Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования инклюзивной компетентности студентов педагогического вуза 11
1. 1 Современные подходы к трактовке понятия «инклюзивная компетентность» 11
1.2 Содержание и структура инклюзивной компетентности студентов педагогического вуза - будущих учителей 19
1.3 Информационно-образовательная среда вуза как условие формирования инклюзивной компетентности студентов педагогического вуза 25
1.4 Модель формирования инклюзивной компетентности студентов педагогического вуза в процессе их профессиональной подготовки 31
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию инклюзивной компетентности студентов педагогического вуза 42
2.1 Описание и анализ констатирующего эксперимента по выявлению сформированности инклюзивной компетентности студентов педагогического вуза 42
2.2 Анализ опытно-экспериментальной работы по реализации модели формирования инклюзивной компетентности студентов педагогического вуза 51
Заключение 67
Список использованных источников 70
Приложение 78
Актуальность исследования. Инновационным процессом, реализующимся в системе российского образования и позволяющим осуществлять обучение, воспитание и развитие всех без исключения категорий детей является инклюзивное образование. Сегодня инклюзия выступает мощным трендом способным изменить образовательную среду, отношение к ребенку, а также в целом общественное пространство России.
В августе 2021 года Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) был проведен опрос среди населения, который показал, что 59% респондентов не слышали термин «инклюзивное образование», при этом положительное мнение к идее инклюзивного обучения выразили 66%, а 13% продемонстрировали отрицательную позицию. Также совместный мониторинг Всероссийского общества инвалидов и «Единой России», проведенный в 2020 году показал полную готовность только 8% российских школ к реализации инклюзивного образования.
Право каждого индивидуума на образование и право получить такое образование, которое не дискриминирует его ни по какому из признаков, закреплено в современном российском законодательстве, в частности в законе "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (Статья 3).
Господствующий в течение многих лет медицинский подход был ориентирован на реализацию процесса обучения детей с ОВЗ в системе специальных образовательных организаций, что не способствовало реализации выше указанного права на получение образования без дискриминации. В такой системе ребенок становился проблемой, которую надо решать. Иначе решается проблема с позиции социального подхода, где реализация инклюзии в педагогике рассматривает саму существующую систему образования с ее негибкими программами как проблему, в которой отсутствует должная и необходимая поддержка ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Принцип инклюзивного образования был провозглашен в 1994 году в рамках проведения Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями. С тех пор образование начинает ориентироваться на инклюзию, создавая условия для активного включения детей с особенностями в учебно-воспитательный процесс обычной школы. Реализация инклюзивного образования помогает бороться со стигматизацией, учит детей нормотипичных и детей с ОВЗ коммуницировать друг с другом, продуктивно взаимодействовать, реализует возможность детей с особенностями учиться, не расставаясь с семьей. Таким образом, можно сказать, что ориентация образования в сторону инклюзии способствует созданию комфортной образовательной среды для всех обучающихся.
При построении инклюзивного образования необходимо учитывать ряд факторов, определяющих готовность и успех школы к реализации инклюзии, важнейшим из которых выступает квалификация педагогов. Это обусловлено рядом причин: во-первых, расширяются функциональные обязанности педагогов; во-вторых, повышаются требования к уровню профессиональной компетентности педагогов, которые должны быть готовы к реализации обучения для всех детей, вне зависимости от их способностей, особенностей, ограниченных возможностей и особых потребностей. Расширенный диапазон требований к педагогическим работникам, в том числе в области воспитания и обучения детей с особыми возможностями здоровья зафиксирован в Профессиональном стандарте педагога (2013). В соответствии с данным нормативным документом педагоги должны знать особенности психофизического развития детей с различными видами нарушений, специальные условия и подходы в их обучении, владеть способами адаптации учебного материала с учетом восприятия детей с ОВЗ и обучающихся с нормативным развитием, уметь управлять их взаимодействием в образовательном процессе, совместно со специалистами психолого-педагогического сопровождения оказывать помощь ребенку с особыми образовательными потребностями и его семье и др. [47]. Таким образом, новые трудовые действия и функциональные обязанности педагог не сможет выполнять, опираясь лишь на свой традиционный спектр умений и навыков. У него должна быть сформирована инклюзивная компетентность как компонент профессиональной компетентности. Данным требованиям должен удовлетворять не только педагог, работающий в школе «сегодня», но и педагог, который придет в школу «завтра». Поэтому очень важно формировать инклюзивную компетентность, обеспечивающую реализацию педагогической деятельности в условиях системы инклюзивного образования, у будущих педагогов - студентов педагогических вузов....
В ходе организации и проведения исследования процесса формирования инклюзивной компетентности студентов педагогического вуза был решен спектр определенных задач.
Первой задачей являлось изучение современной психолого¬педагогической литературы по вопросам инклюзивного образования и подготовки педагогов для его реализации. Решение первой задачи предполагало также анализ существующих теоретических подходов к раскрытию сущности понятия «инклюзивная компетентность». Был проведен контент-анализ данной дефиниции и рассмотрены взгляды современных ученых на ее трактовку, выделены структурные компоненты. В данном исследовании инклюзивная компетентность определялась как компонент профессиональной компетентности педагога и рассматривалась как интегративное личностное образование, позволяющее ему реализовывать профессионально-педагогические функции с учетом особенностей инклюзивной практики. Компонентами инклюзивной компетентности студентов педагогического вуза являются мотивационно-личностный, когнитивный и деятельностный.
Вторая задача предполагала анализ информационно-образовательной среды вуза как условия формирования инклюзивной компетентности студентов педагогического профиля. Актуализирован средовой подход к формированию инклюзивной компетентности и обоснована востребованность ЭИОС как неотъемлемого условия формирования инклюзивной компетентности будущих педагогов.
Решение двух первых задач создало предпосылки для решения третьей исследовательской задачи, а именно: разработать модель формирования инклюзивной компетентности студентов педагогических вузов. Данная модель представляет собой поэтапную совместную деятельность преподавателей вуза и студентов, основанную на принципах коммуникативной и профессиональной направленности, активности, проблемности, реализации информационного подхода через ЭИОС. В модели выделены следующие этапы: концептуально- целевый, содержательный, процессуальный и оценочно-результативный. Основными технологиями, через которые реализуется данная модель на практике, являются игровые технологии, технологии решения кейс-задач, ИКТ- технологии с использованием ЭИОС вуза.
Для определения актуального уровня инклюзивной компетентности студентов были определены уровни, критерии и показатели этого профессионального качества будущих педагогов, что способствовало решению четвертой задачи исследования. Были выделены 3 критерия: мотивационно-личностный, когнитивный и деятельностный. Для каждого критерия определены показатели, что сделало возможным проведение диагностики уровня сформированности компонентов инклюзивной компетентности. Таких уровней было выделено три: низкий, средний и повышенный. На констатирующем этапе экспериментального исследования было установлено, что у большинства студентов инклюзивная компетентность сформирована недостаточно. Будущие педагоги испытывают серьезные затруднения при организации совместного обучения нормотипичных детей и детей с ОВЗ. Отсюда возникла необходимость внедрения разработанной модели процесса формирования инклюзивной компетентности в практику вузовской подготовки педагогических кадров.
На формирующем этапе эксперимента решалась четвертая задача педагогического исследования: апробация данной модели на практике и проверка ее эффективности. В процессе реализации модели у студентов формировался новый профессиональный опыт в области организации совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием. Результаты итоговой диагностики, полученные на контрольном этапе эксперимента, свидетельствуют о позитивной динамике в развитии инклюзивной компетентности студентов, что нашло выражение в повышении их инклюзивной компетентности по всем трем компонентам.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что в ходе исследования поставленные задачи выполнены, выдвинутая гипотеза и положения, выносимые на защиту, подтверждаются.
1. Алехина С.В. Подготовка педагогических кадров для инклюзивного образования // Педагогический журнал Башкортостана. 2013. №1(44). С. 26-32.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. 2-ое изд. СПб.: Питер, 2001. 260 с.
3. Андреева А.А. Особенности проявления профессионально важных качеств педагогов специального и инклюзивного образования у студентов // Современные тенденции развития науки и технологий: сборник научных трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции 31 октября 2015 г.: в 10 ч.; под общ. ред. Е.П. Ткачевой. Белгород: ИП Ткачева Е.П., 2015. №7, часть Х. С. 8-11.
4. Андриевская Л.А. Использование контекстного обучения в высшей школе для подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Международный научный журнал «Символ науки». 2015. №11. С. 99-102.
5. Ахметова Д.З. Готовность российских педагогов реализовывать инклюзивную культуру и инклюзивную практику (концепция и реальность) // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития. М.: МАНПО, 2016. Часть 1. 520 с.
6. Богданова Е.В. Модель процесса формирования инклюзивной компетентности студентов в информационно-образовательной среде вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. №1 (29).
7. Бонин О.В. К проблеме подготовки педагогических кадров в сфере инклюзивного образования: специфика профессиональной компетентности // СПО. 2013. №1. C. 49-51.
8. Борытко Н.М. Моделирование в психолого-педагогических исследованиях // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2006. №1. С. 11-15.
9. Бут Т. Показатели инклюзии / пер. с англ.: И. Аникеев; общая ред.: М. Перфильева. М.: РООИ «Перспектива», 2007. 124 с.
10. Валицкая А. П., Рабош В.А. Инклюзивное образование - образование для всех // Социальная педагогика. 2009. № 1. С. 18-22.
11. Галасюк И.Н. Профессиональная позиция педагога в работе с особым ребенком и его семьей // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития. М.: МАНПО, 2016. Часть 1. 520 с.
12. Гершунский Б.С. Философия образования. М.: «Флинта», 1998. 432с.
13. Герасименко Ю.А. Профессионально-личностная готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования // Педагогическое образование в России. 2015. № 6 С. 145-150.
14. Груздова О.Г. Игровое моделирование как средство развития учебно-профессиональной мотивации будущих педагогов // Материалы VI Всероссийской (национальной) научной конференции, посвященной 81-й годовщине со дня образования Педагогического института им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета / под общ. ред. О.П. Суриной. Пенза: Пензенский государственный университет, 2020. С. 64-68
15. Денисова О.А., Леханова О.Л., Пониканорова В.Н. Концептуальные основы подготовки педагогов инклюзивного образования // Дефектология. №3. 2012. С. 81-90....(69)