ВЗАИМОСВЯЗЬ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи родительского
отношения и формирования Интернет-аддикции у младших школьников 6
1.1. Общие представления о зависимом поведении и особенности Интернет-
аддикции у младших школьников 6
1.2. Родительское отношение как фактор формирования Интернет-аддикции у
младших школьников 15
1.3. Способы профилактики Интернет-аддикции у младших
школьников 23
Выводы по Главе 1 29
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи родительского отношения и
формирования Интернет-аддикции у младших школьников 30
2.1. Методическая организация исследования 30
2.2. Результаты эксперимента и их обсуждение 34
2.3. Программа групповых занятий, направленная на коррекцию и
профилактику Интернет-зависимого поведения младших школьников 51
Выводы по главе 2 62
Заключение 64
Список литературы 70
Приложение 75
Глава 1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи родительского
отношения и формирования Интернет-аддикции у младших школьников 6
1.1. Общие представления о зависимом поведении и особенности Интернет-
аддикции у младших школьников 6
1.2. Родительское отношение как фактор формирования Интернет-аддикции у
младших школьников 15
1.3. Способы профилактики Интернет-аддикции у младших
школьников 23
Выводы по Главе 1 29
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи родительского отношения и
формирования Интернет-аддикции у младших школьников 30
2.1. Методическая организация исследования 30
2.2. Результаты эксперимента и их обсуждение 34
2.3. Программа групповых занятий, направленная на коррекцию и
профилактику Интернет-зависимого поведения младших школьников 51
Выводы по главе 2 62
Заключение 64
Список литературы 70
Приложение 75
Актуальность исследования обусловлена быстрым темпом развития информационных и сетевых технологий, проникновением их во все сферы жизни человека. Начиная с возраста двух лет, когда ребёнок, проявляя интерес ко всему вокруг, совершает для себя открытие в виде родительского смартфона или планшета и активно совершенствует навыки владения им. Уже с этого момента есть вероятность формирования аддикции.
Дети 21 века имеют ряд отличий от своих предшественников, в том числе то, что растут в информационном цифровом пространстве, быстро начинают осваивать гаджеты, в совершенстве владеют Интернетом и много времени проводят в социальных сетях, иногда отдавая предпочтение виртуальному общению, вместо реального.
Для характеристики сегодняшней социальной ситуации было введено понятие «вовлечённость в Интернет-пространство», понимаемое как активность, которая направлена на взаимодействие с объектами виртуальной среды, реализуемая как общение и деятельность с различной степенью интенсивности. Активность в Интернет-пространстве с высокой степенью интенсивности переходит из «вовлеченности» в аддикцию.
Современные школьники настолько «влились» в виртуальную реальность, что представить сегодня их жизнь без социальных сетей кажется невозможным. Социальные сети стали неотъемлемой частью их жизни, там они имеют возможность общаться не только с одноклассниками или соседями, но и людьми, живущими в других городах и даже странах. Происходит замещение настоящего общения и людей на виртуальные переписки. Некоторые подростки считают, что в реальности им не предоставляется возможности найти друзей со схожими интересами, увлечениями, а некоторые не считают необходимым такой поиск. Несмотря на то, что Интернет- пространство имеет огромные информационные объемы, очень малая часть подростков использует его в учебных, познавательных целях, остальные же
предпочитают развлекательную направленность.
В данном исследовании мы делаем акцент на детях в возрастном диапазоне 10-11 лет, в этот период в организме ребенка начинаются психологические и физиологические изменения, также наблюдается повышенная раздражительность, вспыльчивость. Основным психологическим противоречием данного возраста является то, что с одной стороны ребенок стремится иметь то, что есть у большинства сверстников, а с другой — быть замеченным, выделяться. Учитывая данное противоречие в поведении большинства детей указанного возраста, а также их застенчивости, можно предположить, что многие пользуются гаджетами, так как не хотят «отставать» от сверстников и используют виртуальное пространство для самовыражения.
К тому же ребёнок нередко испытывает потребность в поддержке и одобрении взрослого, но тщательно это скрывает. И если отношения с родителями не являются доверительными, то ребенок вынужден оставаться наедине со своими переживаниями, находя поддержку в Интернет- пространстве.
Данные факты позволяют нам сформулировать цель исследования: изучить влияние родительского отношения на формировании Интернет- аддикции у младших школьников.
Объект исследования - Интернет-аддикция у младших школьников, родительское отношение.
Предмет исследования - взаимосвязь родительского отношения и формирования Интернет-аддикции.
В качестве гипотезы мы предположим, что на формирование Интернет- аддикции у младших школьников оказывает влияние специфика родительского отношения к нему.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Раскрыть понятие «Интернет-аддикция».
...
Дети 21 века имеют ряд отличий от своих предшественников, в том числе то, что растут в информационном цифровом пространстве, быстро начинают осваивать гаджеты, в совершенстве владеют Интернетом и много времени проводят в социальных сетях, иногда отдавая предпочтение виртуальному общению, вместо реального.
Для характеристики сегодняшней социальной ситуации было введено понятие «вовлечённость в Интернет-пространство», понимаемое как активность, которая направлена на взаимодействие с объектами виртуальной среды, реализуемая как общение и деятельность с различной степенью интенсивности. Активность в Интернет-пространстве с высокой степенью интенсивности переходит из «вовлеченности» в аддикцию.
Современные школьники настолько «влились» в виртуальную реальность, что представить сегодня их жизнь без социальных сетей кажется невозможным. Социальные сети стали неотъемлемой частью их жизни, там они имеют возможность общаться не только с одноклассниками или соседями, но и людьми, живущими в других городах и даже странах. Происходит замещение настоящего общения и людей на виртуальные переписки. Некоторые подростки считают, что в реальности им не предоставляется возможности найти друзей со схожими интересами, увлечениями, а некоторые не считают необходимым такой поиск. Несмотря на то, что Интернет- пространство имеет огромные информационные объемы, очень малая часть подростков использует его в учебных, познавательных целях, остальные же
предпочитают развлекательную направленность.
В данном исследовании мы делаем акцент на детях в возрастном диапазоне 10-11 лет, в этот период в организме ребенка начинаются психологические и физиологические изменения, также наблюдается повышенная раздражительность, вспыльчивость. Основным психологическим противоречием данного возраста является то, что с одной стороны ребенок стремится иметь то, что есть у большинства сверстников, а с другой — быть замеченным, выделяться. Учитывая данное противоречие в поведении большинства детей указанного возраста, а также их застенчивости, можно предположить, что многие пользуются гаджетами, так как не хотят «отставать» от сверстников и используют виртуальное пространство для самовыражения.
К тому же ребёнок нередко испытывает потребность в поддержке и одобрении взрослого, но тщательно это скрывает. И если отношения с родителями не являются доверительными, то ребенок вынужден оставаться наедине со своими переживаниями, находя поддержку в Интернет- пространстве.
Данные факты позволяют нам сформулировать цель исследования: изучить влияние родительского отношения на формировании Интернет- аддикции у младших школьников.
Объект исследования - Интернет-аддикция у младших школьников, родительское отношение.
Предмет исследования - взаимосвязь родительского отношения и формирования Интернет-аддикции.
В качестве гипотезы мы предположим, что на формирование Интернет- аддикции у младших школьников оказывает влияние специфика родительского отношения к нему.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Раскрыть понятие «Интернет-аддикция».
...
Аддиктивное (зависимое) поведение - это отклоняющееся поведение, характеризующееся стремлением к уходу от реальности, путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, что направлено на развитие и поддержание интенсивных эмоций (Б.Д. Карвасарский).
Наиболее характерные признаки Интернет-зависимости у детей: увеличение времени, проводимого за компьютером/телефоном (более 6 часов в неделю); виртуальное общение становится важнее реального, наблюдается пренебрежение прогулками и посещением школы; частые перепады настроения, неадекватная (агрессивная) реакция на просьбу выключить компьютер или прервать процесс виртуального общения; проявление тревожности при невозможности воспользоваться Интернетом; нарушения сна, аппетита, распорядка дня.
Родительское отношение играет большую роль в становлении личности ребенка. В младшем школьном возрасте родители и позитивные, конструктивные взаимоотношения с ними являются для ребенка условиями, при которых отсутствует необходимость ухода от реальности в Интернет- пространство.
Предупреждение развития Интернет-аддикции в младшем школьном возрасте необходимо организовывать, учитывая непрерывность и системность профилактической деятельности. Важной составляющей данной работы является формирование эмоционально-доверительных отношений родителя и ребенка.
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс для определения уровня Интернет-аддикций и характеристик родительского отношения к ребенку.
Исходя из результатов исследования, мы пришли к выводу, что у превалирующего большинства учащихся выборки отмечается склонность к Интернет-аддикция, то есть наличествует ряд показателей аддикции.
Корреляционный анализ позволил определить ряд характеристик родительского отношения, которые увеличивают риск формирования Интернет-аддикции у ребенка: игнорирование ребенка и его потребностей, эмоциональное дистанцирование от ребенка, его непринятие, непонимание, а также потворствования.
Нами предложена программа для профилактики и психокоррекции Интернет-аддикции у младших школьников 10-11 лет. Программа включает блоки работы с детьми, у которых формируется или сформирована зависимость от Интернета, и их родителями.
Наиболее характерные признаки Интернет-зависимости у детей: увеличение времени, проводимого за компьютером/телефоном (более 6 часов в неделю); виртуальное общение становится важнее реального, наблюдается пренебрежение прогулками и посещением школы; частые перепады настроения, неадекватная (агрессивная) реакция на просьбу выключить компьютер или прервать процесс виртуального общения; проявление тревожности при невозможности воспользоваться Интернетом; нарушения сна, аппетита, распорядка дня.
Родительское отношение играет большую роль в становлении личности ребенка. В младшем школьном возрасте родители и позитивные, конструктивные взаимоотношения с ними являются для ребенка условиями, при которых отсутствует необходимость ухода от реальности в Интернет- пространство.
Предупреждение развития Интернет-аддикции в младшем школьном возрасте необходимо организовывать, учитывая непрерывность и системность профилактической деятельности. Важной составляющей данной работы является формирование эмоционально-доверительных отношений родителя и ребенка.
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс для определения уровня Интернет-аддикций и характеристик родительского отношения к ребенку.
Исходя из результатов исследования, мы пришли к выводу, что у превалирующего большинства учащихся выборки отмечается склонность к Интернет-аддикция, то есть наличествует ряд показателей аддикции.
Корреляционный анализ позволил определить ряд характеристик родительского отношения, которые увеличивают риск формирования Интернет-аддикции у ребенка: игнорирование ребенка и его потребностей, эмоциональное дистанцирование от ребенка, его непринятие, непонимание, а также потворствования.
Нами предложена программа для профилактики и психокоррекции Интернет-аддикции у младших школьников 10-11 лет. Программа включает блоки работы с детьми, у которых формируется или сформирована зависимость от Интернета, и их родителями.
Подобные работы
- ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ АДДИКЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Профилактика зависимости от компьютерных игр средствами формирования совладающего поведения
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2020 - Взаимодействие педагога с семьей по профилактике компьютерной зависимости младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - Психологическое консультирование родителей и их детей как средство коррекции проявлений агрессии детей старшего дошкольного возраста, увлекающихся гаджетами
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2023 - ХАРАКТЕРИСТИКИ УБЕЖДЕНИЙ О ТАБАКОКУРЕНИИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ВЗАИМОСВЯЗЬ РОДИТЕЛЬСКИХ СТРАТЕГИЙ ВОСПИТАНИЯ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ ФОРМАМИ ЗАВИСИМОСТЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - МОЛОДЕЖЬ КАК ОБЪЕКТ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ КИБЕРИГРОВОЙ СРЕДЫ)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017





