ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ
АУДИРОВАНИЯ 6
1.1. Аудирование как вид речевой деятельности. Виды аудирования. Социально-психологические и лингводидактические аспекты аудирования 6
1.2. Особенности аудирования как вида речевой деятельности. Трудности
формирования навыков аудирования и пути их преодоления 10
1.3 Методические подходы к формированию навыков аудирования у учащихся
среднего звена СОШ 21
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ
СРЕДНИХ КЛАССОВ 29
2.1. Упражнения для снятия трудностей при аудировании 29
2.2. Методические особенности обучения аудированию учащихся 6 классов... 34
2.3 Формирование умений аудирования иноязычного текста и проверка уровня
сформированности умений аудирования у учащихся 6 класса 41
Выводы по главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена вопросу формирования и развития навыков аудирования англоязычной речи у учащихся шестого класса средней школы.
Актуальность исследования. Одна из задач, которую необходимо решить в процессе обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе - научить учащихся понимать звучащую иноязычную речь. Аудирование - самостоятельный вид речевой деятельности. В повседневной жизни мы постоянно с ним сталкиваемся.
В процессе освоения родного языка, находясь в естественной языковой среде, ребенок с первых дней жизни приучается воспринимать родную речь на слух. Навыки аудирования у него формируются естественным путем. Изучая иностранный язык, человек, будь то ребенок или взрослый, оказывается в противоположной ситуации. Ему приходится формировать навыки аудирования иноязычной речи, имея опыт и навыки восприятия на слух родной речи. Это не только не помогает, но наоборот, мешает ему воспринимать чужую речь на слух, поскольку у него уже сформированы динамические стереотипы и психологические установки аудирования. Они создают помехи - интерференцию, затрудняя процесс восприятия на слух и понимания иноязычной речи.
Таким образом, возникает вопрос: какова методология, методика и конкретные методические приемы, позволяющие облегчить и упростить процесс формирования навыков и опыта восприятия иноязычной речи на слух (аудирования) в процессе изучения иностранного языка.
Этот вопрос определяет актуальность нашего исследования, поскольку в данной работе мы попытаемся, в той или иной мере, ответить на эти вопросы, применительно к процессу обучения английскому языку учащихся 6 класса
СОШ.
Объект исследования - процесс обучения английскому языку в 6 классе СОШ.
Предмет исследования - формирование навыков аудирования у учащихся 6 класса СОШ в процесс обучения английскому языку.
Цель исследования - выявить, описать и использовать на практике методические материалы и приемы обучения, позволяющие эффективно формировать и совершенствовать навыки аудирования англоязычной речи у учащихся 6 классов СОШ
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие исследовательские задачи:
1. Рассмотреть аудирование как вид речевой деятельности.
2. Охарактеризовать виды аудирования.
3. Выявить трудности формирования навыков аудирования и пути их преодоления.
4. Подобрать и разработать упражнения и методические приемы, обеспечивающие эффективное формирование и совершенствование навыков аудирования англоязычной речи у учащихся 6 классов СОШ в процессе обучения английскому языку.
Теоретическую основу исследования составили работы В.А. Артемова, Н. Д. Гальсковой, Н. И. Гез, Е. В. Дубровской, Н. В. Елухиной, Я. М. Колкера, И. Ф. Комкова, Л. Ю. Кулиш, Г .В. Рогова, Е.И. Пассова.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования; изучение и анализ программных документов, регламентирующих процесс обучения английскому языку в СОШ; анализ и обобщение практического опыта; наблюдение, беседа, педагогическое тестирование.
Практическая значимость исследования заключается в:
- подборе методических материалов, обеспечивающих эффективное формирование навыков аудирования у учащихся 6 классов СОШ в процессе обучения английскому языку;
Структура выпускной квалификационной работы
ВКР состоит из введения, двух глав и заключения.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, обозначаются объект, предмет, цель исследования, перечисляются исследовательские задачи.
В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования навыков аудирования.
Во второй главе рассматриваются методические аспекты формирования навыков аудирования у учащихся в 6 классе СОШ в процессе обучения английскому языку; представлены упражнения и описаны некоторые методические приемы по формированию навыков аудирования у учащихся 6 классов СОШ.
В заключении формируются выводы по результатам исследования. Библиографический список насчитывает 58 источников.
Обучение аудированию является очень актуальным на сегодняшний день, так как без аудирования невозможно речевое общение.
На сегодняшний день невозможно представить процесс обучения аудированию иностранной речи без применения на уроке информационно- коммуникационных технологий и ресурсов Интернета.
Аудирование является сложным видом речевой деятельности, который направлен на развитие слуховой памяти учащихся, формирование коммуникативных навыков, дает возможность научиться выделять главное из потока аудиоинформации.
Успешность данного процесса зависит от мотивированности учащихся и строгого соблюдения методических рекомендаций и приемов, часть из которых мы описали и применили на практике в нашем исследовании
Зачастую, традиционные методы формирования навыка аудирования в школе (прослушивание диалогов или монологов с аудиокассет, письменное выполнение заданий по услышанному тексту, обсуждение в парах или группе) не соответствуют уровню сформированности навыков, необходимых для успешного восприятия текста на слух. В этом случае интерес к процессу аудирования у учащихся снижается.
В процессе исследования были подобраны упражнения, которые способствуют развитию и формированию навыков аудирования иноязычного текста, стимулируют интерес учащихся к аудированию, побуждают их к активной деятельности.
Обобщив результаты исследования, можно сделать следующий вывод: чтобы с успехом развивать у учащихся умения иноязычного аудирования, 51
необходимо:
- следовать методическим рекомендациям и использовать методические приемы, разработанные в современной методике обучения иностранным языкам в части формирования навыков аудирования;
- использовать разнообразные современные аутентичные аудиотексты, соответствующие многообразным интересам учащихся, создающие атмосферу реальной языковой коммуникации, делающие процесс усвоения иноязычного материала живым, интересным, проблемным, убедительным и эмоциональным.
1. Артемов, В.А. Психология обучения иностранному языку / В.А. Артемов - М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2003. - 216c.
2. Бердичевский, А. Л. Сборник упражнений для работы в лингафонном кабинете / А. Л. Бердичевский - М.: Просвещение, 1990. - 349с.
3. Венцов А.В. Проблемы восприятия речи / А.В. Венцов, В.Б. Касевич. — М.: УРСС, 2003. — 237 с.
4. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова - М.: АСТ-ПРЕСС книга, 2011. - 436c.
5. Венцов, А. В. Проблемы восприятия речи / А. В. Венцов, В. Б. Касевич.— М. : УРСС, 2003. — 237 с.
6. Гез, Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н. И. Гез. - М.: Высшая школа, 2009. - 324с.
7. Гез, Н.И. Роль условий общения при обучении слушанию и говорению / Н. И. Гез // Иностранные языки в школе. - 2001. - №5. - С. 32-57.
8. Гез, Н. И. О факторах, определяющих успешность аудирования иноязычной речи / Н. И. Гез // Иностранные языки в школе. — 1977. — № 5. — С. 35-41.
9. Говорун С.В. Развитие навыков и умений аудирования у студентов- востоковедов, изучающих английский язык : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Светлана Викторовна Говорун; — СПб, 2015. — С. 12-26.
10. Дубровская, Е.В. Методика преподавания иностранных языков Электронное
учебно-методическое пособие для студентов 4-5 курсов специальности «Современные иностранные языки» (специализации 1-21-06 01-10
«Компьютерная лингвистика». - Е.В. Дубровская. - 2000.- 142
11. Елухина, И. В. Обучение в русле коммуникативно-ориентированной методики / И. В. Елухина // Иностранные языки в школе. - 2009. - №2. - С.
67-89.
12. Елухина, Н.В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления / Н. В. Елухина // Иностранные языки в школе. - 2007. - №1. - С. 18-26.
13. Ибакаева, Е. К. Аудирование как вид учебной деятельности. Инновационные технологии в педагогическом образовании / Е.К. Ибакаева // Педагогическое образование, № 2 - М., 2009. - С.78-83.
14. Карева Н.Ф. Использование аутентичных аудио и видео материалов для повышения мотивации изучения иностранного языка. [Электронный ресурс] /Н. В. Карева // Интернет-журнал «Науковедение». - 2014. - № 3. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru [Дата обращения: 05.12.2019]
15. Клобукова, Л. П. Обучение языку специальности / Л. П. Клобукова. - М. : Изд-во МГУ, 1987. - 77 с...47