Пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации
|
Введение 3
1 Обязательное пенсионное страхование в
Российской Федерации 7
1.1 Становление и развитие системы обязательного пенсионного
страхования 7
1.2 Пенсионная система современной России 17
1.3 Нормативно-правовая база обязательного пенсионного
страхования в России 29
2 Государственное регулирование пенсионного страхования 37
2.1 Пенсионный фонд Российской Федерации 37
2.2 Негосударственные пенсионные фонды Российской Федерации.. 49
3 Основные направления развития пенсионной системы Российской Федерации 56
Заключение 65
Список использованных источников 71
Приложения 78
1 Обязательное пенсионное страхование в
Российской Федерации 7
1.1 Становление и развитие системы обязательного пенсионного
страхования 7
1.2 Пенсионная система современной России 17
1.3 Нормативно-правовая база обязательного пенсионного
страхования в России 29
2 Государственное регулирование пенсионного страхования 37
2.1 Пенсионный фонд Российской Федерации 37
2.2 Негосударственные пенсионные фонды Российской Федерации.. 49
3 Основные направления развития пенсионной системы Российской Федерации 56
Заключение 65
Список использованных источников 71
Приложения 78
Социальное страхование в целом и пенсионное обеспечение как один из его видов являются важнейшими элементами социальной защиты в рыночной экономике. Весомость пенсионного страхования вытекает из объема его финансовых потоков. Бюджет Пенсионного фонда сопоставим с федеральным бюджетом и превышает совокупный объем остальных видов социального страхования.
Актуальность темы исследования обусловлена важностью задач, решаемых пенсионным страхованием, его состоянием и настоятельной необходимостью его реформирования в нашей стране.
Пенсионное обеспечение - одна из важнейших социально¬экономических задач государства. Ее важность и значимость в Российской Федерации обусловлена ответственностью за материальное обеспечение более 40 млн. пенсионеров.
Переход в 1990-е годы от плановой организации экономики страны к рыночным отношениям частного предпринимательства объективно диктовал необходимость разработки механизмов социальной защиты, адекватных этому хозяйственному механизму. Страховая пенсионная система, будучи важнейшей подсистемой системы социального страхования, является основной среди мер социальной защиты пожилых и нетрудоспособных людей.
В соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении, экономический механизм страховой пенсионной системы, основанный на установленных выплатах, трансформируется в экономический механизм формирования пенсионных прав граждан на основе установленных страховых взносов.
Однако, как в прежней модели, так и в действующей, внедрение страховых принципов происходит неравномерно, и система пенсионного страхования не имеет законченного вида. Важнейшими причинами такого положения являются незаконченность разработки теории социального страхования и отсутствие четких границ с теорией социального обеспечения.
Несмотря на новации пенсионного законодательства, экономический механизм государственного регулирования обеспечивает пенсии на уровне 1990 г.
Неэффективность экономического механизма формирования пенсионных прав граждан проявляется в низком уровне пенсионного обеспечения, негативной тенденции его снижения относительно заработной платы, проблемах долгосрочной финансовой сбалансированности страховой пенсионной системы. Проведенная в России в 2002 г. пенсионная реформа не решила поставленные задачи, поэтому понадобилась ее корректировка, которая была проведена в 2010 - 2011 гг. В результате повысился уровень пенсионного обеспечения, частично изменились организационные, экономические, нормативно-правовые отношения между субъектами пенсионной системы, но не был создан механизм самодостаточного развития пенсионной системы.
В современных условиях проблема пенсионного обеспечения населения в РФ по-прежнему стоит остро, несмотря на проведенные реформы, так как бюджет Пенсионного фонда является дефицитным и финансируется средствами из госбюджета. В перспективе это не может долго продолжаться. Результатом пенсионной реформы должно стать увеличение размера пенсий и устойчивость пенсионной системы.
Пенсионная система очень важна для страны как в социальной сфере, так и в экономической. Необходимость проведения пенсионной реформы обычно обусловлена экономическими и демографическими факторами. Экономические факторы угрожают финансовой обеспеченности пенсионных обязательств государства, а демографические повышают пенсионную нагрузку на работающее население.
Демографические и макроэкономические тенденции в мире и в России изменяют условия функционирования пенсионного механизма. В связи с этим существует необходимость исследования теоретических основ социального страхования, особенностей пенсионного страхования, функций и принципов организации механизма формирования страховых средств и выплат.
Возросшая значимость этой проблематики в современных социально-экономических условиях, необходимость разработки методов экономического регулирования пенсионной системы определили выбор темы данного исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, сложившиеся в сфере системы пенсионного обеспечения граждан.
Предмет исследования - правовые нормы, регулирующие систему обязательного пенсионного страхования Российской Федерации.
Цель выпускной квалификационной работы - рассмотрение пенсионной системы в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
• проследить историю становления и развития обязательного пенсионного страхования;
• дать понятие страховой пенсионной системы и изучить нормативно-правовые основы обязательного пенсионного страхования;
• изучить финансирование обязательного пенсионного страхования;
• выявить и охарактеризовать субъекты отношений по обязательному пенсионному страхованию;
• проанализировать современное состояние пенсионной системы;
• сформулировать перспективные направления деятельности по улучшению системы пенсионного страхования в РФ.
Методологию и методику исследования составили общенаучный диалектический метод познания окружающей действительности, а также традиционные методы, используемые в правоведении и теории социальной защиты, а именно: метод системного анализа, комплексный, историко¬правовой, формально-логический, статистический, сравнительно-правовой.
Теоретической основой исследования явились труды таких российских учёных, исследующих проблемы по изучаемой теме, как С.В. Аксютина, Е.М. Астрахан, М.В. Башкин, И.В. Галимова, Г.П. Дегтярев, К.Ю. Дудко, О.В. Кузько, Е.С. Лавренова, Т.А. Маслова, Т.Д. Одинокова, Ю.В. Седова, А.К. Соловьев, К.А. Туманянц, Ю.Ю. Финогенова, Ю.В. Чеснокова, О.В. Шашкова, Ю.В. Хлистун, Е.И. Якушев, Т.П. Ярошенко и многих других.
Существует огромное количество статей и отчетов о работе ПФ РФ, опубликованных в периодических изданиях. Среди них такие, как «Пенсионный фонд России, современные проблемы его функционирования» А.М. Абыловой и Р.Р. Яруллина; «Особенности правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации» О.В. Гутникова; «Полномочия Пенсионного фонда России: правовой аспект» Т.В. Ерохиной; «Проблемы Пенсионного фонда России» Д.А. Матвеева; «Место Пенсионного фонда Российской Федерации в системе федеральных органов исполнительной власти» Р.А. Соколова; «Пенсионный фонд Российской Федерации, его роль в осуществлении пенсионного обеспечения граждан» А.Р. Фатхудинова и др.
К тому же выбранная тема основывается на постоянно изменяющихся правительственных актах, программах, входящих в политику российского государства по реформированию и улучшению пенсионного обеспечения в России.
В качестве нормативно-правовой базы исследования были использованы Конституция РФ, законодательные акты, Указы Президента. Также в работе использованы материалы с официального сайта Пенсионного фонда Российской Федерации.
Структуру бакалаврской работы определили задачи исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованных источников.
Актуальность темы исследования обусловлена важностью задач, решаемых пенсионным страхованием, его состоянием и настоятельной необходимостью его реформирования в нашей стране.
Пенсионное обеспечение - одна из важнейших социально¬экономических задач государства. Ее важность и значимость в Российской Федерации обусловлена ответственностью за материальное обеспечение более 40 млн. пенсионеров.
Переход в 1990-е годы от плановой организации экономики страны к рыночным отношениям частного предпринимательства объективно диктовал необходимость разработки механизмов социальной защиты, адекватных этому хозяйственному механизму. Страховая пенсионная система, будучи важнейшей подсистемой системы социального страхования, является основной среди мер социальной защиты пожилых и нетрудоспособных людей.
В соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении, экономический механизм страховой пенсионной системы, основанный на установленных выплатах, трансформируется в экономический механизм формирования пенсионных прав граждан на основе установленных страховых взносов.
Однако, как в прежней модели, так и в действующей, внедрение страховых принципов происходит неравномерно, и система пенсионного страхования не имеет законченного вида. Важнейшими причинами такого положения являются незаконченность разработки теории социального страхования и отсутствие четких границ с теорией социального обеспечения.
Несмотря на новации пенсионного законодательства, экономический механизм государственного регулирования обеспечивает пенсии на уровне 1990 г.
Неэффективность экономического механизма формирования пенсионных прав граждан проявляется в низком уровне пенсионного обеспечения, негативной тенденции его снижения относительно заработной платы, проблемах долгосрочной финансовой сбалансированности страховой пенсионной системы. Проведенная в России в 2002 г. пенсионная реформа не решила поставленные задачи, поэтому понадобилась ее корректировка, которая была проведена в 2010 - 2011 гг. В результате повысился уровень пенсионного обеспечения, частично изменились организационные, экономические, нормативно-правовые отношения между субъектами пенсионной системы, но не был создан механизм самодостаточного развития пенсионной системы.
В современных условиях проблема пенсионного обеспечения населения в РФ по-прежнему стоит остро, несмотря на проведенные реформы, так как бюджет Пенсионного фонда является дефицитным и финансируется средствами из госбюджета. В перспективе это не может долго продолжаться. Результатом пенсионной реформы должно стать увеличение размера пенсий и устойчивость пенсионной системы.
Пенсионная система очень важна для страны как в социальной сфере, так и в экономической. Необходимость проведения пенсионной реформы обычно обусловлена экономическими и демографическими факторами. Экономические факторы угрожают финансовой обеспеченности пенсионных обязательств государства, а демографические повышают пенсионную нагрузку на работающее население.
Демографические и макроэкономические тенденции в мире и в России изменяют условия функционирования пенсионного механизма. В связи с этим существует необходимость исследования теоретических основ социального страхования, особенностей пенсионного страхования, функций и принципов организации механизма формирования страховых средств и выплат.
Возросшая значимость этой проблематики в современных социально-экономических условиях, необходимость разработки методов экономического регулирования пенсионной системы определили выбор темы данного исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, сложившиеся в сфере системы пенсионного обеспечения граждан.
Предмет исследования - правовые нормы, регулирующие систему обязательного пенсионного страхования Российской Федерации.
Цель выпускной квалификационной работы - рассмотрение пенсионной системы в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
• проследить историю становления и развития обязательного пенсионного страхования;
• дать понятие страховой пенсионной системы и изучить нормативно-правовые основы обязательного пенсионного страхования;
• изучить финансирование обязательного пенсионного страхования;
• выявить и охарактеризовать субъекты отношений по обязательному пенсионному страхованию;
• проанализировать современное состояние пенсионной системы;
• сформулировать перспективные направления деятельности по улучшению системы пенсионного страхования в РФ.
Методологию и методику исследования составили общенаучный диалектический метод познания окружающей действительности, а также традиционные методы, используемые в правоведении и теории социальной защиты, а именно: метод системного анализа, комплексный, историко¬правовой, формально-логический, статистический, сравнительно-правовой.
Теоретической основой исследования явились труды таких российских учёных, исследующих проблемы по изучаемой теме, как С.В. Аксютина, Е.М. Астрахан, М.В. Башкин, И.В. Галимова, Г.П. Дегтярев, К.Ю. Дудко, О.В. Кузько, Е.С. Лавренова, Т.А. Маслова, Т.Д. Одинокова, Ю.В. Седова, А.К. Соловьев, К.А. Туманянц, Ю.Ю. Финогенова, Ю.В. Чеснокова, О.В. Шашкова, Ю.В. Хлистун, Е.И. Якушев, Т.П. Ярошенко и многих других.
Существует огромное количество статей и отчетов о работе ПФ РФ, опубликованных в периодических изданиях. Среди них такие, как «Пенсионный фонд России, современные проблемы его функционирования» А.М. Абыловой и Р.Р. Яруллина; «Особенности правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации» О.В. Гутникова; «Полномочия Пенсионного фонда России: правовой аспект» Т.В. Ерохиной; «Проблемы Пенсионного фонда России» Д.А. Матвеева; «Место Пенсионного фонда Российской Федерации в системе федеральных органов исполнительной власти» Р.А. Соколова; «Пенсионный фонд Российской Федерации, его роль в осуществлении пенсионного обеспечения граждан» А.Р. Фатхудинова и др.
К тому же выбранная тема основывается на постоянно изменяющихся правительственных актах, программах, входящих в политику российского государства по реформированию и улучшению пенсионного обеспечения в России.
В качестве нормативно-правовой базы исследования были использованы Конституция РФ, законодательные акты, Указы Президента. Также в работе использованы материалы с официального сайта Пенсионного фонда Российской Федерации.
Структуру бакалаврской работы определили задачи исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованных источников.
Основным побудительным мотивом к началу реформы пенсионной системы на страховых принципах для России, как и для всех развитых стран мирового сообщества, послужил демографический кризис, который увеличивает пенсионную нагрузку на работающее население и несет угрозу финансовой обеспеченности государственных пенсионных обязательств.
Перед пенсионной системой России на современном этапе ее развития стоят четыре важнейшие и отчасти антагонистичные задачи, которые необходимо решить:
1. Довести размеры всех видов пенсионного обеспечения до
международно признанных стандартов.
2. Обеспечить минимальные уровни государственных пенсионных гарантий.
3. Обеспечить долгосрочную устойчивость всей пенсионной системы.
4. Повысить заинтересованность и личное участие застрахованных лиц в формировании пенсионных прав.
Пенсионная реформа, осуществляемая в России, ориентирована на страховые принципы, которые должны обеспечивать адаптацию пенсионной системы к рыночным условиям социально-экономического развития.
Проводить модернизацию на базе прежнего законодательства стало проблематично. Поэтому был принят пакет законов, устанавливающих новые нормы пенсионного права.
В соответствии с Законами №400-ФЗ и №424-ФЗ с 1 января 2015 г. введен новый порядок формирования пенсионного капитала работающих граждан и расчета пенсии. При этом накопительная часть выделена из трудовой пенсии по старости как элемент, не имеющий солидарного характера, и преобразована в самостоятельный вид - накопительную пенсию.
Законодательные новшества не затронули тех граждан, которым уже выплачивается трудовая пенсия по старости.
Новации коснулись тех, кто вышел на пенсию в 2015 - 16 г.г. и будет выходить в последующие годы. При этом Законами предусмотрен переходный период. А это значит, что в полном объеме новые нормы заработают к 2025 г. К 2030 г. поставлена задача достичь среднего размера пенсии по старости на уровне 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера. При этом коэффициент замещения страховой пенсией по старости должен достичь 40% утраченного заработка при уплате страховых взносов не менее 30 лет при средней заработной плате.
Для тех граждан, которые обратятся за назначением страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) позднее возникновения права на нее, а также для тех, кто откажется от получения назначенной страховой пенсии по старости, в расчете будут применяться «премиальные» коэффициенты повышения размера фиксированной выплаты.
Таким образом, при сохранении пенсионного возраста, дающего право на установление страховой пенсии по старости, законодатель определил нормы, делающие выгодной более длительную работу.
От распределительного принципа выплаты пенсий Россия переходит к распределительно-накопительному. Это означает, что вместо того, чтобы все отчисления с работающего, входящие в единый социальный налог, шли на выплату пенсий нынешним пенсионерам, некоторая их часть пойдет на личный счет этого конкретного работающего и будет инвестироваться в различные финансовые инструменты, определенные государством.
Размер пенсии в новой пенсионной модели определяется прежде всего не стажем работника, как в старой, а его реальным заработком и размером отчислений в Пенсионный фонд, производимых работодателем. Это должно стимулировать работников, а следом за ними и работодателей, к отказу от разного рода «серых» зарплатных схем и вывести скрытые части зарплат из тени, тем самым увеличив поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам.
Пенсионное обеспечение населения в России в настоящее время характеризуется значительным числом проблем. Существующая пенсионная система имеет много недостатков: не адаптирована к финансовым кризисам; формируется по страховому принципу и ориентируется на низкооплачиваемых и средне оплачиваемых работников; при высоких тарифах страховых взносов размеры пенсий находятся на низком уровне; не стимулирует сокращение рабочих мест с вредными условиями производства и не создает условия для легализации заработных плат.
Одной из важнейших проблем является растущий дефицит бюджета Пенсионного фонда России. Совокупный размер трансфертов на пенсионное обеспечение из федерального бюджета составляет 45% в общих доходах бюджета ПФР, что свидетельствует о сохранении высокого уровня зависимости бюджета Пенсионного фонда от бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
На пенсионную систему России негативно также влияют демографические факторы. В условиях уменьшения населения трудоспособного возраста, снижения рождаемости, увеличения инвалидности и негативной трансформации рынка труда пенсионное обеспечение не достаточно.
Решением проблемы низких пенсий многие эксперты считают повышение пенсионного возраста и соответственно увеличение объема пенсионных отчислений за счет более долгой трудовой активности. Для этого предлагается увеличение минимального страхового стажа и существенное повышение пенсий для граждан, добровольно откладывающих свой уход на пенсию. В 2015 году была введена альтернатива повышению пенсионного возраста - бонусы за каждый год откладывания выхода на пенсию. Однако этим предложением готовы воспользоваться всего 20 % пенсионеров.
Для усиления государственных гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение и создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы намечены пути ее реформирования. Реформирование пенсионной системы предусматривает, что базовые пенсии будут предоставляться всем гражданам и обеспечивать материальные условия жизни при наступлении инвалидности, по достижении пенсионного возраста, в случае потери кормильца независимо от наличия трудового стажа. Базовые пенсии будут назначаться в фиксированных размерах, определяемых с учетом прожиточного минимума пенсионера и в зависимости от степени утраты трудоспособности. В то же время на переходном этапе социальная пенсия сохранится, а базовая пенсия будет представлять собой часть трудовой пенсии.
Пенсионная реформа нацелена в первую очередь на рационализацию и оптимизацию условий и норм пенсионного обеспечения, повышение уровня трудовых пенсий за счет перераспределения имеющихся финансовых ресурсов и улучшения их использования. На первом этапе пенсионной реформы необходимо учесть пропорции, сложившиеся в распределении ВВП, соотношение среднего уровня трудовых пенсий со средней заработной платой, усиление процесса старения. Поэтому в целях снижения экономической нагрузки на трудоспособное население необходимо более четко определить круг лиц, нуждающихся в государственных гарантиях по пенсионному обеспечению.
Одна из тенденций - снижение доли занятых в экономике в целом и в том числе по найму, что требует изменения форм пенсионного обеспечения и более тесной увязки уровня пенсий различных категорий пенсионеров с их вкладом в финансирование пенсионной системы или прошлым трудовым вкладом. Поскольку в рамках пенсионного законодательства одновременно невозможно обеспечить повышение минимального уровня пенсий и социально справедливую их дифференциацию в зависимости от прошлого трудового вклада, то необходим переход к новому порядку исчисления размеров пенсий. Реформирование пенсионной системы предусматривает сохранение и укрепление государственной пенсионной системы с учетом необходимости развития новых форм пенсионного обеспечения.
Современная распределительно-накопительная система пенсионного обеспечения, приводящая к дефициту государственного финансирования и не отвечающая потребностям экономически активного большинства должна быть модернизирована при помощи современных инструментов инвестирования. Новая система должна соответствовать следующим базовым принципам: добровольность, экономическая целесообразность, инвестиционная привлекательность, правовая и финансовая защищенность. Система пенсионного обеспечения РФ требует дальнейшего реформирования в соответствии с мировыми стандартами.
Дальнейшее реформирование института пенсионного обеспечения, включая его страховую составляющую, должно осуществляться путем выработки государственной стратегии в данной сфере, сформированной с учетом демографических, экономических, социальных и других факторов.
Важной проблемой также является низкий уровень пенсионной грамотности населения. В условиях недостаточной информированности граждан не возможно повышение качества услуг, предоставляемых негосударственными пенсионными фондами.
Для увеличения эффективности инвестирования пенсионных накоплений необходимо повысить информированность населения в области пенсионного законодательства, а также о самых доходных и стабильных управляющих компаниях.
В заключение необходимо отметить следующее.
Две главные проблемы - дефицит бюджета ПФР и снижение среднего коэффициента замещения пенсией утраченного заработка - не могут быть полностью урегулированы внутри пенсионной системы без участия государства, т.к. являются производными от макроэкономической и демографической ситуации в стране. Поэтому государственное регулирование макроэкономических и демографических факторов и финансовая поддержка федеральным бюджетом пенсионной системы на весь переходный период должны оставаться главным и обязательным условием успешной реализации пенсионной реформы.
Это условие выполняется и в зарубежных странах: нет ни одной развитой пенсионной системы, которая функционировала бы без прямой или косвенной поддержки государства в условиях переходного периода.
Во всех без исключения странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) при установлении пенсий применяется механизм адаптации прошлых заработков применительно к современному уровню оплаты труда в экономике, отсутствующий в российском пенсионном законодательстве. Прямым аналогом этого обязательного механизма является действующий в нашей стране порядок индексации пенсий по росту среднего заработка, но не свыше роста доходов ПФР.
В связи с тем, что в Российской Федерации отсутствует порядок осовременивания прошлых заработков, поскольку действует эквивалентная формула исчисления размера пенсии, исходя из расчетного пенсионного капитала и ожидаемого периода выплаты пенсий, отказ от общего принципа индексации страховой части трудовой пенсии по росту среднемесячной заработной платы, но не свыше роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера, представляется нецелесообразным.
При таком отказе страна вновь столкнется с проблемой «старения» пенсий, приводящей к снижению коэффициента замещения пенсией утраченного застрахованным лицом заработка и усугублением разрыва между уровнем ранее назначенных пенсий и вновь устанавливаемых пенсий работникам одинаковых профессий и одинаковой квалификации, что неизбежно создаст крайне нежелательный конфликт различных поколений пенсионеров и приведет к эскалации требований о новом существенном повышении размеров пенсий «старым» пенсионерам.
Перед пенсионной системой России на современном этапе ее развития стоят четыре важнейшие и отчасти антагонистичные задачи, которые необходимо решить:
1. Довести размеры всех видов пенсионного обеспечения до
международно признанных стандартов.
2. Обеспечить минимальные уровни государственных пенсионных гарантий.
3. Обеспечить долгосрочную устойчивость всей пенсионной системы.
4. Повысить заинтересованность и личное участие застрахованных лиц в формировании пенсионных прав.
Пенсионная реформа, осуществляемая в России, ориентирована на страховые принципы, которые должны обеспечивать адаптацию пенсионной системы к рыночным условиям социально-экономического развития.
Проводить модернизацию на базе прежнего законодательства стало проблематично. Поэтому был принят пакет законов, устанавливающих новые нормы пенсионного права.
В соответствии с Законами №400-ФЗ и №424-ФЗ с 1 января 2015 г. введен новый порядок формирования пенсионного капитала работающих граждан и расчета пенсии. При этом накопительная часть выделена из трудовой пенсии по старости как элемент, не имеющий солидарного характера, и преобразована в самостоятельный вид - накопительную пенсию.
Законодательные новшества не затронули тех граждан, которым уже выплачивается трудовая пенсия по старости.
Новации коснулись тех, кто вышел на пенсию в 2015 - 16 г.г. и будет выходить в последующие годы. При этом Законами предусмотрен переходный период. А это значит, что в полном объеме новые нормы заработают к 2025 г. К 2030 г. поставлена задача достичь среднего размера пенсии по старости на уровне 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера. При этом коэффициент замещения страховой пенсией по старости должен достичь 40% утраченного заработка при уплате страховых взносов не менее 30 лет при средней заработной плате.
Для тех граждан, которые обратятся за назначением страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) позднее возникновения права на нее, а также для тех, кто откажется от получения назначенной страховой пенсии по старости, в расчете будут применяться «премиальные» коэффициенты повышения размера фиксированной выплаты.
Таким образом, при сохранении пенсионного возраста, дающего право на установление страховой пенсии по старости, законодатель определил нормы, делающие выгодной более длительную работу.
От распределительного принципа выплаты пенсий Россия переходит к распределительно-накопительному. Это означает, что вместо того, чтобы все отчисления с работающего, входящие в единый социальный налог, шли на выплату пенсий нынешним пенсионерам, некоторая их часть пойдет на личный счет этого конкретного работающего и будет инвестироваться в различные финансовые инструменты, определенные государством.
Размер пенсии в новой пенсионной модели определяется прежде всего не стажем работника, как в старой, а его реальным заработком и размером отчислений в Пенсионный фонд, производимых работодателем. Это должно стимулировать работников, а следом за ними и работодателей, к отказу от разного рода «серых» зарплатных схем и вывести скрытые части зарплат из тени, тем самым увеличив поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам.
Пенсионное обеспечение населения в России в настоящее время характеризуется значительным числом проблем. Существующая пенсионная система имеет много недостатков: не адаптирована к финансовым кризисам; формируется по страховому принципу и ориентируется на низкооплачиваемых и средне оплачиваемых работников; при высоких тарифах страховых взносов размеры пенсий находятся на низком уровне; не стимулирует сокращение рабочих мест с вредными условиями производства и не создает условия для легализации заработных плат.
Одной из важнейших проблем является растущий дефицит бюджета Пенсионного фонда России. Совокупный размер трансфертов на пенсионное обеспечение из федерального бюджета составляет 45% в общих доходах бюджета ПФР, что свидетельствует о сохранении высокого уровня зависимости бюджета Пенсионного фонда от бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
На пенсионную систему России негативно также влияют демографические факторы. В условиях уменьшения населения трудоспособного возраста, снижения рождаемости, увеличения инвалидности и негативной трансформации рынка труда пенсионное обеспечение не достаточно.
Решением проблемы низких пенсий многие эксперты считают повышение пенсионного возраста и соответственно увеличение объема пенсионных отчислений за счет более долгой трудовой активности. Для этого предлагается увеличение минимального страхового стажа и существенное повышение пенсий для граждан, добровольно откладывающих свой уход на пенсию. В 2015 году была введена альтернатива повышению пенсионного возраста - бонусы за каждый год откладывания выхода на пенсию. Однако этим предложением готовы воспользоваться всего 20 % пенсионеров.
Для усиления государственных гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение и создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы намечены пути ее реформирования. Реформирование пенсионной системы предусматривает, что базовые пенсии будут предоставляться всем гражданам и обеспечивать материальные условия жизни при наступлении инвалидности, по достижении пенсионного возраста, в случае потери кормильца независимо от наличия трудового стажа. Базовые пенсии будут назначаться в фиксированных размерах, определяемых с учетом прожиточного минимума пенсионера и в зависимости от степени утраты трудоспособности. В то же время на переходном этапе социальная пенсия сохранится, а базовая пенсия будет представлять собой часть трудовой пенсии.
Пенсионная реформа нацелена в первую очередь на рационализацию и оптимизацию условий и норм пенсионного обеспечения, повышение уровня трудовых пенсий за счет перераспределения имеющихся финансовых ресурсов и улучшения их использования. На первом этапе пенсионной реформы необходимо учесть пропорции, сложившиеся в распределении ВВП, соотношение среднего уровня трудовых пенсий со средней заработной платой, усиление процесса старения. Поэтому в целях снижения экономической нагрузки на трудоспособное население необходимо более четко определить круг лиц, нуждающихся в государственных гарантиях по пенсионному обеспечению.
Одна из тенденций - снижение доли занятых в экономике в целом и в том числе по найму, что требует изменения форм пенсионного обеспечения и более тесной увязки уровня пенсий различных категорий пенсионеров с их вкладом в финансирование пенсионной системы или прошлым трудовым вкладом. Поскольку в рамках пенсионного законодательства одновременно невозможно обеспечить повышение минимального уровня пенсий и социально справедливую их дифференциацию в зависимости от прошлого трудового вклада, то необходим переход к новому порядку исчисления размеров пенсий. Реформирование пенсионной системы предусматривает сохранение и укрепление государственной пенсионной системы с учетом необходимости развития новых форм пенсионного обеспечения.
Современная распределительно-накопительная система пенсионного обеспечения, приводящая к дефициту государственного финансирования и не отвечающая потребностям экономически активного большинства должна быть модернизирована при помощи современных инструментов инвестирования. Новая система должна соответствовать следующим базовым принципам: добровольность, экономическая целесообразность, инвестиционная привлекательность, правовая и финансовая защищенность. Система пенсионного обеспечения РФ требует дальнейшего реформирования в соответствии с мировыми стандартами.
Дальнейшее реформирование института пенсионного обеспечения, включая его страховую составляющую, должно осуществляться путем выработки государственной стратегии в данной сфере, сформированной с учетом демографических, экономических, социальных и других факторов.
Важной проблемой также является низкий уровень пенсионной грамотности населения. В условиях недостаточной информированности граждан не возможно повышение качества услуг, предоставляемых негосударственными пенсионными фондами.
Для увеличения эффективности инвестирования пенсионных накоплений необходимо повысить информированность населения в области пенсионного законодательства, а также о самых доходных и стабильных управляющих компаниях.
В заключение необходимо отметить следующее.
Две главные проблемы - дефицит бюджета ПФР и снижение среднего коэффициента замещения пенсией утраченного заработка - не могут быть полностью урегулированы внутри пенсионной системы без участия государства, т.к. являются производными от макроэкономической и демографической ситуации в стране. Поэтому государственное регулирование макроэкономических и демографических факторов и финансовая поддержка федеральным бюджетом пенсионной системы на весь переходный период должны оставаться главным и обязательным условием успешной реализации пенсионной реформы.
Это условие выполняется и в зарубежных странах: нет ни одной развитой пенсионной системы, которая функционировала бы без прямой или косвенной поддержки государства в условиях переходного периода.
Во всех без исключения странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) при установлении пенсий применяется механизм адаптации прошлых заработков применительно к современному уровню оплаты труда в экономике, отсутствующий в российском пенсионном законодательстве. Прямым аналогом этого обязательного механизма является действующий в нашей стране порядок индексации пенсий по росту среднего заработка, но не свыше роста доходов ПФР.
В связи с тем, что в Российской Федерации отсутствует порядок осовременивания прошлых заработков, поскольку действует эквивалентная формула исчисления размера пенсии, исходя из расчетного пенсионного капитала и ожидаемого периода выплаты пенсий, отказ от общего принципа индексации страховой части трудовой пенсии по росту среднемесячной заработной платы, но не свыше роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера, представляется нецелесообразным.
При таком отказе страна вновь столкнется с проблемой «старения» пенсий, приводящей к снижению коэффициента замещения пенсией утраченного застрахованным лицом заработка и усугублением разрыва между уровнем ранее назначенных пенсий и вновь устанавливаемых пенсий работникам одинаковых профессий и одинаковой квалификации, что неизбежно создаст крайне нежелательный конфликт различных поколений пенсионеров и приведет к эскалации требований о новом существенном повышении размеров пенсий «старым» пенсионерам.
Подобные работы
- Пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации:
состояние, перспективы
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ
РАЗДЕЛУ «ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Особенности государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации (Московский Гуманитарно-Экономический Университет)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОЙ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА
ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Государственное управление пенсионным обеспечением в Российской Федерации
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2021 - ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Обеспечение реализации прав военнослужащих и приравнённых к ним служащих и их семей на пенсионное обеспечение в Российской Федерации (Финансово-Экономический Колледж)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2024 - Правовое регулирование порядка выплаты пенсий в Российской Федерации
Курсовые работы, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2024 - Пенсионное обеспечение граждан из числа летно-испытательного состава (Байкальский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2024 - СИСТЕМА ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ
РАБОТЫ ОТДЕЛЕНИЯ ПФР ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, Государственное и муниципальное управления. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020



