Введение 3
Глава 1. Место внеурочной деятельности в целостной системе образовательного процесса 5
1.1. Внеурочная деятельность, как особая образовательная среда 5
1.2. Формы внеурочной деятельности 7
1.3. Оценка внеурочной деятельности 13
Глава 2. Формирование универсальных учебных действий посредством организации разнообразных форм внеурочной деятельности в рамках предмета «Г еография» 18
2.1. Формирование УУД школьников, как одно из важнейших условий
концепции современного образования 18
2.2. Организация внеурочной деятельности в рамках предмета «География» 21
Глава 3. Результативность организации внеурочной деятельности по географии для формирования УУД (на примере опыта работы МБОУ «Сушиновская СОШ» Уярского района Красноярского края) 36
3.1. Организационные формы внеурочной деятельности по географии в
МБОУ «Сушиновская СОШ» 36
3.2. Анализ результативности организации внеурочной деятельности исходя
из уровня сформированности УУД учащихся 41
Заключение 45
Список используемой литературы 47
Приложение 1 50
Приложение 2 62
Приложение 3 95
Проблема формирования у учащихся умений учиться является одной из главных, от решения которой во многом зависит совершенствование всего учебно-воспитательного процесса школы, направленного на всестороннее развитие личности ребенка, овладение им универсальными способами учебной деятельности по трем основным блокам: регулятивному,
познавательному и коммуникативному.
Процесс формирования УУД является длительным и занимает не один год, а многие из этих умений формируются и совершенствуются в течение всего периода обучения. В связи с чем, возникает необходимость расширения круга возможностей формирования УУД в школьной жизни, создание особой образовательной среды, благоприятной для их формирования. Именно такой образовательной средой может стать внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность являет собой вариативную модель воспитательной системы и реализуется в комплексе трех компонентов:
- дополнительное образование (программы дополнительного образования);
- учебная (внеурочная деятельность по предметным или межпредметным областям);
- досуговая (мероприятия различного уровня: классные, школьные, вне школы).
Для досуговой части внеурочной деятельности и дополнительного образования разработано множество форм и методов реализации, а организация учебного компонента внеурочной деятельности, способствующего развитию УУД, вызывает множество трудностей как у молодых педагогов, так и у опытных "стажистов".
Этим и обусловлена актуальность настоящего исследования.
Цель настоящего исследования: Оценить эффективность организации внеурочной деятельности по результатам сформированности УУД учащихся МБОУ "Сушиновской СОШ" Уярского района Красноярского края.
Задачи:
1. Рассмотреть формы организации и значение внеурочной деятельности в целостной системе образовательного процесса.
2. Изучить наиболее популярные формы и методы организации внеурочной деятельности, формирующие УУД у обучающихся в рамках предмета географии.
3. Проанализировать формы и методы организации внеурочной деятельности в рамках предмета "География", способствующие формированию УУД школьников.
Объект исследования: процесс обучения географии в рамках внеурочной деятельности.
Предметом исследования является внеурочная деятельность по
географии, направленная на формирование УУД у обучающихся
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов настоящего исследования учителями географии общеобразовательных организаций при реализации внеурочной деятельности по предмету.
Методами исследования послужили: анализ методической литературы по данной теме, анализ эффективности внеурочной деятельности на примере одной из школ Уярского района Красноярского края.
Структура работы: данная работа представлена введением, тремя главами, в первой и второй освещен теоретический аспект вопроса, в третьей главе приведен анализ эффективности внеурочной деятельности учителями средней общеобразовательной школы, и заключением.
Внеурочная деятельность способствует развитию стремления к творчеству. Ни для кого не секрет, что детям легче усваивать учебный материал в нестандартной обстановке. Именно внеурочная деятельность способствует развитию коллективного творчества, формирует коммуникативные навыки, чувство ответственности, умения свободно мыслить, преодолевать барьер при обучении на уроке, создает условия для сотрудничества, развитее регулятивных навыков, способности к
самостоятельному приобретению новых знаний, умения организовать свою деятельность, умение оценивать правильность выполнения поставленной задачи, владение основами самоконтроля, умение оценивать достигнутые результаты.. Во внеурочной деятельности развиваются навыки работы с дополнительной литературой умения планировать, анализировать и обобщать.
Внеклассная работа много дает учащимся в плане развития их географических интересов, формирования профессиональной
направленности, расширения общего кругозора, развития познавательной самостоятельности.
Все названные формы внеклассной работы в большинстве случаев тесно связаны друг с другом, имеют много общего и направлены на развитие у школьников интереса к предмету, географического мышления.
Для организации любой внеурочной работы должны учитываться интересы и потребности учащихся, четкое планирование и определение конечных результатов, связь с основными курсами географии, а также связь с другими предметами при организации различных форм
внеурочной работы.
В таком тонком и сложном деле, как воспитание и обучение, очень трудно дать какие-либо готовые рецепты по организации как учебной, так и внеурочной деятельности. Исходя из этого, в итоговой аттестационной работе рассмотрены формы внеурочной деятельности, накопленные в теории и практике, а также раскрыты их особенности.
Также проведен анализ эффективности использования форм и методов внеурочной деятельности на примере конкретной школы, в результате которого можно сказать, что участие обучающихся во внеурочной деятельности положительно сказывается на уровне их развития.
Каждый учитель географии должен иметь максимально полную информацию о том, что имеется по предмету в области внеурочной деятельности. Эти знания помогут правильно выбрать наиболее приемлемые формы и методы работы, творчески их применить, развить и обогатить теорию собственным практическим опытом.
1. Беловолова Е. А. География: формирование универсальных учебных действий: 5-9 классы: методическое пособие. М.: Вентана-Граф, 2015 - 224 с.
2. Васильева, Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения / Т. С. Васильева. — Текст : непосредственный, электронный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 74-76. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4793/
3. Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
4. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические
рекомендации: пособие для учителей общеобразоват.
организаций/[Ю.Ю. Баранова, А.В. Кисляков, М.И. Солодкова и др.] - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 92с.
5. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 словПод ред. Н.Ю. Шведовой. - 23-е изд., испр. - М.: Рус. яз., 1990. - 917 с.
6. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук»/авт.-сост. Г.И. Осипова. - Волгоград: Учитель, 2013 г.
7. Организация внеурочной деятельности школьников в рамках федерального государственного образовательного стандарта: методическое пособие/С.А. Федорова. - Красноярск, 2011. - 48 с.
8. Официальный сайт «ФГОС» — URL: https://fgos.ru/
9. Официальный сайт министерства просвещения РФ — URL: https://edu.gov.ru/
10. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, среднего общего и среднего (полного) общего образования» — URL: https://base.garant.ru/6150599/
11. Примерная основная образовательная программа основного общего образования//http://fgosreestr.ru.
12. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и
основное образование/[В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Госрского. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 111 с.
13. Развитие исследовательских умений школьников/[Н.Б. Шумакова, Н.И.
Авдеева, Е.В. Климанова]; под ред. Н.Б. Шумаковой. - М.:
Просвещение, 2011. - 157 с.
14. Сборник программ внеурочной деятельности/Под. ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 192 с.
15. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей/По ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2012. - 96 с.
... всего 21 источников