РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
|
Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы построения предложения дошкольниками с недоразвитием речи
1.1. Лингвистические аспекты предложений и овладение детьми в
норме 7
1.2. Особенности построения предложений дошкольниками с общим
недоразвитием речи 13
1.3. Наглядное моделирование как средство обучения 25
Глава II. Экспериментальное изучение навыков построения предложений дошкольниками
2.1. Организация эксперимента, методики, условия проведения 30
2.2. Результаты экспериментального исследования 32
2.3. Выводы по обследованию 36
Глава III. Формирование навыков построения предложений с помощью наглядного моделирования
3.1. Организация эксперимента, методики, условия проведения 38
3.2. Содержание эксперимента 39
3.3. Сравнительный анализ результатов обучения 53
Заключение 58
Список литературы 60
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы построения предложения дошкольниками с недоразвитием речи
1.1. Лингвистические аспекты предложений и овладение детьми в
норме 7
1.2. Особенности построения предложений дошкольниками с общим
недоразвитием речи 13
1.3. Наглядное моделирование как средство обучения 25
Глава II. Экспериментальное изучение навыков построения предложений дошкольниками
2.1. Организация эксперимента, методики, условия проведения 30
2.2. Результаты экспериментального исследования 32
2.3. Выводы по обследованию 36
Глава III. Формирование навыков построения предложений с помощью наглядного моделирования
3.1. Организация эксперимента, методики, условия проведения 38
3.2. Содержание эксперимента 39
3.3. Сравнительный анализ результатов обучения 53
Заключение 58
Список литературы 60
Речевые нарушения, встречающиеся у детей дошкольного возраста, являются серьезным препятствием в овладении ими различными лексическими и грамматическими конструкциями родного языка. Нередки случаи, когда по причине речевых нарушений ребенок практически не усваивает программу дошкольного учреждения и впоследствии начальной школы, в более тяжелых случаях встает вопрос о возможности его обучения и воспитания в массовых образовательных учреждениях. Одним из нарушений речи, при котором наблюдается нарушение и недоразвитие всей системы языка, является общее недоразвитие речи.
Общее недоразвитие речи - это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Правильное понимание структуры ОНР, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении.
Овладение детьми словарным составом и грамматическим строем языка происходит в процессе практики речевого общения, в процессе восприятия речи других и высказывания своих мыслей в форме предложений.
Предложение - одна из основных единиц языка и основная единица синтаксиса. Предложение - наименьшая единица общения. При помощи предложения мы выражаем свои мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, советами, просьбами, приказаниям.
Исследования Г.П. Беляковой, Ф.А. Сохина [26], Г.А. Тумаковой были направлены на то, чтобы сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и какова их структура. Они показали, что осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит детей к овладению грамотой и, главное, к сознательному оперированию языком, что очень важно для успешного обучения в школе.
Как считал А.Н. Гвоздев [7], предложение в развитии детской речи играет огромную роль. Представляя собой известное высказывание, сообщение, оно является основной единицей речи как орудие мышления и общения.
Освоение родным языком в основном и протекает в виде усвоения предложений разных типов. Именно в предложениях формируются как отдельные грамматические категории с их внешним морфологическим выражением. Развитие предложения у ребенка и состоит во все большем усложнении предложений в отношении количества включаемых им элементов (слов) и разнообразия взаимоотношений этих элементов между собой.
Актуальность проблемы построения предложений детьми с ОНР очевидна, так как только с помощью связного речевого высказывания ребенок может адекватно общаться с окружающим миром, и оценка деятельности ребенка на первых этапах его обучения зависит от того, насколько он сможет донести свои мысли до окружающих.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относят обучение использованию в высказываниях сложных синтаксических конструкций за счет мобилизации и осознания языковых средств, накапливающихся при слушании и понимании речи взрослых.
Несмотря на имеющиеся в теории и практике логопедии разработки по формированию навыков построения предложений, продолжается поиск более эффективных приемов, методов и средств, направленных на коррекцию нарушений в формировании предложений и наиболее приемлемых для детей с общим недоразвитием речи.
В последнее время в процессе обучения большое внимание уделяется использованию наглядного моделирования в обучении детей. Это доказывает эффективность применения моделирования на коррекционных занятиях. Следовательно, разработка теоретических основ и практического содержания моделирования оказывается актуальным для современной логопедии.
Цель исследования - изучение особенностей построения предложений дошкольниками с ОНР и применение наглядного моделирования в коррекционной работе.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать специальную литературу по данной теме.
2. Провести экспериментальное исследование по изучению особенностей построения предложений детьми с ОНР.
3. На основании полученных данных подобрать и апробировать систему заданий и упражнений по коррекции построения предложений, проанализировать ее результативность.
Объектом исследования выступают предложения в устной речи детей дошкольного возраста с ОНР.
Предмет - технология наглядного моделирования при построении предложений детьми с ОНР.
В начале своего исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что построение предложений детьми дошкольного возраста с ОНР имеет специфические особенности по сравнению с нормой и специально подобранная система упражнений с применением наглядного моделирования способствует формированию навыков построения предложения у данной категории детей. Если эти особенности учитываются при проведении заданий и упражнений, направленных на формирование умений составлять предложения, то такая система работы оказывает эффективное влияние на развитие устной речи детей с ОНР.
Методы исследования: теоретические (изучение специальной литературы), эмпирические (исследование фразовой речи с помощью серии заданий, констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент), математико-статистические (подсчет и обработка полученных данных), сравнительные (сравнение групп детей).
Общее недоразвитие речи - это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Правильное понимание структуры ОНР, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении.
Овладение детьми словарным составом и грамматическим строем языка происходит в процессе практики речевого общения, в процессе восприятия речи других и высказывания своих мыслей в форме предложений.
Предложение - одна из основных единиц языка и основная единица синтаксиса. Предложение - наименьшая единица общения. При помощи предложения мы выражаем свои мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, советами, просьбами, приказаниям.
Исследования Г.П. Беляковой, Ф.А. Сохина [26], Г.А. Тумаковой были направлены на то, чтобы сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и какова их структура. Они показали, что осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит детей к овладению грамотой и, главное, к сознательному оперированию языком, что очень важно для успешного обучения в школе.
Как считал А.Н. Гвоздев [7], предложение в развитии детской речи играет огромную роль. Представляя собой известное высказывание, сообщение, оно является основной единицей речи как орудие мышления и общения.
Освоение родным языком в основном и протекает в виде усвоения предложений разных типов. Именно в предложениях формируются как отдельные грамматические категории с их внешним морфологическим выражением. Развитие предложения у ребенка и состоит во все большем усложнении предложений в отношении количества включаемых им элементов (слов) и разнообразия взаимоотношений этих элементов между собой.
Актуальность проблемы построения предложений детьми с ОНР очевидна, так как только с помощью связного речевого высказывания ребенок может адекватно общаться с окружающим миром, и оценка деятельности ребенка на первых этапах его обучения зависит от того, насколько он сможет донести свои мысли до окружающих.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относят обучение использованию в высказываниях сложных синтаксических конструкций за счет мобилизации и осознания языковых средств, накапливающихся при слушании и понимании речи взрослых.
Несмотря на имеющиеся в теории и практике логопедии разработки по формированию навыков построения предложений, продолжается поиск более эффективных приемов, методов и средств, направленных на коррекцию нарушений в формировании предложений и наиболее приемлемых для детей с общим недоразвитием речи.
В последнее время в процессе обучения большое внимание уделяется использованию наглядного моделирования в обучении детей. Это доказывает эффективность применения моделирования на коррекционных занятиях. Следовательно, разработка теоретических основ и практического содержания моделирования оказывается актуальным для современной логопедии.
Цель исследования - изучение особенностей построения предложений дошкольниками с ОНР и применение наглядного моделирования в коррекционной работе.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать специальную литературу по данной теме.
2. Провести экспериментальное исследование по изучению особенностей построения предложений детьми с ОНР.
3. На основании полученных данных подобрать и апробировать систему заданий и упражнений по коррекции построения предложений, проанализировать ее результативность.
Объектом исследования выступают предложения в устной речи детей дошкольного возраста с ОНР.
Предмет - технология наглядного моделирования при построении предложений детьми с ОНР.
В начале своего исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что построение предложений детьми дошкольного возраста с ОНР имеет специфические особенности по сравнению с нормой и специально подобранная система упражнений с применением наглядного моделирования способствует формированию навыков построения предложения у данной категории детей. Если эти особенности учитываются при проведении заданий и упражнений, направленных на формирование умений составлять предложения, то такая система работы оказывает эффективное влияние на развитие устной речи детей с ОНР.
Методы исследования: теоретические (изучение специальной литературы), эмпирические (исследование фразовой речи с помощью серии заданий, констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент), математико-статистические (подсчет и обработка полученных данных), сравнительные (сравнение групп детей).
Овладение различными моделями предложений и способами связей слов внутри предложений подчиняется общим законам развития детской речи.
Исследовав литературу по данной теме, мы обнаружили, что у детей дошкольного возраста с ОНР наблюдаются особенности в построении предложений разных видов. Эти особенности проявляются как в семантической, так и поверхностной структуре построения предложений. Так, нарушения семантической структуры предложений у детей с ОНР проявляются в пропуске значимых компонентов высказывания (подлежащее, сказуемое), а иногда и в избыточности, излишней усложненности конструкций. Наблюдается незаконченность предложений, их структурная неоформленность.
Нарушения поверхностной структуры предложения, нарушения грамматического оформления предложений проявляются как на уровне словосочетания (изменения согласования и управления), так и на уровне предложения. Это выражается в аграмматизмах, ограниченном выборе синтаксических конструкций.
Последовательность усвоения детьми различных элементов языка в норме и при аномалиях развития речи протекает по общим законам, но с разницей во временных критериях.
Во второй части исследования было подтверждено, что по сравнению с нормой, дети с ОНР делают гораздо больше ошибок при составлении меньшего объема речевого высказывания.
Частыми ошибками были нарушения порядка слов в предложении: постановка сказуемого в конец предложения, прилагательного в конец предложения и т.д.
Грамматическое оформление предложений характеризуется и большим количеством аграмматизмов морфологического характера.
Понимание логопедом общих закономерностей формирования детской речи, понимание того, в какой последовательности осуществляется овладение различными сторонами родного языка (его лексикой, фонетикой, грамматическим строем), позволит избежать неправильных методических приемов и, с другой стороны, определит уровень требований к различным сторонам речи детей на различных этапах ее формирования.
В третьей главе нашего исследования нами была подобрана система коррекционной работы с использованием наглядного моделирования, ориентированная на поэтапное формирование у детей умений строить предложения. Данная система работы позволит сформировать у дошкольников навыки построения простых распространенных и сложных предложений, которые послужат основой для изучения родного языка в школе.
Данное утверждение нашло свое подтверждение в результатах контрольного эксперимента, в котором был отмечен прогресс в построении детьми предложений по итогам проведенной коррекционной работы.
Таким образом, подтвердилась наша гипотеза о том, что построение предложений детьми дошкольного возраста с ОНР имеет специфические особенности по сравнению с нормой и специально подобранная система упражнений с применением наглядного моделирования способствует формированию умений строить предложения у данной категории детей. По итогам обучающего эксперимента мы увидели, что в случае, если эти особенности учитываются при проведении занятий по формированию умения составлять предложения, то такая система работы оказывает эффективное влияние на развитие устной речи детей с ОНР.
Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепление полученных навыков дома.
Исследовав литературу по данной теме, мы обнаружили, что у детей дошкольного возраста с ОНР наблюдаются особенности в построении предложений разных видов. Эти особенности проявляются как в семантической, так и поверхностной структуре построения предложений. Так, нарушения семантической структуры предложений у детей с ОНР проявляются в пропуске значимых компонентов высказывания (подлежащее, сказуемое), а иногда и в избыточности, излишней усложненности конструкций. Наблюдается незаконченность предложений, их структурная неоформленность.
Нарушения поверхностной структуры предложения, нарушения грамматического оформления предложений проявляются как на уровне словосочетания (изменения согласования и управления), так и на уровне предложения. Это выражается в аграмматизмах, ограниченном выборе синтаксических конструкций.
Последовательность усвоения детьми различных элементов языка в норме и при аномалиях развития речи протекает по общим законам, но с разницей во временных критериях.
Во второй части исследования было подтверждено, что по сравнению с нормой, дети с ОНР делают гораздо больше ошибок при составлении меньшего объема речевого высказывания.
Частыми ошибками были нарушения порядка слов в предложении: постановка сказуемого в конец предложения, прилагательного в конец предложения и т.д.
Грамматическое оформление предложений характеризуется и большим количеством аграмматизмов морфологического характера.
Понимание логопедом общих закономерностей формирования детской речи, понимание того, в какой последовательности осуществляется овладение различными сторонами родного языка (его лексикой, фонетикой, грамматическим строем), позволит избежать неправильных методических приемов и, с другой стороны, определит уровень требований к различным сторонам речи детей на различных этапах ее формирования.
В третьей главе нашего исследования нами была подобрана система коррекционной работы с использованием наглядного моделирования, ориентированная на поэтапное формирование у детей умений строить предложения. Данная система работы позволит сформировать у дошкольников навыки построения простых распространенных и сложных предложений, которые послужат основой для изучения родного языка в школе.
Данное утверждение нашло свое подтверждение в результатах контрольного эксперимента, в котором был отмечен прогресс в построении детьми предложений по итогам проведенной коррекционной работы.
Таким образом, подтвердилась наша гипотеза о том, что построение предложений детьми дошкольного возраста с ОНР имеет специфические особенности по сравнению с нормой и специально подобранная система упражнений с применением наглядного моделирования способствует формированию умений строить предложения у данной категории детей. По итогам обучающего эксперимента мы увидели, что в случае, если эти особенности учитываются при проведении занятий по формированию умения составлять предложения, то такая система работы оказывает эффективное влияние на развитие устной речи детей с ОНР.
Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепление полученных навыков дома.
Подобные работы
- ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА
ПЕРЕСКАЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ТРИЗ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА
В ПРОЦЕССЕ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2018 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА
СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗА-ОПИСАНИЯ ПО ПЕЙЗАЖНОЙ КАРТИНЕ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2016 - Формирование связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях в детском саду
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2021 - Формирование навыка составления рассказа описания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2022



