Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Дидактические игры как средство умственного развития детей среднего дошкольного возраста

Работа №162846

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольное образование

Объем работы66
Год сдачи2023
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
1.1. Особенности умственного развития детей среднего дошкольного
возраста 7
1.2. Понятие и характеристика дидактических игр для детей
дошкольного возраста 12
1.3. Влияние дидактической игры на умственное развитие детей
среднего дошкольного возраста 23
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАБОТЕ НАД УМСТВЕННЫМ РАЗВИТИЕМ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика исходного уровня умственного развития детей
среднего дошкольного возраста 29
2.2. Использование дидактических игр в работе над умственным
развитием детей среднего дошкольного возраста 37
2.3. Определение динамики в умственном развитии детей среднего
дошкольного возраста 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57


Третье тысячелетие, согласно прогнозам ученых, ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство. Необходимость ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет определенные требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Так, современная образовательная система на передний план выдвигает задачу формирования у подрастающего поколения способности к активной умственной деятельности [31].
Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффективных средств организации деятельности детей.
Как отмечает автор учебника «Дошкольная педагогика» С.А. Козлова: «Игра в детском возрасте - норма, ребенок должен играть, даже если он делает серьезное дело. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающей жизни; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми» [12].
К сожалению, в современных ДОО сокращается время для игровой деятельности. Чрезмерная загруженность детей ведет к тому, что дети раньше становятся «маленькими» школьниками.
Умственное развитие - основополагающее образование, являющееся центральной частью общего психического развития ребенка-дошкольника во всей будущей жизни. В свою очередь, умственное воспитание - сложный процесс, направленный на формирование познавательных интересов, знаний и умений [8].
Игра - не только вид деятельности дошкольника, но и средство для умственного развития и воспитания. Игра, и в частности дидактическая, формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности и пр.
С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Многие дидактические игры учат детей находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы и обобщения [16].
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования.
Объект исследования - процесс умственного развития детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - использование дидактической игры в качестве средства умственного развития детей среднего дошкольного возраста.
Целью исследования является определение эффективности применения дидактических игр в практике работы педагога с детьми выделенной возрастной категории в целях их умственного развития...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью нашего исследования было определение эффективности использования дидактических игр в работе над умственным развитием детей среднего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели мы выделили теоретические аспекты умственного развития детей в период среднего дошкольного возраста, а также осуществили экспериментальное исследование, включившее в себя три последовательных этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Теоретический анализ литературы позволил нам сделать следующие выводы.
Средний дошкольный возраст является периодом бурного накопления ребенком опыта и знаний необходимых для дальнейшей деятельности. Возникновение замысла дошкольника требует ярких впечатлений, определенных представлений, источником которых является широкий предметный и природный мир, социальные явления, искусство и литература, различные виды игр. Важно наполнять жизнь детей в этот период впечатлениями, создавать условия для более глубокого усвоения окружающего, формировать умение видеть характерные особенности предметов, явлений, развивать наблюдательность, любознательность, познавательную активность.
В современных условиях, когда приоритетной моделью дошкольного образования является личностно-ориентированный подход, первейшей задачей каждого педагога является тщательный анализ игровой пространственной среды в группе, которая должна обеспечивать индивидуальное развитие каждого ребенка и существенно расширяться и обогащаться.
Правильно организованная развивающая среда способствует социализации ребенка, влияет на все аспекты его развития. Игровую среду 53
называют развивающей при условии, что с ее помощью ребенок учится самостоятельно определять игровой сюжет, делать его содержательным, распределять игровые роли, соблюдать правила ролевого поведения, налаживать игровое взаимодействие, использовать и распределять игрушки и игровые атрибуты и др.
Развивающими следует считать условия, которые подпитывают природные силы ребенка, способствуют реализации им своих потенциальных возможностей, обогащают ребенка знаниями и практическими навыками, совершенствуют их, обеспечивают осознанность, культурность; положительно влияют на становление личностного опыта, формируют реалистичные образы мира, элементарную систему морально-духовных ценностей, основанных на знании возрастных и индивидуальных возможностей воспитанников.
Дидактическая игра - это практическая деятельность, в которой дети используют знания, полученные в ходе ООД. Она создает жизненные условия для разнообразного применения этих знаний, активизирует умственную деятельность. Здесь выявляются ошибки, допущенные детьми, трудности, с которыми они сталкиваются. Воспитатель в ходе дидактических игр помогает исправить и преодолеть их.
Каждая дидактическая игра предусматривает предварительно продуманный план и организацию деятельности детей, дает возможность в значительной степени влиять на характер детских игр.
Рассмотрев теоретические аспекты исследования, мы обратились к экспериментальному изучению особенностей умственного развития детей среднего дошкольного возраста и его взаимосвязи с дидактическими играми. Поэтому целью констатирующего этапа эксперимента мы определили: выявление особенностей проявления познавательного интереса у детей дошкольного возраста при организации и проведении дидактических игр.
Базой исследования являлось МБДОУ д/с «Родничок» р. п. Мокшан Пензенской области. Для исследования была взята группа детей среднего дошкольного возраста, в количестве 18 человек.
Целью констатирующего эксперимента мы определили: проведение первичной диагностики для определения исходного уровня умственного развития детей среднего дошкольного возраста.
На основе полученных результатов констатирующего эксперимента нами было решено разработать программу по умственному развитию детей среднего дошкольного возраста, основанную на использовании дидактических игр в качестве ведущего средства.
В связи с этим на формирующем этапе нами была разработана соответствующая программа «Умка», реализация которой осуществлялась с октября 2022 года по апрель 2023 год . Комплекс был рассчитан на 38 недель, по 4 ООД в месяц.
После реализации разработанной нами программы, мы провели повторную диагностику, чтобы выявить эффективность формирующего эксперимента.
Согласно полученным в ходе итоговой диагностики результатам, мы сделали вывод о том, что проведение разработанной нами программы дало положительные результаты. Значительно лучше дошкольники стали владеть мыслительными операциями: чаще называть правильно явления, предметы; сопоставлять и обобщать, делать выводы.
В контрольном эксперименте мы увидели, что использование дидактических игр эффективно еще и потому, что вызывает у детей большую заинтересованность.
Разработанная нами программа, содержащая специально подобранный комплекс развивающих дидактических игр, разнообразила ежедневные повседневные занятия дошкольников. И результаты, полученные в ходе исходной диагностики, значительно улучшились.
Дети начали мыслить, их умственные способности значительно улучшились. Дошкольники начали активно интересоваться окружающим миром. Поэтому можно сделать вывод о том, что умственное развитие детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр осуществляется наиболее эффективно. Это заключение напрямую подтверждает гипотезу нашего исследования.



1. Аверин В.А., Осорина М.В., Слободчиков И.М. Развитие личности ребенка от трех до пяти. - М.: Генезис, 2014. - 232 с.
2. Ажибеков К.Ж., Жетписбаева Г.О., Агабекова А.Т. Особенности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - №3-1. - С. 136-138;
3. Березина Ю.Ю. Развитие представлений родителей о становлении познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. // Дискуссия. - 2012. - №3(21). - С. 106-109.
4. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие. / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. - М: Академия, 2013. - 218 с.
5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991. - 130 с.
6. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.:
Просвещение, 1977. - 96 с.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Изд-во Лабиринт. 1999. - 352 с.
8. Гусова А.Д. Особенности развития познавательных процессов детей среднего дошкольного возраста. // Современные исследования социальных проблем. - 2017. - №3. - С. 233-240.
9. Демешина А.Р. Проблемы развития познавательной сферы дошкольников в современной педагогической психологии. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 12. - С. 19-22.
10. Дошкольная педагогика. / Под ред. В.И. Логиновой, П.П. Саморуковой. - М.: Просвещение, 2014. - 456 с.
11. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 210 с.
12. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000. - 416 с.
13. Комиссарова Е. И. Развитие речевых навыков и познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста посредством игры. // Молодой ученый. - 2017. - №46. - С. 288-291.
14. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания дошкольников. - М.: Просвещение, 1996. - 278 с.
15. Лашкова Л.Л., Зырянова С.М., Филиппова А.Р. Познавательно- речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования: учебное пособие. - М.: Издательский дом «Академия Естествознания», 2015. - 142 с...45


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ