ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ..^
1.1 Понятие гражданско-правовой ответственности за экологические
правонарушения 5
1.2 Функции гражданско-правовой ответственности за экологические правонарушения 23
ГЛАВА 2. МЕРЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОТДЕЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ 26
2.1 Меры гражданско-правовой ответственности за причинение вреда
земельным участкам 26
2.2 Меры гражданско-правовой ответственности за причинение вреда
участкам недр 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.63
В развитых мировых системах определяющее для общественного благополучия составляют природные ресурсы. Наиболее важным из них являются ресурсы недр заключенные под землей. Начиная с советского периода недра находились в собственности государства, горный регалий на них был введен с крахом царского режима и до сегодняшнего дня данное право существенно не изменилось.
Наша страна является лидером по запасам природных ресурсов, располагает большой территорией и огромным числом пользователей природных ресурсов. Это определяет особую актуальность исследований в области гражданско-правовой ответственности за экологические правонарушения.
Охрана окружающей среды одна из наиболее значимых вопросов современности. Технико-научный прогресс и усиление человеческого давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: уменьшаются фонды природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается непосредственная связь между природой и человеком, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, увеличивается экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.
В правовой системе Российской Федерации существуют такие институты, которые поддерживают в балансе общество. Из них одним из самых важных юристы выделяют правомерное поведение субъектов правоотношений и напротив правонарушения, за которые они привлекаются к ответственности. Не каждое нарушение является юридической, так нарушение морально-нравственных норм принятые в обществе не повлечет за собой привлечения нарушителя к ответственности, так как к юридической ответственности предшествует обязательная санкционно закрепленная соответствующим образом норма закона. Но не в каждой норме закона закрепляются санкции за ее нарушения, например: статья 160 ГК РФ закрепляет письменную форму договора, но не закрепляет норму по которой лица не соблюдающие ее форму привлекаются к ответственности, ее же нарушение влечет невозможность ссылаться на письменные доказательства при судебных спорах.
Законодатель исходит из того что любое претерпевание неблагоприятных последствий т.е. ответственности обязательно должно закрепляться в источнике права, в ее нормах. Не закрепленные нарушения имеющие хотя и таковые признаки, как и правонарушения. Любым правонарушениям присущи ее внутренне составляющая часть, т.е. ее состав
(элементы правонарушения). Состав правонарушения делятся на: 1) Объект
правонарушения - это те общественные отношения, которые непосредственно охраняются и защищаются государством. В горном законодательстве к ним относятся: недра, ресурсы недр, горное имущество и горная информация на недра. 2) Субъект правонарушения - это лицо, совершившее правонарушения. К ним относятся физические и юридические лица, к физическим лицам относятся лица, имеющие правосубъектность (правоспособность и дееспособность) а юридические лица получают правосубъектность только после регистрации в соответствии с гражданским правом. 3) Объективная сторона правонарушения - это внешнее выражение деяния, наступившее последствие и ее степень общественной опасности. 4) Субъективная сторона правонарушения - отношение правонарушителя к деянию и наступившим последствиям, т.е. вина. При квалификации деяния как правонарушения все выше перечисленные элементы обязательно должны присутствовать в совокупности.
Предусмотренные гражданским правом меры воздействия на лиц, причиняющих своей деятельностью вред окружающей среде, призваны главным образом, защитить и восстановить нарушенное состояние природных объектов, а также имущественной и неимущественной сферы потерпевших лиц. Одними из таких мер являются меры гражданско-правовой ответственности, которые применяются к нарушителям экологических норм и правил.
В настоящее время возникла острая потребность теоретического изучения и анализа большинства вопросов, связанных с гражданско-правовой ответственностью за экологические правонарушения, развитием законодательства в данной области правового регулирования и внесения изменений в ныне действующие нормативные акты. Приведенные положения со всей очевидностью указывают на весомость задачи и необходимость ее дальнейшего исследования.
Актуальность настоящей выпускной квалификационной работы вызвана необходимостью совершенствования правового регулирования отношений, связанных с возложением гражданско-правовой ответственности за экологические правонарушения для обеспечения равновесия публичных и частных интересов, слабой научной разработанностью проблем реализации мер гражданско-правовой ответственности в сфере охраны окружающей среды, отсутствием специальных комплексных исследований проблем гражданско-правовой ответственности за причинение вреда в сфере недро-, землепользования.
Объектом исследования является система общественных отношений, связанных с реализацией гражданско-правовой ответственности за природоохранные правонарушения.
Предметом исследования выступают нормы общенационального права, регулирующие отношения, направленные на применение мер гражданско-правовой ответственности за природоохранные правонарушения.
Целью выпускной квалифицированной работы является комплексное изучение теоретических и практических проблем, правового регулирования по вопросам реализации мер гражданско-правовой ответственности за неблагоприятное воздействие на окружающую среду, как объекта гражданского права, повлекшее нарушение экологических норм и
причинение вреда гражданам и организациям. Для достижения указанной цели в данной работе поставлены следующие задачи:
- дать определение понятию гражданско-правовой ответственности за экологические правонарушения;
- раскрыть функции гражданско-правовой ответственности за экологические правонарушения;
- охарактеризовать меры гражданско-правовой ответственности за причинение вреда земельным участкам и участками недр.
Структура и содержание работы определены целями и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
В результате выполненной выпускной квалификационной работы сделаны выводы и получены следующие результаты.
Природопользование также является областью гражданско-правового регулирования.
Чтобы предотвратить гражданско-правовые нарушения в области природопользования можно применить поощрительные, стимулирующие меры. Например, в Республике Татарстан имеется порядок осуществления выплат гражданам, оказавшим содействие в фиксации нарушений природоохранного законодательства на территории Республики. Для целей этого Порядка, под нарушением природоохранного законодательства понимаются следующие определения: сброс отходов производства и потребления, несанкционированное размещение отходов, безлицензионное недропользование, порча земель (самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления и т.д. Оказание содействия в фиксации нарушений природоохранного законодательства осуществляется в заявительном порядке с приложением фото и видео съемки, которые должны соответствовать установленным требованиям.
Таким образом, мы могли бы позаимствовать вышеуказанный принцип борьбы с экологическими правонарушениями, что на мой взгляд значительно снизило природоохранные нарушения.
В республике Тыва примером формирования экологического просвещения является Общественный совет при Управлении Росприроднадзора по Республике Тыва. В компетенцию Общественного совета входит рассматривание инициативы граждан Республики Тыва, общественных объединений, юридических лиц, органов государственной власти в области охраны окружающей среды, осуществление научной экспертизы, вырабатывает рекомендации по проектам нормативных правовых актов, целевых программ и иных государственных документов в области природопользования и охраны окружающей среды, формирование комиссии и рабочей группы, проведение общественных слушаний по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, взаимодействие со средствами массовой информации по освещению вопросов, обсуждаемых на заседаниях Общественного совета, а также создает необходимые информационные ресурсы и сайты в сети Интернет по освещению вопросов, связанных с перспективными направлениями развития в области природопользования и охраны окружающей среды. Взаимодействует с органами государственной власти, местного самоуправления и институтами гражданского общества по вопросам, находящимся в компетенции Общественного совета. Участвует в публичных обсуждениях и готовит экспертное заключение о целесообразности реализаций инвестиционных проектов за счет бюджетных инвестиций. Проводит предварительное обсуждение проектов федеральных и областных целевых программ, за исключением тех, которые содержать сведения, отнесенные к государственной тайне, или сведения конфиденциального характера. Членом Общественного совета может быть гражданин Российской Федерации. Руководитель Управления Росприроднадзора по Республике Тыва определяет кандидатуры членов Общественного совета и вносит изменения в состав Общественного совета с учетом предложений председателя Общественного совета. Общественный совет формируется на основе добровольного участия его деятельности граждан РФ, представителей институтов гражданского общества, бизнеса и средств массовой информации. Члены Общественного совета исполняют свои обязанности в общественных началах. Срок полномочий членов определяются руководителем Общественного совета.
В случае пропуском членом Общественного совета трех и более заседаний Общего собрания, председатель Общественного совета может выйти с инициативой к руководителю Управления Росприроднадзора по РТ об исключении указанного лица из состава Общественного совета. Общественный совет при Управлении Росприроднадзора по РТ является структурным подразделением Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере природопользования. Председателю и всем членам Общественного совета выдаются удостоверения установленного Управлением Росприроднадзора по РТ образца, которые подлежат обязательной сдаче при прекращении членства в Общественном совете.
Общественный совет осуществляет свою деятельность в соответствии планом работы, утвержденным руководителем Управление Росприроднадзора по РТ. Основной формой деятельности Общественного совета являются заседания Общего собрания, комиссий Общественного совета и экспертных групп действующих при Общественном совета. Члены Общественного совета обязаны лично участвовать в заседаниях Общественного совета и не вправе делегировать свои полномочия другим лицам; обладают равными правами при обсуждении вопросов и голосовании; вносят предложения по формированию повестки дня заседания Общественного совета; предлагают кандидатуры экспертов для участия в заседаниях Общественного совета; участвуют в подготовке материалов по рассматриваемым вопросам; формируют особое мнение по принятому большинством голосов членов Общественного совета решению; инициируют создание при Общественном совете соответствующих экспертных групп. Решения Общественного совета отражаются в протоколах его заседания, копии которых представляются ответственным секретарем Общественного совета, руководителю Управления Росприроднадзора по РТ и членам Общественного совета. Члены Общественного совета, несогласные с решением Общественного совета, вправе изложить свое мнение, которое в обязательном порядке вносится в протокол заседания. Ответственный секретарь Общественного совета по поручению председателя Общественного совета: уведомляет членов Общественного совета о дате, месте и повестке предстоящего заседания, а также об утвержденном плане работы Общественного совета; совместно с Управлением Росприроднадзора по РТ обеспечивает организационно-техническое сопровождение деятельности Общественного совета; готовит и согласовывает с председателем Общественного совета проекты документов и иных материалов для обсуждения на заседаниях Общественного совета; ведет, оформляет и рассылает членам Общественного совета протокола заседаний и иные документы и материалы совместно с Управлением Росприроднадзора; хранит документацию Общественного совета и готовит в установленном порядке документы для архивного хранения и уничтожения.
Так же в региональном штабе Общероссийского народного фронта (далее - ОНФ) в Республике Тыва состоялось первое заседание рабочей группы Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса. В нем приняли участие активисты Народного фронта, сотрудники Государственного комитета по лесному хозяйству, Росприроднадзора, Министерства природных ресурсов и экологии республики.
В ходе заседания эксперт рабочей группы отметил, что республика не имеет лесоустройства, где отражались бы все данные: какого возраста деревья в лесах, кто, где их рубит, в каких объемах и на каком основании, сколько уничтожено огнем, сколько восстановлено и т.д. По данным Госкомлеса, последняя соответствующая перепись проводилась более 30 лет назад.
Эксперт рабочей группы ОНФ уверен, что необходимо восстанавливать численность государственной лесной охраны, в том числе лесхозов, поскольку лесничества не могут справиться с имеющимся объемом работ. На заседании обсуждался вопрос выдачи пропусков леса. Это дисциплинировало бы людей, предполагают эксперты, и всегда можно было бы узнать, кто где был. А в случае пожаров лесники получили бы возможность установить, по чьей вине они могли бы возникнуть.
Участники заседания решили через средства массовой информации обратиться к населению с просьбой сообщать о незаконной вырубке деревьев и других нарушениях. Всем ответственным ведомствам решено направить предложения активизировать работу по экологическому просвещению жителей республики.
«Мы должны объединить усилия для решения озвученных проблем, - подвела итог заседанию координатор группы. - Природа в Туве уникальная, и только вместе мы сможем защитить ее от гибели. Для этого нужно развивать экологическое просвещение, сделать упор на профилактику правонарушений, ведь предотвратить проблему всегда легче, чем устранять ее последствия».
Центр Общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса был создан в марте 2015 года. Цель проекта - остановить варварскую вырубку леса в России. Создание Центра связано с большим количеством сообщений граждан о нарушениях, нелегальных вырубках, фактах коррупции в лесной сфере. В состав Центра вошли эксперты, ученые, общественные деятели и экологи. В регионах, где происходит наибольшее число нелегальных вырубок леса, созданы Группы общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса.
Ключевую роль в предотвращении негативного воздействия на окружающую среду играют законодательные и нормативно-регулирующие акты.
Существующая система нормативно-правового регулирования определяет, прежде всего, принципиальное отношение государства к защите человека и окружающей среды и конкретизирует это отношение в целенаправленных законодательных актах, нормативно-регулирующих документах, межведомственных и ведомственных положениях, руководствах, правилах и требованиях, нормах, государственных стандартах.
В целях формирования экологической культуры населения Республики Тувы, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования ее богатств регулярно проводятся мероприятия по распространению экологических знаний и информированию населения о состоянии окружающей среды и актуальных изменениях природоохранного законодательства.
Экологическое просвещение осуществляется с использованием широкого спектра информационных средств, позволяющих донести экологические знания до каждого гражданина Республики Тува.
Одним из важных условий устойчивого развития Тувы и обеспечения экологической безопасности является повышение уровня экологического образования и культуры населения республики.
В настоящее время экологические знания в республике пропагандируются на всех уровнях системы образования: в детских садах, общеобразовательных школах, учреждениях начального профессионального образования, средних специальных и высших учебных заведениях, а также в рамках переподготовки и повышения квалификации специалистов предприятий.
Так же в поддержку вышесказанного можно огласить, что по инициативе экологов и природоохранных органов Распоряжением правительства Республики Тыва создана рабочая группы по разработке плана мероприятий по созданию национального парка «Арыг оран» (Чистая земля).
Под национальный парк предполагается отвести таежные участки восточных территорий Тоджинского, Каа-Хемского, Тере-Хольского и Эрзинского районов. Парк протянется на несколько сотен километров по кряжам Восточного Саяна, Восточно-Тувинского нагорья и хребта Сенгилен, по которым проходит административная граница Тувы с Красноярским краем, Иркутской областью, Республикой Бурятия, а также участок российской границы с Монголией.
Инициаторы проекта также предлагают включить в границу парка природные и культурно-исторические памятники - крепость «Пор-Бажын», термальные лечебные источники Тарыс, Уш-Бельдыр, Чойган. В него войдут и особо охраняемые природные территории регионального значения - «Дзерен», «Изиг-Суг», «Уш-Белдир». Вместе с тем, с учетом перспектив развития республики, из границы национального парка будут исключены площади, где имеются полезные ископаемые.
Одним из важнейших эффектов авторы проекта считают пресечение браконьерства, которое в последнее время начинает приобретать в этих местах межрегиональный масштаб. Тувинскими егерями неоднократно задерживались целые группы браконьеров, как из числа местных жителей, так и гостей из Красноярского края, Кемеровской, Новосибирской, Иркутской областей, Республики Хакасия, которые занимались нелегальной заготовкой ценных видов рыб, мяса диких животных, лекарственно¬технического сырья в коммерческих объемах.
Не менее важны открывающиеся возможности для организации на более высоком технологическом уровне охраны лесов от пожаров, от антропогенного воздействия.
По информации Минприроды Тувы, рабочей группе поручено подготовить необходимые документы по эколого-экономическому обоснованию проекта «Арыг оран». С ними правительство республики планирует войти в программу развития системы особо охраняемых природных территорий, согласно которой до 2020 года в России предполагается в дополнение к 46 существующим национальным паркам федерального значения создать 20 новых
На сегодняшний день очевидно, что экологическое образование и просвещение, реализованные в форме целостной системы и проникающие во все сферы жизни общества, являются неотъемлемой частью формирования личности современного человека - гражданина двадцать первого века, готового к деятельности в условиях современной социально-экологической действительности.
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ))//Справочно-правовая система «Консультант Плюс» с пополнением от 12.02.2016 г.;
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации» от 30.11.1994 № 51-ФЗ(ред. от 31.01.2016) //Справочно-правовая система «Консультант Плюс» с пополнением от 12.02.2016 г.;
3. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136- ФЗ(ред. от 30.12.2015)(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) //Справочно¬правовая система «Консультант Плюс» с пополнением от 12.02.2016 г.;
4. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197- ФЗ(ред. от 30.12.2015) //Справочно-правовая система «Консультант Плюс» с пополнением от 12.02.2016 г.;
5. «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 № 74- ФЗ(ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) //Справочно¬правовая система «Консультант Плюс» с пополнением от 12.02.2016 г.;
6. «Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 № 200-
ФЗ(ред. от 13.07.2015, с изм. от 30.12.2015)(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) //Справочно-правовая система «Консультант Плюс» с
пополнением от 12.02.2016 г.;
7. «Воздушный кодекс Российской Федерации» от 19.03.1997 № 60- ФЗ(ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)//Справочно- правовая система «Консультант Плюс» с пополнением от 12.02.2016 г.;
8. «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190-ФЗ(ред. от 30.12.2015)(с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» с пополнением от 12.02.2016 г.;
9. Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1(ред. от 13.07.2015)«О недрах»(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) //Справочно-правовая система «Консультант Плюс» с пополнением от 12.02.2016 г.;
10. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ(ред. от 29.12.2015)«Об отходах производства и потребления» //Справочно-правовая система «Консультант Плюс» с пополнением от 12.02.2016 г.;
11. Распоряжения Правительства РФ от 22.08.1998 г. № 1214 «Об ответственности за пользование недрами без лицензии»;
12. Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ(ред. от 29.12.2015)«Об охране окружающей среды» //Справочно-правовая система «Консультант Плюс» с пополнением от 12.02.2016 г.;
13. Постановление от 5 ноября 1998 г. № 14 « О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 № 7) //Справочно-правовая система «Консультант Плюс» с пополнением от 12.02.2016 г.;
14. Постановление Правительства РФ от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» //Справочно-правовая система «Консультант Плюс» с пополнением от 12.02.2016 г.;
15. Постановлением Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» //Справочно-правовая система «Консультант Плюс» с пополнением от 12.02.2016 г.;
16. Приказ Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995«Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.07.1996 № 1136) //Справочно¬правовая система «Консультант Плюс» с пополнением от 12.02.2016 г.;
17. Приказ Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995«Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»(Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.07.1996 № 1136) //Справочно¬правовая система «Консультант Плюс» с пополнением от 12.02.2016 г.;
18. Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 июля 1993 г. № C-13/OC3-241 //Справочно-правовая система «Консультант Плюс» с пополнением от 12.02.2016 г.
НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Боярко Г.Ю. Основы горного права России. Томск: Изд-во Томского университета. 2000. 287 с.
2. Воробьева, Л.В.Земельное право Российской Федерации: учебное пособие /Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007
3. Воробьев Н.И. Гражданское право Российской Федерации: учебное пособие / Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. - Ч 1. - 84 с.
4. Гатин А.М. Гражданское право. Учебное пособие 2009. - 384 с.
5. Ивашкин В.Н. Гражданское право. Особенная часть: конспект лекций/3-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт-Издат, 2009. - 223 с.
6. Нецветаев А.Г. ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. - 386 с.
7. Улюкаев В.Х., Чуркин В.Э., Нахратов В.В., Литвинов Д.В. Земельное правоМ.: Юридическая фирма «ЧАСТНОЕ ПРАВО», 2010, 344с.;
8. Певзнер М.Е. Горное право: Учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.; Издательство Московского государственного горного университета, 2006 - 375 с.;
9. Перчик А.И. Горное право: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Издательский Дом «ФИЛОЛОГИЯ ТРИ», 2002. - 525 с.
10. Суханов Е.А. Гражданское право. Том I. - М.: Волтерс Клувер,
2004.;
11. Суханов Е.А. Гражданское право. Том II. Полутом 1- М.: Волтерс Клувер, 2004.;
12. Суханов Е.А. Гражданское право. Том II. Полутом 2 - М.: Издательство БЕК, 2003.;
13. Суханов Е.А. Гражданское право: В 4 т. Том 1: Общая часть: Учебник 3-е издание, переработанное и дополненное. М. Волтерс Клувер,
2008
14. Шевчук Д.А. Гражданское правоМ.: Эксмо, 2009.;
15. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Е. Н. Абрамова, Н. Н. Аверченко, Ю. В. Байгушева (и др.); под ред. А. П. Сергеева. - М. : Проспект, 2010.