ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические и методические основы разработки элективного курса «Уравнения и неравенства с параметром» для 9 класса 6
1.1 Элективные курсы в системе школьного математического образования 6
1.2 Понятие параметра. Основные типы задач с параметром 7
1.3 Методика решения задач с параметром 10
Глава 2. Разработка и апробация элективного курса «Уравнения и
неравенства с параметром» для 9 класса 19
2.1 Особенности организации элективного курса по решению заданий с
параметром в 9 классе 19
2.2 Разработка элективного курса «Уравнения и неравенства с
параметром» для 9 класса 21
2.3 Технологическая карта занятия на решение простейших уравнений
с параметром 24
2.4 Технологическая карта занятия «Графический метод решения
уравнений с параметром» 31
2.5 Итоговая контрольная работа 38
2.6 Апробация элективного курса «Уравнения и неравенства с
параметром» для 9 класса 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
Приложение 1 49
Приложение 2 53
Приложение 3
Задачи с параметрами относятся к существенной и важной части содержания современного математического образования. Они помогают формировать и развивать у учащихся логическое мышление, а также математическую культуру. Умение решать данные задания считается признаком высокого уровня знаний математики. Недостаточно простого применения известных формул, необходимо полное понимание закономерностей, наличие навыков анализа конкретного случая на основе общих свойств объекта, системности и последовательности. Нельзя отрицать, что для успешного решения параметрических задач часто требует, говоря словами известного немецкого математика и популяризатора науки Ф. Клейна: «Хотя и не слишком изощренно, но все-таки трюкачество».
Параметрические уравнения и неравенство часто встречаются при подготовке к олимпиадам самого высокого уровня (ВСОШ, Физтех, олимпиада Ломоносова и т.д.) В материалах для подготовки к итоговой аттестации попадаются задачи на построение графиков функций, где ответ на заданный вопрос существенно зависит от значений фиксированной переменной.
Зачастую оказывается, что выпускник школы даже не имеет представления о решении заданий с параметрами. Это позволяет сделать вывод о том, что в школьном курсе математики не уделяется достаточного внимания решению задач с параметром, что и является проблемой данного исследования.
Цель работы: разработать элективный курс «Уравнения и неравенства с параметром для 9 класса»
Объект исследования: процесс обучения алгебры в 9 классе.
Предмет исследования: методика обучения решению уравнений и неравенств с параметром.
Задачи исследования:
1. Определить место элективных курсов в системе школьного математического образования.
2. Определить понятие параметра.
3. Выделить основные методы решения уравнений и неравенств с параметром.
4. Создать методические рекомендации по решению уравнений и неравенств с параметром.
5. На основе разработанных рекомендаций создать элективный курс «Уравнения и неравенства с параметром для 9 класса»
6. Проверить эффективность разработанного курса среди учеников 9-х классов.
В качестве рабочей гипотезы выдвинуто утверждение: создание элективного курса «Уравнения и неравенства с параметром» для 9 класса позволит не только расширить знания по методам решения уравнений и неравенств с параметром, но и подготовиться к сдаче обучающимися обязательного ОГЭ по математике в 9 классе и профильного ЕГЭ по математике в 11 классе.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в ней выявлены основные методические особенности обучения решению уравнений и неравенств с параметром в школе.
Практическая значимость работы обусловлены составлением методических рекомендаций по обучению решения уравнений и неравенств с параметром, а также разработкой элективного курса, который может быть применим в любой школе в 9-х классах.
Данная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении сформулированы основные характеристики исследования: актуальность, проблема, объект, предмет, цель, задачи, теоретическая и практическая значимости.
В первой главе рассматриваются теоретические и методические основы разработки элективного курса «Уравнения и неравенства с параметром» для 9 класса.
Во второй главе составляются рекомендации по разработке элективного курса и, с помощью них, составляется сам курс.
Список литературы представляет собой перечень использованной в процессе работы справочной, научной и научно-критической литературы и источников. Библиографический список отображает степень изученности темы и состоит из 15 наименований.
Задачи с параметром различного уровня прочно вошли в изучение школьного курса математики. В данной предметной области решение задач сопряжено с огромной работой, которая требует не только предметной подготовки, но и базы решенных и разобранных задач с использованием различных методов.
В учебном курсе учителем должна быть продумана система подготовки к решению задач с параметром, разработаны рабочие программы, формирующие целостную систему математического знания. Разработанный элективный курс может быть использован учителем математики для облегчения организации подготовки к занятиям.
В ходе написания дипломной работы:
- Определено место элективных курсов в системе школьного математического образования;
- Определено понятие параметра;
- Выделены основные методы решения уравнений и неравенств с параметром;
- Созданы методические рекомендации по решению уравнений и неравенств с параметром;
- На основе разработанных рекомендаций был создан элективный курс «Уравнения и неравенства с параметром для 9 класса»
- Эффективность курса была проверена на учениках 9 класса.
Для грамотного составления элективного курса «Уравнения и неравенства с параметром» в данной работе были рассмотрены:
- понятие элективного курса и его место в школьном образовании;
- понятие параметра и его место в школьном курсе алгебры;
- виды задач с параметром;
- основные методы решения уравнений и неравенств с параметром.
Особенности организации данного элективного курса помогли избежать многих ошибок. Выявленные особенности:
- качественная актуализация всех необходимых далее знаний, умений и навыков на первых занятиях курса;
- подготовка к каждому занятию раздаточных листов с заданиями, которые ранжированы от простых к сложным;
- большое внимание уделяется олимпиадным задачам и мотивации обучающихся к их решению;
- итоговый контроль направлен не на выставление оценки, а на ответ на вопрос: «Научился обучающийся решать уравнения и неравенства с параметром?»
Элективный курс был составлен с учетом всех рекомендаций. Рабочая программа курса получила одобрение методического объединения учителей математики МБОУ ЛСТУ №2.
По итогам обучения, участники курса пишут контрольную работу, которая также была составлена в данной работе.
Элективный курс был апробирован на учениках 9 класса МБОУ ЛСТУ №2 в период с 04.04.2023 по 25.05.2023. В работе представлены 2 конспекта урока, по которым были проведены занятия. Эффективность курса можно наблюдать по результатам написания итоговой работы.