Досуг молодежи г.Кызыла на современном этапе развития общества
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА
МОЛОДЕЖИ 9
1.1. Досуг как предмет социального анализа 9
1.2. Содержание и сущность досуга молодежи в современных
условиях 14
1.3. Формы досуговой деятельности молодежи 19
1.4. Досуговые интересы молодежи как фактор социальной
дифференциации 24
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА 31
2.1. Опыт организации досуга молодежи в Туве 31
2.2. Актуальные проблемы в организации досуга молодежи на
современном этапе 35
2.3. Социологическое исследование досуга молодежи в г. Кызыле..40
2.4. Пути совершенствования деятельности центров по организации
досуга молодежи 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 71
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА
МОЛОДЕЖИ 9
1.1. Досуг как предмет социального анализа 9
1.2. Содержание и сущность досуга молодежи в современных
условиях 14
1.3. Формы досуговой деятельности молодежи 19
1.4. Досуговые интересы молодежи как фактор социальной
дифференциации 24
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА 31
2.1. Опыт организации досуга молодежи в Туве 31
2.2. Актуальные проблемы в организации досуга молодежи на
современном этапе 35
2.3. Социологическое исследование досуга молодежи в г. Кызыле..40
2.4. Пути совершенствования деятельности центров по организации
досуга молодежи 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 71
Актуальность к социологическому исследованию досуга молодежи в России и регионах обуславливается тем, что на данном этапе развития российского общества происходят изменения содержания и структуры досуга молодежи под воздействием социокультурных изменений, происходящих в стране. На современном этапе наблюдается смена ценностных ориентиров молодежи, развития социальной инфраструктуры, появление новых информационных технологий, новых видов развлечений, которые приводят к необходимости анализа досугового поведения молодежи.
В Основах государственной молодёжной политики Российской Федерации до 2025 года молодёжь определяется как отдельная «социально¬демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями» [13].
Состояние системы государственной молодёжной политики, актуальные методы работы с молодыми людьми, а также правовое обеспечение сферы стали ключевыми темами для обсуждения на первых в истории современной России парламентских слушаниях, посвященных молодежной политике Российской Федерации 22 мая 2017 г. [11].
Совершенствование деятельности по организации досуга сегодня является актуальной проблемой, и ее решение должно идти активно по всем направлениям: совершенствование хозяйственного механизма, разработка концепций учреждений культуры в новых условиях, содержание деятельности, планирование и управление учреждениями сферы досуга.
Как отметил В.В. Путин на заседании организационного комитета по проведению в России Года молодежи: «Одна из важнейших задач - восстановление и развитие на новом уровне сети региональных и муниципальных учреждений по работе с молодежью. В своё время мы, к сожалению, практически утратили эту инфраструктуру. Считаю, что на местах нужно помочь с выделением помещений, укреплением материально¬технической базы детско-молодежных центров, организаций. Для реализации молодежной политики нужны продуманные механизмы, в том числе просил
бы представить предложения по совершенствованию законодательства» [10].
В силу социально-экономических трудностей общества, большого числа безработных, отсутствия должного количества культурных учреждений и недостаточного внимания к организации досуга молодежи со стороны местных органов власти и культурно-досуговых учреждений, происходит развитие вне институциональных форм молодежного досуга. Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно- трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.
Исследование досуга молодежи обусловлено, прежде всего, тем, что он является неотъемлемой частью жизни современного человека, предполагает возможность его социализации, самосовершенствования, культурного и интеллектуального развития. Процесс досуговой деятельности важен для духовного, гармоничного обогащения личности, ее самоорганизации. Социальное воспитание молодых людей, их творческое, интеллектуальное развитие осуществляется не только в процессе учебной и трудовой деятельности, но и во время досуга. К тому же, молодежь является именно той социальной группой, которая больше, чем другие, располагает свободным временем [61].
Обширные социальные контакты, повседневное разнообразное общение, досуговые предпочтения, создающие тип социальной жизни различных групп современной молодежи, являются одними из важных характеристик избираемого ею стиля жизни, одними из ключевых параметров самоидентификации молодого человека с определенной социальной группой или средой.
Досуг как социокультурная сфера жизнедеятельности современной молодежи требует глубокого научного осмысления, так как отрицательные проявления в области досуга во многом определены его неорганизованностью, острой потребностью определения способов регулирования досуговой сферы молодежи.
Актуальность темы обусловлена еще и возрастанием значения свободного времени как пространства саморазвития молодежи, появлением в молодежной среде новых, зачастую неожиданных форм проведения досуга, не всегда воспринимающихся адекватно.
Анализ теории и практики свидетельствует, что в настоящее время общий уровень обеспечения досуга вступил в противоречие с требованиями жизни и запросами молодого поколения. Все это приводит к значительным изменениям в подходах как к его организации, так и содержанию.
Противоречивость способность ценностных ориентаций в современной тенденций, социокультурной ситуации ведет к тому, что молодые люди утрачивают противостоять воздействию негативных сформировавшихся в системе молодежного досуга. В связи с этим особенно актуальным представляется изучение новых потребностей и ценностей, формирующихся в пространстве досуга, отдельных досуговых видов, определение роли и места досуга в жизни современной российской молодежи [8, 222].
Степень научной разработанности проблемы. Проблема организации досуга молодежи достаточно широко была представлена в работах различных ученых начиная с XIX века и по настоящее время (К. Маркс, Ф.Энгельс, Ж; Дюмазедье, М.Фурастье, Дж.Келли, Р. Стеббинс, Дж. Риверс и др.; Г.А.Евтеева, С.Н.Иконникова, Г.П.Орлов, Э.В. Соколов, Ю.А.Стрельцов, В.Я.Суртаев, Н.Ф. Максютин, Е.Н.Федина и др.).
Теоретические и прикладные условия оптимизации социально¬культурной деятельности в сфере молодежного досуга раскрыты в работах
М.А. Ариарского, Г.М. Бирженюка, Г.В. Брындиной, А.П. Маркова, Ю.А. Стрельцова, А.А. Сукало, В.Я. Суртаева, Б.А. Титова и др.
Вопросы досуга в процессе становления и развития личности в различных условиях общественной организации рассматривали М.Г. Бушканец, Б.А. Грушин, Г.Е. Зборовский, М.А. Ариарский, Г.П. Орлов, Г.А, Пруденский, Э.В. Соколов, В.В. Туев, А.Л.Андреев, В.Т.Лисовский, И.М.Ильинский, В.В. Павловский, А.Ю.Гончарук, Г.М.Коджаспирова, В.Д.Путилин, С.А.Шмаков и др.
Важность организации свободного времени в жизни детей и молодежи в процессе их социализации подчеркивали А.В. Волохов, Д.В. Кирш, А.В. Мудрик, И.И. Фришман, В.Т. Лисовский,Л.А. Акимова, И.И. Алпацкий, Б.С. Ерасов, Б.А. Трегубов, В.В. Туев, И.В. Саркисова, В.С. Мухина, А.А. Бодалев, О.С. Газман, Ю.В. Китов Б.Г. Мосалев и др.
Объект исследования - досуг молодежи г. Кызыла на современном этапе развития общества.
Предмет исследования - содержание, формы молодежного досуга и
условия совершенствования организации досуга молодежи.
Цель исследования - изучить особенности опыта организации молодежного досуга в условиях культурно - досуговых центров и
образовательных учреждений.
Достижение цели исследования предполагает решение следующих
задач:
- исследовать теоретико-методологические основы социологического анализа
досуга молодежи;
- изучить актуальные проблемы в организации досуга молодежи на
современном этапе;
- выявить и обосновать досуговые интересы молодежи как фактор социальной дифференциации;
- раскрыть опыт организации досуга молодежи в России и Туве;
- исследовать социальный механизм организации досуговой жизнедеятельности молодежи в регионе органами региональной и муниципальной власти;
- определить социологическое исследование досуговых предпочтений молодёжи в г. Кызыле.
Гипотеза исследования: Процесс организации досуга молодежи и его совершенствование является одним из важных средств формирования личности молодежи и непосредственно влияет и на его производственно¬трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют теории социально-культурной и культурно-досуговой деятельности. Важнейшими работами по данному направлению являются работы В.З. Дуликова, Т.Г. Киселевой, Б.Г. Мосалева и Ю.А. Стрельцовой. Теоретико-методологические процедуры структурно-функционального анализа позволили с социологической точки зрения рассмотреть сущность, структуру и функции досуга.
Эмпирической базой исследования являются проведенные автором исследования: анкетные опросы молодежи г. Кызыла; студентов Кызылского педагогического института; анализ материалов новостных сюжетов в сети Интернет и СМИ об организации деятельности досуга молодежи Республики Тыва и г.Кызыла.
В ходе исследования были использованы методы:
- диалектический метод познания для раскрытия понятия «досуг» с разных сторон и во взаимосвязи с другими понятиями «свободное время», «культура»;
- системный метод, раскрывающий сферу досуга как конкретную систему, обладающую целостностью и взаимосвязью между ее элементами;
- социологические методы - наблюдение, анкетирование, беседа.
Научная новизна. Дан теоретический анализ досугу как социальному явлению применительно к молодежи региона как особой социокультурной группе. Выявлено, что досуг является важной составной частью свободного времени, представляя собой, относительно автономную сферу жизнедеятельности молодежи, организация которой прямо зависит от социально-территориального фактора. Раскрыт социальный механизм организации досуга провинциальной молодежи, выявлены проблемные вопросы в реализации данного механизма. Обоснована необходимость разработки новых социальных механизмов организации и совершенствования досуга молодежи.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты способствуют дальнейшему научному осмыслению проблемы организации досуга молодежи и его совершенствованию, что способствует повышению общего характера культуры подрастающего поколения
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы при разработке образовательных и культурных программ по формированию досуговой деятельности молодежи на федеральном и региональном уровне; в работе учреждений социально-культурной сферы и системы образования. Полученные результаты позволяют более эффективно планировать и осуществлять досуговую деятельность молодежи для формирования ценностных ориентаций. Рекомендации и выводы исследования могут использоваться в работе центров в работе по организации досуга молодежи также в системе переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы образования и учреждений социально-культурной деятельности.
В Основах государственной молодёжной политики Российской Федерации до 2025 года молодёжь определяется как отдельная «социально¬демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями» [13].
Состояние системы государственной молодёжной политики, актуальные методы работы с молодыми людьми, а также правовое обеспечение сферы стали ключевыми темами для обсуждения на первых в истории современной России парламентских слушаниях, посвященных молодежной политике Российской Федерации 22 мая 2017 г. [11].
Совершенствование деятельности по организации досуга сегодня является актуальной проблемой, и ее решение должно идти активно по всем направлениям: совершенствование хозяйственного механизма, разработка концепций учреждений культуры в новых условиях, содержание деятельности, планирование и управление учреждениями сферы досуга.
Как отметил В.В. Путин на заседании организационного комитета по проведению в России Года молодежи: «Одна из важнейших задач - восстановление и развитие на новом уровне сети региональных и муниципальных учреждений по работе с молодежью. В своё время мы, к сожалению, практически утратили эту инфраструктуру. Считаю, что на местах нужно помочь с выделением помещений, укреплением материально¬технической базы детско-молодежных центров, организаций. Для реализации молодежной политики нужны продуманные механизмы, в том числе просил
бы представить предложения по совершенствованию законодательства» [10].
В силу социально-экономических трудностей общества, большого числа безработных, отсутствия должного количества культурных учреждений и недостаточного внимания к организации досуга молодежи со стороны местных органов власти и культурно-досуговых учреждений, происходит развитие вне институциональных форм молодежного досуга. Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно- трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.
Исследование досуга молодежи обусловлено, прежде всего, тем, что он является неотъемлемой частью жизни современного человека, предполагает возможность его социализации, самосовершенствования, культурного и интеллектуального развития. Процесс досуговой деятельности важен для духовного, гармоничного обогащения личности, ее самоорганизации. Социальное воспитание молодых людей, их творческое, интеллектуальное развитие осуществляется не только в процессе учебной и трудовой деятельности, но и во время досуга. К тому же, молодежь является именно той социальной группой, которая больше, чем другие, располагает свободным временем [61].
Обширные социальные контакты, повседневное разнообразное общение, досуговые предпочтения, создающие тип социальной жизни различных групп современной молодежи, являются одними из важных характеристик избираемого ею стиля жизни, одними из ключевых параметров самоидентификации молодого человека с определенной социальной группой или средой.
Досуг как социокультурная сфера жизнедеятельности современной молодежи требует глубокого научного осмысления, так как отрицательные проявления в области досуга во многом определены его неорганизованностью, острой потребностью определения способов регулирования досуговой сферы молодежи.
Актуальность темы обусловлена еще и возрастанием значения свободного времени как пространства саморазвития молодежи, появлением в молодежной среде новых, зачастую неожиданных форм проведения досуга, не всегда воспринимающихся адекватно.
Анализ теории и практики свидетельствует, что в настоящее время общий уровень обеспечения досуга вступил в противоречие с требованиями жизни и запросами молодого поколения. Все это приводит к значительным изменениям в подходах как к его организации, так и содержанию.
Противоречивость способность ценностных ориентаций в современной тенденций, социокультурной ситуации ведет к тому, что молодые люди утрачивают противостоять воздействию негативных сформировавшихся в системе молодежного досуга. В связи с этим особенно актуальным представляется изучение новых потребностей и ценностей, формирующихся в пространстве досуга, отдельных досуговых видов, определение роли и места досуга в жизни современной российской молодежи [8, 222].
Степень научной разработанности проблемы. Проблема организации досуга молодежи достаточно широко была представлена в работах различных ученых начиная с XIX века и по настоящее время (К. Маркс, Ф.Энгельс, Ж; Дюмазедье, М.Фурастье, Дж.Келли, Р. Стеббинс, Дж. Риверс и др.; Г.А.Евтеева, С.Н.Иконникова, Г.П.Орлов, Э.В. Соколов, Ю.А.Стрельцов, В.Я.Суртаев, Н.Ф. Максютин, Е.Н.Федина и др.).
Теоретические и прикладные условия оптимизации социально¬культурной деятельности в сфере молодежного досуга раскрыты в работах
М.А. Ариарского, Г.М. Бирженюка, Г.В. Брындиной, А.П. Маркова, Ю.А. Стрельцова, А.А. Сукало, В.Я. Суртаева, Б.А. Титова и др.
Вопросы досуга в процессе становления и развития личности в различных условиях общественной организации рассматривали М.Г. Бушканец, Б.А. Грушин, Г.Е. Зборовский, М.А. Ариарский, Г.П. Орлов, Г.А, Пруденский, Э.В. Соколов, В.В. Туев, А.Л.Андреев, В.Т.Лисовский, И.М.Ильинский, В.В. Павловский, А.Ю.Гончарук, Г.М.Коджаспирова, В.Д.Путилин, С.А.Шмаков и др.
Важность организации свободного времени в жизни детей и молодежи в процессе их социализации подчеркивали А.В. Волохов, Д.В. Кирш, А.В. Мудрик, И.И. Фришман, В.Т. Лисовский,Л.А. Акимова, И.И. Алпацкий, Б.С. Ерасов, Б.А. Трегубов, В.В. Туев, И.В. Саркисова, В.С. Мухина, А.А. Бодалев, О.С. Газман, Ю.В. Китов Б.Г. Мосалев и др.
Объект исследования - досуг молодежи г. Кызыла на современном этапе развития общества.
Предмет исследования - содержание, формы молодежного досуга и
условия совершенствования организации досуга молодежи.
Цель исследования - изучить особенности опыта организации молодежного досуга в условиях культурно - досуговых центров и
образовательных учреждений.
Достижение цели исследования предполагает решение следующих
задач:
- исследовать теоретико-методологические основы социологического анализа
досуга молодежи;
- изучить актуальные проблемы в организации досуга молодежи на
современном этапе;
- выявить и обосновать досуговые интересы молодежи как фактор социальной дифференциации;
- раскрыть опыт организации досуга молодежи в России и Туве;
- исследовать социальный механизм организации досуговой жизнедеятельности молодежи в регионе органами региональной и муниципальной власти;
- определить социологическое исследование досуговых предпочтений молодёжи в г. Кызыле.
Гипотеза исследования: Процесс организации досуга молодежи и его совершенствование является одним из важных средств формирования личности молодежи и непосредственно влияет и на его производственно¬трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют теории социально-культурной и культурно-досуговой деятельности. Важнейшими работами по данному направлению являются работы В.З. Дуликова, Т.Г. Киселевой, Б.Г. Мосалева и Ю.А. Стрельцовой. Теоретико-методологические процедуры структурно-функционального анализа позволили с социологической точки зрения рассмотреть сущность, структуру и функции досуга.
Эмпирической базой исследования являются проведенные автором исследования: анкетные опросы молодежи г. Кызыла; студентов Кызылского педагогического института; анализ материалов новостных сюжетов в сети Интернет и СМИ об организации деятельности досуга молодежи Республики Тыва и г.Кызыла.
В ходе исследования были использованы методы:
- диалектический метод познания для раскрытия понятия «досуг» с разных сторон и во взаимосвязи с другими понятиями «свободное время», «культура»;
- системный метод, раскрывающий сферу досуга как конкретную систему, обладающую целостностью и взаимосвязью между ее элементами;
- социологические методы - наблюдение, анкетирование, беседа.
Научная новизна. Дан теоретический анализ досугу как социальному явлению применительно к молодежи региона как особой социокультурной группе. Выявлено, что досуг является важной составной частью свободного времени, представляя собой, относительно автономную сферу жизнедеятельности молодежи, организация которой прямо зависит от социально-территориального фактора. Раскрыт социальный механизм организации досуга провинциальной молодежи, выявлены проблемные вопросы в реализации данного механизма. Обоснована необходимость разработки новых социальных механизмов организации и совершенствования досуга молодежи.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты способствуют дальнейшему научному осмыслению проблемы организации досуга молодежи и его совершенствованию, что способствует повышению общего характера культуры подрастающего поколения
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы при разработке образовательных и культурных программ по формированию досуговой деятельности молодежи на федеральном и региональном уровне; в работе учреждений социально-культурной сферы и системы образования. Полученные результаты позволяют более эффективно планировать и осуществлять досуговую деятельность молодежи для формирования ценностных ориентаций. Рекомендации и выводы исследования могут использоваться в работе центров в работе по организации досуга молодежи также в системе переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы образования и учреждений социально-культурной деятельности.
В современных условиях проблемы организации досуга молодежи и его совершенствование привлекают все большее внимание исследователей.
Повышенный интерес к социологическому исследованию досуга молодежи определяется изменениями содержания и структуры досуга под воздействием социокультурных трансформаций, произошедших в стране смены ценностных установок российской молодежи, развития социальной инфраструктуры, появления новых информационных технологий. Это диктует необходимость организации досуговой деятельности молодежи в соответствии со сложившейся социокультурной ситуацией в современной России.
В данной работе сделана попытка автором раскрыть сущность и содержание, формы и интересы досуговой деятельности молодежи. Понятия «досуг молодежи» трактует его как деятельность, в которой принимают участие молодые люди в возрасте от 14 до 28 лет с целью самосовершенствования и самореализации, общения, рекреации, социальной идентификации и самовыражения в свободное от работы или учебы время.
Проведенное исследование показало, что досуг молодежи достаточно разнообразен и динамичен и при организации досуга молодежи и его совершенствования необходимо учитывать их особенности. Организация и реализация досуга молодежи связаны с предпочитаемым местом проведения досуга, формами его организации. Т.е. массовая, групповая, индивидуальная форма. Видами досуга: творчество, волонтерство, спорт и т.д.. Временным показателем: продолжительное действие - разовая акция и т.д. Это разнообразие мы проследили путем проведения опроса и анкеты, предложенными молодежи г. Кызыла.
Проведенные исследования позволили сформулировать вывод о том, что досуговые интересы молодежи зависят от ее социально-демографических характеристик (пола, возраста, социального статуса и т.д.).
Имеются достаточно существенные различия между подростками в возрасте от 14 до 16 лет и молодежью в возрасте от 23 до 28 лет.
В результате исследования мы получили то, что досуговые интересы молодежи сосредоточены в большей мере в области спорта и культуры. Однако есть немало молодых людей, для которых мероприятия, связанные с активной мыслительной деятельностью, вовсе не интересны.
Исследование показало, что значительная часть молодежи стремится к самореализации в социальной сфере, готова участвовать в благотворительных акциях и охотно соглашается на осуществление совместных мероприятий в социальных учреждениях детского профиля.
В целом исследование выявило тот факт, что молодежная аудитория ждет позитивных сигналов со стороны общества по отношению к своим досуговым интересам. Создаваемые молодежные центры и должны стать тем местом для встреч и общения молодежных групп, где есть возможность для самореализации и творчества.
Проведенное исследование выявило, что сегодня есть острая необходимость в проведении действенной и эффективной государственной молодежной политики, направленной на развитие социального потенциала молодежи в области досуга и реализацию организации досуга молодежи. Для этого требуется менять формат работы с молодежью на базе современных молодежных центров. В этих учреждениях сотрудники должны проявлять самостоятельность, инициативу и творчество, привлекать молодежь к процессу самоуправления.
Важно отметить, что современные молодежные центры России еще не заняли ведущего места в удовлетворении запросов молодежи, в своей деятельности они недостаточно учитывают современные перспективные тенденции развития активного, творческого досуга. Это объясняется плохим финансированием молодежной инфраструктуры по месту жительства; недостатком информации об имеющихся досуговых центрах; слабой возможностью повышения квалификации и переобучения сотрудников;
отсутствием социологического мониторинга потребностей, интересов, ожиданий и запросов молодежи в сфере досуга; слабой материально-технической базой учреждений, работающих с молодежью и т.д.
Таким образом, в результате проведенных исследований можно сделать следующий вывод:
1. Организация досуга молодежи и его совершенствование остается актуальной, современной и своевременной проблемой в России, которая требует дальнейшего исследования.
2. Построение гражданского общества невозможно без предоставления активной и инициативной части молодежи полноценных прав на реализацию социально-значимых идей, в том числе и в сфере досуга.
3. Совершенствование деятельности молодежных центров обусловлено необходимостью активной поддержки новых содержательно насыщенных и прогрессивных видов досуга, носителями которых являются различные молодежные группы.
4. На основе результатов социологических исследований в муниципальных образованиях Республики Тыва целесообразно разрабатывать специальные целевые программы и актуальные планы культурно-досуговых мероприятий, в которых учитывать социально-демографическую специфику молодежи, особенности ее социализации и социокультурную дифференциацию ее досуговых интересов.
5. Решение проблем молодежи предполагает активное участие всех субъектов социализации молодежи в лице представителей гражданского общества, органов власти и управления, общественных молодежных организаций, коммерческого сектора. Поэтому необходимо объединить усилия различных молодежных организаций, так как молодежь одного и того же муниципалитета является неделимой целевой аудиторией для всех учреждений, каждое из которых считает, что занимается работой только со своей частью молодежной аудитории и не подходит к решению проблемных вопросов молодежи системно, что является ошибочным в корне.
6. Важно сформировать приоритетный перечень законопроектов, направленных на развитие государственной молодежной политики в организации досуга молодежи, и при разработке данных законопроектов четко определить полномочия и ответственность федерального центра, субъектов РФ и муниципальных образований.
7. При организации досуга молодежи и его совершенствования требуется постоянное изучение социального состава и интересов молодежной аудитории образовательных и культурно-досуговых учреждений, средств массовой коммуникации при помощи писем, сообщений в Интернете, телефонных звонков и т.д..
Подводя итог проведенному исследованию, следует сказать, что его цель и задачи достигнуты, гипотеза была подтверждена.
Повышенный интерес к социологическому исследованию досуга молодежи определяется изменениями содержания и структуры досуга под воздействием социокультурных трансформаций, произошедших в стране смены ценностных установок российской молодежи, развития социальной инфраструктуры, появления новых информационных технологий. Это диктует необходимость организации досуговой деятельности молодежи в соответствии со сложившейся социокультурной ситуацией в современной России.
В данной работе сделана попытка автором раскрыть сущность и содержание, формы и интересы досуговой деятельности молодежи. Понятия «досуг молодежи» трактует его как деятельность, в которой принимают участие молодые люди в возрасте от 14 до 28 лет с целью самосовершенствования и самореализации, общения, рекреации, социальной идентификации и самовыражения в свободное от работы или учебы время.
Проведенное исследование показало, что досуг молодежи достаточно разнообразен и динамичен и при организации досуга молодежи и его совершенствования необходимо учитывать их особенности. Организация и реализация досуга молодежи связаны с предпочитаемым местом проведения досуга, формами его организации. Т.е. массовая, групповая, индивидуальная форма. Видами досуга: творчество, волонтерство, спорт и т.д.. Временным показателем: продолжительное действие - разовая акция и т.д. Это разнообразие мы проследили путем проведения опроса и анкеты, предложенными молодежи г. Кызыла.
Проведенные исследования позволили сформулировать вывод о том, что досуговые интересы молодежи зависят от ее социально-демографических характеристик (пола, возраста, социального статуса и т.д.).
Имеются достаточно существенные различия между подростками в возрасте от 14 до 16 лет и молодежью в возрасте от 23 до 28 лет.
В результате исследования мы получили то, что досуговые интересы молодежи сосредоточены в большей мере в области спорта и культуры. Однако есть немало молодых людей, для которых мероприятия, связанные с активной мыслительной деятельностью, вовсе не интересны.
Исследование показало, что значительная часть молодежи стремится к самореализации в социальной сфере, готова участвовать в благотворительных акциях и охотно соглашается на осуществление совместных мероприятий в социальных учреждениях детского профиля.
В целом исследование выявило тот факт, что молодежная аудитория ждет позитивных сигналов со стороны общества по отношению к своим досуговым интересам. Создаваемые молодежные центры и должны стать тем местом для встреч и общения молодежных групп, где есть возможность для самореализации и творчества.
Проведенное исследование выявило, что сегодня есть острая необходимость в проведении действенной и эффективной государственной молодежной политики, направленной на развитие социального потенциала молодежи в области досуга и реализацию организации досуга молодежи. Для этого требуется менять формат работы с молодежью на базе современных молодежных центров. В этих учреждениях сотрудники должны проявлять самостоятельность, инициативу и творчество, привлекать молодежь к процессу самоуправления.
Важно отметить, что современные молодежные центры России еще не заняли ведущего места в удовлетворении запросов молодежи, в своей деятельности они недостаточно учитывают современные перспективные тенденции развития активного, творческого досуга. Это объясняется плохим финансированием молодежной инфраструктуры по месту жительства; недостатком информации об имеющихся досуговых центрах; слабой возможностью повышения квалификации и переобучения сотрудников;
отсутствием социологического мониторинга потребностей, интересов, ожиданий и запросов молодежи в сфере досуга; слабой материально-технической базой учреждений, работающих с молодежью и т.д.
Таким образом, в результате проведенных исследований можно сделать следующий вывод:
1. Организация досуга молодежи и его совершенствование остается актуальной, современной и своевременной проблемой в России, которая требует дальнейшего исследования.
2. Построение гражданского общества невозможно без предоставления активной и инициативной части молодежи полноценных прав на реализацию социально-значимых идей, в том числе и в сфере досуга.
3. Совершенствование деятельности молодежных центров обусловлено необходимостью активной поддержки новых содержательно насыщенных и прогрессивных видов досуга, носителями которых являются различные молодежные группы.
4. На основе результатов социологических исследований в муниципальных образованиях Республики Тыва целесообразно разрабатывать специальные целевые программы и актуальные планы культурно-досуговых мероприятий, в которых учитывать социально-демографическую специфику молодежи, особенности ее социализации и социокультурную дифференциацию ее досуговых интересов.
5. Решение проблем молодежи предполагает активное участие всех субъектов социализации молодежи в лице представителей гражданского общества, органов власти и управления, общественных молодежных организаций, коммерческого сектора. Поэтому необходимо объединить усилия различных молодежных организаций, так как молодежь одного и того же муниципалитета является неделимой целевой аудиторией для всех учреждений, каждое из которых считает, что занимается работой только со своей частью молодежной аудитории и не подходит к решению проблемных вопросов молодежи системно, что является ошибочным в корне.
6. Важно сформировать приоритетный перечень законопроектов, направленных на развитие государственной молодежной политики в организации досуга молодежи, и при разработке данных законопроектов четко определить полномочия и ответственность федерального центра, субъектов РФ и муниципальных образований.
7. При организации досуга молодежи и его совершенствования требуется постоянное изучение социального состава и интересов молодежной аудитории образовательных и культурно-досуговых учреждений, средств массовой коммуникации при помощи писем, сообщений в Интернете, телефонных звонков и т.д..
Подводя итог проведенному исследованию, следует сказать, что его цель и задачи достигнуты, гипотеза была подтверждена.
Подобные работы
- Личностные ценности современных подростков в контексте
профильного обучения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5770 р. Год сдачи: 2020 - ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ТРАСЛОКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МИГРАНТОВ В ТОМСКЕ ИЗ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Бакалаврская работа, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2025 - Роль семьи в физическом воспитании ребенка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015



