Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения (Кубанский Государственный Университет)
|
Введение……………………………………………………………... 3
1. Теоретические основания проблемы развития творческих способностей младших школьников…9
1.1 Понятие творческих способностей в психологии и педагогике ...…………… 9
1.2 Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте.29
2. Процесс обучения как фактор развития творческих способностей личности....43
2.1 Содержание и сущность процесса обучения ……43
2.2 Взаимосвязь процесса обучения и развития творческих способностей в младшем школьном возрасте…48
Заключение…..……………………………………………………… 54
Список использованных источников.……55
1. Теоретические основания проблемы развития творческих способностей младших школьников…9
1.1 Понятие творческих способностей в психологии и педагогике ...…………… 9
1.2 Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте.29
2. Процесс обучения как фактор развития творческих способностей личности....43
2.1 Содержание и сущность процесса обучения ……43
2.2 Взаимосвязь процесса обучения и развития творческих способностей в младшем школьном возрасте…48
Заключение…..……………………………………………………… 54
Список использованных источников.……55
Мир устроен таким образом, что в нём постоянно происходят изменения. Общество не стоит на месте, в процессе развития задачи меняются, что в корне меняет ту или иную систему. В настоящее время у общества находится в приоритете развитие личности. Люди заметили, процесс воспитания подрастающего поколения определяет дальнейшую культуру общества. Для того, чтобы не было войны и деградации общества, нужно закладывать в детях способность к саморазвитию и процесс воспитания ориентировать на развитие здоровой, гармоничной личности. С самых ранних лет нужно развивать в ребёнке гибкость мышления, в этом активно помогает творческая деятельность.
Философы рассматривали творческие способности, как условие внутренней свободы человека, как проявление его человеческой сущности. (В. Библер) Психологи рассматривали творческие способности изначально, как какой-то вид психической энергии, а потом стали рассматривать, как свойство мышления, которое обеспечивает человеку возможность решать творческие задачи (Д.П. Гилфорд, Э.П. Торренс, А.М. Матюшкин). С точки зрения педагогики, развитие творческих способностей, выступало, как частная педагогическая задача, как общий стержень построения образовательного процесса (Д.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин). В педагогике творческими способностями выступает образовательный результат самого ребёнка.
Так же можно отметить систему «ТРИЗ», созданную учёным, писателем- фантастом- Генрихом Альтшуллером. Ведущей деятельностью данной педагогической системы обучения стало развитие творческой личности, способность решать изобретательские задачи, разными способами, во всех сферах жизни.
Таким образом какой-то единой модели в развитии творческих способностей нет. Есть разные взгляды, разные подходы и даже разные понимания сущности творческих способностей.
Мы уже сказали о том, что спрогнозировать и подготовить молодёжь ко всем возможным изменениям просто невозможно. Постоянно обучаться каким-то новым профессиям, тоже не является верным решением, поэтому для того, чтобы уметь правильно применять этот опыт, человек должен обладать креативностью и умением продуктивно мыслить, оригинальность в решениях некоторых вопросов очень высоко ценится. Определить развитость человека можно ещё в детстве, когда ребёнок проявляет интерес к многим, пока ещё неизвестным вещам потому, как работает его фантазия и воображение, насколько эти процессы помогают в решении стоящих перед ним трудностей, можно судить о развитости интеллекта.
Чем разнообразнее деятельность человека, тем выше его потенциал. Потенциал зависит от когнитивных способностей, умения коммуницировать и способности оригинально мыслить, что определяет успешность в решении каких-то задач. Успешность человека зависит от его способностей – это склонность к какому-либо виду деятельности. Понятно, что всеми способностями никто обладать не может, но ребёнка можно научить применять имеющиеся способности к различным ситуациям. Такое умение обеспечивает появление различных взглядов на одну и туже ситуацию, различные понимания обеспечивают различные решения, что содействует наиболее полному изучению каких-либо вопросов в том или ином направлении.
Общество – это динамически развивающаяся система, поэтому чтобы в этой системе действительно происходило развитие, важно правильно вырастить и воспитать участников данной системы. То есть в процессе обучения задачами учителя обозначается: определение личности ученика, развитие его творческого потенциала и научение основам коммуникации.
В современной системе образования за многие годы произошли значительные изменения. В большинстве моделей развитие творческих способностей рассматривалось, либо как основа целостного образовательного процесса, как у Д.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, либо, как некая декларация, как у Д.Б. Богоявленской, которая фиксировала противоречие, что в массовом сознании творческие способности- это устойчивое словосочетание, которое лишено какого-то реального смысла.
Проанализировав литературу, отдавая должное нашим предшественникам, которые внесли вклад в развитие педагогики, мы пришли к выводу, что всё же нынешняя программа недостаточно совершенна. Неэффективность учебной деятельности объясняется несовершенством методов и способов обучения. Данная проблема до сих пор актуальна и требует решение к вопросу о том, как же всё-таки должен быть выстроен процесс обучения, чтобы его результатом стало развитие творческих способностей?
Обучение современного младшего школьника напрямую связано с развитием его творческих способностей. В современном обществе популярным становится помогающий стиль воспитания, который основывается на индивидуальном подходе, думаю, что такой путь действительно является верным, но так как появился он совсем недавно, многие не знают, как им правильно пользоваться. Существует тенденция навязанного уважения личности, но индивидуальный подход состоит не только в уважении и принятии другой личности, а также в усовершенствовании методов обучения.
В нынешнем образовании стоит цель научиться адоптироваться к любой ситуации, что значит развить пластичность мышления. Для этого необходима выработка не только создание новых способов обучения, но и практика мобильности. Детям зачастую говорят только как надо, перепадают только теорию, но не увидев то, как это используется на практике, ребёнок не может усвоить данное знание. Получается, что учитель не только должен рассказывать о важности применения имеющихся знаний, но и показывать, как нужно переносить знания и использовать их в разных ситуациях.
В традиционном обучении в основном используется иллюстративно- объяснительный тип, его сущность заключается в том, что учитель преподносит обучающимся уже готовый материал. Он ставит задачу и даёт готовое решение, что в свою очередь на научает детей осуществлять информационный поиск, думать и мыслить о правильности выбранного решения задачи. Такой метод обучения так же снижает и мотивацию учеников к учебной деятельности.
Все дети обладают какими-то способностями, у каждого есть свой потенциал, поэтому нужно это не только учитывать, но и пользоваться им. Так как большую эффективность развития индивидуальных способностей обеспечивает процесс ознакомления и включения школьников в продуктивную творческую деятельность. В связи с вышесказанным возникает необходимость постепенного изменения методов обучения с целью организации эффективного процесса развития повышения мотивации к учению. В настоящее время при решении всевозможного рода задач, популярность набирает креативный подход, который вытесняет стандартные методы обучения.
Актуальность исследования: заключается в проблеме соотношения развития творческих способностей с одной стороны и процесса обучения с другой. Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Ковалева, Л.А. Венгера, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, А.В. Петровский раскрыли этапы развития творческих способностей у детей, показали, как формируется творчество в зависимости от обучения ребёнка.
Исходя из всего выше сказанного можно определить следующие элементы методологического аппарата:
Проблема исследования: что влияет на развитие творческих способностей в процессе обучения?
Объект исследования: процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: развитие творческих способностей, как результат обучения младших школьников.
Понятийный аппарат: способности, творчество, творческие способности.
Цель исследования: разработать и обосновать теоретическую модель учебного процесса, как интегрального фактора развития творческих способностей младших школьников.
Задачи исследования:
1)изучить состояние проблемы развития творческих способностей;
2)изучить особенности развития творческих способностей младшего школьного возраста;
3)разработать модель развития творческих способностей в процессе обучения;
4)обобщить и систематизировать данные, сделать общие выводы об исследовании.
Гипотеза: в младшем школьном возрасте процесс обучения выступает интегральным фактором в развитии творческих способностей учащихся.
Исследование проведено методами: теоретического анализа научной литературы по исследуемой проблеме, изучения и обобщения педагогического опыта, моделирования процесса обучения, как фактора развития творческих способностей.
Методологические основания:
1)системный подход (Александр Богданов, Людвиг Берталанфи, Эдвард Боно, Линдон Ларуш, Герберт Саймон, Питер Друкер, Альфред Чандлер, Станислав Черногор, Александр Малюта.)
2)личностный подход (К.А. Абульханова, И.С. Кон, А.В. Мудрик, А.Б. Орлов, В.В. Давыдов, В.Е. Зинченко, Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский, И.С. Якиманская.)
3)деятельностный подход (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев.)
Теоретические основания: мы опираемся на существующие теории творческих способностей (Д.Б. Богоявленская, Г.С. Альтшуллер, Б.М. Теплов) и креативности (Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарёв, О.К. Тихамиров.), а также теория развивающего обучения (В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина.).
Структура работы: работа состоит из введения, двух теоретических глав, заключения и списка используемых источников. Она изложена на 60 страницах. Список использованных источников включает в себя 61 наименование.
Философы рассматривали творческие способности, как условие внутренней свободы человека, как проявление его человеческой сущности. (В. Библер) Психологи рассматривали творческие способности изначально, как какой-то вид психической энергии, а потом стали рассматривать, как свойство мышления, которое обеспечивает человеку возможность решать творческие задачи (Д.П. Гилфорд, Э.П. Торренс, А.М. Матюшкин). С точки зрения педагогики, развитие творческих способностей, выступало, как частная педагогическая задача, как общий стержень построения образовательного процесса (Д.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин). В педагогике творческими способностями выступает образовательный результат самого ребёнка.
Так же можно отметить систему «ТРИЗ», созданную учёным, писателем- фантастом- Генрихом Альтшуллером. Ведущей деятельностью данной педагогической системы обучения стало развитие творческой личности, способность решать изобретательские задачи, разными способами, во всех сферах жизни.
Таким образом какой-то единой модели в развитии творческих способностей нет. Есть разные взгляды, разные подходы и даже разные понимания сущности творческих способностей.
Мы уже сказали о том, что спрогнозировать и подготовить молодёжь ко всем возможным изменениям просто невозможно. Постоянно обучаться каким-то новым профессиям, тоже не является верным решением, поэтому для того, чтобы уметь правильно применять этот опыт, человек должен обладать креативностью и умением продуктивно мыслить, оригинальность в решениях некоторых вопросов очень высоко ценится. Определить развитость человека можно ещё в детстве, когда ребёнок проявляет интерес к многим, пока ещё неизвестным вещам потому, как работает его фантазия и воображение, насколько эти процессы помогают в решении стоящих перед ним трудностей, можно судить о развитости интеллекта.
Чем разнообразнее деятельность человека, тем выше его потенциал. Потенциал зависит от когнитивных способностей, умения коммуницировать и способности оригинально мыслить, что определяет успешность в решении каких-то задач. Успешность человека зависит от его способностей – это склонность к какому-либо виду деятельности. Понятно, что всеми способностями никто обладать не может, но ребёнка можно научить применять имеющиеся способности к различным ситуациям. Такое умение обеспечивает появление различных взглядов на одну и туже ситуацию, различные понимания обеспечивают различные решения, что содействует наиболее полному изучению каких-либо вопросов в том или ином направлении.
Общество – это динамически развивающаяся система, поэтому чтобы в этой системе действительно происходило развитие, важно правильно вырастить и воспитать участников данной системы. То есть в процессе обучения задачами учителя обозначается: определение личности ученика, развитие его творческого потенциала и научение основам коммуникации.
В современной системе образования за многие годы произошли значительные изменения. В большинстве моделей развитие творческих способностей рассматривалось, либо как основа целостного образовательного процесса, как у Д.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, либо, как некая декларация, как у Д.Б. Богоявленской, которая фиксировала противоречие, что в массовом сознании творческие способности- это устойчивое словосочетание, которое лишено какого-то реального смысла.
Проанализировав литературу, отдавая должное нашим предшественникам, которые внесли вклад в развитие педагогики, мы пришли к выводу, что всё же нынешняя программа недостаточно совершенна. Неэффективность учебной деятельности объясняется несовершенством методов и способов обучения. Данная проблема до сих пор актуальна и требует решение к вопросу о том, как же всё-таки должен быть выстроен процесс обучения, чтобы его результатом стало развитие творческих способностей?
Обучение современного младшего школьника напрямую связано с развитием его творческих способностей. В современном обществе популярным становится помогающий стиль воспитания, который основывается на индивидуальном подходе, думаю, что такой путь действительно является верным, но так как появился он совсем недавно, многие не знают, как им правильно пользоваться. Существует тенденция навязанного уважения личности, но индивидуальный подход состоит не только в уважении и принятии другой личности, а также в усовершенствовании методов обучения.
В нынешнем образовании стоит цель научиться адоптироваться к любой ситуации, что значит развить пластичность мышления. Для этого необходима выработка не только создание новых способов обучения, но и практика мобильности. Детям зачастую говорят только как надо, перепадают только теорию, но не увидев то, как это используется на практике, ребёнок не может усвоить данное знание. Получается, что учитель не только должен рассказывать о важности применения имеющихся знаний, но и показывать, как нужно переносить знания и использовать их в разных ситуациях.
В традиционном обучении в основном используется иллюстративно- объяснительный тип, его сущность заключается в том, что учитель преподносит обучающимся уже готовый материал. Он ставит задачу и даёт готовое решение, что в свою очередь на научает детей осуществлять информационный поиск, думать и мыслить о правильности выбранного решения задачи. Такой метод обучения так же снижает и мотивацию учеников к учебной деятельности.
Все дети обладают какими-то способностями, у каждого есть свой потенциал, поэтому нужно это не только учитывать, но и пользоваться им. Так как большую эффективность развития индивидуальных способностей обеспечивает процесс ознакомления и включения школьников в продуктивную творческую деятельность. В связи с вышесказанным возникает необходимость постепенного изменения методов обучения с целью организации эффективного процесса развития повышения мотивации к учению. В настоящее время при решении всевозможного рода задач, популярность набирает креативный подход, который вытесняет стандартные методы обучения.
Актуальность исследования: заключается в проблеме соотношения развития творческих способностей с одной стороны и процесса обучения с другой. Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Ковалева, Л.А. Венгера, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, А.В. Петровский раскрыли этапы развития творческих способностей у детей, показали, как формируется творчество в зависимости от обучения ребёнка.
Исходя из всего выше сказанного можно определить следующие элементы методологического аппарата:
Проблема исследования: что влияет на развитие творческих способностей в процессе обучения?
Объект исследования: процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: развитие творческих способностей, как результат обучения младших школьников.
Понятийный аппарат: способности, творчество, творческие способности.
Цель исследования: разработать и обосновать теоретическую модель учебного процесса, как интегрального фактора развития творческих способностей младших школьников.
Задачи исследования:
1)изучить состояние проблемы развития творческих способностей;
2)изучить особенности развития творческих способностей младшего школьного возраста;
3)разработать модель развития творческих способностей в процессе обучения;
4)обобщить и систематизировать данные, сделать общие выводы об исследовании.
Гипотеза: в младшем школьном возрасте процесс обучения выступает интегральным фактором в развитии творческих способностей учащихся.
Исследование проведено методами: теоретического анализа научной литературы по исследуемой проблеме, изучения и обобщения педагогического опыта, моделирования процесса обучения, как фактора развития творческих способностей.
Методологические основания:
1)системный подход (Александр Богданов, Людвиг Берталанфи, Эдвард Боно, Линдон Ларуш, Герберт Саймон, Питер Друкер, Альфред Чандлер, Станислав Черногор, Александр Малюта.)
2)личностный подход (К.А. Абульханова, И.С. Кон, А.В. Мудрик, А.Б. Орлов, В.В. Давыдов, В.Е. Зинченко, Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский, И.С. Якиманская.)
3)деятельностный подход (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев.)
Теоретические основания: мы опираемся на существующие теории творческих способностей (Д.Б. Богоявленская, Г.С. Альтшуллер, Б.М. Теплов) и креативности (Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарёв, О.К. Тихамиров.), а также теория развивающего обучения (В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина.).
Структура работы: работа состоит из введения, двух теоретических глав, заключения и списка используемых источников. Она изложена на 60 страницах. Список использованных источников включает в себя 61 наименование.
Исследование научной педагогической и психологической литературы по теме показало, что заниматься творческой деятельностью человек может всю жизнь, покуда есть желание. Но наиболее способными к обучению и творческой деятельности представляются младшие школьники, поскольку в возрастной период от 7 до 10 лет фундаментальной для детей представляется деятельность, сопряженная с познанием, созданием, преображением и использованием в новом виде, по-другому этот процесс и называется творческой деятельность.
Так же в ходе анализа было выяснено, что точного определения «способностей» не существует, авторы расходятся в мнениях, по природе их возникновения. Так например, В.Д. Шадриков, считает, что ими обладает каждый человек от природы. В свою очередь, В.А. Крутецкий определяет «способности», как личностные особенности, позволяющие овладеть каким-либо видом деятельности лучше, чем другие люди.
Развитие мыслительных процессов: интеллекта, фантазии, воображения, формирование мысли, все они способствуют развитию творческих способностей. Творческие способности позволяют выходить за рамки, мыслить масштабнее. Главным фактором в развитии творческих способностей является мотивация. Задача образования и воспитания состоит в том, чтобы научить ребёнка самостоятельно стимулировать себя к деятельности. Индивидуальный подход поможет в этом. Определив личность ребёнка, учителю намного проще будет выбрать траекторию его дальнейшего развития. Высокая культура учителя является ключевым моментом в развитии творческой личности детей. От того, насколько благоприятные условия создаст учитель, вызовет ли он к себе доверие, сможет ли сплотить класс и заинтересовать детей в обучении. Пожалуй эти вопросы являются определяющими в дальнейшем развитии школьников.
Так же в ходе анализа было выяснено, что точного определения «способностей» не существует, авторы расходятся в мнениях, по природе их возникновения. Так например, В.Д. Шадриков, считает, что ими обладает каждый человек от природы. В свою очередь, В.А. Крутецкий определяет «способности», как личностные особенности, позволяющие овладеть каким-либо видом деятельности лучше, чем другие люди.
Развитие мыслительных процессов: интеллекта, фантазии, воображения, формирование мысли, все они способствуют развитию творческих способностей. Творческие способности позволяют выходить за рамки, мыслить масштабнее. Главным фактором в развитии творческих способностей является мотивация. Задача образования и воспитания состоит в том, чтобы научить ребёнка самостоятельно стимулировать себя к деятельности. Индивидуальный подход поможет в этом. Определив личность ребёнка, учителю намного проще будет выбрать траекторию его дальнейшего развития. Высокая культура учителя является ключевым моментом в развитии творческой личности детей. От того, насколько благоприятные условия создаст учитель, вызовет ли он к себе доверие, сможет ли сплотить класс и заинтересовать детей в обучении. Пожалуй эти вопросы являются определяющими в дальнейшем развитии школьников.
Подобные работы
- Декоративное искусство как средство развития творческих способностей обучающихся
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - Формирование коммуникативных умений у младших школьников посредством групповой учебной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2022 - Креативность дошкольников и ее учет в педагогической деятельности учителя
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - Применение игрового метода на уроках литературного чтения в начальной школе (Кубанский государственный университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2025 - РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ CПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ОРАТОРСКОГО МАСТЕРСТВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНСОТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2021 - Формирование положительного отношения к учебной деятельности у младших школьников (Кубанский государственный университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2025



