СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. СОВОКУПНОСТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И ИДЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ 8
1.1. Понятие адаптации и ее виды 8
1.2. Процесс социальной адаптации подростка 13
1.2.1. Психологические особенности подростков, воспитывающихся в
детском доме 13
1.2.2. Адаптация подростков в приемной семье 23
1.3. Методики социально-психологической адаптации 28
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКА В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ 39
2.1. Паспорт проекта 39
2.2. Содержание проекта 41
2.3. Оценка результативности проекта 41
2.3.1. Организация и методы исследования 48
2.3.2. Диагностика социально-психологической адаптации подростка в
приемной семье 51
2.3.3. Результаты реализации индивидуальных программы социально-
психологической адаптации подростка в приемной семье 54
2.4. Выводы по проекту 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 73
ГЛАВА 1. СОВОКУПНОСТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И ИДЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ 8
1.1. Понятие адаптации и ее виды 8
1.2. Процесс социальной адаптации подростка 13
1.2.1. Психологические особенности подростков, воспитывающихся в
детском доме 13
1.2.2. Адаптация подростков в приемной семье 23
1.3. Методики социально-психологической адаптации 28
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКА В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ 39
2.1. Паспорт проекта 39
2.2. Содержание проекта 41
2.3. Оценка результативности проекта 41
2.3.1. Организация и методы исследования 48
2.3.2. Диагностика социально-психологической адаптации подростка в
приемной семье 51
2.3.3. Результаты реализации индивидуальных программы социально-
психологической адаптации подростка в приемной семье 54
2.4. Выводы по проекту 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 73
Семейное устройство воспитанников детских домов - приоритетное направление государственной политики. Развитие семейных форм устройства включает следующие аспекты работы с семьей:
1) подготовка воспитанников детских домов к устройству в приемную семью;
2) восстановление кровной семьи;
3) устройство в приемную семью.
Деятельность детских домов, органов опеки и попечительства в отношении семейного устройства детей-сирот закреплена на федеральном (Постановление Правительства РФ от 24.05.2014г. № 481) [31] и
региональном (Проект Концепции постинтернатного сопровождения выпускников детских домов в Красноярском крае от 11.05.2016) уровнях [23], что определяет актуальность исследования.
Опыт жизни в интернате и длительная разлука с семьей накладывает отпечаток на всю жизнь детей и подростков, а именно негативно влияет на психическое и физическое развитие детей. В.Н. Ослон (2006) приводит портрет депривированного ребенка включающим спектр симптомов и симптомокомплексов: «от легких особенностей психического статуса до грубых нарушений развития интеллекта и характера» [34, с. 28].
Подростки - выпускники детских домов отличаются девиантным поведением, широким спектром психологических защит, низким самоотношением и часто отсутствием желания проживать в приемной семье. Однако на этапе устройства в приемную семью актуализируется потребность принадлежать семье, идентифицировать себя с членами приемной семьи.
Редкий случай, когда подросток-воспитанник детского дома поступает в приемную семью, чаще он уходит под опеку к родственникам (бабушки, дедушки, тети, дяди). На этапе адаптации в таких особенных семьях возникает множество проблем, которые обусловлены во-первых, 3
депривационными особенностями подростков, во-вторых, негативным опытом проживания в данной семье (родовой системе), в третьих, самим фактом семейного устройства, о чем подростки безусловно мечтают проживая в детском доме.
В число таких проблем входят: узость жизненных планов (нет целей, отсутствует представление о перспективах будущего), проявление девиантного поведения, неуравновешенность, искаженное представление о социальной роли опекунов и их функциях (опекун - организатор развлечений, воспитатель) и в связи с этим идеализированные ожидания относительно возможностей реализовать все свои потребности. Указанные проблемы существенно затрудняют процесс адаптации приемной семьи и в частности социально-психологическую адаптацию самих ребят.
Сегодня существует противоречие между государственным заказом - семейное устройство воспитанников детских домов и отсутствием методических средств управления процессом социально-психологической адаптации подростков в приемных семьях. В связи с чем, данный процесс протекает стихийно, чем сильнее затрудняет адаптацию, усиливает указанные выше проблемы.
Цель: исследование процесса сопровождения социально
психологической адаптации подростка в приемной семье.
Объект: социально-психологическая адаптация подростка в приемной семье.
...
1) подготовка воспитанников детских домов к устройству в приемную семью;
2) восстановление кровной семьи;
3) устройство в приемную семью.
Деятельность детских домов, органов опеки и попечительства в отношении семейного устройства детей-сирот закреплена на федеральном (Постановление Правительства РФ от 24.05.2014г. № 481) [31] и
региональном (Проект Концепции постинтернатного сопровождения выпускников детских домов в Красноярском крае от 11.05.2016) уровнях [23], что определяет актуальность исследования.
Опыт жизни в интернате и длительная разлука с семьей накладывает отпечаток на всю жизнь детей и подростков, а именно негативно влияет на психическое и физическое развитие детей. В.Н. Ослон (2006) приводит портрет депривированного ребенка включающим спектр симптомов и симптомокомплексов: «от легких особенностей психического статуса до грубых нарушений развития интеллекта и характера» [34, с. 28].
Подростки - выпускники детских домов отличаются девиантным поведением, широким спектром психологических защит, низким самоотношением и часто отсутствием желания проживать в приемной семье. Однако на этапе устройства в приемную семью актуализируется потребность принадлежать семье, идентифицировать себя с членами приемной семьи.
Редкий случай, когда подросток-воспитанник детского дома поступает в приемную семью, чаще он уходит под опеку к родственникам (бабушки, дедушки, тети, дяди). На этапе адаптации в таких особенных семьях возникает множество проблем, которые обусловлены во-первых, 3
депривационными особенностями подростков, во-вторых, негативным опытом проживания в данной семье (родовой системе), в третьих, самим фактом семейного устройства, о чем подростки безусловно мечтают проживая в детском доме.
В число таких проблем входят: узость жизненных планов (нет целей, отсутствует представление о перспективах будущего), проявление девиантного поведения, неуравновешенность, искаженное представление о социальной роли опекунов и их функциях (опекун - организатор развлечений, воспитатель) и в связи с этим идеализированные ожидания относительно возможностей реализовать все свои потребности. Указанные проблемы существенно затрудняют процесс адаптации приемной семьи и в частности социально-психологическую адаптацию самих ребят.
Сегодня существует противоречие между государственным заказом - семейное устройство воспитанников детских домов и отсутствием методических средств управления процессом социально-психологической адаптации подростков в приемных семьях. В связи с чем, данный процесс протекает стихийно, чем сильнее затрудняет адаптацию, усиливает указанные выше проблемы.
Цель: исследование процесса сопровождения социально
психологической адаптации подростка в приемной семье.
Объект: социально-психологическая адаптация подростка в приемной семье.
...
Социально-психологическая адаптация подростка в приемной семье - важный аспект построения доверительных взаимоотношений между приемным сыном / дочерью и членами приемной семьи. Адаптация приемной семь - двусторонний процесс, в котором приспособление к новой социальной ситуации наблюдается у приемного ребенка и приемной семьи.
Исследование вопросов касающихся адаптации приемной семьи - один из сложнейших практических вопросов психологии сиротства, исследованием различных аспектов которого занимались следующие зарубежные и отечественные ученые: Л.И. Божович, Дж. Боулби,
Л.С. Выготский, Б.Г., А.И. Захаров, Й. Лангеймер, З. Матейчик, Мещеряков, В.С. Мухина, В.Н. Ослон, И.П. Павлов, И.Н. Сахарова, Г.И. Соболев, Т.И. Шульга, и др.
Адаптация приемной семьи и подростка к ней может осуществляться двумя путями:
1) стихийный путь, скорее связан с приспособлением;
2) целенаправленный путь, в котором отмечается не только приспособление к новой социальной ситуации, но и изменение эмоционального отношения и представления о жизни в ней путем осуществления действий связанных с наращиванием положительного социального опыта.
В целях организации целенаправленного пути был разработан проект социально-психологической адаптации подростка в приемной семье. Проект основан на мультимодальном подходе к сопровождению приемной семьи В.Н. Ослон и деятельностном подходе, описанном в работах О.А. Фиофановой.
В рамках проекта была предложена структура индивидуальной программы социально-психологической адаптации подростка, разработка которой осуществлялась с учетом следующих аспектов:
1) создание воспитательных (педагогических) условий;
2) наращивание положительного / альтернативного социального опыта;
3) альтернативная интерпретация нового социального опыта, воспринимаемого как негативного (наличие психотравмы связанной с отобранием из семьи).
Результаты реализации индивидуальных программ социально- психологического сопровождения подростков в приемных семьях на этапе адаптации свидетельствуют о том, что у подростков при целенаправленно организованном процессе адаптации нивелируются ряд психологических защит (регресс, проекция, отрицание), отмечается идентификация с членами приемной семьи, актуализируется ценности семейных традиций, появляется желание установления дружеских отношений с членами приемной семьи, оформляются личные интересы и потребность в первичных профессиональных пробах (построение планов на будущее). Приемные родители (опекуны) отмечают, что приемные подростки адекватнее реагируют на замечания, более уравновешенны (эмоциональный (психологический) критерий), стремятся к установлению обратной связи и договорным отношениям (социальный критерий).
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о результативности использования предложенной индивидуальной программы социально-психологического сопровождения подростков в приемной семье на этапе адаптации.
Исследование вопросов касающихся адаптации приемной семьи - один из сложнейших практических вопросов психологии сиротства, исследованием различных аспектов которого занимались следующие зарубежные и отечественные ученые: Л.И. Божович, Дж. Боулби,
Л.С. Выготский, Б.Г., А.И. Захаров, Й. Лангеймер, З. Матейчик, Мещеряков, В.С. Мухина, В.Н. Ослон, И.П. Павлов, И.Н. Сахарова, Г.И. Соболев, Т.И. Шульга, и др.
Адаптация приемной семьи и подростка к ней может осуществляться двумя путями:
1) стихийный путь, скорее связан с приспособлением;
2) целенаправленный путь, в котором отмечается не только приспособление к новой социальной ситуации, но и изменение эмоционального отношения и представления о жизни в ней путем осуществления действий связанных с наращиванием положительного социального опыта.
В целях организации целенаправленного пути был разработан проект социально-психологической адаптации подростка в приемной семье. Проект основан на мультимодальном подходе к сопровождению приемной семьи В.Н. Ослон и деятельностном подходе, описанном в работах О.А. Фиофановой.
В рамках проекта была предложена структура индивидуальной программы социально-психологической адаптации подростка, разработка которой осуществлялась с учетом следующих аспектов:
1) создание воспитательных (педагогических) условий;
2) наращивание положительного / альтернативного социального опыта;
3) альтернативная интерпретация нового социального опыта, воспринимаемого как негативного (наличие психотравмы связанной с отобранием из семьи).
Результаты реализации индивидуальных программ социально- психологического сопровождения подростков в приемных семьях на этапе адаптации свидетельствуют о том, что у подростков при целенаправленно организованном процессе адаптации нивелируются ряд психологических защит (регресс, проекция, отрицание), отмечается идентификация с членами приемной семьи, актуализируется ценности семейных традиций, появляется желание установления дружеских отношений с членами приемной семьи, оформляются личные интересы и потребность в первичных профессиональных пробах (построение планов на будущее). Приемные родители (опекуны) отмечают, что приемные подростки адекватнее реагируют на замечания, более уравновешенны (эмоциональный (психологический) критерий), стремятся к установлению обратной связи и договорным отношениям (социальный критерий).
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о результативности использования предложенной индивидуальной программы социально-психологического сопровождения подростков в приемной семье на этапе адаптации.
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ ИЗ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКОВ ИЗ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРИЕМНОЙ МАТЕРИ И РЕБЕНКА В УСПЕШНОЙ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Социально-педагогическое сопровождение социально-психологической
адаптации обучающихся сирот в условиях техникума
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В ПРИЕМНЫХ СЕМЬЯХ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Особенности адаптации детей-сирот и детей в замещающих семьях (Психология социальной работы, Петербургский государственный университет путей сообщения)
Курсовые работы, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-ПОДРОСТОКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2024 - САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ПРИЕМНОЙ И РОДНОЙ СЕМЬЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017





