Формирование коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе обучения
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста 9
1.1 Особенности развития коммуникации у детей старшего
дошкольного возраста 9
1.2 Характеристика понятия «общее недоразвитие речи». Особенности
развития словарного запаса у детей с общим недоразвитие речи 13
1.3 Роль дидактической игры в формировании словарного запаса
детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи 23
1.4 Модель формирования коммуникативных умений у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 25
Глава 2 Экспериментальное исследование коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 29
2.1 Процедура и методы исследования организации обучения по
обогащению словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи 29
2.2 Результаты экспериментальной работы по формированию
коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством расширения словарного запаса 46
Заключение 58
Список использованных источников 60
Приложения 64
Глава 1 Теоретические основы формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста 9
1.1 Особенности развития коммуникации у детей старшего
дошкольного возраста 9
1.2 Характеристика понятия «общее недоразвитие речи». Особенности
развития словарного запаса у детей с общим недоразвитие речи 13
1.3 Роль дидактической игры в формировании словарного запаса
детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи 23
1.4 Модель формирования коммуникативных умений у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 25
Глава 2 Экспериментальное исследование коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 29
2.1 Процедура и методы исследования организации обучения по
обогащению словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи 29
2.2 Результаты экспериментальной работы по формированию
коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством расширения словарного запаса 46
Заключение 58
Список использованных источников 60
Приложения 64
В настоящее время многие дошкольники имеют различные речевые нарушения. Часто встречающимся отклонением является общее недоразвитие речи. Оно бывает трёх уровней, но чаще всего встречается третий. При этом недоразвитии нарушаются все компоненты языковой системы: лексический и грамматический строй, звуковая сторона, связная речь и т.д., но при этом у таких детей сохранный интеллект и полноценный слух. Но всё же на первый план выдвигается ограниченный словарный запас, от чего идут все дальнейшие нарушения.
Детство дошкольника - это один из важных этапов жизни ребёнка, в значительной мере определяющий его дальнейшее развитие, в том числе и речевое. Развитие коммуникативных умений напрямую зависит от развития словарного запаса. Не имея возможности подобрать верные слова, ребёнок зачастую не может правильно выражать свои мысли. Из-за этого ему сложно вступать в контакт с собеседником или поддержать какой-либо разговор. Старшие дошкольники с общим недоразвитием речи (далее - ОНР) часто испытывают трудности в общении из-за ограниченности словарного запаса. Поэтому, на данный момент работа по формированию словаря таких детей в логопедии выходит на первый план.
Хорошая коммуникация - это богатый словарный запас, это хорошо развитая речь, это полноценная личность ребёнка-дошкольника. Особенность работы по формированию словаря в детском саду в том, что она связана со всей учебной деятельностью детей. Дошкольники, знакомятся с окружающим миром, выполняют свою обычную деятельность, общаются, играют, пополняют свой словарный запас, тем самым развивают свои коммуникативные навыки.
Методологическую основу исследования составили положения
культурно-исторической теории Л.С. Выготского, учения о деятельности; о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.), положения о компенсаторной направленности обучения и 3
воспитания детей (Л.А. Данилова, О.Е. Грибова, Н.А. Смирнова, Л.М. Шипицына и др.), о взаимосвязанном развитии личности и общества. Теоретической базой исследования являются: теория общения
(М.И. Лисина), теория развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский), теория личностно-ориентированного обучения (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.)
У детей с речевым недоразвитием ограничен словарный запас, а значит страдает коммуникация. Развитие словарного запаса таких детей - путь к общению, путь к развитию коммуникативных навыков.
Вопросами развития словаря дошкольников занимались такие авторы как М.М. Конина, А.М. Леушина, Л.А. Пеньевская, О.И. Соловьева, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Е.А. Флериной и др.
Н.Ф. Виноградова, А.М. Бородич, В.В. Гербова, Л.В. Ворошнина, Э.П. Короткова, Н.Г. Смольникова, Н.А. Орланова, Е.А. Смирнова, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина и др. плодотворно занимались проблемами методик развития словарного запаса детей в детском саду.
Учеными выделены цели и задачи развития словаря детей, методические принципы, разработаны системы обучающих занятий, рассмотрены специфика развития словаря детей.
В трудах А.А. Леонтьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и др. отражаются психолого-педагогические особенности и механизмы формирования словарного запаса дошкольников. Многие авторы утверждают, что для таких детей необходимо организовывать специальное речевое воспитание (А.А.Леонтьев, Л.В. Щерба).
Ребенок в дошкольном возрасте уже обладает звуковой стороной речи, имеет расширенный словарный запас, умеет строить грамматически правильные предложения. Однако не все дети овладевают речью одинаково хорошо, что мешает ребёнку общаться со сверстниками и взрослыми. Встречаются случаи, когда в процессе развития у детей отмечаются разные отклонения в речи, тем самым нарушая ход нормального развития ребёнка. Таким детям нужна особая помощь.
Без специального коррекционного обучения, без эффективно выбранных средств и методов обучения, без обогащения словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются значительные трудности в общении. Следовательно, для формирования коммуникативных умений дошкольников с общим недоразвитием речи, в первую очередь, необходимо обогащать словарный запас.
Для дошкольников с речевым недоразвитием овладение словарём представляет особую сложность. Проанализировав литературу, можно утверждать, что у детей с ОНР наблюдаются значительные отклонения от возрастных нормативов: ограниченность словарного запаса, своеобразие его использования, неправильное или неточное употребление слов (Б.М. Гриншпун, В.Н. Еремина, И.Ю. Кондратенко, Р.Е. Левина, В.А. Ковшиков, Н.В. Серебрякова, С.Н. Шаховская и др.).
Формирование лексической системы языка, по мнению В.П. Глухова, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, С.А. Мироновой Т.А. Ткаченко, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др., является одной из важных задач коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, так как именно старший дошкольный возраст является периодом интенсивного развития словаря.
Недоразвитие словарного запаса у детей с речевым недоразвитием проявляется в бедности словаря, различии объемов активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, заменах слов, сложностях актуализации словарного запаса.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что формирование коммуникативных умений напрямую связано с развитием словарного запаса дошкольника и является одной из главных коррекционно-педагогических задач.
Так как ведущая деятельность дошкольников - игровая, целесообразно выстраивать работу по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью игры. В такой работе очень полезны будут дидактические игры, так как они уникальны тем, что, не напрягая, ребёнка, они обучают.
Дидактические игры можно использовать как отдельное задание, а можно всё занятие с детьми построить из дидактических игр так, что ребёнок и не заметит, что в это время он учится.
Исходя из актуальности и значимости проблемы формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, была определена тема диссертационного исследования «Формирование коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе обучения».
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальное исследование формирования коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе обучения посредством дидактических игр.
Объект исследования: процесс обучения старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: формирование коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе обучения.
Гипотеза исследования: процесс формирования коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе обучения будет эффективен, если:
- разработана и реализована модель формирования коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
- апробирована программа специального обучения по формированию коммуникативных умений у старших дошкольников;
- дети систематически получают определенные представления о коммуникативных нормах общения;
- осуществляется целенаправленная деятельность по формированию внеситуативных (внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной) форм коммуникативной деятельности.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1) изучить особенности развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
2) обосновать критерии сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
3) Разработать модель формирования коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи представляет;
4) провести экспериментальное исследование формирования коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
5) разработать программу дидактических игр и упражнений, направленных на формирование коммуникативных умений у старших дошкольников с ОНР, посредством обогащения словарного запаса, и экспериментально обосновать ее эффективность.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовалась следующие методы научного исследования:
- теоретические: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, моделирование;
- эмпирические: наблюдение, эксперимент, анкетирование.
Исследование было организовано на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения № 109 «Планета детства» города Пензы в течение двух лет. В исследовании приняли участие 18 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи.
Первый этап исследования включал в себя: проведение теоретического анализа научной литературы по проблеме исследования, уточнение основных понятий, определены критерии эффективности формирования коммуникативных умений у старших дошкольников с ОНР.
Второй этап исследования включал в себя: разработку программы эксперимента, проведение пилотажного исследования и анализ его результатов.
Третий этап исследования включал в себя: проведение констатирующего эксперимента, обработку и анализ полученных результатов, формулировку выводов и оформление текста магистерской диссертации.
Положения, выносимые на защиту.
1. Ведущим фактором эффективного формирования коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитие речи является процесс их обучения.
2. Модель формирования коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи представляет собой программу коррекционного обучения.
3. Использование в процессе обучения дидактических игр и упражнений, направленных на обогащение словарного запаса детей, обеспечит эффективное формирование коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитие речи.
Практическая значимость проведенного нами исследования заключается в том, что разработанная программа дидактических игр и упражнений, в ходе которых обогащается словарный запас детей, позволяет эффективно развивать коммуникативные умения у старших дошкольников с ОНР и может быть использована сотрудниками дошкольных образовательных учреждений в непосредственной работе с такими детьми.
Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Детство дошкольника - это один из важных этапов жизни ребёнка, в значительной мере определяющий его дальнейшее развитие, в том числе и речевое. Развитие коммуникативных умений напрямую зависит от развития словарного запаса. Не имея возможности подобрать верные слова, ребёнок зачастую не может правильно выражать свои мысли. Из-за этого ему сложно вступать в контакт с собеседником или поддержать какой-либо разговор. Старшие дошкольники с общим недоразвитием речи (далее - ОНР) часто испытывают трудности в общении из-за ограниченности словарного запаса. Поэтому, на данный момент работа по формированию словаря таких детей в логопедии выходит на первый план.
Хорошая коммуникация - это богатый словарный запас, это хорошо развитая речь, это полноценная личность ребёнка-дошкольника. Особенность работы по формированию словаря в детском саду в том, что она связана со всей учебной деятельностью детей. Дошкольники, знакомятся с окружающим миром, выполняют свою обычную деятельность, общаются, играют, пополняют свой словарный запас, тем самым развивают свои коммуникативные навыки.
Методологическую основу исследования составили положения
культурно-исторической теории Л.С. Выготского, учения о деятельности; о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.), положения о компенсаторной направленности обучения и 3
воспитания детей (Л.А. Данилова, О.Е. Грибова, Н.А. Смирнова, Л.М. Шипицына и др.), о взаимосвязанном развитии личности и общества. Теоретической базой исследования являются: теория общения
(М.И. Лисина), теория развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский), теория личностно-ориентированного обучения (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.)
У детей с речевым недоразвитием ограничен словарный запас, а значит страдает коммуникация. Развитие словарного запаса таких детей - путь к общению, путь к развитию коммуникативных навыков.
Вопросами развития словаря дошкольников занимались такие авторы как М.М. Конина, А.М. Леушина, Л.А. Пеньевская, О.И. Соловьева, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Е.А. Флериной и др.
Н.Ф. Виноградова, А.М. Бородич, В.В. Гербова, Л.В. Ворошнина, Э.П. Короткова, Н.Г. Смольникова, Н.А. Орланова, Е.А. Смирнова, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина и др. плодотворно занимались проблемами методик развития словарного запаса детей в детском саду.
Учеными выделены цели и задачи развития словаря детей, методические принципы, разработаны системы обучающих занятий, рассмотрены специфика развития словаря детей.
В трудах А.А. Леонтьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и др. отражаются психолого-педагогические особенности и механизмы формирования словарного запаса дошкольников. Многие авторы утверждают, что для таких детей необходимо организовывать специальное речевое воспитание (А.А.Леонтьев, Л.В. Щерба).
Ребенок в дошкольном возрасте уже обладает звуковой стороной речи, имеет расширенный словарный запас, умеет строить грамматически правильные предложения. Однако не все дети овладевают речью одинаково хорошо, что мешает ребёнку общаться со сверстниками и взрослыми. Встречаются случаи, когда в процессе развития у детей отмечаются разные отклонения в речи, тем самым нарушая ход нормального развития ребёнка. Таким детям нужна особая помощь.
Без специального коррекционного обучения, без эффективно выбранных средств и методов обучения, без обогащения словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются значительные трудности в общении. Следовательно, для формирования коммуникативных умений дошкольников с общим недоразвитием речи, в первую очередь, необходимо обогащать словарный запас.
Для дошкольников с речевым недоразвитием овладение словарём представляет особую сложность. Проанализировав литературу, можно утверждать, что у детей с ОНР наблюдаются значительные отклонения от возрастных нормативов: ограниченность словарного запаса, своеобразие его использования, неправильное или неточное употребление слов (Б.М. Гриншпун, В.Н. Еремина, И.Ю. Кондратенко, Р.Е. Левина, В.А. Ковшиков, Н.В. Серебрякова, С.Н. Шаховская и др.).
Формирование лексической системы языка, по мнению В.П. Глухова, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, С.А. Мироновой Т.А. Ткаченко, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др., является одной из важных задач коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, так как именно старший дошкольный возраст является периодом интенсивного развития словаря.
Недоразвитие словарного запаса у детей с речевым недоразвитием проявляется в бедности словаря, различии объемов активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, заменах слов, сложностях актуализации словарного запаса.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что формирование коммуникативных умений напрямую связано с развитием словарного запаса дошкольника и является одной из главных коррекционно-педагогических задач.
Так как ведущая деятельность дошкольников - игровая, целесообразно выстраивать работу по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью игры. В такой работе очень полезны будут дидактические игры, так как они уникальны тем, что, не напрягая, ребёнка, они обучают.
Дидактические игры можно использовать как отдельное задание, а можно всё занятие с детьми построить из дидактических игр так, что ребёнок и не заметит, что в это время он учится.
Исходя из актуальности и значимости проблемы формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, была определена тема диссертационного исследования «Формирование коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе обучения».
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальное исследование формирования коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе обучения посредством дидактических игр.
Объект исследования: процесс обучения старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: формирование коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе обучения.
Гипотеза исследования: процесс формирования коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе обучения будет эффективен, если:
- разработана и реализована модель формирования коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
- апробирована программа специального обучения по формированию коммуникативных умений у старших дошкольников;
- дети систематически получают определенные представления о коммуникативных нормах общения;
- осуществляется целенаправленная деятельность по формированию внеситуативных (внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной) форм коммуникативной деятельности.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1) изучить особенности развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
2) обосновать критерии сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
3) Разработать модель формирования коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи представляет;
4) провести экспериментальное исследование формирования коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
5) разработать программу дидактических игр и упражнений, направленных на формирование коммуникативных умений у старших дошкольников с ОНР, посредством обогащения словарного запаса, и экспериментально обосновать ее эффективность.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовалась следующие методы научного исследования:
- теоретические: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, моделирование;
- эмпирические: наблюдение, эксперимент, анкетирование.
Исследование было организовано на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения № 109 «Планета детства» города Пензы в течение двух лет. В исследовании приняли участие 18 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи.
Первый этап исследования включал в себя: проведение теоретического анализа научной литературы по проблеме исследования, уточнение основных понятий, определены критерии эффективности формирования коммуникативных умений у старших дошкольников с ОНР.
Второй этап исследования включал в себя: разработку программы эксперимента, проведение пилотажного исследования и анализ его результатов.
Третий этап исследования включал в себя: проведение констатирующего эксперимента, обработку и анализ полученных результатов, формулировку выводов и оформление текста магистерской диссертации.
Положения, выносимые на защиту.
1. Ведущим фактором эффективного формирования коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитие речи является процесс их обучения.
2. Модель формирования коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи представляет собой программу коррекционного обучения.
3. Использование в процессе обучения дидактических игр и упражнений, направленных на обогащение словарного запаса детей, обеспечит эффективное формирование коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитие речи.
Практическая значимость проведенного нами исследования заключается в том, что разработанная программа дидактических игр и упражнений, в ходе которых обогащается словарный запас детей, позволяет эффективно развивать коммуникативные умения у старших дошкольников с ОНР и может быть использована сотрудниками дошкольных образовательных учреждений в непосредственной работе с такими детьми.
Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Проанализировав литературу по данной проблеме, мы познакомились с особенностями коммуникации старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Мы выяснили, что коммуникативные умения дошкольников недостаточно развиты, ввиду бедности словарного запаса. Нарушения словаря проявляются в неточности употребления слов, в неправильном построении синтаксической конструкции, вербальных парафразиях, тем самым лишая ребёнка полноценного общения.
Во второй части нашего исследования подтвердилось, что коммуникативные умения у детей недостаточно сформированы, и что словарный запас дошкольников с речевым недоразвитием ограничен в различной степени.
Нами было принято решение формировать коммуникативные навыки посредством развития словарного запаса дошкольников с помощью дидактических игр.
Результаты обследования коммуникативных умений выявили, что большинство детей имеет низкий уровень (61 % - 11 детей), 33% (6 детей) имеют средний уровень и 6% (1 ребёнок) находится на высоком развитии коммуникативных навыков.
В ходе обследования словаря мы установили, что большинство детей имеют средний (8 человек - 45%) и низкий (6 человек - 33%) уровни сформированности словарного запаса. Высокий уровень имеют 4 ребёнка из 18.
В ходе формирующего эксперимента нами были подобраны дидактические игры и упражнения как средство формирования словарного запаса старших дошкольников с речевым недоразвитием третьего уровня.
После проведённой работы мы сделали повторную диагностику коммуникативных умений и выяснили, что, обогащая словарь старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр и упражнений, мы повышаем уровень сформированности коммуникативных умений таких детей.
Полученные в результате контрольного эксперимента данные позволили нам сделать вывод об эффективности формирования коммуникативных умений с помощью обогащения словаря посредством дидактических игр и упражнений.
В ходе контрольного эксперимента нами было выявлено, что все детки имели средний (11 человек) или высокий (7 человек) уровень коммуникативных умений. На низком уровне не остался никто.
У старших дошкольников с речевым недоразвитием, которые приняли участие в формирующем этапе исследования, совершенствовались коммуникативные умения. Дети стали более активными в процессе коммуникации со сверстниками и взрослыми, стремятся к взаимодействию при передаче тех или иных сообщений, обмене информацией, что позволяет им удовлетворять потребность в общении.
Таким образом, выдвинутая нами ранее гипотеза нашла свое подтверждение. Поставленная нами цель была достигнута, все задачи выполнены.
Во второй части нашего исследования подтвердилось, что коммуникативные умения у детей недостаточно сформированы, и что словарный запас дошкольников с речевым недоразвитием ограничен в различной степени.
Нами было принято решение формировать коммуникативные навыки посредством развития словарного запаса дошкольников с помощью дидактических игр.
Результаты обследования коммуникативных умений выявили, что большинство детей имеет низкий уровень (61 % - 11 детей), 33% (6 детей) имеют средний уровень и 6% (1 ребёнок) находится на высоком развитии коммуникативных навыков.
В ходе обследования словаря мы установили, что большинство детей имеют средний (8 человек - 45%) и низкий (6 человек - 33%) уровни сформированности словарного запаса. Высокий уровень имеют 4 ребёнка из 18.
В ходе формирующего эксперимента нами были подобраны дидактические игры и упражнения как средство формирования словарного запаса старших дошкольников с речевым недоразвитием третьего уровня.
После проведённой работы мы сделали повторную диагностику коммуникативных умений и выяснили, что, обогащая словарь старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр и упражнений, мы повышаем уровень сформированности коммуникативных умений таких детей.
Полученные в результате контрольного эксперимента данные позволили нам сделать вывод об эффективности формирования коммуникативных умений с помощью обогащения словаря посредством дидактических игр и упражнений.
В ходе контрольного эксперимента нами было выявлено, что все детки имели средний (11 человек) или высокий (7 человек) уровень коммуникативных умений. На низком уровне не остался никто.
У старших дошкольников с речевым недоразвитием, которые приняли участие в формирующем этапе исследования, совершенствовались коммуникативные умения. Дети стали более активными в процессе коммуникации со сверстниками и взрослыми, стремятся к взаимодействию при передаче тех или иных сообщений, обмене информацией, что позволяет им удовлетворять потребность в общении.
Таким образом, выдвинутая нами ранее гипотеза нашла свое подтверждение. Поставленная нами цель была достигнута, все задачи выполнены.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Формирование коммуникативных умений у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (НА РЕГИОНАЛЬНОМ КОМПОНЕНТЕ)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2019 - Использование дидактических игр в процессе коррекционно-
педагогической работы по формированию коммуникативных навыков у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2018



