Государственное регулирование занятости населения в Пензенской области
|
Введение 3
1 Теоретико-правовые аспекты занятости населения в Российской Федерации . 7
1.1 Обеспечение занятости населения как инструмент регулирования рынка труда 7
1.2 Нормативно-правовые основы занятости населения 19
2 Государственное управление сферой занятости в субъекте Российской
Федерации 27
2.1 Состояния рынка труда в Пензенской области 27
2.2 Система обеспечения занятости населения в Пензенской области 37
3 Предложения по совершенствованию занятости населения Пензенской
области 51
Заключение 61
Список использованных источников 64
Приложения
1 Теоретико-правовые аспекты занятости населения в Российской Федерации . 7
1.1 Обеспечение занятости населения как инструмент регулирования рынка труда 7
1.2 Нормативно-правовые основы занятости населения 19
2 Государственное управление сферой занятости в субъекте Российской
Федерации 27
2.1 Состояния рынка труда в Пензенской области 27
2.2 Система обеспечения занятости населения в Пензенской области 37
3 Предложения по совершенствованию занятости населения Пензенской
области 51
Заключение 61
Список использованных источников 64
Приложения
Актуальность темы определяется современным состоянием рынка труда и занятости населения, которое требует выработки по существу новой политики регулирования занятости, адекватной выбранному государством курсу реформ. Это обусловлено тем, что сфера занятости населения претерпела существенные изменения с начала девяностых годов и более ранние исследования состояния занятости в определенной степени утратили свою актуальность.
Также является необходимым рассмотрение системы государственного регулирования занятости в связи с тем, что в настоящее время происходит определенное смещение центра тяжести управленческой деятельности и ответственности в области решения социально-трудовых отношений на уровень регионов.
Сложившаяся ситуация требует системного рассмотрения государственного механизма регулирования занятости с определением принципов его формирования, результатом которого станет выработка новых рекомендаций по совершенствованию системы государственного регулирования занятости населения.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды современных отечественных и зарубежных ученых посвященных управленческим проблемам в сфере занятости населения.
Например, исследование состояния рынка труда Российской Федерации, как одного из важнейших элементов экономической системы государства и анализ основных данных Федеральной службой государственной статистики рассмотрены в работах Гребенюка Т.А., Бусоедова И.А., Гришиной А.С., Овчинниковой А.Ю.
Особое значение для работы имели положения трудов перечисленных авторов, содержащие оценку степени негативного воздействия внешних факторов на рост безработицы и ее влияние на экономику страны, а также положительные и отрицательные последствия данного явления.
Состояние рынка труда напрямую сопряжено с анализом, существующих на данном рынке проблем, и поиском направлений по их решению, которые подробно рассматривается в трудах Гуляева Г.Ю., Сюэина В., Милой А.В., Лохтиной Т.Н. Также исследователями представлено влияние экономического кризиса на изменение структуры занятости, что особенно важно при разработке государственной политики занятости на федеральном уровне.
Исследователи Белохвостова Н.В., Ницевич М.Ю., Бурмистрова Е.Ю., Мандрыкина Я.А. особое внимание уделяют механизму государственного регулирования занятости населения с точки зрения применения различных методов регулирования, и акцентируют внимание на потребности в совершенствовании существующих механизмов по регулированию рынка труда и разработке новых, соответствующих постоянно изменяющимся условиям. И рассматривают в своих работах особенности распределения полномочий и функций в области занятости между различными уровнями управления.
В монографии отечественных исследователей, Федченко А.А., Колесниковой О.А., Дашковой Е.С., Дороховой Н.В. раскрыты основные теоретико-методологические аспекты занятости населения, а также определено содержание экономической категории «неформальная занятость». Также авторы уделяют особое внимание методам, которые позволяют оценить масштабы неформальной занятости и основным мерам по сокращению данного явления.
Несмотря на наличие литературы по общим проблемам управления системой занятости населения страны и её отдельных регионов, следует отметить, что работ, специально анализирующих пути совершенствования механизмов занятости населения, в том числе и на региональном уровне, немного. Поэтому актуальность и недостаточная проработанность некоторых вопросов занятости населения и ее совершенствования определили постановку целей и задач данной работы.
В связи с вышесказанным цель бакалаврской работы состоит в анализе механизма государственного регулирования занятости населения Пензенской области.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- охарактеризовать занятость населения как инструмент регулирования рынка труда;
- изучить нормативно-правовую базу занятости населения;
- проанализировать основные направления государственного регулирования занятости в современных условиях;
- проанализировать состояние регионального рынка труда, дать комплексную характеристику современного состояния занятости населения;
- рассмотреть приоритетные показатели характеризующие занятость населения;
- выявить основные региональные проблемы в сфере занятости населения;
- исследовать специфику системы обеспечения занятости населения в регионе;
- разработать рекомендации, направленные на совершенствование системы занятости населения Пензенской области.
Объектом исследования является система занятости населения Пензенской области.
В качестве предмета исследования выступает механизм государственного обеспечения занятости населения и его региональные особенности.
В процессе работы над работой применялись системный, институциональный и структурно-функциональный подходы, на основе которых проведен комплексный анализ системы занятости населения и рынка труда. Методологическую основу работы также составили такие методы научного познания как: метод формализации, метод сравнения, методы аналогии, метод наблюдения, прогнозирования, дедукции, статистический метод изучения массовых явлений и другие.
При изучении поставленной проблемы были использованы законодательные и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации и Пензенской области, составляющие правовую основу управленческой деятельности.
Эмпирической базой исследования послужили статистические данные, включающие информацию органов общегосударственной статистики по социально-экономическому развитию, результаты специальных обследований и данные региональной статистики, а также результаты социологических исследований.
Бакалаврская работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к его оформлению, и состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Также является необходимым рассмотрение системы государственного регулирования занятости в связи с тем, что в настоящее время происходит определенное смещение центра тяжести управленческой деятельности и ответственности в области решения социально-трудовых отношений на уровень регионов.
Сложившаяся ситуация требует системного рассмотрения государственного механизма регулирования занятости с определением принципов его формирования, результатом которого станет выработка новых рекомендаций по совершенствованию системы государственного регулирования занятости населения.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды современных отечественных и зарубежных ученых посвященных управленческим проблемам в сфере занятости населения.
Например, исследование состояния рынка труда Российской Федерации, как одного из важнейших элементов экономической системы государства и анализ основных данных Федеральной службой государственной статистики рассмотрены в работах Гребенюка Т.А., Бусоедова И.А., Гришиной А.С., Овчинниковой А.Ю.
Особое значение для работы имели положения трудов перечисленных авторов, содержащие оценку степени негативного воздействия внешних факторов на рост безработицы и ее влияние на экономику страны, а также положительные и отрицательные последствия данного явления.
Состояние рынка труда напрямую сопряжено с анализом, существующих на данном рынке проблем, и поиском направлений по их решению, которые подробно рассматривается в трудах Гуляева Г.Ю., Сюэина В., Милой А.В., Лохтиной Т.Н. Также исследователями представлено влияние экономического кризиса на изменение структуры занятости, что особенно важно при разработке государственной политики занятости на федеральном уровне.
Исследователи Белохвостова Н.В., Ницевич М.Ю., Бурмистрова Е.Ю., Мандрыкина Я.А. особое внимание уделяют механизму государственного регулирования занятости населения с точки зрения применения различных методов регулирования, и акцентируют внимание на потребности в совершенствовании существующих механизмов по регулированию рынка труда и разработке новых, соответствующих постоянно изменяющимся условиям. И рассматривают в своих работах особенности распределения полномочий и функций в области занятости между различными уровнями управления.
В монографии отечественных исследователей, Федченко А.А., Колесниковой О.А., Дашковой Е.С., Дороховой Н.В. раскрыты основные теоретико-методологические аспекты занятости населения, а также определено содержание экономической категории «неформальная занятость». Также авторы уделяют особое внимание методам, которые позволяют оценить масштабы неформальной занятости и основным мерам по сокращению данного явления.
Несмотря на наличие литературы по общим проблемам управления системой занятости населения страны и её отдельных регионов, следует отметить, что работ, специально анализирующих пути совершенствования механизмов занятости населения, в том числе и на региональном уровне, немного. Поэтому актуальность и недостаточная проработанность некоторых вопросов занятости населения и ее совершенствования определили постановку целей и задач данной работы.
В связи с вышесказанным цель бакалаврской работы состоит в анализе механизма государственного регулирования занятости населения Пензенской области.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- охарактеризовать занятость населения как инструмент регулирования рынка труда;
- изучить нормативно-правовую базу занятости населения;
- проанализировать основные направления государственного регулирования занятости в современных условиях;
- проанализировать состояние регионального рынка труда, дать комплексную характеристику современного состояния занятости населения;
- рассмотреть приоритетные показатели характеризующие занятость населения;
- выявить основные региональные проблемы в сфере занятости населения;
- исследовать специфику системы обеспечения занятости населения в регионе;
- разработать рекомендации, направленные на совершенствование системы занятости населения Пензенской области.
Объектом исследования является система занятости населения Пензенской области.
В качестве предмета исследования выступает механизм государственного обеспечения занятости населения и его региональные особенности.
В процессе работы над работой применялись системный, институциональный и структурно-функциональный подходы, на основе которых проведен комплексный анализ системы занятости населения и рынка труда. Методологическую основу работы также составили такие методы научного познания как: метод формализации, метод сравнения, методы аналогии, метод наблюдения, прогнозирования, дедукции, статистический метод изучения массовых явлений и другие.
При изучении поставленной проблемы были использованы законодательные и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации и Пензенской области, составляющие правовую основу управленческой деятельности.
Эмпирической базой исследования послужили статистические данные, включающие информацию органов общегосударственной статистики по социально-экономическому развитию, результаты специальных обследований и данные региональной статистики, а также результаты социологических исследований.
Бакалаврская работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к его оформлению, и состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В ходе написания выпускной квалификационной работы, автор пришел к следующим выводам.
Важнейшим инструментом государства в области регулирования рынка труда, в современных условиях, должно стать управление обеспечением занятости населения, которое должно заключаться в сочетании механизмов саморегуляции и необходимого государственного регулирования, которые в совокупности обеспечивают условия для развития трудовых ресурсов, их экономической активности и направлены на защиту национального рынка труда.
Основную нагрузку по государственному регулированию отношений в сфере занятости на данный момент несут нормативные правовые акты, подзаконные акты и программы, принятые на различных уровнях власти.
Анализ основных статистических источников позволил сделать вывод о том, что в Пензенской области, как и в стране в целом, численность трудовых ресурсов и основная их составляющая - трудоспособное население в трудоспособном возрасте, снижаются. Например, за период 2010-2015 гг. численность трудоспособного населения региона снижалась в среднем на 16,3 тыс. человек за год. При этом численность занятых планируется поддерживаться за счет развития инвестиционного потенциала, инновационной деятельности, создания рабочих мест в отраслях экономики, в том числе в сфере малого и среднего предпринимательства.
Уровень безработицы в регионе составил 4,6% (2016) от экономически активного населения области, это ниже чем в среднем по Российской Федерации (5,3%), и аналогичен данному показателю в Приволжском федеральном округе (4,6%). Также следует отметить, что в структуре безработных граждан региона достаточно высока доля женщин (59,4%), инвалидов (13,0%) и граждан предпенсионного возраста (9,1%).
Другой важной проблемой российского рынка труда является несоответствие образовательных услуг потребностям рынка, что характерно и для Пензенской области. В регионе наблюдается высокий удельный вес в структуре безработных квалифицированных работников. Причина такого положения кроется в отсутствии адекватной потребностям рынка труда системы профессионального образования. Так основная масса вакансий региона на данный момент приходится на рабочие специальности на производстве. В то время как в последние 1,5 - 2 десятилетия в Пензенском регионе преобладали выпускники высших учебных заведений по управленческим, экономическим, юридическим, психологическим профилям и специалисты для сферы услуг.
В целом напряженность на рынке труда в Пензенской области, характеризующая спрос и предложение рабочей силы, составила 0,78 чел. на одно свободное рабочее место (РФ - 0,8 чел./вак., ПФО - 0,7 чел./вак.).
В целях устранения рассмотренных в работе проблем, политика в сфере занятости населения региона направлена, с одной стороны, на сведение к минимуму регионального неравенства, что позволит снизить социальную напряженность, а с другой - на формирование такого уровня и структуры занятости населения, которые способствуют цели развития области.
Автором работы было предложено следующие меры по совершенствованию регулирования занятости населения Пензенской области:
- опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под риском увольнения, в связи с ликвидацией организации или сокращением численности работников;
- возмещение работодателям расходов на частичную оплату труда работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности работников, а также выпускников профессиональных образовательных организаций и безработных граждан;
- обеспечение временной занятости работников, находящихся под риском увольнения;
- возмещение работодателям затрат, связанных с трудоустройством инвалидов;
- организация приоритетного участия родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, выпускников образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования, членов семей с низкими доходами, в перечисленных выше предложениях.
Реализация перечисленных предложений будет способствовать предотвращению роста напряженности на рынке труда, предупреждению массовой безработицы и улучшению использования трудовых ресурсов региона. Актуальность совершенствования деятельности в области занятости населения области возрастает на фоне глобализации и повышения степени открытости национальных рынков труда, а также в связи с передачей значительной части полномочий в этой сфере от федерального центра на уровень субъектов Российской Федерации.
Важнейшим инструментом государства в области регулирования рынка труда, в современных условиях, должно стать управление обеспечением занятости населения, которое должно заключаться в сочетании механизмов саморегуляции и необходимого государственного регулирования, которые в совокупности обеспечивают условия для развития трудовых ресурсов, их экономической активности и направлены на защиту национального рынка труда.
Основную нагрузку по государственному регулированию отношений в сфере занятости на данный момент несут нормативные правовые акты, подзаконные акты и программы, принятые на различных уровнях власти.
Анализ основных статистических источников позволил сделать вывод о том, что в Пензенской области, как и в стране в целом, численность трудовых ресурсов и основная их составляющая - трудоспособное население в трудоспособном возрасте, снижаются. Например, за период 2010-2015 гг. численность трудоспособного населения региона снижалась в среднем на 16,3 тыс. человек за год. При этом численность занятых планируется поддерживаться за счет развития инвестиционного потенциала, инновационной деятельности, создания рабочих мест в отраслях экономики, в том числе в сфере малого и среднего предпринимательства.
Уровень безработицы в регионе составил 4,6% (2016) от экономически активного населения области, это ниже чем в среднем по Российской Федерации (5,3%), и аналогичен данному показателю в Приволжском федеральном округе (4,6%). Также следует отметить, что в структуре безработных граждан региона достаточно высока доля женщин (59,4%), инвалидов (13,0%) и граждан предпенсионного возраста (9,1%).
Другой важной проблемой российского рынка труда является несоответствие образовательных услуг потребностям рынка, что характерно и для Пензенской области. В регионе наблюдается высокий удельный вес в структуре безработных квалифицированных работников. Причина такого положения кроется в отсутствии адекватной потребностям рынка труда системы профессионального образования. Так основная масса вакансий региона на данный момент приходится на рабочие специальности на производстве. В то время как в последние 1,5 - 2 десятилетия в Пензенском регионе преобладали выпускники высших учебных заведений по управленческим, экономическим, юридическим, психологическим профилям и специалисты для сферы услуг.
В целом напряженность на рынке труда в Пензенской области, характеризующая спрос и предложение рабочей силы, составила 0,78 чел. на одно свободное рабочее место (РФ - 0,8 чел./вак., ПФО - 0,7 чел./вак.).
В целях устранения рассмотренных в работе проблем, политика в сфере занятости населения региона направлена, с одной стороны, на сведение к минимуму регионального неравенства, что позволит снизить социальную напряженность, а с другой - на формирование такого уровня и структуры занятости населения, которые способствуют цели развития области.
Автором работы было предложено следующие меры по совершенствованию регулирования занятости населения Пензенской области:
- опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под риском увольнения, в связи с ликвидацией организации или сокращением численности работников;
- возмещение работодателям расходов на частичную оплату труда работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности работников, а также выпускников профессиональных образовательных организаций и безработных граждан;
- обеспечение временной занятости работников, находящихся под риском увольнения;
- возмещение работодателям затрат, связанных с трудоустройством инвалидов;
- организация приоритетного участия родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, выпускников образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования, членов семей с низкими доходами, в перечисленных выше предложениях.
Реализация перечисленных предложений будет способствовать предотвращению роста напряженности на рынке труда, предупреждению массовой безработицы и улучшению использования трудовых ресурсов региона. Актуальность совершенствования деятельности в области занятости населения области возрастает на фоне глобализации и повышения степени открытости национальных рынков труда, а также в связи с передачей значительной части полномочий в этой сфере от федерального центра на уровень субъектов Российской Федерации.
Подобные работы
- Государственное регулирование занятости населения в регионе
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - Регулирование занятости населения в Пензенской области
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2016 - Реализация государственной политики занятости населения, регулирования занятости населения Пензенской области
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2022 - Регулирование занятости в регионе (на примере Пензенской области)
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2016 - Состояние рынка труда и занятости в регионах Приволжского федерального округа
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - Социальная защита безработных в Пензенской области: правовые аспекты
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4620 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ И ЗАНЯТОСТЬЮ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - Государственная поддержка малого предпринимательства в Пензенской области
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2016 - Регулирование рынка труда в городе Пенза
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2016



