Введение 3
Глава 1. Экскурсия как форма обучения географии в школе
1.1 Характеристика экскурсий 4
1.2 Классификация экскурсий 6
1.3 Методика проведения экскурсий 12
Глава 2. Климат и методы наблюдения за погодой
2.1 Понятие климата и факторы его формирования 16
2.2 Инструменты метеорологического прогнозирования 21
Глава 3. Методическая разработка экскурсии на метеостанцию
3.1 Деятельность метеорологической станции «Красноярск опытное поле»
27
3.2 Экскурсия на метеостанцию «Красноярск опытное поле» 34
Заключение 45
Список использованных источников 46
Актуальность. В современную эпоху важным звеном в социальном развитии является система образования. Учитель дает знания и развивает способности школьников. Количество знаний, которые может дать школа, всегда ограничено, и большая часть этих знаний быстро теряется. Способности, приобретенные в результате наблюдений, сохраняются гораздо дольше. Поэтому ученик в процессе обучения должен научиться наблюдать природу, читать карту, понимать природу ландшафта по картинкам и описаниям, понимать причинно-следственную связь явлений. Тогда он сможет быстро ориентироваться в новой географической ситуации в будущем и извлекать реальную пользу из своих путешествий для понимания страны и людей.
Незаменимой формой организации учебного процесса в этом отношении становится экскурсия. Экскурсии с большим успехом используются в преподавании различных школьных наук. Но вряд ли можно указать другой школьный предмет, который так нуждался бы в экскурсиях, как география.
Цель: методическая разработка учебной экскурсии на метеостанцию.
Задачи:
1. Выявить особенности проведения учебной экскурсии и определить ее место в школьной программе по географии.
2. Изучить понятие «климат» и определить значимость метеорологической площадки для исследования климатических показателей.
3. Разработать учебную экскурсию на метеорологическую станцию «Красноярск опытное поле».
Объект: экскурсия на метеорологическую площадку.
Предмет: учебная экскурсия на метеорологическую площадку как форма организации обучения географии в школе.
Методы: метод анализа литературных источников, исторический, картографический, метод наблюдения.
Данная выпускная квалификационная работа была посвящена разработке учебной экскурсии на метеорологическую станцию для подробного изучения понятия «климат» и определения значимости метеорологической площадки для исследования климатических показателей, в рамках внеурочной деятельности. Климат является одной из важнейших составляющих жизнеобеспечения на планете. От климата зависят многие сферы жизни и деятельности людей. Климат влияет на развитие сельского хозяйства, транспортную и строительную инфраструктуру.
Метеорологические наблюдения, осуществляемые на
метеорологических площадках необходимы для составления синоптических прогнозов погоды, а также для обслуживания авиации. Метеорологические данные используются при исследованиях глобального климата и его изменений.
В ходе работы было выявлено, что учебная экскурсия имеет ряд особенностей, например, таких как выбор объекта экскурсии с учетом школьной программы и физических возможностей учащихся. Заранее составляется план экскурсии, определяется программное содержание и расписываются приемы руководства. В учебных экскурсиях значительное место занимают общеобразовательные элементы, в них должно быть больше познавательных и воспитательных моментов.
1. Алексеев А.И, Николина В.В., Липкина Е.К., Болысов С.И., Кузнецова Г.Ю. География 5-6 классы. Москва: Просвещение, 2019.
2. Бакулин В.М. Экскурсии как способ активизации учебно- познавательной деятельности детей // Плюс Минус. -2011. - № 5. - С.12-17.
3. Будыко М.И. Изменения климата. Ленинград: Гидрометеоиздат, 2004. - с. 279.
4. Богаткин О.Г., Тараканов Г.Г. Основы метеорологии. - СПб: изд. РГГМУ, 2006 - с. 232.
5. Бурлакова Г. В. Экскурсия как средство внеурочной деятельности: единство формы и содержания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014 - № 11 (ноябрь). - С. 51-55.
6. География. Поурочные разработки. 5-6 классы (Николина В. В.) (prosv.ru) [Электронный ресурс] Дата последнего посещения 07 мая 2022 г.
7. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. Москва, издательство «Дрофа», 2006. - С. 320.
8. Грицевич И.Г., Кокорин А.О., Подгорный И.И. Изменение климата. Учебно-методические материалы для школьников и студентов субарктических регионов России // WWF России, 2007. - С. 56.
9. Долженко Г.П. Экскурсионное дело М.-Р-н-Д., 2006. - С.8.
10. Емельянов Б.В. Основы экскурсоведения: Учеб. пособие. - М.: ЦРИБ «Турист», 2010.- С.30-33.
11. Емельянов Б.В. Методика подготовки и проведения экскурсии. - М.:ЦРИБ «Турист»,1980. - 304 с.
12. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: - М. «Советский спорт», 2000 - С.15
13. Ишекова Т.В. Экскурсионное дело. Саратов, 2006. - С.21.
14. Кислов А.В. Климатология с основами метеорологии. М.: Академия, 2016. - 20 с.
15. Климат Красноярска. [Электронный ресурс] img-125151451.pdf (rshu.ru) Дата последнего посещения: 07 мая 2022 г.
... всего 30 источников