы не имеют широкого распространения, а лоббизм как политический институт находится на стадии своего развития, нередко подменяясь в общественном употреблении понятием коррупция.
В связи с этим актуальным становится вопрос о лоббизме, как о политическом явлении в Российской Федерации с точки зрения его практического применения и законодательного оформления. Связано подобное с тем, что страна, относясь к континентальной системе, имеет некоторые особенности как в нормативном, так и практическом плане. Лоббизм находится на стадии своего развития, поэтому важно рассмотреть его основные аспекты.
Объект магистерской диссертации - лоббизм как политическое и правовое явление, реализующее представительство групповых интересов в органах государственной власти.
Предмет магистерской диссертации - формы и методы лоббизма как специфической социальной практики, модели его правового регулирования, проблемы институционализации.
Степень изученности проблемы. Лоббизм выступает в качестве многогранного политического явления, различные стороны которого рассматриваются и в научных трудах, и в социологических исследованиях. На настоящий момент данная тематика не потеряла своей актуальности в связи с развитием института в российском политико-правовом пространстве и разделяется на несколько направлений исследования: общие положения о лоббизме как о политическом институте, вопросы правового регулирования в России, модели правового регулирования и их конкретное проявление в отдельных государствах.
...
Лоббизм в своем становлении прошел несколько этапов, прежде чем оформился в качестве института, играющего одну из ключевых ролей при взаимодействии власти и общества. Совместно с эволюцией экономических систем и политических режимов лоббизм также трансформировался, оставляя неизменной свою суть - давление на органы власти в целях законодательного поддержания потребностей заинтересованных социальных групп. Исторически сложилось, что в основном лоббисты продвигают интересы слоя предпринимателей как одной из самых динамичных групп общества, наиболее остро подверженных происходившим изменениям в государстве. Отсюда на лицо тесная взаимосвязь лоббизма и бизнеса с момента его зарождения и по настоящее время.
Исторически эволюция лоббизма подразделяется на несколько этапов в зависимости от легализации политического института. Отметим, что представленная нами периодизация вполне условна, т. к. лоббизм имеет нормативное закрепление в единичных случаях.
1. С 1774 по 1918 гг. - происходит зарождение лоббизма как политического феномена, характеризующегося влиянием на законодательные органы заинтересованных групп. Отсчёт данный период ведет с войны за независимость США, а именно с сессии Первого Континентального конгресса, когда произошла первая попытка давления со стороны солдат на правительство в целях принятия нужного им закона. Затем I Поправка к Конституции США закрепляет право граждан на обращение к органам власти для защиты своих интересов. В остальных государствах лоббизм проявлялся в виде подачи петиций, участия в работе правительства, однако в общественном сознании приравнивался к коррупции.
2. С 1918 по конец 1980х гг. - утверждаются правовые основы лоббистской деятельности в специализированном законе либо смежных нормативно-правовых актах. Единственной страной, где произошло законодательное оформление лоббизма выступили США, где в 1938 г.
принят Федеральный закон о регистрации иностранных агентов, а в 1946 г. - о регулировании лоббистской деятельности. Во Франции и Великобритании различные проявления лоббизма можно проследить на уровне Конституций, в Г ермании дополнительно вопрос освещается в нормативно-правовых актах о деятельности членов Бундестага. В СССР на данном этапе лоббизм имел место как практическая деятельность экономических блоков, отстаивающих свои интересы на уровне Советов.
3. С конца 1980х гг. по настоящее время лоббизм получал новый импульс к развитию. Помимо США профильный закон о лоббизме принимается в Канаде - Акт о лоббизме (1988 г.), достаточно полно раскрывающий все стороны политического явления. Правовое регулирование лоббизма в США также не стоит на месте, и в 1995 г. вступает в силу Акт о раскрытии лоббистской деятельности, направленный на устранение пробелов прошлых документов. Ужесточаются и требования к бывшим чиновникам и действующим должностным лицам, которым запрещается заниматься лоббизмом в течение 2 лет после прекращения своих полномочий. К тому же, развивается региональное законодательство о лоббизме.
В европейских государствах разрабатываются вопросы о регистрации лоббистов и противодействии коррупции, но только в Великобритании в названии акта фигурирует понятие «лоббизм», во Франции и Германии центральное место отводится понятию «коррупция» либо без такового. Российская правотворческая деятельность в отношении лоббизма в основном соотносится с европейской практикой.
Следовательно, лоббизм как политический институт еще развивается и требует разностороннего урегулирования вновь возникающих вопросов относительно его деятельности.
Однако, как любой политический институт, лоббизм имеет особенности, отличающие его от противозаконного явления.
...
Исторически эволюция лоббизма подразделяется на несколько этапов в зависимости от легализации политического института. Отметим, что представленная нами периодизация вполне условна, т. к. лоббизм имеет нормативное закрепление в единичных случаях.
1. С 1774 по 1918 гг. - происходит зарождение лоббизма как политического феномена, характеризующегося влиянием на законодательные органы заинтересованных групп. Отсчёт данный период ведет с войны за независимость США, а именно с сессии Первого Континентального конгресса, когда произошла первая попытка давления со стороны солдат на правительство в целях принятия нужного им закона. Затем I Поправка к Конституции США закрепляет право граждан на обращение к органам власти для защиты своих интересов. В остальных государствах лоббизм проявлялся в виде подачи петиций, участия в работе правительства, однако в общественном сознании приравнивался к коррупции.
2. С 1918 по конец 1980х гг. - утверждаются правовые основы лоббистской деятельности в специализированном законе либо смежных нормативно-правовых актах. Единственной страной, где произошло законодательное оформление лоббизма выступили США, где в 1938 г.
принят Федеральный закон о регистрации иностранных агентов, а в 1946 г. - о регулировании лоббистской деятельности. Во Франции и Великобритании различные проявления лоббизма можно проследить на уровне Конституций, в Г ермании дополнительно вопрос освещается в нормативно-правовых актах о деятельности членов Бундестага. В СССР на данном этапе лоббизм имел место как практическая деятельность экономических блоков, отстаивающих свои интересы на уровне Советов.
3. С конца 1980х гг. по настоящее время лоббизм получал новый импульс к развитию. Помимо США профильный закон о лоббизме принимается в Канаде - Акт о лоббизме (1988 г.), достаточно полно раскрывающий все стороны политического явления. Правовое регулирование лоббизма в США также не стоит на месте, и в 1995 г. вступает в силу Акт о раскрытии лоббистской деятельности, направленный на устранение пробелов прошлых документов. Ужесточаются и требования к бывшим чиновникам и действующим должностным лицам, которым запрещается заниматься лоббизмом в течение 2 лет после прекращения своих полномочий. К тому же, развивается региональное законодательство о лоббизме.
В европейских государствах разрабатываются вопросы о регистрации лоббистов и противодействии коррупции, но только в Великобритании в названии акта фигурирует понятие «лоббизм», во Франции и Германии центральное место отводится понятию «коррупция» либо без такового. Российская правотворческая деятельность в отношении лоббизма в основном соотносится с европейской практикой.
Следовательно, лоббизм как политический институт еще развивается и требует разностороннего урегулирования вновь возникающих вопросов относительно его деятельности.
Однако, как любой политический институт, лоббизм имеет особенности, отличающие его от противозаконного явления.
...
Подобные работы
- Институт лоббизма как механизм политического участия
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4530 р. Год сдачи: 2018 - ЛОББИЗМ КАК ФОРМА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ РФ: НА ПРИМЕРЕ ДЕПУТАТОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - Правовое регулирование лоббизма в современной российской политической практике
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2016 - Правовое регулирование лоббизма в современной российской политической практике
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2016 - Особенности применения PR-технологий в практике лоббизма
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Российский и мировой опыт лоббизма: сравнительный анализ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ЛОББИЗМА НА МАТЕРИАЛЕ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - МЕХАНИЗМ ПРИНЯТИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНСАЛТИНГА В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017





