Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения дидактических игр
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
1.1. Понятие и характеристика предпосылок учебной деятельности в
психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности формирования предпосылок учебной деятельности у
детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Роль дидактических игр в формировании предпосылок учебной
деятельности у детей старшего дошкольного возраста 23
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
2.1. Диагностика исходного уровня сформированности предпосылок
учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 35
2.2. Содержание работы по формированию предпосылок учебной
деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования дидактических игр 41
2.3. Определение эффективности использования дидактических игр в работе по формированию предпосылок учебной деятельности у детей
старшего дошкольного возраста 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
1.1. Понятие и характеристика предпосылок учебной деятельности в
психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности формирования предпосылок учебной деятельности у
детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Роль дидактических игр в формировании предпосылок учебной
деятельности у детей старшего дошкольного возраста 23
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
2.1. Диагностика исходного уровня сформированности предпосылок
учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 35
2.2. Содержание работы по формированию предпосылок учебной
деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования дидактических игр 41
2.3. Определение эффективности использования дидактических игр в работе по формированию предпосылок учебной деятельности у детей
старшего дошкольного возраста 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Наиболее эффективным методом обучения детей дошкольного возраста является игровой метод. Через игру ребенок входит в мир знаний, начинает овладевать духовными ценностями. В игровой деятельности возможно формирование всех положительных сторон личности. В ходе игры дошкольники самостоятельно действуют, находят новые решения в меняющейся обстановке, углубляют познания об окружающей действительности [27, с. 307].
Изучением темы формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста занимались такие выдающиеся психологи и педагоги, как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова, Н.Г. Салмина, Д.Б. Эльконин и др.
Актуальность темы обусловлена современными требованиями к образованию и воспитанию дошкольников. В контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и активного поиска эффективных методов обучения, дидактические игры становятся ключевым инструментом для развития у детей старшего дошкольного возраста навыков, необходимых для успешной учебной деятельности в школе. Эти игры не только способствуют развитию познавательных способностей и обогащению чувственного опыта ребенка, но и помогают преодолевать затруднения в умственной деятельности, что особенно важно для подготовки к школьному обучению.
Таким образом, данная тема актуальна как с точки зрения педагогической теории, так и с позиции практического применения в образовательном процессе.
Объект исследования: процесс формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является дидактическая игра как средство формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования заключается в определении эффективности использования дидактических игр в работе по формированию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста...
Изучением темы формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста занимались такие выдающиеся психологи и педагоги, как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова, Н.Г. Салмина, Д.Б. Эльконин и др.
Актуальность темы обусловлена современными требованиями к образованию и воспитанию дошкольников. В контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и активного поиска эффективных методов обучения, дидактические игры становятся ключевым инструментом для развития у детей старшего дошкольного возраста навыков, необходимых для успешной учебной деятельности в школе. Эти игры не только способствуют развитию познавательных способностей и обогащению чувственного опыта ребенка, но и помогают преодолевать затруднения в умственной деятельности, что особенно важно для подготовки к школьному обучению.
Таким образом, данная тема актуальна как с точки зрения педагогической теории, так и с позиции практического применения в образовательном процессе.
Объект исследования: процесс формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является дидактическая игра как средство формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования заключается в определении эффективности использования дидактических игр в работе по формированию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста...
Предпосылки учебной деятельности закладываются в старшем дошкольном возрасте, так как этот период выступает переходным между детством ребёнка и вступлением его на новый этап физического, психологического, интеллектуального развития - школьное обучение. И если в дошкольном детстве ведущей была игровая, то уже в школьной жизни её заменит учебная. То есть этот возраст выступает некой подготовкой для будущих младших школьников. К тому же этот возраст выступает ещё и благоприятным для освоения первых учебных азов детьми по той причине, что в это время активное развитие получает их память, речь, мышление, фантазия и воображение. Они с большим интересом познают этот мир, осознают своё место в нём, формируют систему нравственных ценностей.
Интересно, познавательно и грамотно подготовить будущих младших школьников к учебным будням можно с помощью игровой деятельности. Обусловлено это следующим: во-первых, это ведущая деятельность старших дошкольников, им комфортнее всего через неё изучать что-то новое, во- вторых, игровая деятельность обладает большой методической, дидактической и нравственной ценностью, видовых разнообразием, в- третьих, ценность игровой деятельности ещё и обусловлена психолого¬возрастными особенностями.
В силу своего возраста они ещё не могут долгое время концентрировать своё внимание на учебном процессе, часто отвлекаются, быстро устают, а в игре же всё происходит легко, расслаблено. К тому же в игре развиваются коммуникативные навыки старших дошкольников, их способность к эмпатии, милосердию, взаимопомощи. Эти навыки пригодятся им при прохождении процессов адаптации и социализации к школьному обучению.
Вторая глава исследования была посвящена проведению экспериментальной работы по формированию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр. Данное исследование проводилось на базе филиала №1 «Рябинка» МБДОУ д/с №109 г. Пензы «Планета детства». В исследовании принимали участие дети подготовительной к школе группы.
В ходе констатирующего эксперимента было определено, что большинство детей имеют средний уровень сформированности предпосылок учебной деятельности.
На основе полученных данных нами была разработана и экспериментально апробирована серия дидактических игр по следующим направлениям: развитие речи детей старшего дошкольного возраста;
развитие логического мышления дошкольников посредством математического материала; углубление представлений детей об окружающем мире; формирование умения устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы и пр.
В ходе контрольного эксперимента было определено, что большинство детей перешли на высокий уровень сформированности предпосылок учебной деятельности. Полученные данные свидетельствуют об эффективности использования дидактических игр в работе по формированию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Поставленные цели и задачи были достигнуты, гипотеза подтверждена. Исследование указывает на высокую эффективность использования дидактических игр для формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Однако оно также выявляет некоторые проблемы, которые требуют дальнейшего изучения и исследования.
Интересно, познавательно и грамотно подготовить будущих младших школьников к учебным будням можно с помощью игровой деятельности. Обусловлено это следующим: во-первых, это ведущая деятельность старших дошкольников, им комфортнее всего через неё изучать что-то новое, во- вторых, игровая деятельность обладает большой методической, дидактической и нравственной ценностью, видовых разнообразием, в- третьих, ценность игровой деятельности ещё и обусловлена психолого¬возрастными особенностями.
В силу своего возраста они ещё не могут долгое время концентрировать своё внимание на учебном процессе, часто отвлекаются, быстро устают, а в игре же всё происходит легко, расслаблено. К тому же в игре развиваются коммуникативные навыки старших дошкольников, их способность к эмпатии, милосердию, взаимопомощи. Эти навыки пригодятся им при прохождении процессов адаптации и социализации к школьному обучению.
Вторая глава исследования была посвящена проведению экспериментальной работы по формированию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр. Данное исследование проводилось на базе филиала №1 «Рябинка» МБДОУ д/с №109 г. Пензы «Планета детства». В исследовании принимали участие дети подготовительной к школе группы.
В ходе констатирующего эксперимента было определено, что большинство детей имеют средний уровень сформированности предпосылок учебной деятельности.
На основе полученных данных нами была разработана и экспериментально апробирована серия дидактических игр по следующим направлениям: развитие речи детей старшего дошкольного возраста;
развитие логического мышления дошкольников посредством математического материала; углубление представлений детей об окружающем мире; формирование умения устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы и пр.
В ходе контрольного эксперимента было определено, что большинство детей перешли на высокий уровень сформированности предпосылок учебной деятельности. Полученные данные свидетельствуют об эффективности использования дидактических игр в работе по формированию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Поставленные цели и задачи были достигнуты, гипотеза подтверждена. Исследование указывает на высокую эффективность использования дидактических игр для формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Однако оно также выявляет некоторые проблемы, которые требуют дальнейшего изучения и исследования.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (Арский Педагогический Колледж)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2019 - Развитие восприятия и понимания произведений изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста в условиях дидактической игры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2021 - Развитие музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе слушания классической музыки(средствами игровой деятельности)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ КОМПЛЕКСНО-
ТЕМАТИЧЕСКОГО ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Развитие восприятия и понимания произведений изобразительного
искусства у детей старшего дошкольного возраста в условиях
дидактической игры
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Формирование навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017



