Введение
Глава 1. Теоретико-правовые аспекты информационной безопасности в телекоммуникационных системах 7
1.1. Понятие и сущность информационной безопасности по российскому законодательству 7
1.2. Правовое содержание понятия телекоммуникационных систем и их классификация 17
Глава 2. Правовое регулирования информационной безопасности в
телекоммуникационных системах 27
2.1. Особенности правового регулирования безопасности информации в
телекоммуникационных системах 27
2.2. Практика применения информационной безопасности в
телекоммуникационных системах в Республике Тыва 44
2.3. Проблемы государственного регулирования защиты информации в
телекоммуникационных системах, пути их решения 55
Заключение 78
Список использованных источников и литература 82
Приложения 93
Актуальность темы исследования. В современном обществе информационная безопасность по своей сути является одной из форм проявления всеобщего стремления всех субъектов общества к стабильности и надежности, в данной сфере, концентрируются интересы всех субъектов хозяйствования от государства до отдельного гражданина. Современное российское общество, развиваясь в сторону демократического рыночного государства, неизбежно стремится перейти от исключительно силовых к административно-правовым методам обеспечения информационной безопасности и информатизации.
С позиций национальной безопасности России именно информационная безопасность наиболее слабое звено. Она переживает трудный и противоречивый процесс трансформации в новое состояние, порождающий серьезные проблемы во всех сферах общества. Результаты развития связи и информатизации на современном этапе показали, что Россия пока не может преодолеть состояние незащищенности в области телекоммуникации. Россия все еще отстает от развитых стран по уровню информационной безопасности страны и общества, что значительно затрудняет ее современное состояние.
Указанные моменты обусловили необходимость нового концептуального подхода к проблемам обеспечения информационной безопасности в телекоммуникационных сетях в рамках государственной политики.
Теоретическая основа формирования правовых норм, регулирующих отношения телекоммуникационных сетей может базироваться на подходе, в рамках которого информационная безопасность представляется как социальное явление, в основе которого лежат интересы субъектов общественных отношений, каковыми являются человек, общество и государство.
На современном этапе развития государства и гражданского общества сложно недооценить роль информационно-коммуникационных технологий. Утверждение ряда программных документов доказывает актуальность поставленной Президентом России задачи по переходу на «новый технологический уклад». В этой связи предлагается провести анализ складывающейся правоприменительной практики по заданной тематике, выявить сложности реализации принимаемых правовых мер регулирующего воздействия на защиту информационного пространства.
Цель работы состоит в изучении механизма правового регулирования в сфере информации и информационной безопасности, выявить проблемы в области правового обеспечения безопасной передачи сведений по телекоммуникационным сетям.
К числу основных задач, требующих решение для достижения поставленной цели, относятся:
- формирование понятия информационной безопасности, какая она бывает и как правовая безопасность обеспечивается в телекоммуникационных системах;
-рассмотреть насколько информационная безопасность в телекоммуникационных системах урегулировано российским законодательством;
- определиться содержание понятия «информация» и «телекоммуникационные системы» в различных ее аспектах и на уровне законодательства, также выявить свойства и виды информации, какие существуют правовые режимы охраны информации дать свое определение информации;
- выявить проблемы регулирования и предложить пути их решения.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе регулирования информационной безопасности в сфере связи и коммуникаций.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты регулирующие сферу обеспечения информационной безопасности в телекоммуникационных системах в Российской Федерации.
Методы исследования. В работе использованы общенаучные методы,такие как диалектический метод познания правовой действительности, а также метод системного анализа; частнонаучные методы познания, как сравнительно-правовой, формально-юридический, историко-правовой,формально-логический, нормативно-правового моделирования, сравнительного правоведения, методы статистического, социологического и системно-структурного анализа.
Нормативно-правовую основу работы составили: Конституция РФ,законы и подзаконные нормативные акты, федеральные и региональные программы по реформированию информационной безопасности страны и укреплению правопорядка, а также международное законодательство по проблемам обеспечения национальной информационной безопасности на современном этапе. Кроме того, используются статистические данные, отражающие обстановку в области информационной безопасности в телекоммуникационных системах в стране и ее отдельных регионах.
Теоретические основы. Вопросы правового регулирования информационной безопасности в Российской Федерации сложна в силу своей многоаспектности и предполагает предварительную научную проработку как теоретико-методологических вопросов, так и определение основных направлений, форм и методов реализации полученного знания. Большой вклад в разработку проблемы в части анализа общих вопросов информационной безопасности человека, общества и государства внесли такие авторы как:Г.Л. Акопов,О.К. Барановский, И.Л. Бачило, В.В. Бондуровский, Ю.А. Борисов,М.А. Вус, А. Воронин, О.А. Городов, Г.В. Грачев, Н.Т. Клещев, О.С. Макаров, А.А. Малюк, О.М. Михайленок, Л.В. Наумович, И.Н. Панарин, Т.А. Полякова, А.В. Пуговкин, Э.Х. Сахно, М.С. Соколов, С.Н. Соколова, В.О. Шушин, и др.
Практическая значение работы обусловлена как потребностями государственных и негосударственных субъектов обеспечения информационной безопасности, а также телекоммуникационных систем включая органы законодательной и исполнительной власти регулирующих телекоммуникации в Российской Федерации.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит их введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, и списка использованных источников и литературы, и приложения
В заключении работы, отметим, что на современном этапе развития государства и гражданского общества сложно недооценить роль информационно-коммуникационных технологий. Утверждение ряда программных документов доказывает актуальность поставленной Президентом России задачи по переходу на «новый технологический уклад». В этой связи предлагается провести анализ складывающейся правоприменительной практики по заданной тематике, выявить сложности реализации принимаемых правовых мер регулирующего воздействия.
Правовое обеспечение информационной безопасности в телекоммуникационных системах находится в стадии развития. Законодательные акты с каждым годом все приводит свои изменения, вносят нововведения. Так и должно быть, потому что телекоммуникационные системы тесно связаны с технологическими средствами передачи данных, которые развиваются очень быстро. Таким образом, законодательство устанавливает основополагающие начала государственной системы управления телекоммуникациями и вводит изменения в законодательства и направляет деятельность государственных органов в нужное русло.
В настоящее время «транспортную» функцию для обмена данными между государственными информационными системами выполняет СМЭВ, технические требования к взаимодействию с которой утверждены Минкомсвязи России.Однако поручение Правительства РФ органам государственной власти субъектов РФ создавать информационные системы по аналогии с федеральной СМЭВ носит рекомендательный характер, что де- юре позволяет создавать региональные информационные системы без учета федеральных рекомендаций.
В этой связи становится очевидной необходимость четкого разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере информатизации. В этой связи предлагается подп. «и» ст. 71 Конституции РФ изложить в следующей редакции:
«федеральные транспорт, пути сообщения, связь, информатизация и информация». Под федеральной информатизацией предлагается понимать комплекс мер по созданию, развитию и эксплуатации федеральных государственных информационных систем и иных ИКТ-компонент.
Одним из последних документов, посвященных информационной безопасности, является Указ Президента РФ от 22 мая 2015 г. № 260 «О некоторых вопросах информационной безопасности Российской Федерации». Согласно ему сегмент международной компьютерной сети Интернет для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, находящийся в ведении Федеральной службы охраны РФ, должен быть преобразован в российский государственный сегмент информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Отмечается, что подключение российских госорганов к Интернету должно происходить по защищенным каналам связи с использованием шифровальных средств.Представляется, что рассматриваемые проблемы относятся к тем, которые требуют постоянного внимания государства и приоритетного решения, повышения степени государственного контроля за соблюдением требований безопасности в информационном пространстве, т.е. телекоммуникационных сетях. Существенный вклад в обеспечение информационной безопасности может внести формирование современного законодательства в данной сфере.
Таким образом, государственная система обеспечения информационной безопасности создается для решения следующих проблем, требующих законодательной поддержки:
- защита персональных данных;
- борьба с компьютерной преступностью, в первую очередь в финансовой сфере;
- защита коммерческой тайны и обеспечение благоприятных условий для предпринимательской деятельности;
- защита государственных секретов;
- создание системы взаимных финансовых расчетов в электронной форме с элементами цифровой подписи;
- обеспечение безопасности АСУ потенциально опасных производств;
- страхование информации и информационных систем;
- сертификация и лицензирование в области безопасности, контроль безопасности информационных систем;
- организация взаимодействия в сфере защиты данных со странами- членами СНГ и другими государствами.
Для эффективного регулирования населения и государственных институтов в области информационной безопасности в телекоммуникационных системах необходимо доработать стартовавший и уже действующий проект электронное правительство России который имеет высокую социальную и экономическую значимость. Переход к оказанию государственных и муниципальных услуг в электронном виде способствует повышению уровня жизни граждан и улучшению бизнес-среды. Инструменты электронного правительства снижают административные барьеры, экономят время граждан, упрощают регистрацию компаний, получение согласований и разрешений. На практике деятельности население сталкивается некоторыми барьерами которые пока не устранены. Так если брать Республику Тыва не во всех муниципальных районах он действует и подать заявку или записаться на прием к специалисту у населения попросту нет возможности связи.
Особое внимание в настоящее время Минкомсвязь России уделяет защите интересов пользователей. В рамках законотворческой деятельности продуманы меры по ограждению абонентов от мошеннических сообщений, спама и навязывания услуг. Такое направление деятельности защитит граждан от современных кибер преступлений связанных с мошеннической деятельности в Интерне и через сотовую связь.
Международное сотрудничество - одно из важных направлений деятельности Минкомсвязи России по обеспечению защиты национальных интересов в области информационных технологий, электросвязи и почты, включая международно-правовую защиту частотных присвоений радиоэлектронным средствам связи. Работа ведется по двум направлениям: взаимодействие с другими странами (двустороннее сотрудничество) и взаимодействие с международными организациями, в частности с Международным союзом электросвязи и всемирным почтовым союзом.
Таким образом, регулирование в области информационной безопасности на современном информационном пространстве является одним из приоритетных направлений государства направленная на уменьшение административного барьера, защита населения страны от несанкционированного доступа, информационная безопасность граждан, также получение доступной и пошаговой возможности ко всем электронным ресурсам государственных и муниципальных услуг через все услуги телекоммуникационных сетей. Резюмируя вышеизложенного можем сказать, что государственные органы идут наравне с бурным развитием IT технологий ведет работу по регулированию общественных отношений, но все же есть большие упущения над которыми необходимо работать, что касается правовой базы регулирования так, как не все законы действены в информационном пространстве. Необходимо Роскомнадзору следить за развитием IT технологий, чтобы защитить граждан от кибер преступлений совершаемых на территории информационного пространства.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Справочно-правовая система Консультант плюс - режим доступа www.consultant.ru - дата обращения 15.01.2017 г.
3. Постановление 22-14 на 22-ом пленарного заседания Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ «О принятии модельного закона «О телекоммуникациях» (Принят в г. Санкт-Петербурге 15.11.2003 г.). //Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2004. № 33. С. 214 - 224.
4. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31 октября 2016 г. N 384-ФЗ) // Справочно-правовая система Консультант плюс - режим доступа www.consultant.ru - дата обращения 18.01.2017 г.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 07.02.2017 № 12-ФЗ) // Российская газета. 1994. 8 декабря // Справочно-правовая система Консультант плюс - режим доступа www.consultant.ru - дата обращения 15.01.2017 г.
6. Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 г. № 445-ФЗ) // Справочно-правовая система Консультант плюс - режим доступа www.consultant.ru - дата обращения 25.01.2017 г.
7. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 361-ФЗ) // Справочно-правовая система Консультант плюс - режим доступа www.consultant.ru - дата обращения 15.01.2017 г.
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28.12.2016 г.№ 471-ФЗ).
9. Налоговый кодекс РФ. (с последним изменениями Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 251-ФЗ) Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http:// http://www.consultant.ru
10. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в редакции Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ).
11. Уголовный кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс]: - Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.05.2016) - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
12. Федеральный закон от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи» (ред. от 08.12.2011 г.) // Справочно-правовая система Консультант плюс - режим доступа www.consultant.ru - дата обращения 25.01.2017г.
13. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. 2006. № 31 (1 ч.).
14. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (утратил силу) // СЗ РФ. 1995. №8. Ст. 609.
15. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // СЗ РФ.2010. № 31. Ст. 4179.
16. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». // СЗ РФ. 2009. № 7. Ст. 776.
17. Федерального закона «О национальной платежной системе» Федеральный закон от 27.06.2011 № 162-ФЗ: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием вступила в силу» с 01.01.2013.
18. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». // СЗ РФ. 2005. № 30 (ч. II). Ст. 3126.
19. Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» // СЗ РФ. 2013. № 19. Ст. 2326.
20. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон от 25 июля 2011 г. № 261-ФЗ «О персональных данных» // СЗ РФ. 2011. № 31. Ст. 4701.
21. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»// СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3451.
22. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2004 № 611 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена». // СЗ РФ. 2004. № 40. Ст. 6274.
23. Постановление Правительства РФ от 24 октября 2011 г. № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» // СЗ РФ. 2011. № 44.Ст. 6274.
24. Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» // СЗ РФ.
2010. № 38. Ст. 4823.
25. Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2011 г. № 1184 «О мерах по обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде».
26. Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» // СЗ РФ. 2010. № 38. Ст. 4823.
27. Постановление Правительства РФ от 24 мая 2010 г. № 365 «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов» // СЗ РФ. 2010. № 22. Ст. 2778.
28. Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 1318 «О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 52. Ст. 7491.
29. Приказ Минкомсвязи РФ от 27 декабря 2010 г. № 190 «Об утверждении Технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. № 9.
30. Приказ Минкомсвязи России от 1 апреля 2013 г. № 71 «Об утверждении методических рекомендаций по подготовке планов информатизации государственных органов, включая форму плана информатизации государственного органа, и о признании утратившим силу Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18.10.2010 № 140 «Об утверждении типовой формы планов информатизации государственных органов». Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».
31. Приказ Минкомсвязи России от 24 апреля 2013 г. № 96 «Об утверждении методических рекомендаций по организации системы проектного управления мероприятиями по информатизации в государственных органах». Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».
32. Приказ Минюста РФ от 29 ноября 2011 г. № 412 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации» // Российская газета. 2011. № 293. 28 декабря.
33. Распоряжение Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. № 2036-р «Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014 - 2020 гг. и на перспективу до 2025 г.» // URL: http://www.pravo.gov.ru
34. Распоряжение Правительства РФ от 20 октября 2010 г. (ред. от 18.05.2011) № 1815-р «О Государственной программе РФ «Информационное общество (2011 - 2020 гг.)» // СЗ РФ. 2010. № 46. Ст. 6026.
35. Разъяснения Роскомнадзора от 2 сентября 2013 г. «О вопросах отнесения фото- и видеоизображения, дактилоскопических данных и иной информации к биометрическим персональным данным и особенности их обработки» // СПС «КонсультантПлюс».
2. Научная и учебная литература:
1. Акопов Г.Л. Информационное право. - М.: Феникс, 2008.- 367 с.
2. Бачило И.Л. Информационное право. - М.: Высшее образование; Юрайт- Издат, 2009. - 437 с.
3. Большой энциклопедический словарь. /Под ред. А.М. Прохорова. - СПб.: Ленинградская галерея. - 1993. - 553 с.
4. Букреева Е.Н. Локальные правовые акты о труде как источники трудового права России в современных условиях: автореф. дисс.... к.ю.н. - М.,2007. - 35 с.
5. Буйневич, М. В., Владыко А.Г., Доценко С.М., Симонина О.АОрганизационно- техническое обеспечение устойчивости функционирования и безопасности сети связи общего пользования. /под. общ. ред. Доценко С.М. - СПб.: Изд-во СПбГУТ, 2013.- 142 с.
6. Волков Ю.В. Телекоммуникационное право: учебное пособие.Екатеринбург. 2008. - 156 с.
7. Городов О.А. Информационное право. - М.: Проспект, 2009. - 254 с.
8. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия.М., 2015. - 375 с.
9. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. - М., 1998. - 328 с.
10. Добряков С.А. Административно-правовые меры защиты служебной информации, используемой подразделениями ГИБДД в правоохранительной деятельности: диссертация кандидата юридических наук: 12.00.14. - М.: ЮАРТ, 2008. - 203 с.
11. Землянских Т.Н. Национальные ценности России как объект деструктивного информационного воздействия / Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2012 г.: проблемы реализации: Монография. - М.: АТИСТО, 2011. - 276 с.
12. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 324 с.
13. Крухмалев В. В., Гордиенко В. Н., Моченов А. Д. Основы построения телекоммуникационных систем и сетей: учебник для вузов / под ред. В. Н. Гордиенко и В. В. Крухмалева. - М.: Горячая линия - Телеком, 2014. - 510с.
14. Крук Б. И., Попантонопуло В. Н., Шувалов В. П.Телекоммуникационные системы и сети: учебное пособие. В 3 томах. Том 1 - Современные технологии / под ред. профессора В.П. Шувалова. - Изд. 3-е, испр. и доп.
- М.: Горячая линия-Телеком, 2013. - 647с.
15. Малюк А.А. Информационная безопасность: концептуальные и методологические основы защиты информации: Учеб.пособие для вузов. М.: Горячая линия - Телеком, 2014. - 274 с.
16. Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях: Монография. - М.: МИФИ, 2003. - 397 с.
17. Манохин В.М. Административное право России: Учебник. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2011. - 314 с.
18. Недосекова Е.С. Административно-правовые аспекты обеспечения информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации: автореферат диссертация кандидата юридических наук:
12.00.14. - Люберцы, 2016. - 276 с.
19. Панарин И.Н. Технология информационной войны. - М., 2013. - 276 с.
20. Панарин И.Н. Информационная и психологическая безопасность в СМИ.- М., 2012. - 364 с.
21. Чернов А.А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы. - М.: НОРМА, 2015. - 315 с.
22. Павленко С.З. Безопасность Российского государства как политическая проблема: автореф. дис. ... д-ра полит.наук. - М., 2016. - 346 с.
23. Полякова Т.А. Правовое обеспечение информационной безопасности при построении информационного общества в России: автореф. дис. ... д- ра.юрид. наук: 12.00.14; Рос. правовая акад. Мин. юст. Рос. Федерации. - М., 2008. - 38 с.
24. Пуговкин А.В. Телекоммуникационные системы: учебное пособие. - Томск., 2007. - 202с.
25. Сахно Э.Х. Административно-правовая организация обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации: автореф. диссер.к.ю.н.: 12.00.14. - Хабаровск, 2006. - 36 с.
26. Семкин Н.С Основы правового обеспечения защиты информации: учебное пособие / Н.С. Семкин, А.Н. Семкин. - М., 2008. - 238 с.
27. Соколов Н.А. Телекоммуникационные сети: монография в 4-х томах. / Н.А. Соколов. - М., АльваресПаблишинг, 2003. - 128с.
28. Стрельцов А.А. Обеспечение информационной безопасности России. Теоретические и методологические основы / Под ред. В.А. Садовничего и В.П. Шерстюка. - М.: МНЦМО, 2015. - 352 с.
3. Научные статьи:
1. Барановский О.К. Актуальные вопросы технической защиты информации в системах физической защиты объектов критической инфраструктуры // Технологии безопасности. - 2012. - № 3. - С. 39-40.
2. Бачило И.Л., Бондуровский В.В., Вус М.А., Кучерявый М.М., Макаров О.С. О совершенствовании и гармонизации национального законодательства государств - участников СНГ в сфере обеспечения информационной безопасности // Информационное право. - М.,2013.- № 1 (32). С.24-27.
3. Бачило И.Л., Вус М.А., Кучерявый М.М., Макаров О.С. К вопросу о концептуальных направлениях организационно-правового обеспечения информационной безопасности государств - участников СНГ // Информатизация и связь. - М., 2012, № 4. - С. 4 - 11.
4. Бондуровский В.В. Парламентское измерение информационной безопасности в рамках СНГ и ОДКБ на современном этапе. / В.В. Бондуровский, И.Л. Бачило, М.А. Вус, М.М. Кучерявый, О.С. Макаров // Информатизация и связь. - № 3. 2014. - С. 8 - 13.
5. Борисов Ю.А. Проектирование систем телекоммуникаций: история проектов. / Ю.А. Борисов, Н.Т. Клещев // Информация и связь. - 2014. - № 1. - С.41 - 45.
6. Вус М.А., Кучерявый М.М., Макаров О.С., Перекопский Г.И. Для совершенствования системы информационной безопасности в ОДКБ // Власть. - 2014. - № 8. - С. 37 - 40.
7. Волков Ю.В. К вопросу о методе информационного права // Российский юридический журнал. - 2010. - № 5. - С. 58 - 65.
8. Воронин А. ГИС ГМП и банки: период налаживания отношений //
9. Долгополов А.А., Белоконь А.В. О роли информации в организации деятельности органов внутренних дел // Административное право и процесс. - 2008. № 3. - С. 14 - 18.
10. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 09.09.2000 № ПР-1895 // Российская газета. 2000. № 187; Парламентская газета. - 2000. - № 187. - С. 180 - 267.
11. Еркин А.В. Понятия «информация» и «информационная безопасность»: от индустриального общества к информационному // Информационное общество. 2012. № 1. - С. 27 - 37.
12. Закупень Т.В. Понятие и сущность информационной безопасности и ее место в системе обеспечения национальной безопасности РФ // Информационные ресурсы России. - 2009. - № 4. - С. 28 - 34.
13. Зейналов З.З. Проблемы определения информации как объекта информационных правоотношений // Информационное право. - 2010. - № 1. - С. 10 - 28.
14. Лепёхин А.Н К вопросу предупреждения использования открытых телекоммуникационных систем в террористических и иных противоправных целях / Вус М.А., Лепёхин А.Н., Перевалов Д.В. // Информатизация и связь. - 2013. - № 1. - С.22 - 25.
15. Иванов С.В. Правовое регулирование информационной безопасности личности в Российской Федерации // Вестник Екатерининского института. - 2014. - № 1 (25). - С. 39 - 47.
16. Клещев Н.Т. Россия и глобальные тенденции развития информационных и коммуникационных технологий. // Информация и связь. - 2002. - № 2. - С.74 - 78.
17. Козлов А.Г. О системе защиты информации. // Защита информации.
INSIDE. - 2010. - № 6. - С. 32 - 36.
18. Кононов А.А. Системный подход к обеспечению безопасности национальной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. // Безопасность информационных технологий. - 2011. - № 3. - С. 70 - 73.
19. Лившиц И.И. Подходы к синтезу модели оценки защищенности персональных данных в соответствии с требованиями стандарта ISO/IEC 27001:2005 // Тр. СПИИ- РАН. - 2012. - Вып. 23. - С. 80 - 92.
20. Лызь А.Е., Лызь Н.А. К вопросу о составляющих информационной безопасности личности // Информационное противодействие угрозам терроризма. - 2008. № 12. - С. 58 - 64.
21. Макаров О.С. К вопросу разработки правового обеспечения информационной безопасности. / О.С. Макаров, М.А. Вус, Д.В. Перевалов // Информатизация и связь. - № 3. - 2014. - С. 55 - 64.
22. Митрейкин А. Некоторые аспекты обеспечения безопасности АСУ ТП в ТЭК России // «Информационные ресурсы России». - №4. - 2011. - С. 59 - 66.
23. Михайленок О.М. Политические аспекты информационной безопасности личности // Власть. - 2010. - № 12. - С. 73 - 89.
24. Наумович Л.В., Кучинский П.В. Роль информационной составляющей критически важных объектов в обеспечении национальной безопасности // Электроника Инфо. - 2012. - № 2. - С. 102 - 104.
25. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 г. «Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» // Российская газета. - 2012. - № 287. 13 декабря.
26. Просвирнин В.Г., Просвирнин Ю.Г. Понятие и правовые основы
информационных технологий // Юридические записки. - 2012. - № 2 (25). - С. 151 - 165.
27. Сабанов А.Г. Об уровнях аутентификации в информационном обществе. / Защита информации. INSIDE. - 2012. - № 2. - С. 68 - 74.
28. Соколов М.С. Информационная безопасность. К вопросу о содержании понятия «информационная безопасность». // Закон и право. 2016. - №5. С.9 - 14.
29. Соколов М.С. Информационная безопасность. Некоторые проблемы формирования в Российской Федерации. // Закон и право. - 2012. - № 2. - С. 8 - 14.
30. Шершнев Л.И. Информационная безопасность России // Безопасность. - 1993. - № 11 - 12.
31. Шушин В.О. О состоянии и перспективах сотрудничества государств - членов ОДКБ по формированию системы информационной безопасности // Законодательство государств - членов ОДКБ в сфере обеспечения информационной безопасности: опыт, проблемы и перспективы гармонизации. Материалы международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 28.11.2013). - СПб:. Секретариат Совета МПА СНГ, 2014.
3. Электронные ресурсы:
1. Данные портала автоматизированной информационной системы «Управление ведомственной и региональной информатизацией» // URL: http: //www.365.mi№svyaz.ru/prt/Cards/ServiceCard.aspx?Id=5 5.