Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения международного онлайн-ритейла 5
1.1 Международный онлайн ритейл: понятие, сущность, виды 5
1.2 Функции и структуры международного онлайн-ритейла 11
1.3 Регулирование международного онлайн-ритейла 15
Глава 2 Особенности развития международного онлайн-ритейла в эпоху глобализации 24
2.1 Анализ состояния международного онлайн ритейла 24
2.2 Российский рынок международного онлайн-ритейла 33
2.3 Проблемы и перспективы развития международного онлайн-ритейла в
условиях цифровизации 45
Заключение 53
Список использованных источников 55
С ростом глобализации и ускорением технологического прогресса международный онлайн-ритейл претерпевает значительные трансформации, определяющие новые экономические реалии. Взаимодействие между странами в сфере электронной коммерции способствует не только увеличению торговых объемов, но и культурному обмену между государствами, что укрепляет международные отношения.
Актуальность исследования данной темы обусловлена постоянно растущим влиянием интернет-платформ на мировую экономику и изменением потребительских предпочтений, что требует глубокого понимания текущих процессов и перспектив развития международной онлайн-торговли. Рассматривая это направление, мы сталкиваемся с необходимостью адаптации правовых рамок, усиления защиты прав потребителей и данных, а также необходимостью обеспечения кибербезопасности в условиях возрастающей угрозы цифровых атак.
Цель данного исследования заключается в анализе основных тенденций и проблем международного онлайн-ритейла, а также определении потенциальных направлений для устойчивого развития и сотрудничества в этой области на международном уровне. Важно выявить, как изменения в глобальной экономике и технологические инновации влияют на структуру и функционирование международного онлайн-ритейла, и какие стратегии могут быть эффективными для развивающихся и развитых стран.
Исследование также ставит задачи:
- оценить функции и структуры международного онлайн-ритейла;
- изучить теоретические основы международного онлайн-ритейла;
- рассматривать особенности международного онлайн-ритейла в эпоху глобализации;
- анализировать российский рынок международного онлайн-ритейла;
- выявить проблемы и перспективы развития международного онлайн-ритейла.
Объект исследования: международный онлайн-ритейл.
Предмет исследования: процесс развития международного онлайн-ритейла в современных условиях.
Использовались методы анализа и синтеза, сравнительный анализ, статистические методы обработки данных, графические моделирования.
Теоретическое значение работы заключается в систематизации знаний о международного онлайн-ритейла.
Практическая значимость определяется возможностью использования результатов исследования для формирования стратегий развития онлайн-ритейла.
В ходе данного исследования был сделан значительный акцент на взаимодействие технологических достижений и рыночных сил, которые коллективно переопределили параметры международной торговли и коммерции.
Во-первых, данное исследование подчеркнуло трансформационное влияние цифровых технологий на традиционную розничную модель. Распространение интернет-платформ не только облегчило глобальное распространение бизнеса, но и ввело сложные вызовы, связанные с безопасностью данных, соблюдением нормативных требований и защитой потребителей. Эти вызовы требуют постоянного диалога и сотрудничества между странами для создания регулирующей среды, способствующей здоровой рыночной конкуренции, защищая при этом права потребителей и интересы бизнеса.
Кроме того, выводы подчеркнули критическую роль правовых рамок в поддержании баланса между инновациями и защитой потребителей на цифровом рынке. Как показали различные международные споры и регуляторные корректировки, существует настоятельная необходимость в гармонизированном подходе к киберправу и регулированию онлайн-торговли. Эволюционирующий характер цифровых транзакций требует адаптивных правовых структур, которые могут реагировать на быстрые изменения в технологиях и потребностях рынка.
С экономической точки зрения, данное исследование продемонстрировало значительный вклад онлайн-ретейла в глобальный экономический рост, подчеркивая, как цифровые платформы позволили бизнесу, особенно малым и средним предприятиям, получить доступ к международным рынкам с относительно меньшими операционными расходами по сравнению с традиционной розницей. Однако также было выявлено экономическое неравенство, возникающее из цифровой коммерции, что подчеркивает необходимость политик, поддерживающих равный доступ к рынку для всех участников экономики.
С точки зрения социальных последствий, исследование обсудило двойственные аспекты влияния цифровой коммерции на общество: ее потенциал улучшить доступ потребителей к товарам и услугам по всему миру и ее вызовы, такие как проблемы цифрового разделения и потенциальное усугубление социоэкономических неравенств. Оно подчеркнуло важность реализации инклюзивных цифровых политик, которые обеспечивают выгоду от достижений в онлайн-ретейле для всех слоев общества.
1 Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронных подписях и руководство по его применению. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/uncitral.pdf (дата обращения: 12.04.2024).
2 Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле. 2016. URL: https://uncitral.un.org/ru(дата обращения: 12.04.2024).
3 Александров О. В., Добролюбова Е. И. Анализ воздействия пандемий на мировую торговлю и стратегии их минимизации // Торговая политика. 2020. № 1 (21). С. 7-13.
4 Анализ применения дронов Amazon для доставки товаров. URL: https://quote.rbc.ru(дата обращения: 10.04.2024).
5 Баркалая Г. Р., Панасенко С. В. Ключевые тренды в развитии электронной торговли // Технологическое предпринимательство, коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности и трансфер технологий. 2021. № 1. С. 33-38.
6 Бойкова А. В. Электронная торговля в условиях COVID-19: развитие и
перспективы // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. № 4-1. С. 30-34.
7 Брагин Л. А., Иванов Г. Г., Никишин А. Ф., Панкина Т В. Электронная коммерция: обзор и основы. М. : ИД «ФОРУМ»: Инфра-М, 2020. 255 с.
8 Вылегжанин А. Н. Международное экономическое право: учебное пособие. М. : КНОРУС, 2016. 272 с.
9 Вылегжанин А. Н. Международное право. М. : Юрайт, 2021. 329 с.
10 Вельяминов Г. В. Международное экономическое право и процесс. М. : Wolters Kluwer Russia, 2019. 477 с.
11 Вельяминов Г. М. Правовое урегулирование международной торговли: опыт ЮНКТАД. М. : Международные отношения, 2012. 235 с.
12 Гаврилов Л. П. Основы бизнеса и электронной коммерции. М. : СОЛОН- ПРЕСС, 2019. 592 с.
13 Данные о количестве интернет-пользователей в России. URL:
https://tass.ru/obschestvo/12698757 (дата обращения: 10.04.2024).
14 Данельян А. А., Гуляева Е. Е. Аспекты кибербезопасности в международном праве // Московский журнал международного права. 2020. № 1. С. 44-53.
15 Детерманн Л. Путеводитель в правовом регулировании персональных
данных Лотара Детерманна // Международный корпоративный комплаенс. М.
: Инфотропик Медиа, 2018. 340 с.
16 Ефимова С. А. Электронная коммерция в теории организации. М.
: Литрес, 2019. 44 с.
17 Еманова Н. С. Влияние международных организаций на электронную торговлю: анализ // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2022. № 3. С. 13-15.
18 Жарова А. К. Глобализация, интернет и международное право. М.
: Литрес, 2021. 120 с.
19 Захаров А. Н., Чехранова Т. А. Глобальные тенденции электронной торговли: международный опыт // Российский внешнеэкономический вестник. Экономика и бизнес 2019. № 6. С. 102-105.
20 Исследование интернет-торговли в России 2021. URL: https://data- insight.ru/eCommerce_2021(дата обращения: 10.04.2024).
21 Калужский М. Л. Маркетинговые сети и инфраструктура рынка в контексте электронной коммерции. М. : Экономика, 2022. 328 с.
22 Коркунов Н. Лекции по международному праву, прочитанные в Военно-юридической академии. Санкт-Петербург, 1986. 346 с.
23 Крутских А. В. Теория и практика международной информационной безопасности. М. : Аспект Пресс, 2019. 621 с.
24 Мильнер Б. З. Основы теории организации, М. : ИНФРА-М, 2022. 807 с.
25 Михайлова Ю. В., Фролова Ю. С. Будущее электронной торговли в мировой экономике // European science forum. 2020. С. 198-206.
26 Мартенс Ф. Ф. Современное международное право цивилизованных народов. Санкт-Петербург, 1995. Т. 2. 432 с.
27 Мозолина О. В. Международно-правовое регулирование интернета // Московский журнал международного права. 2021. № 4. С. 152-163.
28 Носова Н. Основы международных экономических отношений. М. : Эксмо, 2018. 155 с.
29 «Основные тенденции в электронной коммерции и изменения правил рынка в 2022 году. URL: https://admitad.pro/ (дата обращения: 15.04.2024).
30 Панасенко С. В., Бойкова А. В., Миронов А. В. Электронная коммерция в контексте цифровой экономики // Основные тенденции и перспективы развития экономики в цифровую эру. 2018. № 11. С. 165-170.
31 Панасенко С. В., Никанорова А. И. Применение интернета вещей в российском ритейле // Лизинг. 2022. № 4. С. 13-20.
32 Панасенко С. В., Бойкова А. В., Хашир Б. О., Таточенко А. Л., Сурай
Н. М., Терехова А. А. Оптимизация продаж молочной продукции в условиях электронной розничной торговли // Молочная промышленность. 2022. № 7. С. 6-11.
33 Прогнозы и анализ рынка электронной коммерции, 2020-2024. URL: https://datainsight.ru/sites/default/files/DI_eCommerce2020_2024.pdf(дата обращения: 10.04.2024).
34 Павленко A. Основные показатели электронной коммерции 2021 года.
URL: https://vc.ru/trade/200161-e-commerce-2021-21 -pokazatel-harakterizuyushchiy-
otrasl (дата обращения: 12.04.2024).
35 Панасенко С. В. Онлайн-торговля как катализатор роста в России // Мир в эпоху глобализации экономики и правовой сферы: роль биотехнологий и цифровых технологий: сборник статей: Москва, 2021. С. 30-32.
36 «Прогнозы и направления развития электронной коммерции на 2021 -2022 годы». URL: https://vc.ru/marketing (дата обращения: 15.04.2024).
37 Русинова В. Н. Проблемы международно-правовой квалификации злоупотребления информационными технологиями // Московский журнал международного права. 2022. № 1. С. 38-51.
38 Рекомендации по юридической значимости компьютерных записей (A/CN.9/265). URL: https: //uncitral. un. org/sites/uncitral. un. org/files/mediadocuments/unc itral/en/yb_1985e.pdf (дата обращения: 12.04.2024).
39 Стародубцев В. Анализ финансового рынка. URL: http://www.dsnews.ua(дата обращения: 10.04.2024).
40 Смотрова Т И., Наролина Т С. Цифровизация в секторе розничной торговли // Экономинфо. 2020. Т. 17. № 1. С. 55-60.
41 «Тенденции онлайн-торговли 2022: Основные инструменты и их популярность» // Университет InSales. 2022. URL: https://nbpublish.com/ (дата обращения: 15.04.2024).
42 Тенденции в бизнесе в цифровой экономике. URL: https://www.toppr.com(дата обращения: 10.04.2024).
43 Торосян Р А. Проблемы и перспективы электронной коммерции в России:
текущее состояние // Современные наукоемкие технологии, 2018. № 6. С. 32-26.
44 Тимофеев О. А. Перспективы и проблемы в российско-китайских отношениях. М. : Форум, 2019. 243 с.
45 Шайдуллина В. К. Анализ и перспективы развития электронной торговли
в России // Вестник университета. Экономика и бизнес 2019. № 4. С. 118-122.
46 Шапкин Н. А. «Прогнозы для e-commerce в 2022 году: что ожидает продавцов на маркетплейсах?». URL: https://www.tadviser.ru/ (дата обращения: 15.04.2024).
47 Шмаль В. Н., Лобанова А. А. Развитие искусственного интеллекта и его применения в перспективе // Электронный научный журнал «Дневник науки». № 12 (48). 2020. 255 с.
48 Шайдуллина В. К. Международно-правовые аспекты электронной торговли. Экономика. Налоги. Право. 2020. № 13. С. 157-166.
49 A Framework for Global Electronic Commerce // The White House. 2017. URL: https://clintonwhitehouse4.archives.gov/WH/New/Commerce/ (дата обращения: 12.04.2024).
50 Bargar Т. Controversial Internet Tax Freedom Act becomes permanent July 1. URL: https://www.avalara.com/blog/en/northamerica/2020/06/controversial-internet-tax- freedom-act-becomes-permanent-july-1.html(дата обращения: 15.04.2024).
51 Cheglov V. P., Panasenko S. V., Shishkin A. V Intangible Assets of Trade Organizations in the Digital Transformation Era // Webology. 2021. Vol. 18. No Special Issue. P 1170-1186.
52 Communication from the Commission to the Council, the European Parliament, the Economic and Social Committee and the Committee of the Regions, COM (97) 157 final. P. 28. URL: https://eur-lex.europa.eu/Lex (дата обращения: 12.04.2024).
53 Cyberlaw Tracker: The case of United States of America // UNCTAD. URL: https://unctad.org/page/cyberlaw-tracker-country(дата обращения: 12.04.2024).
54 Eichengreen B. Globalizing capital: a history of the international monetary system. New and Updated edition. Princeton University Press. 2016. 240 p.
55 Electronic Signatures in Global and National Commerce Act. 2000. URL: https: //www. govinfo. gov/content/pkg/PLAW-106publ229/pdf/PLAW 106publ229. pdf (дата обращения: 12.04.2024).
56 Jackson J. H., Davey W. J., Sykes A. O. Legal Problems of International Economic Relations. 3rd ed. West Group St. PAUL MINN, 2015.
57 Lipton J. Rethinking Cyberlaw: A new concept for internet law. Publishing house Edward Elgar, 2015. 176 p.
58 Mohamad R. International e-Commerce Law: Issues and Impact on Developing Countries. China University of Political Science and Law. 2013. Р 16-18.
59 Ott N. Conflicts in Cyberspace: How International Rules of Law Can Reduce Military Escalation // Fletcher Security Review. 2016. № 1. Р. 67-75.
60 Panasenko S., Karashchuk O., Krasil'nikova E. Analysis of intangible assets in
Russian online stores // International Journal of Management. 2020. Vol. 11. No 5. P
579-589.
61 Panasenko S., Seifullaeva M., Ramazanov I. Impact of COVID-19 on Electronic Commerce Regulation and Development in Russia // International Journal of Advanced Computer Science and Applications. 2022. Vol. 13. No 5. P 652-658.
62 Panasenko S. V., Cheglov V. P., Ramazanov I.A. Enhancing the Trade Sector's Innovation Development Mechanism // Journal of Advanced Pharmacy Education and Research. 2021. Vol. 11. No 1. P 141-146.
63 Pappas С. W. A comparative analysis of US and EU approaches to regulating e-commerce: jurisdiction, electronic contracts, electronic signatures and taxation. Denver Journal of International Law and Policy. 2002. P 325-347.
64 Rustad M. L. Global Internet Law Review. Publishing house West Academic, 2016. 463 p.
65 Stavridis J. Introduction to the Action Plan for a Code of Conduct in Cyberspace // Fletcher Security Review. 2016. № 1. Р 8-12.
66 Uniform Electronic Transactions Act. 2000. URL: https://www.cga.ct.gov- /2000/rpt/2000-R-1076.htm(дата обращения: 12.04.2024).
67 Uniform Computer Information Transactions Act (UCITA). 1999. URL: https://ca.practicallaw.thomsonreuters.com/(дата обращения: 15.04.2024).
68 Whitely D. E-commerce strategies, technologies, and applications. McGraw Hill, 2018. 259 p.
69 Zippo Mfg. Co. vs. Zippo Dot Com. Inc. 952 F. Supp. 1119.