Использование дидактических игр в работе над развитием музыкальных способностей детей среднего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ
РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность понятия «музыкальные способности» и особенности их
развития у детей дошкольного возраста 8
1.2. Содержание работы по развитию музыкальных способностей у
детей дошкольного возраста 15
1.3. Музыкально-дидактические игры как средство развития
музыкальных способностей детей среднего дошкольного возраста 24
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Изучение уровня развития музыкальных способностей у детей
среднего дошкольного возраста 34
2.2. Содержание работы по использованию музыкально-дидактических
игр как средства развития музыкальных способностей детей среднего дошкольного возраста 40
2.3. Анализ эффективности использования музыкально-дидактических игр как средства развития музыкальных способностей детей среднего дошкольного возраста 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ
РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность понятия «музыкальные способности» и особенности их
развития у детей дошкольного возраста 8
1.2. Содержание работы по развитию музыкальных способностей у
детей дошкольного возраста 15
1.3. Музыкально-дидактические игры как средство развития
музыкальных способностей детей среднего дошкольного возраста 24
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Изучение уровня развития музыкальных способностей у детей
среднего дошкольного возраста 34
2.2. Содержание работы по использованию музыкально-дидактических
игр как средства развития музыкальных способностей детей среднего дошкольного возраста 40
2.3. Анализ эффективности использования музыкально-дидактических игр как средства развития музыкальных способностей детей среднего дошкольного возраста 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
Развитие способностей ребенка является одним из важных аспектов работы педагогов ДОО. Согласно ФГОС ДО, одной из задач дошкольного образования является создании благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром [25].
Известно, что все способности можно разделить на две группы: общие и специальные [35, с. 329]. Общие способности (память, наблюдательность, воображение и др.) важны для разных видов деятельности человека. К специальным относятся те способности, которые связаны с конкретными видами деятельности, например, изобразительные, музыкальные, литературные и др. Наблюдать проявление способностей можно уже в раннем дошкольном возрасте, когда ребенок успешно выполняет какую-либо деятельность, испытывая при этом положительные эмоции.
Известный ученый Б.М. Теплов рассматривал способности как индивидуально-психологические особенности человека, которые могут существовать только в движении и развитии. Другими словами, способности можно и нужно развивать, так как не существует таких способностей, о которых можно сказать, что они достигли завершения своего развития.
Задача развития специальных способностей, в том числе музыкальных и изобразительных, в ДОО решается в ходе работы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», благодаря чему у ребенка формируются элементарные представления о видах искусства, он учится воспринимать и понимать музыку, художественную литературу, фольклор, произведения живописи, а также имеет возможность реализовать свои знания и умения в самостоятельной творческой деятельности [25].
Развитие музыкальных способностей является важным средством всестороннего развития ребенка, его духовного становления. Музыка способствует расширению представлений дошкольника о культурных ценностях и опыте предшествующих поколений, развивает эмоциональную сферу, повышает уровень знаний об эмоциях других людей и понимание своего собственного эмоционального состояния. В процессе музыкальных занятий ребенок получает разнообразные сведения о сферах искусства, что способствует его познавательному развитию, обогащению словарного запаса образными словами и выражениями, специальными терминами и названиями. Исполнительская деятельность, которая является одним из распространенных видов работы на музыкальных занятиях, рассматривается как средство развития таких умственных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление, запоминание и др.
Проблеме развития музыкальных способностей посвящены труды таких ученых, как Б.М. Теплов [32], Н.А. Ветлугина [20], О.П. Радынова, А.И. Катинене [27], А.И. Зимина [9], Д.К. Кирнарская [13] и др.
Для развития музыкальных способностей на занятиях музыкой педагог может использовать такие виды деятельности, как пение и слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения (ритмика). Одним из эффективных средств развития музыкальных способностей дошкольников, которое применяется на музыкальных занятиях и может включаться во все виды музыкальной деятельности, являются дидактические игры. В практике ДОО для определения дидактических игр с использованием музыки чаще используется термин «музыкально-дидактические игры», поэтому в своей работе мы также будем пользоваться данным термином.
Любая игровая деятельность в дошкольном возрасте является наиболее естественным времяпрепровождением для ребенка. Особенно это касается среднего дошкольного возраста, так как именно в этот период игра становится ведущим видом деятельности. Использование дидактической игры на занятии положительно сказывается на мотивации ребенка к выполнению учебной деятельности. Основная особенность данного вида игр заключается в том, что для ребенка решение игровой задачи имеет первостепенное значение, хотя педагог использует игру, прежде всего, с обучающей целью. Обучающий эффект дидактической игры может проявляться в том, что ребенок получает новую информацию, усваивает определенные знания, овладевает навыками или умениями, имеет возможность применить имеющиеся теоретические знания в практической деятельности, и все это происходит в игровой деятельности. Применение музыкально-дидактических игр на занятии музыкой способствует развитию музыкальных способностей дошкольников, позволяют педагогу в доступной для детей форме приобщить их к основам музыкального искусства, совершенствовать чувство ритма и музыкальную память, воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыки. Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что тема нашей работы является достаточно актуальной и требует особого внимания со стороны педагогов и воспитателей.
Объект исследования: развитие музыкальных способностей детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить возможности использования музыкально-дидактических игр как средства развития музыкальных способностей детей среднего дошкольного возраста.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Уточнить сущность понятия «музыкальные способности» и особенности их развития в дошкольном возрасте.
3. Рассмотреть содержание и методику организации работы по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
4. Подобрать методики и провести диагностику уровня развития музыкальных способностей детей среднего дошкольного возраста.
5. Опытным путём проверить эффективность использования музыкально-дидактических игр как средства развития музыкальных способностей детей среднего дошкольного возраста.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (май - август 2021 года) был посвящен изучению и анализу научной литературы по проблеме исследования;
II этап (сентябрь 2021 года) предполагал выявление уровня развития музыкальных способностей детей среднего дошкольного возраста;
III этап (сентябрь - декабрь 2021 года) включал формирующий эксперимент, направленный на разработку и реализацию комплекса музыкально-дидактических игр, направленных на развитие музыкальных способностей средних дошкольников;
IV этап (декабрь 2021 года) предусматривал повторную диагностику и выявление эффективности использования музыкально-дидактических игр как средства развития музыкальных способностей детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза: процесс формирования музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста, будет происходить успешнее, если используются музыкально-дидактические игры,
Методы исследования:
- теоретические: изучение психолого-педагогической литературы, анализ и обобщение материалов;
- эмпирические: методика изучения уровня развития музыкальных способностей О.П. Радыновой.
Теоретическими основами исследования являются научные труды, посвященные проблемам развития способностей индивида (С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, А.В. Петровский, А.В. Брушлинский,
В.П. Зинченко), особенностям развития музыкальных способностей (Б.М. Теплов, Д.К. Кирнарская), становления и формирования игровой деятельности детей дошкольного возраста (Д.Б. Эльконин, Н.Ф. Губанова,
С.Л. Новоселова, А.Н. Давидчук, Л.Г. Селихова, А.К. Бондаренко, А.И. Сорокина), специфике музыкального воспитания детей дошкольного возраста (Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова, А.Н. Зимина, Н.И. Льговская, Э.П. Костина, О.П. Радынова, А.И. Катинене).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования предложенных музыкально-дидактических игр в процессе развития музыкальных способностей детей среднего дошкольного возраста.
База исследования: МБДОУ детский сад №37 г. Кузнецк Пензенской области.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 43 наименования.
Известно, что все способности можно разделить на две группы: общие и специальные [35, с. 329]. Общие способности (память, наблюдательность, воображение и др.) важны для разных видов деятельности человека. К специальным относятся те способности, которые связаны с конкретными видами деятельности, например, изобразительные, музыкальные, литературные и др. Наблюдать проявление способностей можно уже в раннем дошкольном возрасте, когда ребенок успешно выполняет какую-либо деятельность, испытывая при этом положительные эмоции.
Известный ученый Б.М. Теплов рассматривал способности как индивидуально-психологические особенности человека, которые могут существовать только в движении и развитии. Другими словами, способности можно и нужно развивать, так как не существует таких способностей, о которых можно сказать, что они достигли завершения своего развития.
Задача развития специальных способностей, в том числе музыкальных и изобразительных, в ДОО решается в ходе работы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», благодаря чему у ребенка формируются элементарные представления о видах искусства, он учится воспринимать и понимать музыку, художественную литературу, фольклор, произведения живописи, а также имеет возможность реализовать свои знания и умения в самостоятельной творческой деятельности [25].
Развитие музыкальных способностей является важным средством всестороннего развития ребенка, его духовного становления. Музыка способствует расширению представлений дошкольника о культурных ценностях и опыте предшествующих поколений, развивает эмоциональную сферу, повышает уровень знаний об эмоциях других людей и понимание своего собственного эмоционального состояния. В процессе музыкальных занятий ребенок получает разнообразные сведения о сферах искусства, что способствует его познавательному развитию, обогащению словарного запаса образными словами и выражениями, специальными терминами и названиями. Исполнительская деятельность, которая является одним из распространенных видов работы на музыкальных занятиях, рассматривается как средство развития таких умственных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление, запоминание и др.
Проблеме развития музыкальных способностей посвящены труды таких ученых, как Б.М. Теплов [32], Н.А. Ветлугина [20], О.П. Радынова, А.И. Катинене [27], А.И. Зимина [9], Д.К. Кирнарская [13] и др.
Для развития музыкальных способностей на занятиях музыкой педагог может использовать такие виды деятельности, как пение и слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения (ритмика). Одним из эффективных средств развития музыкальных способностей дошкольников, которое применяется на музыкальных занятиях и может включаться во все виды музыкальной деятельности, являются дидактические игры. В практике ДОО для определения дидактических игр с использованием музыки чаще используется термин «музыкально-дидактические игры», поэтому в своей работе мы также будем пользоваться данным термином.
Любая игровая деятельность в дошкольном возрасте является наиболее естественным времяпрепровождением для ребенка. Особенно это касается среднего дошкольного возраста, так как именно в этот период игра становится ведущим видом деятельности. Использование дидактической игры на занятии положительно сказывается на мотивации ребенка к выполнению учебной деятельности. Основная особенность данного вида игр заключается в том, что для ребенка решение игровой задачи имеет первостепенное значение, хотя педагог использует игру, прежде всего, с обучающей целью. Обучающий эффект дидактической игры может проявляться в том, что ребенок получает новую информацию, усваивает определенные знания, овладевает навыками или умениями, имеет возможность применить имеющиеся теоретические знания в практической деятельности, и все это происходит в игровой деятельности. Применение музыкально-дидактических игр на занятии музыкой способствует развитию музыкальных способностей дошкольников, позволяют педагогу в доступной для детей форме приобщить их к основам музыкального искусства, совершенствовать чувство ритма и музыкальную память, воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыки. Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что тема нашей работы является достаточно актуальной и требует особого внимания со стороны педагогов и воспитателей.
Объект исследования: развитие музыкальных способностей детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить возможности использования музыкально-дидактических игр как средства развития музыкальных способностей детей среднего дошкольного возраста.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Уточнить сущность понятия «музыкальные способности» и особенности их развития в дошкольном возрасте.
3. Рассмотреть содержание и методику организации работы по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
4. Подобрать методики и провести диагностику уровня развития музыкальных способностей детей среднего дошкольного возраста.
5. Опытным путём проверить эффективность использования музыкально-дидактических игр как средства развития музыкальных способностей детей среднего дошкольного возраста.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (май - август 2021 года) был посвящен изучению и анализу научной литературы по проблеме исследования;
II этап (сентябрь 2021 года) предполагал выявление уровня развития музыкальных способностей детей среднего дошкольного возраста;
III этап (сентябрь - декабрь 2021 года) включал формирующий эксперимент, направленный на разработку и реализацию комплекса музыкально-дидактических игр, направленных на развитие музыкальных способностей средних дошкольников;
IV этап (декабрь 2021 года) предусматривал повторную диагностику и выявление эффективности использования музыкально-дидактических игр как средства развития музыкальных способностей детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза: процесс формирования музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста, будет происходить успешнее, если используются музыкально-дидактические игры,
Методы исследования:
- теоретические: изучение психолого-педагогической литературы, анализ и обобщение материалов;
- эмпирические: методика изучения уровня развития музыкальных способностей О.П. Радыновой.
Теоретическими основами исследования являются научные труды, посвященные проблемам развития способностей индивида (С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, А.В. Петровский, А.В. Брушлинский,
В.П. Зинченко), особенностям развития музыкальных способностей (Б.М. Теплов, Д.К. Кирнарская), становления и формирования игровой деятельности детей дошкольного возраста (Д.Б. Эльконин, Н.Ф. Губанова,
С.Л. Новоселова, А.Н. Давидчук, Л.Г. Селихова, А.К. Бондаренко, А.И. Сорокина), специфике музыкального воспитания детей дошкольного возраста (Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова, А.Н. Зимина, Н.И. Льговская, Э.П. Костина, О.П. Радынова, А.И. Катинене).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования предложенных музыкально-дидактических игр в процессе развития музыкальных способностей детей среднего дошкольного возраста.
База исследования: МБДОУ детский сад №37 г. Кузнецк Пензенской области.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 43 наименования.
Развитие способностей ребенка является одним из важных аспектов работы педагогов ДОО. Способности представляют собой индивидуально-психологические особенности человека, которые могут существовать только в движении и развитии. Наблюдать проявление способностей можно уже в раннем дошкольном возрасте, когда ребенок успешно выполняет какую-либо деятельность, испытывая при этом положительные эмоции. Общие способности являются необходимыми для выполнения разных видов деятельности, специальные позволяют выполнять конкретные практические действия. Развитие музыкальных способностей является важным средством всестороннего развития ребенка, его духовного становления. Музыка способствует расширению представлений дошкольника о культурных ценностях и опыте предшествующих поколений, развивает эмоциональную сферу, расширяет словарный запас, развивает познавательную деятельность.
В первой главе нашего исследования мы проанализировали имеющиеся психолого-педагогические и методические работы по данной теме и пришли к выводу, что наличие способностей является условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. В основе способностей лежат задатки, которые имеют органическую природу и врожденный характер. Музыкальные способности зависят от врожденных индивидуальных задатков человека, но их можно и нужно развивать и воспитывать. В структуре музыкальных способностей выделяются ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Развитие музыкальных способностей начинается с раннего возраста, сензитивным периодом для этого считается возраст до 5 лет. Деятельность педагога по развитию музыкальных способностей в условиях ДОО включает формирование у ребенка музыкальности, музыкального восприятия и музыкальных способностей, которые включают поэтический и музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память, а также песенный и музыкальный вкус. К методам музыкального воспитания, которые наиболее распространены при работе с дошкольниками, можно отнести наглядные, словесные и практические. Так как игровая деятельность детей является для них наиболее естественной деятельностью, то использование игры для развития музыкальных способностей нам кажется наиболее целесообразным. Для развития музыкальных способностей дошкольников необходимы специальные дидактические игры и игрушки, которые получили название музыкально-дидактических. Наиболее распространена классификация музыкально-дидактических игр в зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действий, согласно которой все игры делятся на «спокойное музицирование», где поведение детей является достаточно статичным; игры типа подвижных, где дети должны выполнять движения под музыку; игры типа хороводных, в которых двигательная активность детей ограничена.
Вторая глава нашего исследования посвящена опытно-экспериментальной работе, которая проводилась на базе МБДОУ д/с №37 г. Кузнецк Пензенской области. Цель констатирующего этапа исследования заключалась в определении уровня развития музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста. При выявлении уровня развития музыкальных способностей у средних дошкольников была применена диагностическая методика, разработанная О.П. Радыновой. Было выявлено, что распределение детей по уровням и в экспериментальной, и в контрольной группах примерно одинаковое. Приблизительно две трети воспитанников в обеих группах имеют средний и низкий уровни развития музыкальных способностей, и только один ребенок в контрольной группе был отнесен к высокому уровню.
Формирующий этап эксперимента проводился в течение четырех месяцев (сентябрь - декабрь 2021 гг.) и предполагал систематическое использование музыкально-дидактических игр, направленных на развитие музыкальных способностей детей среднего дошкольного возраста . При подборе игр мы использовали пособие Л.Н. Комиссаровой, Э.П. Костиной. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» и Ю.В. Толкачевой, О.А. Никишиной «История музыкальных инструментов. Дидактические игры». В работе с детьми мы использовали разнообразные виды музыкально-дидактических игр, в том числе направленные на развитие ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма. Среди них можно выделить игры, развивающие музыкальный слух, игры, способствующие восприятию музыки посредством движений. Чаще мы использовали настольные и подвижные игры, включающие элементы соревнования.
Игры также характеризуются тем, что они строятся на принципе наглядности, который предполагает наличие опоры на слуховые, зрительные, двигательные ощущения и учет наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста. Во всех играх присутствует элемент соревнования, но добиться лучшего результата ребенок может только в том случае, если точно выполняет правила. Также использовались игры, основным игровым действием в которых является загадывание и отгадывание. Такая занимательная форма мотивирует дошкольников к выполнению игровой задачи, даже если она сначала кажется им сложной.
Согласно плану, музыкально-дидактические игры проводились каждый день в свободное от занятий время. На первой неделе формирующего эксперимента проходило знакомство детей с такой формой работы, как музыкально-дидактическая игра, поэтому в течение всей недели тема игры была постоянной, менялся только музыкальный материал. Со второй недели мы начали проводить музыкально-дидактических игры, направленные на развитие чувство ритма, на формирование умения определять высоту звука, на совершенствование навыка определения характера музыки .
Последние две недели формирующего эксперимента включали более сложные игры, направленные на закрепление и повторение знаний, а также на отработку полученных ранее навыков. Во время проведения игры мы старались создать атмосферу эмоциональной непринужденности и комфорта, содружества, сотворчества взрослого и детей, что способствовало формированию музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста.
Данная работа проводилась с детьми экспериментальной группы, в то время как в контрольной группе воспитательно-образовательный процесс проходил по основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой). Формирующий этап эксперимента был завершен контрольной диагностикой, целью которого является изучение эффективности использования музыкально-дидактических игр как средства развития музыкальных способностей детей среднего дошкольного возраста. На контрольном этапе эксперимента были использованы те же методики диагностики, что и на констатирующем этапе.
По результатам эксперимента можно сделать вывод о том, что распределение детей по уровням и в экспериментальной, и в контрольной группах различается. В экспериментальной группе были выявлены дети с высокими результатами (30%), хотя на этапе констатирующего эксперимента их не было. Уменьшилось количество детей с низкими результатами (с 40% до 10%), а число детей со средним уровнем изменилось незначительно (с 60% до 50%). В контрольной группе уровень развития музыкальных способностей остался на прежнем уровне , значительных изменений не было выявлено, все показатели, в целом, практически не изменились. Большинство детей отнесены к среднему или низкому уровням, также был выявлен высокий и низкий уровни.
Таким образом, полученные в ходе экспериментальной работы результаты свидетельствуют об эффективности использования музыкально-дидактических игр как средства развития музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста. Выдвинутая ранее гипотеза нашла свое подтверждение. Поставленные задачи были решены, цель достигнута.
В первой главе нашего исследования мы проанализировали имеющиеся психолого-педагогические и методические работы по данной теме и пришли к выводу, что наличие способностей является условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. В основе способностей лежат задатки, которые имеют органическую природу и врожденный характер. Музыкальные способности зависят от врожденных индивидуальных задатков человека, но их можно и нужно развивать и воспитывать. В структуре музыкальных способностей выделяются ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Развитие музыкальных способностей начинается с раннего возраста, сензитивным периодом для этого считается возраст до 5 лет. Деятельность педагога по развитию музыкальных способностей в условиях ДОО включает формирование у ребенка музыкальности, музыкального восприятия и музыкальных способностей, которые включают поэтический и музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память, а также песенный и музыкальный вкус. К методам музыкального воспитания, которые наиболее распространены при работе с дошкольниками, можно отнести наглядные, словесные и практические. Так как игровая деятельность детей является для них наиболее естественной деятельностью, то использование игры для развития музыкальных способностей нам кажется наиболее целесообразным. Для развития музыкальных способностей дошкольников необходимы специальные дидактические игры и игрушки, которые получили название музыкально-дидактических. Наиболее распространена классификация музыкально-дидактических игр в зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действий, согласно которой все игры делятся на «спокойное музицирование», где поведение детей является достаточно статичным; игры типа подвижных, где дети должны выполнять движения под музыку; игры типа хороводных, в которых двигательная активность детей ограничена.
Вторая глава нашего исследования посвящена опытно-экспериментальной работе, которая проводилась на базе МБДОУ д/с №37 г. Кузнецк Пензенской области. Цель констатирующего этапа исследования заключалась в определении уровня развития музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста. При выявлении уровня развития музыкальных способностей у средних дошкольников была применена диагностическая методика, разработанная О.П. Радыновой. Было выявлено, что распределение детей по уровням и в экспериментальной, и в контрольной группах примерно одинаковое. Приблизительно две трети воспитанников в обеих группах имеют средний и низкий уровни развития музыкальных способностей, и только один ребенок в контрольной группе был отнесен к высокому уровню.
Формирующий этап эксперимента проводился в течение четырех месяцев (сентябрь - декабрь 2021 гг.) и предполагал систематическое использование музыкально-дидактических игр, направленных на развитие музыкальных способностей детей среднего дошкольного возраста . При подборе игр мы использовали пособие Л.Н. Комиссаровой, Э.П. Костиной. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» и Ю.В. Толкачевой, О.А. Никишиной «История музыкальных инструментов. Дидактические игры». В работе с детьми мы использовали разнообразные виды музыкально-дидактических игр, в том числе направленные на развитие ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма. Среди них можно выделить игры, развивающие музыкальный слух, игры, способствующие восприятию музыки посредством движений. Чаще мы использовали настольные и подвижные игры, включающие элементы соревнования.
Игры также характеризуются тем, что они строятся на принципе наглядности, который предполагает наличие опоры на слуховые, зрительные, двигательные ощущения и учет наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста. Во всех играх присутствует элемент соревнования, но добиться лучшего результата ребенок может только в том случае, если точно выполняет правила. Также использовались игры, основным игровым действием в которых является загадывание и отгадывание. Такая занимательная форма мотивирует дошкольников к выполнению игровой задачи, даже если она сначала кажется им сложной.
Согласно плану, музыкально-дидактические игры проводились каждый день в свободное от занятий время. На первой неделе формирующего эксперимента проходило знакомство детей с такой формой работы, как музыкально-дидактическая игра, поэтому в течение всей недели тема игры была постоянной, менялся только музыкальный материал. Со второй недели мы начали проводить музыкально-дидактических игры, направленные на развитие чувство ритма, на формирование умения определять высоту звука, на совершенствование навыка определения характера музыки .
Последние две недели формирующего эксперимента включали более сложные игры, направленные на закрепление и повторение знаний, а также на отработку полученных ранее навыков. Во время проведения игры мы старались создать атмосферу эмоциональной непринужденности и комфорта, содружества, сотворчества взрослого и детей, что способствовало формированию музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста.
Данная работа проводилась с детьми экспериментальной группы, в то время как в контрольной группе воспитательно-образовательный процесс проходил по основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой). Формирующий этап эксперимента был завершен контрольной диагностикой, целью которого является изучение эффективности использования музыкально-дидактических игр как средства развития музыкальных способностей детей среднего дошкольного возраста. На контрольном этапе эксперимента были использованы те же методики диагностики, что и на констатирующем этапе.
По результатам эксперимента можно сделать вывод о том, что распределение детей по уровням и в экспериментальной, и в контрольной группах различается. В экспериментальной группе были выявлены дети с высокими результатами (30%), хотя на этапе констатирующего эксперимента их не было. Уменьшилось количество детей с низкими результатами (с 40% до 10%), а число детей со средним уровнем изменилось незначительно (с 60% до 50%). В контрольной группе уровень развития музыкальных способностей остался на прежнем уровне , значительных изменений не было выявлено, все показатели, в целом, практически не изменились. Большинство детей отнесены к среднему или низкому уровням, также был выявлен высокий и низкий уровни.
Таким образом, полученные в ходе экспериментальной работы результаты свидетельствуют об эффективности использования музыкально-дидактических игр как средства развития музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста. Выдвинутая ранее гипотеза нашла свое подтверждение. Поставленные задачи были решены, цель достигнута.
Подобные работы
- Использование музыкально-дидактических игр в развитии творческих способностей детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - Использование дидактических игр в работе над развитием музыкальных способностей детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Формирование нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИКАХ
(НА ПРИМЕРЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГОСТИНОЙ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного
возраста в процессе создания художественных аппликаций
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Интеграция как условие развития познавательных способностей детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагога по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017



