Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование у обучающихся основной школы умений использовать системы динамической математики для верификации решения планиметрических задач

Работа №162639

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

математика

Объем работы64
Год сдачи2022
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты методики обучения школьников самоконтролю при решении геометрических задач с использованием среды Живая математика 6
1.1. Цели обучения математике через задачи, место самоконтроля при
решении задач 6
1.1 Анализ умения школьников проводить самоконтроль решения
геометрических задач: результаты опроса , анкетирования, обзор научнометодической литературы 15
1.2 Конструктивные, вычислительные и анимационные возможности среды
Живая математика как средство самоконтроля при решении задач по математике 18
1.3 Основные дидактические принципы обучения школьников
самоконтролю при решении планиметрических задач с использованием среды Живая математика 20
Глава 2. Реализация методики обучения школьников самоконтролю при решении планиметрических задач с использованием динамических чертежей 31
2.1. Реализация методики обучения школьников самоконтролю при
решении планиметрических задач на вычисление с использованием динамических чертежей 31
2.2. Реализация методики обучения школьников самоконтролю при
решении планиметрических задач на построение с использованием динамических чертежей 40
2.3. Реализация методики обучения школьников самоконтролю при
решении задач на геометрические места точек с использованием динамических чертежей 45
2.4.Описание и результаты опытно-экспериментальной работы по реализации разработанной методики с использованием динамических чертежей, как эффективного средства обучения школьников самоконтролю
при решении планиметрических задач 52
Заключение 59
Библиографический список 61


В современном мире люди не обходятся без своих электронных гаджетов, что существенно влияет и на восприятие мира, и на психологию человека. Сейчас человек не может выйти из дома без телефона, иначе связь с внешним миром будет утеряна; большинство работы приходится на компьютер и специализированную технику. Техника стала неотъемлемой частью нашей жизни. Конечно же, это сказывается и на особенностях современного поколения.
Перед учителями стоит непростая задача: обучить школьников, зависимых от телефонов, и использовать эту особенность для более эффективного учебного процесса. Для этого необходимо использовать современные технологии во время урока и показывать их возможности учащимся, чтобы они могли самостоятельно использовать их как средство для самоконтроля.
На уроках геометрии у учителя больше возможностей для развития умения самоорганизации, что обусловлено спецификой предмета. Во-первых, геометрические задачи по большей части не предполагают наличия алгоритма решения, и учителю необходимо делать акцент на умении самостоятельно составлять план решения задачи. Во-вторых, на уроках геометрии школьники часто воспринимают задачу как новую. Это позволяет оценить усвоение приемов подведения под понятие, приемов выведения следствий из условия и требования задачи, которые являются частью поиска решения геометрических задач [7].
Начиная с 7 класса, где начинается четкое деление математики на два блока: алгебру и геометрию, снижается успеваемость учащихся, так как задачи по геометрии вызывают затруднения среди учащихся. Многие допускают ошибки в рассуждениях и приходят к неверным выводам или допускают вычислительные ошибки. В связи с этим возникает потребность в формировании у школьников умения проводить самоконтроль при решении геометрических задач.
Сегодня для учителей существует множество различных программ для их более эффективной работы, в том числе и системы динамической геометрии (СДГ), которые позволяют учителю не только интересно и наглядно преподносить материал, но и формировать у обучающихся умение осуществлять контроль собственного решения геометрических задач, проверять условие задачи на корректность и оценивать полученный результат. Именно поэтому исследование возможностей данных программ, которые дают возможность качественной самопроверки, является столь актуальным в наше время.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в основной школе, ориентированный на использование в обучении геометрии систем динамической математики.
Предметом исследования является методика использования динамических чертежей при обучении школьников самостоятельному контролю решения геометрических задач.
Цель исследования состоит в том, чтобы теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить методику обучения школьников самоконтролю и самопроверке при решении планиметрических задач с использованием компьютерной среды Живая математика.
Задачами исследования являются:
1) проанализировать умение школьников проводить самоконтроль и самопроверку решения задач по основным разделам школьного курса геометрии, используя для этого анкетирование, опрос и научнометодическую литературу по данной тематике;
2) изучить анимационные, конструктивные, вычислительные и иные возможности среды Живая математика, позволяющие использовать их для самоконтроля и самопроверки при решении геометрических задач;
3) разработать методику обучения школьников самоконтролю при решении задач по основным разделам школьного курса геометрии с использованием компьютерной среды Живая математика;
4) провести педагогический эксперимент по апробации разработанной методики.
Методами исследования являются:
1. анализ учебной, педагогической, учебно-методической литературы, посвященной умению школьников проводить самоконтроль и самопроверку решения задач по геометрии;
2. анкетирование учащихся;
3. моделирование методики обучения школьников самоконтролю при решении задач по основным разделам школьного курса геометрии с использованием компьютерной среды Живая математика;
4. наблюдение за учебной деятельностью учащихся на уроках математики;
5. педагогический эксперимент.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современной школе учитель является наставником школьника и должен стремить не к выдаче готового материала учащимся, а к направлению учащегося, чтобы он сам понимал, как появилось то или иное утверждение. Поэтому необходимо развивать самостоятельность учащихся, чему способствует самопроверка школьников при выполнении заданий.
Уровень развития технологий в современном обществе позволяет применять различные программные средства в учебном процессе, в том числе и среда Живая математика, вычислительные возможности которой позволяют легко и быстро проверить полученный результат, причем в процессе поэтапного построения чертежа необходимо применять определенные правила построения или свойства объекта, что позволяет учащимся вдумчиво выполнять самопроверку и актуализировать знания в процессе построения.
Результаты проведенного анкетирования и опроса по проблеме самоконтроля учащихся при решении математических задач позволили обозначить необходимость в разработке методики, позволяющей учителю формировать у учащихся умение самостоятельно проводить верификацию и вносить коррективы в применяемую схему действий.
В нашем исследовании представлена подробная инструкция по применению данной методики на практике, на примере 11 геометрических задач. В процессе работы над каждой задачей описаны возможные трудности, с которыми сталкиваются учащиеся, и способы их преодоления благодаря сформулированным нами принципам самоконтроля.
Реализация разработанной нами методики заключалась и в проведении опытно-экспериментальной работы с учениками 9 классов. Наблюдение за учебной деятельностью учащихся на экспериментальных занятиях показало, что применение компьютера вызывает интерес у современных школьников, повышает мотивацию к обучению, в том числе к самоконтролю с помощью программных средств. Сравнительный анализ контроля, проведенного среди испытуемых в начале и в конце эксперимента, подтвердил эффективность предлагаемой методики.
Подводя итоги вышесказанного отметим, что по окончании исследования поставленная цель достигнута.



1. Абдулкин, В.В. Сборник олимпиадных задач по геометрии для учащихся 8-11 классов / В. В. Абдулкин [и др.]. — Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им В.П. Астафьева, 2011. - 204 с.
2. Аминова, З. А. Методические особенности решения тестовых задач по математике / З. А. Аминова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2012. - №4. - С. 110-112
3. Андреева И.В. Педагогика и психология. - СПб.: Издательский Дом «Нева», 2018. - 256 с.
4. Атанасян, Л. С. Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / Л.С. Атанасян [и др.]. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 259 с.
5. Гальперин, П. Я. Экспериментальное формирование внимания / П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая. - М.: Издательство московского университета, 1974 - 352 с.
6. Дубровский, В. Н. Живая математика 5.0: Сборник методических материалов/ В. Н. Дубровский [и др.]. - М.:ИНТ, 2013. - 205 с.
7. Есина Л.Ю. Самоорганизация и самоконтроль как основа поиска решения геометрической задачи/ Л.Ю.Есина// Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе. - 2022.
8. Задачи на нахождение ГМТ [Электронный ресурс] URL: http://www.eduportal44.ru/sites/RSMO- test/DocLib32/ФСП/Матвеева/Занятие3 ГМТ нахождение.pdf?ID=335 (дата обращения 30.05.2022)
9. Задачи на построение [Электронный ресурс] URL:
https: //www. evkova. org/zadachi-na-postroenie-po-geometrii (дата
обращения 31.05.2022)
10. Ительсон Л.Б Об особенностях формирования самоконтроля при производственном обучении // Вопросы психологии. 1961. №2.
11. Кувшинов Н.И. Влияние повторных упражнений на самоконтроль учащихся в производственном обучении // Вопросы психологии. 2018. №2.
12. Кувшинов Н.И. К вопросу о самоконтроле учащихся на начальном этапе производственного обучения // Изв. АПН РСФСР. 2018. Вып 91.
13. Л. С. Атанасян. Геометрия: рабочая тетрадь для учащихся 8 класса общеобразовательных школ. М.: рабочая тетрадь, 2013. 37 с.
14. Л. С. Атанасян. Геометрия: рабочая тетрадь для учащихся 9 класса общеобразовательных школ. М.: рабочая тетрадь, 2013. 25 с.
Лында А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся. М.: Высшая школа, 2016.
... всего 30 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ