Введение 3
1.Классификация разных видов нарушения детей дошкольного возраста 4
2. Методы психокоррекционной работы при разных видах нарушенного развития у детей дошкольного возраста 6
Заключение 14
Список использованных источников 15
Актуальность проблемы заключается в том, что с каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с тяжёлыми множественными нарушениями. Эти дети испытывают значительные трудности в адаптации в общеобразовательных учреждениях из-за системных нарушений и отсутствия комплексной психокоррекционной помощи. Неполучение квалифицированной коррекционно-развивающей помощи в важные периоды развития может привести к возникновению вторичных нарушений. Поэтому так важно оказывать помощь детям с тяжёлыми множественными нарушениями на ранних этапах. Это требует обобщения и распространения практического опыта работы в данном направлении.
Объект работы: психокоррекционная работа при разных видах нарушенного развития.
Предмет работы: особенности психокоррекционной работы при разных видах нарушенного развития.
Цель работы: изучить особенности психокоррекционной работы при разных видах нарушенного развития.
Задачи работы:
– изучить классификацию разных видов нарушения детей дошкольного возраста,
– проанализировать методы психокоррекционной работы при разных видах нарушенного развития у детей дошкольного возраста.
Методы работы: теоретический анализ специальной, методической литературы, общение педагогического опыта.
Структура работы: работа состоит из введения, двух параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Таким образом, дети с различными нарушениями представляют собой сложную группу. В специальной психологии выделяются следующие категории детей с отклонениями в развитии: дети с нарушениями интеллекта (умственная отсталость различной степени). Умственная отсталость характеризуется стойким нарушением познавательной деятельности и поведения, возникающим в результате органического поражения головного мозга. Дети с отклонениями в познавательном развитии (задержка психического развития). ЗПР проявляется в замедленном темпе созревания различных психических функций. Дети с эмоциональными расстройствами (включая расстройства аутистического спектра, аутоподобные нарушения поведения, страхи и фобии).
Важным принципом психокоррекции с развными категориями детей является деятельностный подход. Сам процесс психокоррекции должен проходить в рамках того вида деятельности, которая доступна ребенку с интеллектуальной недостаточностью. Если у ребенка не сформирована игровая деятельность, то психокоррекцию необходимо проводить в предметно-практическом контексте. Вторым, не менее важным, принципом является комплексный подход к психокоррекции детей. Соблюдение этого принципа требует тесного контакта психолога с педагогом-дефектологом, логопедом, врачом, воспитателем и родителями. Третьим, наиважнейшим, принципом является иерархический принцип. Психолог в процессе коррекции должен ориентироваться не только на уровень актуального развития ребенка, но и его потенциальные возможности.
1. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М.: Академия, 2015. – 140 с.
2. Мамайчук И. И. Психическое развитие аномального ребенка. СПб.: Речь, 2018. – 129 с.
3. Мамайчук И. И. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии. СПб.: Речь, 2018. – 133 с.
4. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2016. – 400 с.
5. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: Наука, 2010. – 120 с.