ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОО
1.1. Понятие «творческое воображение» в психолого-педагогической
литературе 8
1.2. Особенности развития творческого воображения у детей старшего
дошкольного возраста 13
1.3. Творческая мастерская как форма организации дополнительного
образования в ДОО 20
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Исследование сформированности творческого воображения у детей
старшего дошкольного возраста 26
2.2. Содержание работы по развитию творческого воображения у детей
старшего дошкольного возраста в рамках дополнительного образования в ДОО 36
2.3. Анализ эффективности проведенной работы в развитии творческого
воображения детей старшего дошкольного возраста 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Актуальность темы исследования обусловлена социальными тенденциями в области образования, в частности необходимостью развития творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
В связи с этим перед дошкольными образовательными организациями, встает важная задача - развитие творческого потенциала подрастающего поколения с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов. Указанное положение закрепляется в таких нормативно -правовых документах, как: «Конвенции о правах ребенка», «Конституции Российской Федерации», федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка», законе «Об образовании в Российской Федерации» и др.
Проблема развития творческого воображения актуальна и тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. Игнорирование или формальный подход к решению данной проблемы в дошкольном возрасте чреваты не восполняемыми потерями в развитии личности в последующие годы. Именно творческое воображение - одно из психических новообразований в дошкольном возрасте, поэтому его развитие - одна из главных задач дошкольного воспитания.
В психолого-педагогической литературе творческое воображение определяется как отлет от прошлого опыта, преобразование данного и порождение на этой основе новых образов [4].
Проблемой развития творческого воображения занимались многие ученые и мыслители: Платон, Аристотель, Кант, Шеллинг обращались к анализу сущности творческого воображения. Г. Гегель в тексте «Философия духа» рассматривал некоторые аспекты творческого воображения и одним из первых говорил о его ассоциирующей силе [12].
Концепция Д. Дьюи предполагает, что в основе воображения лежат инстинкты [7]. Представители гештальт-психологии (М. Вертгеймер, К. Коффка, Р. Арнхейм) основой развития воображения считали способность к визуализации [8]. З. Фрейд за основу творческих процессов принимал ранние переживания детства. Ж. Пиаже рассматривал воображение как временную стадию искаженного отражения реальности. Он утверждал, что воображение не позитивно влияет на ребенка, а наоборот, может сильно деформировать его представления о реальности. Воображение, по его мнению, не открывает ничего нового для ребенка, лишь искажая картину действительности [11]...
После проведенного нами исследования и по его результатам можно сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение. Мы доказали, что развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в рамках дополнительного образования в ДОО осуществляется более успешно.
В результате проделанной работы, поставленная нами цель нашла свое отражение через выполнение ряда задач. Своей целью мы ставили: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность использования творческой мастерской в рамках дополнительного образования в ДОО для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. На основе данной цели была проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста; выявлен уровень развития творческого воображения дошкольников; были охарактеризованы возможности дополнительного образования в ДОО для реализации необходимого направления. Также была разработана программа дополнительного образования дошкольников «Творческая мастерская», включающая в себя различные направления художественной и творческой деятельности детей.
В ходе внедрения разработанной нами программы велась работа, направленная на развитие творческого воображения в различных видах художественной деятельности детей, при использовании специальных приемов развития данного психического процесса. Творческое воображение развивалось в процессе освоения детьми нетрадиционных техник рисования и аппликации, выполнения поделок из различных материалов, в техниках оригами, квиллинга и твистинга.
Полученные в ходе контрольной диагностики данные свидетельствуют об эффективности проведенной нами работы по развитию творческого воображения дошкольников, основанной на использовании дополнительного образования в ДОО в качестве ведущей формы организации по данному направлению.
Таким образом, выдвинутая ранее гипотеза нашла свое подтверждение.
Поставленные задачи были решены, цель достигнута.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Просвещение, 2003. - 423 с.
2. Альбьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: игровые технологии. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 126 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2005. - 356 с.
4. Боровик О.В. Развиваем воображение. // Дошкольное образование. - 2001.
- №1. - С. 23-28.
5. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей. // Художественное творчество и ребенок. / Под. ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 2002. - 250 с.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб., 1997. - 140 с.
7. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Смысл, 2004. - 512 с.
8. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.
- М., 2000. - 218 с.
9. Григорьева О. А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников. // Молодой ученый. - 2014. - №20. - С. 568-569. URL https://moluch.ru/archive/79/13928/
10. Доронова Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности. / Т.Н. Доронова, Е.Г. Доронова. - М., 1997. - 113 с.
11. Дудецкий А.Я. Теоретические основы воображения и творчества. -
Смоленск, 2004. - 214 c.
12. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. - М.: Просвещение, 2008. - 279 c.
13. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей. // Вопросы психологии. - 2007. - №16. - С. 32-39.
14. Запорожец А.В. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. - М.: Просвещение, 2004. - 370 с.
15. Захарюта Н. Развиваем творческий потенциал дошкольника. //
Дошкольное воспитание. - 2006. - №9. - С. 7-13...39