Педагогические условия социализации иностранных студентов в пол и культур ной среде вуза
|
Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования социализации иностранных студентов в поликультурной среде вуза 11
1.1 Социализация личности как проблема психолого-педагогических
исследований
1.2 Особенности социализации иностранных студентов в поликультурной
среде вуза
1.3 Модель социализации иностранных студентов в поликультурной среде
вуза
Глава 2 Эмпирическое исследование процесса социализации иностранных
студентов в поликультурной среде вуза 54
2.1 Организация и общая информация об исследовании 54
2.2 Комплексная программа социализации иностранных студентов в
поликультурной среде вуза 65
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования 80
Заключение 90
Список использованных источников 92
Приложения 104
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования социализации иностранных студентов в поликультурной среде вуза 11
1.1 Социализация личности как проблема психолого-педагогических
исследований
1.2 Особенности социализации иностранных студентов в поликультурной
среде вуза
1.3 Модель социализации иностранных студентов в поликультурной среде
вуза
Глава 2 Эмпирическое исследование процесса социализации иностранных
студентов в поликультурной среде вуза 54
2.1 Организация и общая информация об исследовании 54
2.2 Комплексная программа социализации иностранных студентов в
поликультурной среде вуза 65
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования 80
Заключение 90
Список использованных источников 92
Приложения 104
Актуальность темы исследования. Современный период развития общества характеризуется масштабностью процесса глобализации. В связи с этим возрастает роль международного сотрудничества в сфере образования. Международное сотрудничество в сфере образования является одним из важнейших направлений международной политики многих стран мира, в том числе и России. Обучение и воспитание молодого поколения в системе международного образования способствует сближению народов, их взаимопониманию и взаимоуважению. С этим связана деятельность Организации Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), основная задача которой: «содействовать укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод провозглашенных в Уставе ООН, для всех народов без различия расы, пола, языка или религии» [44, с. 26].
Процесс подготовки иностранных студентов представляет собой средство усовершенствования и поддержания высокого авторитета России на международной арене ее образования, науки и культуры. Подготовка в российских вузах иностранных студентов также стимулирует культурный обмен, привлечение экономической прибыли в бюджет России, а также активное влияние на формирование политической элиты в странах, отправляющих своих граждан на обучение. К тому же иностранные студенты, остающиеся в России после окончания обучения, могут рассматриваться как ценный человеческий капитал для российской экономики. Такие студенты хорошо владеют языком, понимают местную культуру и адаптированы к национальному рынку труда в целом.
Все это актуализирует вопрос создания педагогических условий социализации иностранных студентов в поликультурной среде российского вуза, от успешности которых зависит результат образования и дальнейшая социализация. Особенно на данном этапе развития общества, когда число иностранных студентов в мире активно растет.
В 2007-2008 гг. по данным различных источников число иностранных студентов, составляло 2,7-3 млн. чел. В 2020 году, по мнению ряда экспертов, количество студентов, обучающихся за границей, должно было достигнуть 7,5 млн. чел. Так же, как и во всем мире, число студентов, приезжающих обучаться в Россию растет. Согласно открытым данным, опубликованным министерством науки и высшего образования в 2019-2020 учебном году общее количество иностранных студентов в российских вузах составило 315 тыс. человек - это около 8% от общего числа студентов в России.
Степень разработанности темы исследования. В психолого-педагогической литературе нашли отражение ряд исследований зарубежных авторов, отражающих особенности социализации иностранных студентов разных этносов, обучавшихся в разных странах мира (I. E. Babiker, S. Bochner, A. Furnham, А. Kerey, F. J. Pruitt, A. K. Singh, Р. Steele,), проблемы иностранных студентов, связанные с психоэмоциональными состояниями (A. Anumonye, T. Fujihara, B. Harvey, T. Kohyama, O. Klineberg, L. Ward,), положительное влияние СМИ страны пребывания на иностранных студентов (A. E. Grant, K. Hsu, W. Huang), вовлечение иностранных студентов во внеучебную деятельность с целью интеграции в студенческую среду иноязычного и инокультурного вуза (G. I. Iversen, E. S. Kashima, F. McCall-Wolf, T. Sakurai, T. Toyokawa, N. Toyokawa), изучение спорта как средство социализации и установления культурной идентичности иностранных студентов (J. T. Allen, K. K. Byon, D. D. Drane, R. S. Monhn).
Особый интерес для данного исследования представляют работы отечественных авторов (Н. А. Жерлицына, А. П. Кормилицин, М. Н. Певзнер, Л. А. Тригубова, Т. Д. Чернявская, Е. И. Шарова,).
Данные исследования вносят значительный вклад в теорию и практику изучаемой проблемы, но не позволяют сделать какие-либо конкретные выводы относительно целостной картины в области исследования. Ситуация в целом остается нерешенной.
Актуальность данного исследования обусловлена наличием ряда противоречий:
— научно-теоретического характера - между значительным
количеством исследований, посвящённых проблеме социализации иностранных студентов и недостаточным вниманием к проблеме формирования педагогических условий социализации иностранных студентов в поликультурной среде вуза;
— психолого-педагогического характера - между потенциальными возможностями социализации иностранных студентов в поликультурной среде вуза и недостаточным методическим обеспечением их реализации.
Данные противоречия позволили определить проблему исследования: изучение возможности создания педагогических условий для успешной и эффективной социализации иностранных студентов в поликультурной среде вуза. Необходимость решения данной проблемы определила выбор темы магистерской диссертации: «Педагогические условия социализации
иностранных студентов в поликультурной среде вуза».
Цель исследования: разработать и обосновать педагогическую модель социализации иностранных студентов в поликультурной среде вуза, а также опытно-экспериментальным путем проверить ее эффективность.
Объект исследования: процесс социализации иностранных студентов.
Предмет исследования: педагогические условия социализации иностранных студентов в поликультурной среде вуза.
Гипотеза исследования: социализация иностранных студентов в поликультурной среде вуза будет эффективной если:
— выявлены этапы и содержание процесса социализации иностранных студентов в поликультурной среде вуза;
— определены критерии, показатели и уровни социализированности иностранных студентов;
— теоретически обоснованы и реализованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса социализации иностранных студентов в поликультурной среде вуза.
Для реализации цели исследования и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1) на основании анализа научных источников и теоретико-методологических подходов к проблеме исследования выявить содержание процесса социализации иностранных студентов, определить критерии, показатели и уровни социализированности иностранных студентов в поликультурной среде вуза;
2) теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогическую модель социализации иностранных студентов поликультурной среде вуза;
3) разработать комплексную программу социализации иностранных студентов в поликультурной среде вуза.
Теоретико-методологической основой исследования являются: основные научные концепции социализации (E. Durkheim, F. Giddings, G. Mead, T. Parsons, N. Smelser и др.), психологические теории социализации личности (P. Berger, P. Bourdieu, A. Bandura, U. Bronfenbrenner, G. Herwiz, T. Luckmann, B. Skinner, A. Toffler), теория психоанализа (S. Freud), концепции представителей неофрейдизма (A. Adler, C. Jung, E. Erikson, J. Piaget), современные социально-психологические теории социализации личности отечественных исследователей (Г. М. Андреева, Н. Ф. Голованова, И. Кон, А. В. Мудрик, Б. Д. Парыгин, Г. У. Солдатова); а также концептуальные положения и принципы личностно-ориентированного подхода (С. В. Белова, Е. В. Бондаревская, И. А. Зимняя, Е. А. Крюкова, С. В. Кульневич, Т. В. Лаврикова, Т. П. Лакоценина, В. И. Лещинский, В. В. Сериков, И. С. Якиманская), гуманистического подхода (Ш. А. Амонашвили, Я. А. Коменский, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский,), кросс-культурного подхода (В. Г. Крысько, Г. У. Солдатова, Т. Г. Стефаненко, А. Н. Татарко), деятельностного подхода (П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретические методы (анализ и синтез психолого-педагогической и методической литературы, моделирование); эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент); методы математической статистики (t-критерий Стьюдента).
Основные этапы и опытно-экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа выполнялась на базе Института международного сотрудничества Пензенского государственного университета. Исследование проводилось в три этапа в период с сентября 2019 - по март 2021 г.
На подготовительном этапе изучалось состояние разработанности проблемы исследования, были определены теоретико-методологические основания исследования; сформулирован понятийно-категориальный аппарат: объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования; разработана модель социализации иностранных студентов в поликультурной среде вуза; подготовлено методическое обеспечение реализации модели; составлен пакет диагностических методик.
На основном этапе была экспериментально проверена модель социализации иностранных студентов в поликультурной среде вуза, получены экспериментальные данные, проведён анализ и обобщены результаты исследования.
На заключительном этапе осуществлялся анализ и систематизация полученных в ходе исследования эмпирических данных с последующей их интерпретацией, формулировались научные выводы; оформлялась диссертация.
Научная новизна:
— представлена содержательная характеристика процесса социализации иностранных студентов в поликультурной среде вуза;
— создана и апробирована педагогическая модель социализации иностранных студентов в поликультурной среде вуза.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
— определены понятие, сущность и содержание процесса социализации, что расширяет понятийный аппарат педагогики;
— разработана модель социализации иностранных студентов в поликультурной среде вуза, содержание которой дополняет теоретические представления о проблеме социализации в целом;
— выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность и успешность социализации иностранных студентов в поликультурной среде вуза.
Практическая значимость исследования определяется направленностью его результатов на повышение уровня социализированности иностранных студентов; разработке комплексной программы социализации иностранных студентов, которая может быть рекомендована к использованию в образовательном процессе вузов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Социализация иностранных студентов представлена как динамический многоуровневый процесс, имеющий определенную структуру, последовательность и особенности протекания, связанные с перестройкой личности в рамках включения в новую социокультурную среду. Социализированность студентов представляет собой совокупность трех компонентов: когнитивного, деятельностно-поведенческого и рефлексивно-оценочного. Анализ данных компонентов позволил определить уровни социализированности иностранных студентов, которые могут быть обозначены как пассивный, нейтральный и активный.
2. Модель социализации иностранных студентов в поликультурной среде вуза представляет собой совокупность психолого-педагогических условий, способствующих эффективной социализации студентов; совокупность критериев, показателей и уровней их сформированности через реализацию соответствующего содержания (разработанной комплексной программы социализации иностранных студентов в поликультурной среде вуза) с использованием определённых форм (форм управления и самоуправления жизнью воспитанников, познавательных форм, развлекательных форм), методов (методов формирования сознания личности (взглядов и убеждений); методов организации деятельности, общения, опыта общественного поведения; методов стимулирования и мотивации деятельности и поведения; методов контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения), средств (знаковых символов; материальных средств; различных способов коммуникации; коллектива или социальной группы как организующих условия; технических средств; культурных ценностей и мира жизнедеятельности студента) социализации иностранных студентов.
3. Эффективность социализации иностранных студентов в поликультурной среде вуза обеспечивается реализацией комплексной программы социализации иностранных студентов в поликультурной среде вуза, включающей в себя программу тьюторского сопровождения и менторинга по национальным группам, программу адаптационных и профилактических мероприятий, программу мониторинга удовлетворенности социально¬бытовыми условиями проживания и обучения в университете, программу организации проектной деятельности (социально-значимые, культурные, научно-исследовательские и спортивные проекты).
Апробация и внедрение результатов исследования.
Достоверность и обоснованность проведенного исследования, его результатов и выводов обусловлены глубоким анализом проблемы; опорой на общенаучные методологические подходы; выбором методов исследования, соответствующих его цели, предмету и задачам. Отдельные результаты исследования представлены в докладах на научных конференциях: VIII Международная научно-практическая конференция иностранных студентов (Пенза, 2019), IX Международная научно-практическая конференция иностранных студентов (Пенза, 2021). Представленные в работе результаты исследования нашли отражение в 5 научных публикациях в изданиях РИНЦ.
Структура диссертации соответствует общей логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 81 источник, приложений.
Процесс подготовки иностранных студентов представляет собой средство усовершенствования и поддержания высокого авторитета России на международной арене ее образования, науки и культуры. Подготовка в российских вузах иностранных студентов также стимулирует культурный обмен, привлечение экономической прибыли в бюджет России, а также активное влияние на формирование политической элиты в странах, отправляющих своих граждан на обучение. К тому же иностранные студенты, остающиеся в России после окончания обучения, могут рассматриваться как ценный человеческий капитал для российской экономики. Такие студенты хорошо владеют языком, понимают местную культуру и адаптированы к национальному рынку труда в целом.
Все это актуализирует вопрос создания педагогических условий социализации иностранных студентов в поликультурной среде российского вуза, от успешности которых зависит результат образования и дальнейшая социализация. Особенно на данном этапе развития общества, когда число иностранных студентов в мире активно растет.
В 2007-2008 гг. по данным различных источников число иностранных студентов, составляло 2,7-3 млн. чел. В 2020 году, по мнению ряда экспертов, количество студентов, обучающихся за границей, должно было достигнуть 7,5 млн. чел. Так же, как и во всем мире, число студентов, приезжающих обучаться в Россию растет. Согласно открытым данным, опубликованным министерством науки и высшего образования в 2019-2020 учебном году общее количество иностранных студентов в российских вузах составило 315 тыс. человек - это около 8% от общего числа студентов в России.
Степень разработанности темы исследования. В психолого-педагогической литературе нашли отражение ряд исследований зарубежных авторов, отражающих особенности социализации иностранных студентов разных этносов, обучавшихся в разных странах мира (I. E. Babiker, S. Bochner, A. Furnham, А. Kerey, F. J. Pruitt, A. K. Singh, Р. Steele,), проблемы иностранных студентов, связанные с психоэмоциональными состояниями (A. Anumonye, T. Fujihara, B. Harvey, T. Kohyama, O. Klineberg, L. Ward,), положительное влияние СМИ страны пребывания на иностранных студентов (A. E. Grant, K. Hsu, W. Huang), вовлечение иностранных студентов во внеучебную деятельность с целью интеграции в студенческую среду иноязычного и инокультурного вуза (G. I. Iversen, E. S. Kashima, F. McCall-Wolf, T. Sakurai, T. Toyokawa, N. Toyokawa), изучение спорта как средство социализации и установления культурной идентичности иностранных студентов (J. T. Allen, K. K. Byon, D. D. Drane, R. S. Monhn).
Особый интерес для данного исследования представляют работы отечественных авторов (Н. А. Жерлицына, А. П. Кормилицин, М. Н. Певзнер, Л. А. Тригубова, Т. Д. Чернявская, Е. И. Шарова,).
Данные исследования вносят значительный вклад в теорию и практику изучаемой проблемы, но не позволяют сделать какие-либо конкретные выводы относительно целостной картины в области исследования. Ситуация в целом остается нерешенной.
Актуальность данного исследования обусловлена наличием ряда противоречий:
— научно-теоретического характера - между значительным
количеством исследований, посвящённых проблеме социализации иностранных студентов и недостаточным вниманием к проблеме формирования педагогических условий социализации иностранных студентов в поликультурной среде вуза;
— психолого-педагогического характера - между потенциальными возможностями социализации иностранных студентов в поликультурной среде вуза и недостаточным методическим обеспечением их реализации.
Данные противоречия позволили определить проблему исследования: изучение возможности создания педагогических условий для успешной и эффективной социализации иностранных студентов в поликультурной среде вуза. Необходимость решения данной проблемы определила выбор темы магистерской диссертации: «Педагогические условия социализации
иностранных студентов в поликультурной среде вуза».
Цель исследования: разработать и обосновать педагогическую модель социализации иностранных студентов в поликультурной среде вуза, а также опытно-экспериментальным путем проверить ее эффективность.
Объект исследования: процесс социализации иностранных студентов.
Предмет исследования: педагогические условия социализации иностранных студентов в поликультурной среде вуза.
Гипотеза исследования: социализация иностранных студентов в поликультурной среде вуза будет эффективной если:
— выявлены этапы и содержание процесса социализации иностранных студентов в поликультурной среде вуза;
— определены критерии, показатели и уровни социализированности иностранных студентов;
— теоретически обоснованы и реализованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса социализации иностранных студентов в поликультурной среде вуза.
Для реализации цели исследования и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1) на основании анализа научных источников и теоретико-методологических подходов к проблеме исследования выявить содержание процесса социализации иностранных студентов, определить критерии, показатели и уровни социализированности иностранных студентов в поликультурной среде вуза;
2) теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогическую модель социализации иностранных студентов поликультурной среде вуза;
3) разработать комплексную программу социализации иностранных студентов в поликультурной среде вуза.
Теоретико-методологической основой исследования являются: основные научные концепции социализации (E. Durkheim, F. Giddings, G. Mead, T. Parsons, N. Smelser и др.), психологические теории социализации личности (P. Berger, P. Bourdieu, A. Bandura, U. Bronfenbrenner, G. Herwiz, T. Luckmann, B. Skinner, A. Toffler), теория психоанализа (S. Freud), концепции представителей неофрейдизма (A. Adler, C. Jung, E. Erikson, J. Piaget), современные социально-психологические теории социализации личности отечественных исследователей (Г. М. Андреева, Н. Ф. Голованова, И. Кон, А. В. Мудрик, Б. Д. Парыгин, Г. У. Солдатова); а также концептуальные положения и принципы личностно-ориентированного подхода (С. В. Белова, Е. В. Бондаревская, И. А. Зимняя, Е. А. Крюкова, С. В. Кульневич, Т. В. Лаврикова, Т. П. Лакоценина, В. И. Лещинский, В. В. Сериков, И. С. Якиманская), гуманистического подхода (Ш. А. Амонашвили, Я. А. Коменский, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский,), кросс-культурного подхода (В. Г. Крысько, Г. У. Солдатова, Т. Г. Стефаненко, А. Н. Татарко), деятельностного подхода (П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретические методы (анализ и синтез психолого-педагогической и методической литературы, моделирование); эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент); методы математической статистики (t-критерий Стьюдента).
Основные этапы и опытно-экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа выполнялась на базе Института международного сотрудничества Пензенского государственного университета. Исследование проводилось в три этапа в период с сентября 2019 - по март 2021 г.
На подготовительном этапе изучалось состояние разработанности проблемы исследования, были определены теоретико-методологические основания исследования; сформулирован понятийно-категориальный аппарат: объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования; разработана модель социализации иностранных студентов в поликультурной среде вуза; подготовлено методическое обеспечение реализации модели; составлен пакет диагностических методик.
На основном этапе была экспериментально проверена модель социализации иностранных студентов в поликультурной среде вуза, получены экспериментальные данные, проведён анализ и обобщены результаты исследования.
На заключительном этапе осуществлялся анализ и систематизация полученных в ходе исследования эмпирических данных с последующей их интерпретацией, формулировались научные выводы; оформлялась диссертация.
Научная новизна:
— представлена содержательная характеристика процесса социализации иностранных студентов в поликультурной среде вуза;
— создана и апробирована педагогическая модель социализации иностранных студентов в поликультурной среде вуза.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
— определены понятие, сущность и содержание процесса социализации, что расширяет понятийный аппарат педагогики;
— разработана модель социализации иностранных студентов в поликультурной среде вуза, содержание которой дополняет теоретические представления о проблеме социализации в целом;
— выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность и успешность социализации иностранных студентов в поликультурной среде вуза.
Практическая значимость исследования определяется направленностью его результатов на повышение уровня социализированности иностранных студентов; разработке комплексной программы социализации иностранных студентов, которая может быть рекомендована к использованию в образовательном процессе вузов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Социализация иностранных студентов представлена как динамический многоуровневый процесс, имеющий определенную структуру, последовательность и особенности протекания, связанные с перестройкой личности в рамках включения в новую социокультурную среду. Социализированность студентов представляет собой совокупность трех компонентов: когнитивного, деятельностно-поведенческого и рефлексивно-оценочного. Анализ данных компонентов позволил определить уровни социализированности иностранных студентов, которые могут быть обозначены как пассивный, нейтральный и активный.
2. Модель социализации иностранных студентов в поликультурной среде вуза представляет собой совокупность психолого-педагогических условий, способствующих эффективной социализации студентов; совокупность критериев, показателей и уровней их сформированности через реализацию соответствующего содержания (разработанной комплексной программы социализации иностранных студентов в поликультурной среде вуза) с использованием определённых форм (форм управления и самоуправления жизнью воспитанников, познавательных форм, развлекательных форм), методов (методов формирования сознания личности (взглядов и убеждений); методов организации деятельности, общения, опыта общественного поведения; методов стимулирования и мотивации деятельности и поведения; методов контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения), средств (знаковых символов; материальных средств; различных способов коммуникации; коллектива или социальной группы как организующих условия; технических средств; культурных ценностей и мира жизнедеятельности студента) социализации иностранных студентов.
3. Эффективность социализации иностранных студентов в поликультурной среде вуза обеспечивается реализацией комплексной программы социализации иностранных студентов в поликультурной среде вуза, включающей в себя программу тьюторского сопровождения и менторинга по национальным группам, программу адаптационных и профилактических мероприятий, программу мониторинга удовлетворенности социально¬бытовыми условиями проживания и обучения в университете, программу организации проектной деятельности (социально-значимые, культурные, научно-исследовательские и спортивные проекты).
Апробация и внедрение результатов исследования.
Достоверность и обоснованность проведенного исследования, его результатов и выводов обусловлены глубоким анализом проблемы; опорой на общенаучные методологические подходы; выбором методов исследования, соответствующих его цели, предмету и задачам. Отдельные результаты исследования представлены в докладах на научных конференциях: VIII Международная научно-практическая конференция иностранных студентов (Пенза, 2019), IX Международная научно-практическая конференция иностранных студентов (Пенза, 2021). Представленные в работе результаты исследования нашли отражение в 5 научных публикациях в изданиях РИНЦ.
Структура диссертации соответствует общей логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 81 источник, приложений.
Проведённое исследование решает актуальную проблему создания педагогических условий социализации иностранных студентов в поликультурной среде вуза. Актуальность определяется увеличением количества иностранных студентов в российских вузах, успешная социализация и адаптация которых способна увеличить авторитет России на мировой арене. Анализ научной литературы подтвердил необходимость и обосновал возможность решения исследуемой проблемы с позиций личностно - ориентированного, гуманистического, кросс-культурного и деятельностного подходов.
Основные выводы исследования:
— выявлено содержание процесса социализации иностранных студентов;
— выявлены критерии, показатели и уровни социализированности иностранных студентов в поликультурной среде вуза;
— разработана и экспериментально проверена педагогическая модель социализации иностранных студентов в поликультурной среде вуза;
— разработана и теоретически обоснована комплексная программа социализации иностранных студентов в поликультурной среде вуза.
В результате анализа полученных количественных и качественных результатов опытно-экспериментальной работы, было доказано, что выдвинутая в исследовании гипотеза нашла свое подтверждение, задачи исследования решены, а цель исследования достигнута. Проведённое исследование доказало эффективность и целесообразность реализации авторской модели.
Материалы данного диссертационного исследования могут применяться при организации учебно-воспитательной работы с иностранными студентами, для более эффективной и успешной социализации в поликультурной среде вуза.
Рассматривая перспективу дальнейшей научной работы, необходимо отметить, что предложенное исследование не исчерпывает всех аспектов обозначенной проблемы. Данная работа может быть продолжена в следующих направлениях: исследование особенностей социализации иностранных
студентов, представителей различных национальных групп; выявление факторов, способствующих и препятствующих социализации иностранных студентов; рассмотрение вопроса развития глобальной компетентности студентов, как фактора успешной социализации в поликультурной среде.
Основные выводы исследования:
— выявлено содержание процесса социализации иностранных студентов;
— выявлены критерии, показатели и уровни социализированности иностранных студентов в поликультурной среде вуза;
— разработана и экспериментально проверена педагогическая модель социализации иностранных студентов в поликультурной среде вуза;
— разработана и теоретически обоснована комплексная программа социализации иностранных студентов в поликультурной среде вуза.
В результате анализа полученных количественных и качественных результатов опытно-экспериментальной работы, было доказано, что выдвинутая в исследовании гипотеза нашла свое подтверждение, задачи исследования решены, а цель исследования достигнута. Проведённое исследование доказало эффективность и целесообразность реализации авторской модели.
Материалы данного диссертационного исследования могут применяться при организации учебно-воспитательной работы с иностранными студентами, для более эффективной и успешной социализации в поликультурной среде вуза.
Рассматривая перспективу дальнейшей научной работы, необходимо отметить, что предложенное исследование не исчерпывает всех аспектов обозначенной проблемы. Данная работа может быть продолжена в следующих направлениях: исследование особенностей социализации иностранных
студентов, представителей различных национальных групп; выявление факторов, способствующих и препятствующих социализации иностранных студентов; рассмотрение вопроса развития глобальной компетентности студентов, как фактора успешной социализации в поликультурной среде.
Подобные работы
- Педагогическое сопровождение социальной адаптации студентов из КНР, обучающихся по программе "Международный менеджмент", к российской системе образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2017 - ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2019 - Гид по Красноярску» как условие социокультурной адаптации студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ИНТЕГРАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В СОЦИОКУЛЬТУРНУЮ СРЕДУ ГОРОДА: НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА БЕЛГОРОДА
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
СТУДЕНТОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5690 р. Год сдачи: 2017 - Социализация детей с ОВЗ средствами танцевальной терапии
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2024 - Развитие лингвострановедческой компетенции студентов бакалавриата
средствами иностранного языка (на примере английского и арабского
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2016 - СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



