Введение 3
Глава 1 . Теоретические основы активизации познавательной деятельности на уроках технологии в начальной школе 7
1.1. Активизация познавательной деятельности как психолого¬педагогическая проблема 7
1.2. Особенности использования мультимедийных технологий в начальной школе 14
1.3. Применение мультимедийных технологий на уроках технологии в начальной школе 23
Глава 2 . Опытно педагогическая работа по активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках технологии мультимедийными средствами 33
2.1 Констатирующий этап 33
2.2 Формирующий этап 34
2.3 Контрольный этап 39
Заключение 41
Список литературы 42
Актуальность темы исследования. В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из курсов математики, физики, химии, биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве и других направлениях деятельности человека. Но сфера воздействия уроков технологии видится гораздо шире, чем техническое и естественнонаучное просвещение. Именно преобразовательная суть предмета «Технология» делает приоритетным в работе учителя следующие задачи: сформировать у своих учеников социальную позицию полноправных и ответственных хозяев жизни; помочь им в будущем адаптироваться к жестким требованиям, предъявляемым рыночной экономикой; стать «авторами» формирующейся социально- экономической среды России. В результате стремительного роста научно-технического прогресса каждые десять лет в мире происходит удвоение объёма научных знаний. Данный фактор вызывает существенное увеличение количества информации, используемой в сфере обучения, и её усложнение. Возникает объективная необходимость совершенствования учебного процесса и повышения его эффективности и качества.
Важная роль в решении этой проблемы отводится средствам обучения. От уровня их развития и рациональной организации применения в значительной мере зависят эффективность и достигаемый результат обучения. Современное образование характерно тем, что впервые за всю историю развития педагогики появилось поколение средств обучения, функционирующих на базе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), которые создают предпосылки для небывалой интенсификации образовательного процесса. Одним из очевидных достоинств применения ИКТ на уроках является активизация познавательной деятельности.
Проблема исследования: каковы условия, активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках технологии мультимедийными средствами.
Цель исследования опытно-педагогическим путем проверить эффективность влияния мультимедийных технологий на познавательную деятельность учащихся на уроках технологии.
Объект исследования: процесс активизации познавательной деятельности младших школьников.
Предмет исследования: активизация познавательной деятельности младших школьников мультимедийными средствами на уроках технологии.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках технологии будет наиболее эффективным, если целенаправленно использовать мультимедийные средства.
Задачи исследования:
1. Изучить современное состояние проблемы в психолого-педагогической, методической и специальной литературе.
2. Выявить дидактические требования по применению педагогом средств обучения на занятии.
3. Определить состояние применения электронных средств обучения в практике преподавания технологии.
4. Разработать и провести уроки с использованием электронных средств во втором классе.
Практическая значимость данной работы заключается в создании и реализации методики использования электронных средств при обучении технологии; разработке урока с использованием электронных средств обучения, ориентированного на широкое использование в практике школьного курса технологии.
Теоретико-методологическую основу исследования составили авторы;
Н.Д. Андреева, Ю.К. Бабанский, А.П. Беляева, В.П. Беспалько, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.И. Ефимов, Е.Д. Божович, Н.Е. Кузнецова, В.В. Сериков, И.Э. Унт, И.С. Якиманская, П.И. Боровицкий, Н.М. Верзилин, Б.В. Всесвятский, А.Я. Герд, В.Ф. Зуев, Б.Д. Коммисаров, В.М. Корсунская, А.Н. Мягкова, В.В. Половцов;
Для решения поставленных задач использован теоретический метод анализа психолого-педагогической литературы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, из двух глав, списка литературы.
• В первой главе раскрываем теоретические основы активизации познавательной деятельности на уроках технологии в начальной школе
• Во второй главе Опытно педагогическая работа по активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках технологии мультимедийными средствами.
Любому учителю хотелось бы, чтобы их ученики быстро считали, умели аргументировать свои действия при решении любого задания (даже нестандартного), владели умениями решать основные типы задач и уравнений, что необходимо и при решении задач повышенной трудности. И преодолевать эти трудности, надо не дополнительными занятиями после основных уроков, которые утомляют и приносят не столько пользу, сколько вред здоровью, а с помощью введения в урок занимательных заданий.
При написании данной работы была изучена и проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература в соответствии с темой. Были проанализированы комплекты учебников.
Активизация познавательной деятельности способствует раскрытию потенциальных сил возможностей ученика, пробуждает интерес к технологии, формирует стремление больше знать, открывает уже в известном новом стороне. Познавательная деятельность учащихся представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности. Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников. Применение различных приёмов проведения урока, использование элементов игр, соревнований делают учебный процесс более интересным, дети чаще проявляют активность, сообразительность. И добиваются порой самых высоких для себя результатов.
Совершенствование процесса обучения определяется стремлением учителей активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся.
1. Акимова М., Козлова В. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. М., 1992.
2. Аракелов Г.Г. Учителям и родителям о психологии подростка. М.,«Высшая школа», 1990.
3. Артёмов А.К., Истомина Н.Б. Теоретические основы методики обучения математики в начальных классах. - М., - Воронеж, 1996.
4. Богданова Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребёнка. М.,Просвещение, 1994.
5. Бородина В.А., Мухина Н.А. Активизация интеллектуально¬информационной деятельности младшего школьника.// Начальная школа №11, 1997.
6. Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике. Учебно-методический комплект. Издательство «Экзамен», Москва, 2008.
7. Волошкина М.И. активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики. // Начальная школа №6, 1994.
8. Воронова А.Т. Активизация учащихся при закреплении вычислительных навыков.//Начальная школа №3, 1990.
9. Газман О.С. и др. В школу - с игрой.- М., 1991.
1О..Гугучкина, Е. Е. Нестандартные уроки в начальной школе / Е. Е.
11 .Гугучкина, С. В. Савинова. — Волгоград: Учитель, 2001.
12. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
13. Данилов И.К. Об игровых моментах на уроках математики.//Математика в школе №1, 2005.
14. Еланская З.А. Активизация познавательной деятельности.// Начальная школа №6, 2001.
15. Жигалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 - 2 классах. М., 1996, стр.46.
16.3айцева С.А., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Методика обучения математике в начальной школе М., 2008.
17. Исаханова С.П. Как помочь детям полюбить математику.//Начальная школа №5, 2002.
18. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: Пособие для учителя. М., 1985.
19. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. М., 2002.
20. Касяруси Е.И. Решение задач различными способами как средство развития учащихся.// Начальная школа №5, 1992.
26. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. Книга для учителя. М., 1990.
27. Лернер И.А. Проблемное обучение. М., Знание, 1974.
28. Марков В.Г. Арифметические ребусы.// Начальная школа №5, 1992.
29. Маркова А.К. Формирование интереса к учению у школьников. М., Просвещение, 1986.
30. Моро М.И. Математика, 1 класс, М., Просвещение, 2009.
31. Немов Р.С. Психология. - М., 2002.
32. Петерсон Л.Г. Математика, 1 класс, М., «Ювента», 2009.
33. Тричикова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся.// Начальная школа №10, 1995.
34. Фридман, Кулагина. Психологический справочник учителя. - М., Просвещение, 1991).
35.Чилингирова Л.А. Играя, учимся математике. М., 1993.11.Шакура С. Д. Использование коллективного способа обучения при формировании умения учиться. - Мн.: 2004.