Методы стимулирования познавательной деятельности учащихся на уроках математики путем анализа проблемных задач
|
Есть приложение.
Введение 2-4
Глава 1 Активизация познавательной деятельности школьников 5 -17
1.1 Понятие познавательной активизации деятельности младших школьников 5-8
1.2 Использование возможностей современного урока математики для активизации познавательной деятельности учащихся 9-15
Глава 2. Развитие познавательной активности младшего школьника путем создания проблемной ситуации на уроке 16-31
2.1 Планирование урока математики с применением метода проблемных ситуаций 16-19
2.2 Использование анализа проблемных ситуаций на уроках математики 20-27
Заключение 28-31
Использованная литература 32-33
Приложение……………………………….34-35
Введение 2-4
Глава 1 Активизация познавательной деятельности школьников 5 -17
1.1 Понятие познавательной активизации деятельности младших школьников 5-8
1.2 Использование возможностей современного урока математики для активизации познавательной деятельности учащихся 9-15
Глава 2. Развитие познавательной активности младшего школьника путем создания проблемной ситуации на уроке 16-31
2.1 Планирование урока математики с применением метода проблемных ситуаций 16-19
2.2 Использование анализа проблемных ситуаций на уроках математики 20-27
Заключение 28-31
Использованная литература 32-33
Приложение……………………………….34-35
Актуальность. Известно, что успех усвоения программного материала во многом зависит от того, насколько умело учитель обеспечит интенсивную умственную работу учащихся, организует их учебно-познавательную деятельность на уроке. В активизации умственной деятельности школьников на уроках математики важная роль отводится умелому созданию учителем проблемной ситуации.
Известный психолог А.Н. Матюшкин проблемную ситуацию определяет как особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта и характеризующуюся таким психологическим состоянием, которое возникает у субъекта (учащегося) при выполнении им задания и который требует усвоения новых, ранее неизвестных субъекту знаний или способов действий [16, с.5].
Планируя процесс обучения, учитель должен создавать проблемную ситуацию таким образом, чтобы вызвать у учащихся не только заинтересованность, но и желание самостоятельно открыть для себя новые знания. Если ученики сосредоточены, заинтересованы, внимательны, их мышление будет направлено на решение поставленной проблемы
Теория проблемного обучения начала разрабатываться достаточно давно.
Ею занимались известные российские педагоги и психологи М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, И.А. Ильницкая, А.Н. Матюшкин и другие. Эта проблема является одной из главных закономерностей процесса познания. Ученые определяют проблемное обучение с разных позиций: как новый тип обучения, как метод обучения, как принцип обучения, как технологию.
Сейчас проблемное обучение рассматривается как технология развивающего образования, направленная на активное получение знаний, формирование умственных способностей и приемов исследовательской деятельности, привлечения учащихся к научному поиску, развитие их познавательной активности, творчества и самостоятельности. Можно сказать, что это система методов и приемов, с помощью которых ученик включается в деятельность, которая требует творческого, сознательного и прочного усвоения знаний в процессе решения определенных учебных и жизненных ситуаций.
Школьная практика показывает, что уже во втором полугодии желание первоклассника ходить в школу исчезает вместе с потребностью учиться. Педагогическое мастерство учителя заключается в естественном переводе внешних педагогических во внутренние - психологические противоречия и создании оптимальных условий для их осознания учеником.
Такой подход крайне необходим для устранения формализма в деятельности современной школы, поскольку дает возможность ученику воспринимать себя как активного субъекта учебного процесса. Поэтому развитие познавательного интереса младших школьников - одна из важнейших задач современной общеобразовательной школы.
Объектом исследования является процесс обучения математике в начальной школе.
Предмет исследования: анализ проблемных ситуаций на уроках математики с младшими школьниками как метод повышения познавательной деятельности.
Цель работы: исследовать методы стимулирования познавательной деятельности учащихся на уроках математики путем анализа проблемных задач.
Задачи исследования:
1. Определить особенности активизации познавательной деятельности школьников.
2. Выявить возможности современного урока математики для активизации познавательной деятельности учащихся.
3. Рассмотреть планирование урока математики с применением метода проблемных ситуаций.
4. Привести методику использования анализа проблемных ситуаций на уроках математики.
Данная работа состоит из введения, двух глав, вторая глава является собственно исследованием и содержит рекомендации по применению изучаемых параметров на практике, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Курсовая работа основывается на анализе научно-методической литературы, методических пособий и педагогического опыта заслуженных учителей и ученых.
Известный психолог А.Н. Матюшкин проблемную ситуацию определяет как особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта и характеризующуюся таким психологическим состоянием, которое возникает у субъекта (учащегося) при выполнении им задания и который требует усвоения новых, ранее неизвестных субъекту знаний или способов действий [16, с.5].
Планируя процесс обучения, учитель должен создавать проблемную ситуацию таким образом, чтобы вызвать у учащихся не только заинтересованность, но и желание самостоятельно открыть для себя новые знания. Если ученики сосредоточены, заинтересованы, внимательны, их мышление будет направлено на решение поставленной проблемы
Теория проблемного обучения начала разрабатываться достаточно давно.
Ею занимались известные российские педагоги и психологи М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, И.А. Ильницкая, А.Н. Матюшкин и другие. Эта проблема является одной из главных закономерностей процесса познания. Ученые определяют проблемное обучение с разных позиций: как новый тип обучения, как метод обучения, как принцип обучения, как технологию.
Сейчас проблемное обучение рассматривается как технология развивающего образования, направленная на активное получение знаний, формирование умственных способностей и приемов исследовательской деятельности, привлечения учащихся к научному поиску, развитие их познавательной активности, творчества и самостоятельности. Можно сказать, что это система методов и приемов, с помощью которых ученик включается в деятельность, которая требует творческого, сознательного и прочного усвоения знаний в процессе решения определенных учебных и жизненных ситуаций.
Школьная практика показывает, что уже во втором полугодии желание первоклассника ходить в школу исчезает вместе с потребностью учиться. Педагогическое мастерство учителя заключается в естественном переводе внешних педагогических во внутренние - психологические противоречия и создании оптимальных условий для их осознания учеником.
Такой подход крайне необходим для устранения формализма в деятельности современной школы, поскольку дает возможность ученику воспринимать себя как активного субъекта учебного процесса. Поэтому развитие познавательного интереса младших школьников - одна из важнейших задач современной общеобразовательной школы.
Объектом исследования является процесс обучения математике в начальной школе.
Предмет исследования: анализ проблемных ситуаций на уроках математики с младшими школьниками как метод повышения познавательной деятельности.
Цель работы: исследовать методы стимулирования познавательной деятельности учащихся на уроках математики путем анализа проблемных задач.
Задачи исследования:
1. Определить особенности активизации познавательной деятельности школьников.
2. Выявить возможности современного урока математики для активизации познавательной деятельности учащихся.
3. Рассмотреть планирование урока математики с применением метода проблемных ситуаций.
4. Привести методику использования анализа проблемных ситуаций на уроках математики.
Данная работа состоит из введения, двух глав, вторая глава является собственно исследованием и содержит рекомендации по применению изучаемых параметров на практике, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Курсовая работа основывается на анализе научно-методической литературы, методических пособий и педагогического опыта заслуженных учителей и ученых.
Учебный процесс представляет собой сложную динамическую систему, в которой в органическом единстве происходит взаимосвязанная деятельность учителя и ученика. Вся учебно-воспитательная деятельность учителя при этом направлена на оптимизацию познавательной деятельности учащихся.
Под оптимизацией познавательной деятельности учащихся понимают такую организацию процесса усвоения знаний, в результате которой учащиеся в основном на уроке овладевают знаниями, способами действий, социально значимой ценностной ориентацией в окружающей действительности, учатся применять полученные знания на практике. Все указанные аспекты деятельности ученика на уроке должны находиться в постоянном взаимодействии и взаимосвязи, а это обеспечивается комплексным подходом к созданию учебных ситуаций на уроке.
Комплексным подходом к разработке и созданию учебных ситуаций на уроке математики в начальных классах предполагается дифференцированная постановка учебных задач, управление процессом освоения учащимися определенным объемом знаний, организации их самостоятельной мыслительной деятельности.
Эффективность обучения существенно возрастает, когда учитель не только преподает готовые истины, но и руководит процессом их открытия и усвоения учащимися, формирует у них необходимые для этого умственные действия, учит самостоятельно пополнять свои знания.
Активизации учебной деятельности способствует такое управление учением, когда ученики постепенно переходят от простых к сложным познавательным, проблемным задачам; с помощью учителя овладевают способами самостоятельного решения, обобщают их, переносят в новые ситуации.
Учебные ситуации урока, которые способствуют формированию у учащихся приемов умственной деятельности, разные как по своему содержанию, так и по функциям. Источники возникновения их также неодинаковы. Одни из них специально разрабатываются учителем, другие - возникают стихийно. Некоторые ситуации возникают в процессе деятельности учителя, другие - обусловлены деятельностью учащихся. Одни ситуации, возникающие на уроке, способствуют усвоению учащимися практических действий, другие - вызывают у них потребность выполнять умственные действия.
Учебные ситуации в реальном учебном процессе являются не только условием возникновения мышления, но и средством его формирования и развития. Они фактически являются показателем сформированности, активности, умения учиться, критерием развития ученика начальных классов как творческой личности. В этом плане актуальны методические аспекты создания учебных ситуаций на базе определенного программного материала с учетом специфики начального курса математики, использование их на доступном уровне не на специальных занятиях, а на обычных уроках, чтобы эта работа естественно вплеталась в их структуру.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке требует специальной разработки учебных ситуаций, в которых ученики занимались различными видами деятельности - игровой, учебной, трудовой, общением. Выполняя различные виды деятельности на уроке, ученики занимают позицию активного субъекта действий. Ученик младших классов не может обойтись без устного рассказа учителя. Изложение, устное сообщение знаний учителем не просто заменяет книгу. Эти средства являются важными психологическими предпосылками сознательного усвоения учебного материала. Слушая учителя, его устную речь, ученик воспринимает смысл и значение слов.
На основе анализа результатов проведенных исследований, в которых раскрывалась роль специально созданных учебных развивающих ситуаций как фактора успешного усвоения математических знаний младшими школьниками, было выяснено, что такие ситуации можно создавать с помощью проблемных задач, которые направляют учеников на выбор понятий и принципов, необходимых для выполнения задания; понятий, которые могут использоваться при решении определенного типа задач; с помощью задач, в процессе решения которых обобщаются мыслительные действия и операции; при этом считается, что понятия и принципы должны усваиваться в процессе решения задач, в которых они применяются.
Оптимизация познавательной деятельности учащихся на уроке математики будет обеспечиваться при условии, если каждому ученику будет предоставляться возможность самостоятельно открывать для себя знания, утверждать чувство собственного достоинства. Кроме того, оптимизации процесса учения способствуют такие виды деятельности учителя, как оценивание условий, направленных на формирование основных понятий на уроке, анализ умственных действий и операций, которые выполнялись учениками; соотнесение методов работы с содержанием учебного материала и интеллектуальными возможностями учащихся, выделение существенного в учебном материале, обобщение материала; контроль за собственной речью и языком учащихся (содержательность, словарный состав языка, четкость формулировок, выразительность, образность, синтаксическая структура и т.п.); создание условий для развития их репродуктивного и творческого воображения; контроль за эмоциональным состоянием детей на уроке и создание ситуаций для формирования волевых качеств личности; управление общением учащихся на уроке и воспитание у них дисциплинированности, организованности и деловитости.
При разработке учебных ситуаций урока нужно учитывать приобретенный жизненный опыт и знания учащихся, специально направлять их на выделение основных свойств объектов учебного материала, в частности тех, что нужны им для усвоения следующих знаний и могут применяться в практической деятельности.
Важным требованием в организации наблюдательности учащихся является постановка конкретной задачи.
Таким образом, в проблемных учебных ситуациях, создаваемых на уроке математики, реализуется определенная система взаимодействий учителя и учеников. Главная их цель не только усвоение программного учебного материала, но и овладение умениями пользоваться полученными знаниями на практике.
Составленные арифметические задачи играют важную роль в обучении общих приемов умственной деятельности, которые необходимы для решения задачи: анализировать, выделить известное и неизвестное; устанавливать связи между данными и искомым; составлять план решения; переводить зависимости между данными и искомым, сформулированы словам, на язык математических выражений, равенств, уравнений; выполнять соответствующие действия и находить ответ на вопрос задачи; проверять решения. Важным элементом составленной задачи, что позволяет достичь цели, является решение, то есть процесс преобразования ее условия, осуществляемый на основе знаний по той отрасли, к которой относится задача, определенных логических правил вывода и особых правил эвристического характера. Этот процесс состоит из анализа задачи, поиска плана решения; осуществление найденного плана решения (решение) выяснения, что полученный результат удовлетворяет требованию задачи (проверка решения) анализ решения (выяснение приемов решения, рассмотрение других способов). При этом выделяют этапы: ознакомление с содержанием задачи; анализ задачи и отыскания плана решения; решения; проверка решения задачи.
Поэтому рекомендуем использовать на практике упражнения, не требующие дополнительных знаний, но, которые, имея поисково-проблемный характер, учат сравнивать, анализировать, сопоставлять с противопоставлением, устанавливать некоторые математические закономерности.
Под оптимизацией познавательной деятельности учащихся понимают такую организацию процесса усвоения знаний, в результате которой учащиеся в основном на уроке овладевают знаниями, способами действий, социально значимой ценностной ориентацией в окружающей действительности, учатся применять полученные знания на практике. Все указанные аспекты деятельности ученика на уроке должны находиться в постоянном взаимодействии и взаимосвязи, а это обеспечивается комплексным подходом к созданию учебных ситуаций на уроке.
Комплексным подходом к разработке и созданию учебных ситуаций на уроке математики в начальных классах предполагается дифференцированная постановка учебных задач, управление процессом освоения учащимися определенным объемом знаний, организации их самостоятельной мыслительной деятельности.
Эффективность обучения существенно возрастает, когда учитель не только преподает готовые истины, но и руководит процессом их открытия и усвоения учащимися, формирует у них необходимые для этого умственные действия, учит самостоятельно пополнять свои знания.
Активизации учебной деятельности способствует такое управление учением, когда ученики постепенно переходят от простых к сложным познавательным, проблемным задачам; с помощью учителя овладевают способами самостоятельного решения, обобщают их, переносят в новые ситуации.
Учебные ситуации урока, которые способствуют формированию у учащихся приемов умственной деятельности, разные как по своему содержанию, так и по функциям. Источники возникновения их также неодинаковы. Одни из них специально разрабатываются учителем, другие - возникают стихийно. Некоторые ситуации возникают в процессе деятельности учителя, другие - обусловлены деятельностью учащихся. Одни ситуации, возникающие на уроке, способствуют усвоению учащимися практических действий, другие - вызывают у них потребность выполнять умственные действия.
Учебные ситуации в реальном учебном процессе являются не только условием возникновения мышления, но и средством его формирования и развития. Они фактически являются показателем сформированности, активности, умения учиться, критерием развития ученика начальных классов как творческой личности. В этом плане актуальны методические аспекты создания учебных ситуаций на базе определенного программного материала с учетом специфики начального курса математики, использование их на доступном уровне не на специальных занятиях, а на обычных уроках, чтобы эта работа естественно вплеталась в их структуру.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке требует специальной разработки учебных ситуаций, в которых ученики занимались различными видами деятельности - игровой, учебной, трудовой, общением. Выполняя различные виды деятельности на уроке, ученики занимают позицию активного субъекта действий. Ученик младших классов не может обойтись без устного рассказа учителя. Изложение, устное сообщение знаний учителем не просто заменяет книгу. Эти средства являются важными психологическими предпосылками сознательного усвоения учебного материала. Слушая учителя, его устную речь, ученик воспринимает смысл и значение слов.
На основе анализа результатов проведенных исследований, в которых раскрывалась роль специально созданных учебных развивающих ситуаций как фактора успешного усвоения математических знаний младшими школьниками, было выяснено, что такие ситуации можно создавать с помощью проблемных задач, которые направляют учеников на выбор понятий и принципов, необходимых для выполнения задания; понятий, которые могут использоваться при решении определенного типа задач; с помощью задач, в процессе решения которых обобщаются мыслительные действия и операции; при этом считается, что понятия и принципы должны усваиваться в процессе решения задач, в которых они применяются.
Оптимизация познавательной деятельности учащихся на уроке математики будет обеспечиваться при условии, если каждому ученику будет предоставляться возможность самостоятельно открывать для себя знания, утверждать чувство собственного достоинства. Кроме того, оптимизации процесса учения способствуют такие виды деятельности учителя, как оценивание условий, направленных на формирование основных понятий на уроке, анализ умственных действий и операций, которые выполнялись учениками; соотнесение методов работы с содержанием учебного материала и интеллектуальными возможностями учащихся, выделение существенного в учебном материале, обобщение материала; контроль за собственной речью и языком учащихся (содержательность, словарный состав языка, четкость формулировок, выразительность, образность, синтаксическая структура и т.п.); создание условий для развития их репродуктивного и творческого воображения; контроль за эмоциональным состоянием детей на уроке и создание ситуаций для формирования волевых качеств личности; управление общением учащихся на уроке и воспитание у них дисциплинированности, организованности и деловитости.
При разработке учебных ситуаций урока нужно учитывать приобретенный жизненный опыт и знания учащихся, специально направлять их на выделение основных свойств объектов учебного материала, в частности тех, что нужны им для усвоения следующих знаний и могут применяться в практической деятельности.
Важным требованием в организации наблюдательности учащихся является постановка конкретной задачи.
Таким образом, в проблемных учебных ситуациях, создаваемых на уроке математики, реализуется определенная система взаимодействий учителя и учеников. Главная их цель не только усвоение программного учебного материала, но и овладение умениями пользоваться полученными знаниями на практике.
Составленные арифметические задачи играют важную роль в обучении общих приемов умственной деятельности, которые необходимы для решения задачи: анализировать, выделить известное и неизвестное; устанавливать связи между данными и искомым; составлять план решения; переводить зависимости между данными и искомым, сформулированы словам, на язык математических выражений, равенств, уравнений; выполнять соответствующие действия и находить ответ на вопрос задачи; проверять решения. Важным элементом составленной задачи, что позволяет достичь цели, является решение, то есть процесс преобразования ее условия, осуществляемый на основе знаний по той отрасли, к которой относится задача, определенных логических правил вывода и особых правил эвристического характера. Этот процесс состоит из анализа задачи, поиска плана решения; осуществление найденного плана решения (решение) выяснения, что полученный результат удовлетворяет требованию задачи (проверка решения) анализ решения (выяснение приемов решения, рассмотрение других способов). При этом выделяют этапы: ознакомление с содержанием задачи; анализ задачи и отыскания плана решения; решения; проверка решения задачи.
Поэтому рекомендуем использовать на практике упражнения, не требующие дополнительных знаний, но, которые, имея поисково-проблемный характер, учат сравнивать, анализировать, сопоставлять с противопоставлением, устанавливать некоторые математические закономерности.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Активизация познавательной деятельности студентов образовательной организации при изучении темы «Управление затратами» (на примере Инженерно-экономического колледжа Набережночелнинского
института (филиала) КФУ)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - Исторический материал на уроках математики как средство развития познавательного интереса учащихся
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - Дидактические условия организации рефлексии на уроках математики в 7-9 классах
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2016 - ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РОЛЕВЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ШЕСТЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие самостоятельности младших школьников в процессе обучения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017



