Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №162927

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы53
Год сдачи2024
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Психологическая характеристика младшего школьника 6
1.2. Определение ответственности личности 8
1.3. Проявление ответственности у детей младшего школьного возраста 11
1.4. Методы и приемы развития ответственности младших школьников 13
Выводы по Главе 1 17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 19
2.1. Методическая организация исследования 19
2.2. Анализ результатов 26
2.3. Разработка чат-бота «Ответственность: ключ к успеху и
самостоятельности» 31
Выводы по Главе 2 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 45

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) определены требования к результатам освоения основных образовательных программ: предметные, метапредметные и личностные. Для оценки достижения воспитательных целей наиболее значимы личностные результаты, особое место в ряду которых занимает развитие чувства ответственности.
ФГОС НОО определяет необходимость и потенциальную возможность формирования личной ответственности в младшем школьном возрасте, саморегуляции в достижении цели, достигая ответственного исполнения, исполнительности, дисциплинированности [24]. В данный возрастной период первоначально цель задается взрослыми и принимается ребенком, постепенно формулируется им самим. Ответственное отношение к учебной деятельности является основой для формирования ответственности личности. Таким образом, можно предположить, что формирование ответственности целесообразно начинать уже в начальной школе.
В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» определена необходимость создания условий «для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества, развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности»[23]. Воспитание ответственности является базой для будущих достижений и способствует развитию самостоятельности и заботы о других.
Антон Семёнович Макаренко, выдающийся педагог XX века, придавал огромное значение воспитанию ответственности в коллективе, подчеркивая важность взаимопомощи и сопричастности. Выдающийся педагог считал, что ответственность включает как внешнее, так и внутреннее измерение. Дети должны осознавать последствия своих поступков и развивать чувство вины за проступки [14].
Современная психология дополняет идеи Макаренко, подчеркивая важность формирования внутренней мотивации у детей. Дети должны не только выполнять свои обязанности из-за страха наказания, но и понимать, зачем это нужно.
Помимо системы взысканий, важно использовать и систему поощрений. Это помогает детям чувствовать себя ценными и мотивирует их к дальнейшим достижениям.
Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка при воспитании чувства ответственности.
Важную роль играет сотрудничество семьи и школы. Родители и педагоги должны действовать сообща, создавая единую систему воспитания ответственности.
Развитие ответственности в младшем школьном возрасте - это сложная, но очень важная задача. Идеи Макаренко, в сочетании с достижениями современной психологии, могут стать ценным инструментом для педагогов и родителей, которые хотят воспитать в своих детях чувство ответственности, целеустремленность и готовность к самостоятельной жизни.
Цель исследования: изучить уровень развития ответственности младших школьников.
Объект исследования: ответственность младших школьников.
Предмет исследования: уровень проявления ответственности младших школьников.
Гипотеза исследования: развитие ответственности у младшего школьника соответствует низкому уровню.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
2. Изучение психологических особенностей младшего школьного возраста;
3. Описание методов и форм развития ответственности у младших школьников;
4. Выявление актуального уровня ответственности младших школьников;
5. Разработка чат-бота и конспекта родительского собрания по развитию ответственности в младшем школьном возрасте.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы;
2. Педагогическое наблюдение;
3. Беседы с учителями и родителями;
4. Анкетирование младших школьников.
База исследования: МБОУ «Березовская СОШ №Х». В исследовании приняли участие 30 школьников в возрасте 9-10 лет.
Данная работа состоит из следующих частей: Введения, двух Глав, Выводов по Главам, Заключения, Списка использованной литературы, Приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Ответственность является неотъемлемой частью личностного развития человека и играет важную роль в достижении успеха в различных сферах деятельности. В ходе анализа литературных источников было установлено, что ответственность - это способность индивида регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами, добросовестно выполнять свои обязанности и критически оценивать свои поступки и решения.
В процессе онтогенетического развития формирование ответственности происходит поэтапно и связано с определенной системой восприятия, которая может быть выражена следующей формулой: «хочу - надо - должен - необходимо». На младшем школьном возрасте ответственность развивается через стадию осознанного подчинения, когда ребенок начинает руководствоваться мотивом «надо» вместо собственных желаний.
Ответственность младшего школьника проявляется преимущественно в учебной деятельности и характеризуется качественным и своевременным выполнением поручений, доведением дел до конца, что вызывает положительные эмоции. Развитие ответственности в этом возрасте крайне важно, поскольку закладывает фундамент для дальнейшего формирования этого качества личности.
Существует множество эффективных методов и приемов, направленных на развитие ответственности у младших школьников. Одним из наиболее действенных является анализ художественной литературы, где ребенок может наглядно увидеть проявления ответственного и безответственного поведения героев и их последствия. Также хорошие результаты показывают этические беседы и игры, в ходе которых дети учатся брать на себя ответственность за свои действия и поступки.
Помимо этого, огромную роль в развитии ответственности играет личный пример родителей и педагогов, их собственная ответственность и добросовестность в выполнении своих обязанностей. Ребенок, наблюдая за поведением значимых взрослых, усваивает модели ответственного поведения и перенимает их.
Таким образом, развитие ответственности в младшем школьном возрасте является важной задачей, требующей комплексного подхода и участия всех субъектов образовательного процесса: педагогов, родителей и самих учащихся. Только при создании благоприятных условий и использовании эффективных методов воспитания ответственности можно обеспечить гармоничное развитие личности ребенка и заложить прочный фундамент для его дальнейшего успешного становления.


1. Авдеева А.Н. Формирование ответственности как качества личности младших школьников в условиях игровой деятельности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2007. № 4. С. 76-80. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-otvetstvennosti-kak- kachestva-lichnosti-mladshih-shkolnikov-v-usloviyah-igrovoy-deyatelnosti (Дата обращения: 15.03.2024).
2. Алиева М.Г., Мищенкова С.С., Калашникова М.А. Отвественность в младшем школьном возрасте и возможности ее развития // Вклад психологии и педагогики в социокультурное развитие общества : сборник статей Международной научно-практической конференции, Казань, 15 января 2018 года. Казань, 2018. Т. 1. С. 163-165.
3. Альмуханова А.Б. и др. Большая психологическая энциклопедия: самое полное современное издание: более 5000 психологических терминов и понятий. Москва: Эксмо, 2007.
4. Баранова А.С., Филипчик А.-М.И., Формирование ответственности у младших школьников // Проблемный и ноосферный подходы к формированию культуры общения ценностно-ориентированной личности в современном образовании для устойчивого развития цивилизации : материалы ХХ Московской международной конференции, Москва, 12 марта 2020 года. Москва, 2021. С. 82-83.
5. Горбатовская Н.Н. Периоды формирования качеств ответственности у личности // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности : сборник статей Международной научно­практической конференции 18 января 2017 г. Уфа, 2017. Т. 1. С. 137-140. URL: https://os-russia.com/SBORNIKI/KON-147-1.pdf#page=137 (Дата обращения: 15.03.2024).
6. Дементий Л.И., Гроголева О.Ю. Особенности ответственности в дошкольном и младшем школьном возрасте // Сборник материалов Ежегодной
международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. № 5. С. 562-564. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-otvetstvennosti-v-doshkolnom-i- mladshem-shkolnom-vozraste (Дата обращения: 15.03.2024).
7. Иванников В.А. Формирование побуждения к действию: Вопросы психологии. 2015.
8. Ильичев Л.Ф., Федосеев П.Н., Ковалев С.М., Панов В.Г. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1983.
9. Кашапова Г.И. Ответственность как социально-психологический феномен и уровни её развития. Казань: Казанский педагогический журнал № 1, 2012.
10. Киселева Ю.А. Возрастная психология детей младшего школьного возраста: Воспитание и обучение: теория, методика и практика, 2016.
11. Климова К.А. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1967.
12. Кон И. С. Словарь по этике. М., 1983.
13. Кочетова С.А. Формирование у младших школьников ответственности и обязательности. Белгород: МОУНК, 2011.
14. Макаренко А.С. Проблемы воспитания в советской школе. Москва: Академии педагогических наук РСФСР, 1949.
15. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М.: Просвещение,1980....25


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ