ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КОММУНИКАТИВНЫХ ИГР 5
1.1. Проблема развития лидерских качеств в педагогике и психологии . 5
1.1 Особенности проявления лидерских качеств в старшем дошкольном
возрасте 10
1.2 Условия развития лидерских качеств детей старшего дошкольного
возраста в условиях дошкольной образовательной организации 13
1.3 Коммуникативные игры как средство развития лидерских качеств
детей старшего дошкольного возраста 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ
КОММУНИКАТИВНЫХ ИГР 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Выявление особенностей проявления лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста 38
2.1 Описание системы мероприятий на основе использования
коммуникативных игр, обеспечивающих развитие лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста 44
2.2 Исследование эффективности системы мероприятий, направленных
на развитие лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста 47
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Современное общество нуждается в инициативных молодых людях, обладающих лидерскими качествами, способных успешно осваивать и выполнять трудные задачи, которые ставит перед ними жизнь [3, с.83].
Дошкольный возраст является периодом активного развития ребенка. В это время начинают активно развиваться психические функции у ребенка и сам ребенок, развивается, как личность, формируются, в том числе его лидерские качества.
Лидерские качества - это совокупность психологических качеств, умений и способностей взаимодействовать с группой, которые способны обеспечить успешное выполнение лидерских задач и функций [17, с.85]. Существует также мнение, что лидерские качества - это интегральные системные качества, обеспечивающие в процессе деятельности наиболее быстрое и успешное достижение общей цели в условиях конкретной ситуации.
Проблемой изучения лидерских качеств детей занимались многие ученые, в том числе: Р. Стогдилл, Р. Бейлс, Ф. Фидлер, К. Левин, М. Вебер, И .П. Волков, Л.И. Уманский, Б.А. Парыгин, А.С. Чернышев и другие.
При этом особенности проявления лидерских качеств у ребенка старшего дошкольного возраста и возможности их развития посредством коммуникативных игр остаются недостаточно изученными, что подчеркивает актуальность выбранной темы исследования.
Цель исследования - изучить возможности развития лидерских качеств детей дошкольного возраста посредством коммуникативных игр.
Задачи исследования:
1. Проанализировать педагогическую и психологическую литературу по проблеме развития лидерских качеств детей дошкольного возраста посредством коммуникативных игр.
2. Подобрать методы и методики диагностики лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить особенности проявления лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать и реализовать комплекс коммуникативных игр, направленных на развитие лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста.
5. Проанализировать эффективность проведенной работы.
Объект исследования - лидерские качества детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - коммуникативные игры как средство развития лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что коммуникативные игры являются эффективным средством развития лидерских качеств дошкольников (активности в общении, уверенности в себе, умения принимать нужное решение, выстраивания взаимодействия со сверстниками).
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы; наблюдение, социометрия.
Методики исследования:
1. Методика наблюдения за проявлением лидерских качеств у детей
старшего дошкольного возраста Е.И. Тихомировой по показателям:
коммуникабельность, творческий потенциал, активность, организаторские способности.
2. Методика исследования самооценки ребенка Дембо-Рубинштейн.
3. Методика «Выбери дом» А.Н. Веракса, направленная на изучение социометрического статуса детей.
В дошкольном детстве закладывается фундамент будущей личности, развиваются многообразные отношения: к людям, различным видам деятельности, самому себе. Современная педагогическая практика должна опираться на личностно-ориентированное образование, с позиций которого ребенок рассматривается как субъект педагогического процесса, где наибольшее внимание уделяется созданию оптимальных условий для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности. Изучение механизмов проявления активности ребенка и процесса развития лидерского потенциала детей имеет исключительно важное значение для поиска эффективных путей и средств, способствующих становлению активности личности, ее самореализации в настоящем и будущем окружении.
В ходе проведенного исследования нами были решены следующие задачи: проанализирована педагогическая и психологическая литература по проблеме развития лидерских качеств детей дошкольного возраста посредством коммуникативных игр; подобраны методы и методики диагностики лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста; выявлены особенности проявления лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста; разработан и реализован комплекс коммуникативных игр, направленных на развитие лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста; проанализирована эффективность проведенной работы.
Решение указанных задач позволило доказать, что коммуникативные игры являются эффективным средством развития лидерских качеств дошкольников (активности в общении, уверенности в себе, умения принимать нужное решение, выстраивания взаимодействия со сверстниками).
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза подтвердилась.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология . Екатеринбург: Деловая книга, 2015. 476 с.
2. Алиева, М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь / Под ред. Е.Г. Трошихиной. СПб: Речь, 2017. 451 с.
3. Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства /С.А. Алифанов // Вопросы психологии. 2017. № 3. С.90-98.
4. Андерсон, Д.Ж. Сделайте вашего ребенка лидером/Советы
американского психолога //Семья и шк. 2014. №2. С.13-15.
5. Андреева, Г.М. Социальная психология. М.: Сфера. 2015. 189 с.
6. Андреева, Г.М. Социальная психология. 5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс,2016. 363с.
7. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Е.В. Андриенко. М.: Академия, 2017. 368 с.
8. Анцыферова Л.И. Личность и деятельность: Л.И. Анцыферова // Проблемы личности: Материалы симпозиума. М,: Изд-во МГУ, 2017. С.434.
9. Балл Г.А. и др. Психолого-педагогические проблемы личности : Г.А .Балл и др. //Вопросы психологии. 2015. 350 с.
10. Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства: Т.В.Бендас // Вопросы психологии. 2016. № 1. С. 87-95.
11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте . М.: Просвещение, 2015. 446 с.
12. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М /Просвещение, 2018. 291 с.
13. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностноориентированного воспитания : Е.В.Бондаревская //Педагогика. 2017.№ 1.С. 17-24.
14. Борисова В. Д., Андросова М. И. Педагогические условия развития лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста // Научнометодический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 26. С. 6-9.
15. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве . М.: Педагогика, 2017. 144 с.
... всего 51 источников