Введение 3
1 Теоретико-правовые основы формирования системы
многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации 8
1.1 Предназначение и функции многофункциональных центров оказания
государственных и муниципальных услуг 8
1.2 Процессуальный аспект создания системы многофункциональных
центров в Российской Федерации 22
2 Многофункциональные центры как технология модернизации
предоставления государственных и муниципальных услуг 35
2.1 Организационные и правовые основы деятельности
многофункциональных центров в Российской Федерации 35
2.2 Степень эффективности внедрения системы многофункциональных
центров в Российской Федерации 51
3 Рекомендации по совершенствованию механизма предоставления
государственных услуг посредством многофункциональных центров 60
Заключение 71
Список использованных источников 76
Приложения 85
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что одним из основных индикаторов деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления является степень удовлетворенности населения порядком предоставления государственных и муниципальных услуг. В рамках получения государственных и муниципальных услуг граждане и юридические лица наиболее часто сталкиваются с чиновником и по его работе судят о деятельности власти в целом. Отсутствие доступной и понятной для простого гражданина информации об условиях предоставления услуг, длительности сроков принятия решения, а также несоблюдение требований комфортности оказания услуг, проявление коррупции - это лишь часть тех проблем, с которыми приходится сталкиваться населению при взаимодействии с органами власти. Особые трудности возникают при получении так называемых сложных услуг, в предоставлении которых участвуют несколько органов
государственной власти разных уровней. Бремя сбора необходимой информации, различных справок и выписок ложится на гражданина, так как, к сожалению, до настоящего времени говорить о налаженном информационном обмене органов государственной власти не приходится. Межведомственное взаимодействие носит, как правило, ограниченный, локальный характер.
Мировой опыт показывает, что одним из способов упрощения процедур получения государственных и муниципальных услуг является создание центров предоставления услуг по принципу «одного окна». Центры зарекомендовали себя как успешная модель взаимодействия государства и граждан при предоставлении государственных и муниципальных услуг в ряде зарубежных государств (Германия, Канада, Португалия, Греция и др.). Изучение технологий и адаптация этого опыта по предоставлению государственных и муниципальных услуг позволит достаточно безболезненно осуществить переход от бюрократии к «сервисному» государству.
Развитие системы МФЦ позволяет решать ряд важных для модернизации России проблем, связанных с высоким коррупционным потенциалом органов власти, низким уровнем доверия к ним со стороны населения, низкой социальной ответственностью российского государства. Дальнейшее развитие системы МФЦ в регионах РФ создаст благоприятную почву для эффективного решения обозначенных проблем, но для этого необходимо своевременно и эффективно решать проблемы и сложности, возникающие в функционировании системы МФЦ. Анализу именно этих процессов и посвящена данная исследовательская работа.
Научная новизна работы определяется тем, что в ней содержится комплексный анализ механизма предоставления государственных услуг на базе МФЦ, в частности теоретико-правовых основ формирования системы многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации и сущности многофункциональных центров как технологии модернизации предоставления государственных и муниципальных услуг.
Целью работы является анализ эффективности создания в России системы предоставления государственных услуг на базе МФЦ.
Для достижения поставленной цели в процессе написания работы решены следующие задачи:
• изучены предназначение и функции многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг;
• исследован процессуальный аспект создания системы
многофункциональных центров в Российской Федерации;
- рассмотрены организационные и правовые основы деятельности
многофункциональных центров в Российской Федерации;
• проанализирована степень эффективности внедрения системы многофункциональных центров в Российской Федерации;
- разработаны рекомендации по совершенствованию механизма предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна».
Объектом исследования являются многофункциональные центры как средство оказания государственных и муниципальных услуг.
В качестве предмета исследования выступает эффективность создания системы многофункциональных центров в Российской Федерации.
В рамках рассмотрения указанной темы был проведен анализ ряда нормативно-правовых документов Российской Федерации, а также теоретических трудов отечественных авторов по проблемам государственного управления.
Так, в работе была использована статья А.Г. Фурина «Многофункциональный центр как институт предоставления государственных услуг». В ней автор рассматривает процесс формирования нового института - многофункционального центра и определяет основы его создания и функционирования, делает вывод о том, что МФЦ является институтом, обеспечивающим положительный эффект в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг всем заинтересованным агентам.
В работе «Создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в России: результаты мониторинга» А.М. Калинин исследует условия для успешного осуществления проектов по созданию многофункциональных центров предоставления государственных услуг. С целью выявления лучшего опыта создания МФЦ автор проанализировал мониторинг действующих МФЦ в субъектах РФ, дал характеристики действующих МФЦ по основным параметрам, отметил преимущества и недостатки организации МФЦ субъектами РФ. Также статья содержит перечень основных проблем, с которыми столкнулись регионы при создании и обеспечении деятельности МФЦ и предложения по их преодолению.
Мироненко Н.В. в статье «Многофункциональные центры как модель сетевого партнерства предоставления государственных и муниципальных услуг» рассматривает вопросы функционирования многофункциональных центров по предоставлению государственных услуг населению в регионах РФ, предлагает классификацию МФЦ с учетом зарубежного опыта, а также на основе анализа особенностей функционирования МФЦ в регионах РФ. Автор систематизировал проблемы деятельности МФЦ, рассмотрел методы повышения качества предоставления электронных госуслуг населению, трехуровневую модель сетевого партнерства предоставления государственных и муниципальных услуг, а также систематизировал основные тенденции развития многофункциональных центров в регионах.
Работа Берникова М.Ю. «Развитие системы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг»затрагивает актуальный вопрос о предоставлении государственных и муниципальных услуг населению через МФЦ «одного окна», уделяет внимание проблемам, возникающим при оказании социальных услуг жителям на региональном уровне, выявляет основные причины, снижающие эффективность предоставления государственных и муниципальных услуг населению, раскрывает значение мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах.
Губанова Н.В. в труде «Перспективы оптимизации предоставления муниципальных и государственных услуг населению на базе МФЦ » рассматривает вопрос о предоставлении государственных и муниципальных услуг населению через МФЦ при участии органов государственной власти, акцентирует внимание на проблемах оказания социальных услуг населению и перспективах практической оптимизации процедуры предоставления государственных услуг по принципу «одного окна», приводит данные об оценке отношения граждан к нововведениям при получении государственных и муниципальных услуг, выявляет причины, повлекшие за собой невысокое качество предоставления муниципальных услуг населению.
В процессе написания данной работы применялись системный, институциональный и структурно-функциональный подходы, на основе которых проведен комплексный анализ механизма предоставления государственных услуг на базе МФЦ и эффективности его реализации.
При изучении поставленной проблемы были использованы законодательные и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации.
Эмпирической базой исследования послужили данные рейтингов, социологических опросов и исследований различных организаций и государственных органов по вопросам эффективности оказания государственных и муниципальных услуг.
Работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к ее оформлению, и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В ходе работы над изучением системы многофункциональных центров оказания государственных услуг в Российской Федерации были решены поставленные задачи и достигнута главная цель исследования - проанализирована эффективность создания в России системы МФЦ и оказания на их базе услуг населению.
В первой главе данной работы были исследованы теоретико-правовые основы формирования системы многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации.
По итогам рассмотрения предназначения и функций
многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг было выяснено, что многофункциональный центр - это организация, предназначением которой является удобное и комфортное предоставление комплексных услуг для каждого отдельного субъекта и для юридических лиц. Иными словами, эта организация предоставляет муниципальные и государственные услуги для предприятий и для населения. Также МФЦ является своеобразным посредником между органами исполнительной власти и гражданами страны. Плюсы работы такой организации - концентрация на максимально удобном для человека общении и предоставлении услуг, исключая бюрократию и долгое, некомфортное ожидание в очередях.
Позитивное влияние МФЦ на население страны состоит в том, что они способствуют упрощению длительных и некомфортных процедур предоставления муниципальных и государственных услуг. Также центр предоставляет услуги, важные не только для конкретного субъекта, но и для групп людей - в таких случаях, как правило, речь идет об общественно значимых вопросах. Не менее важным моментом является исключение возможности коррупции в таких структурах, ведь в процессе взаимодействия с МФЦ юридические лица и отдельные физические особы не контактируют с конкретными представителями власти - общение происходит с непредвзятыми и незаинтересованными лицами.
В рамках процессуального аспекта создания системы многофункциональных центров в Российской Федерации выявлено, что первые МФЦ стали появляться в России в 2007 году. В 2010 году принят ключевой закон для модернизации системы предоставления государственных услуг - Федеральный закон №210- ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», которым установлен запрет для государственных служащих требовать от получателей государственных и муниципальных услуг документы, уже имеющиеся в распоряжении органов власти.
Также в процессе рассмотрения хода правового и организационного оформления системы МФЦ в России был проанализирован ряд нормативноправовых актов, в том числе: Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», федеральный закон Российской Федерации от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан
Российской Федерации», федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2017 г. № 479-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг в части закрепления возможности предоставления в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг нескольких государственных (муниципальных) услуг посредством подачи заявителем единого заявления», указ Президента Российской Федерации от 13.04.2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы», постановление Правительства Российской Федерации от 03.10.2009 г. № 796 «О некоторых мерах по повышению качества предоставления государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг», постановление Правительства Российской Федерации от 27.09.2011 г. № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления», постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 г. № 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг», и другие.
Можно сделать вывод, что в России сформирована разветвленная действующая сеть МФЦ, созданы нормативные правовые основания для межведомственного взаимодействия органов власти и МФЦ разных субъектов Российской Федерации. Необходимо отметить, что на региональном уровне предоставляются самые массовые услуги.
В ближайшей перспективе возможность получения услуг по принципу «одного окна» будет реализована во всех муниципальных районах и городских округах, а также в сельских поселениях и удаленных населенных пунктах.
Во второй главе многофункциональные центры были рассмотрены в качестве технологии модернизации предоставления государственных и муниципальных услуг.
При изучении организационных и правовых основ деятельности многофункциональных центров в Российской Федерации были рассмотрены нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми осуществляется оказание услуг в МФЦ, основные этапы создания МФЦ, изучен перечень возможных участников МФЦ, функции и обязанности организатора МФЦ и его участников. Были проанализированы возможные организационно-правовые формы МФЦ, исследованы документы, в соответствии с которыми устанавливаются перечни государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в МФЦ, рассмотрены функции, права, обязанности и ответственность многофункционального центра, порядок предоставления услуг заявителям в МФЦ, а также механизм контроля за достижением показателей эффективности деятельности МФЦ.
При выявлении степени эффективности внедрения системы многофункциональных центров в Российской Федерации была рассмотрена система регулярной оценки выполнения регионами мероприятий по организации предоставления услуг по принципу «одного окна», изучены критерии оценки эффективности деятельности МФЦ по предоставлению услуг населению со стороны потребителей. По результатам анализа выявлено, что в каждом субъекте Российской Федерации разработана схема размещения МФЦ, учитывая географические особенности и региональную специфику, периодически подвергающаяся корректировке с учетом особенностей расселения и численности населения в отдельных субъектах Российской Федерации. По данным мониторингов можно судить о том, что объекты МФЦ в целом соответствуют установленным законодательством требованиям, но по- прежнему сохраняются некоторые недостатки в организации их деятельности. В целом можно констатировать успешность реализации в России проекта по созданию и развитию сети МФЦ, внедрению принципа «одного окна» при предоставлении государственных и муниципальных услуг. Отмечается рост посещаемости МФЦ, что свидетельствует об их востребованности среди граждан, растет уровень удовлетворенности качеством предоставления государственных услуг.
По окончании комплексного рассмотрения механизма предоставления государственных услуг на базе МФЦ были разработаны рекомендации, направленные на его совершенствование. Самыми значимыми рекомендациями из предложенных можно считать:
• совершенствование нормативно-правовой базы предоставления государственных услуг на базе МФЦ;
• стремление к установлению взаимодействия с государством в целях получения услуг только через электронные каналы или МФЦ, а также через сторонние организации;
• существенное уменьшение сроков предоставления услуг;
• завершение создание МФЦ на всей территории Российской
Федерации;
• оформление единых требований к сотрудникам МФЦ и создание централизованной системы их непрерывного обучения;
• формирование комплексной системы мониторинга исполнения
стандартов предоставления услуг;
• расширение перечня предоставляемых в МФЦ государственных услуг;
• совершенствование функционирования МФЦ путем использования «обратной связи» с потребителем услуг.
Данные рекомендации при их непосредственном воплощении будут способствовать устранению пробелов в функционировании системы МФЦ, повышению качества оказания государственных и муниципальных услуг, а также снижению коррупционных рисков при взаимодействии граждан с государственным аппаратом.
1. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации:
федеральный закон Российской Федерации от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ
[Электронный ресурс]. Дата обновления: 27.11.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2018.
2. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ [Электронный ресурс]. Дата обновления: 31.12.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2018.
3. О персональных данных: федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ [Электронный ресурс]. Дата обновления: 29.07.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2018.
4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 25.12.2008 г. № 281- ФЗ [Электронный ресурс]. Дата обновления: 29.12.2014. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2018.
5. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: федеральный закон Российской Федерации от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ [Электронный ресурс]. Дата обновления: 28.12.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2018
6. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ [Электронный ресурс]. Дата обновления: 19.02.2018. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2018.
7. О мерах по проведению административной реформы в 2003 -2004
годах: указ Президента Российской Федерации от 23.07.2003 г. № 824 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 23.07.2003. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2018.
8. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 314 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 28.09.2017. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2018.
9. О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы: указ Президента Российской Федерации от 13.04.2010 г. № 460 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 13.03.2012. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2018.
10. Об основных направлениях совершенствования системы
государственного управления: указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 601 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 07.05.2012.
Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2018.
11. О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 09.09.1999 г. № 1024 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 29.11.2000. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2018.
12. О Правительственной комиссии по проведению административной
реформ: постановление Правительства Российской Федерации от 31.07.2003 г. № 451 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 23.11.2016. Доступ из
Справочной правовой системы «Гарант» - 2018.
13. О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и
организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационнотелекоммуникационной сети Интернет: постановление Правительства
Российской Федерации от 15.06.2009 № 478 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 16.06.2010. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2018.
14. О некоторых мерах по повышению качества предоставления государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг: постановление Правительства Российской Федерации от 03.10.2009 г. № 796 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 27.12.2012. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2018.
15. О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления: постановление Правительства Российской Федерации от 27.09.2011 г. № 797 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 17.01.2018. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2018....61