Конституционно-правовые основы деятельности Прокуратуры Российской Федерации
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН С ОСОБЫМ ПРАВОВЫМ СТАТУСОМ 9
1.1. Исторический аспект развития органов прокуратуры в
России 9
1.2. Прокуратура в системе разделения властей 16
2 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25
2.1. Конституционные принципы организации и деятельности
прокуратуры 25
2.2. Сущность и содержание конституционно-правового регулирования
деятельности прокуратуры в РФ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН С ОСОБЫМ ПРАВОВЫМ СТАТУСОМ 9
1.1. Исторический аспект развития органов прокуратуры в
России 9
1.2. Прокуратура в системе разделения властей 16
2 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25
2.1. Конституционные принципы организации и деятельности
прокуратуры 25
2.2. Сущность и содержание конституционно-правового регулирования
деятельности прокуратуры в РФ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Функционирование органов прокуратуры вносит значительный вклад в обеспечение верховенства Конституции Российской Федерации, утверждение принципа законности, укрепление единства правового пространства, способствует охране прав и законных интересов личности, а также совершенствованию реализации принципа разделения властей. И сегодня, как и во все времена, прокуратура олицетворяет собой справедливость государства и является базовым звеном правоохранительной системы России.
Обеспечение законности в любом государстве было и остается одной из ключевых государственных функций. Соблюдение закона всеми участниками складывающихся в стране правоотношений выступает базовым условием. Без обеспечения законности невозможны организация социального развития, укрепление правопорядка, само существование общества и государства.
В условиях современного российского правового государства законность повсеместно возведена в ранг центрального принципа деятельности всех органов публичной власти, в том числе тех, что осуществляют государственное управление. Проблематика обеспечения законности в рамках деятельности органов публичной власти является актуальным вопросом современной юридической науки и практики. Органам прокуратуры традиционно отводится ключевая роль в обеспечении законности в стране. В связи с этим осмысление места прокурорского надзора в механизме обеспечения законности, пределы его реализации на различных уровнях представляется крайне актуальным.
Становление конституционных основ правового статуса прокуратуры как государственного органа, его функций, задач и полномочий проходило постепенно. Их развитие и трансформация, как и всего законодательства, были непосредственно связаны с теми изменениями, которые происходили в обществе и государстве. На протяжении всей истории своего существования реформирование прокуратуры имело как положительные, так и отрицательные результаты. Поэтому его всестороннее изучение необходимо для понимания процессов, происходивших в системе органов государственной власти с целью выявления объективных закономерностей, влияющих на состояние законности и правопорядка.
Российская Федерация, выстраивая конституционно-правовое регулирование деятельности прокуратуры по обеспечению законности опирается на отечественные традиции, использует зарубежный опыт и международные стандарты обеспечения законности, реагирует на вызовы современной правовой действительности. Соотношение использования названных источников в современных реформах должно быть сбалансировано и научно обосновано. Это особенно важно на сегодняшний день, поскольку в последние годы происходят масштабные изменения в регулировании деятельности прокуратуры, всей системы обеспечения законности.
Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с совершенствованием органов российской прокуратуры. Становление конституционных основ правового статуса прокуратуры как государственного органа, его функций, задач и полномочий проходило постепенно. Их развитие и трансформация, как и всего законодательства, были непосредственно связаны с теми изменениями, которые происходили в обществе и государстве. На протяжении всей истории своего существования реформирование прокуратуры имело как положительные, так и отрицательные результаты. Поэтому его всестороннее изучение необходимо для понимания процессов, происходивших в системе органов государственной власти с целью выявления объективных закономерностей, влияющих на состояние законности и правопорядка.
Научная проблема. Несмотря на широкий спектр проведенных научных исследований, вопросы правового регулирования и практики деятельности прокуратуры как государственного органа с особым правовым статусом нуждаются в более тщательной теоретической проработке, включая анализ конституционно-правового статуса прокуратуры в России, определение понятия, функций, принципов работы прокуратуры.
Предмет выпускной квалификационной работы составляют нормы права, регулирующие деятельность прокуратуры как государственного органа с особым правовым статусом.
Цель и задачи исследования. Целью работы является исследование конституционно-правовых основ организации и деятельности органов прокуратуры России.
Указанная цель обусловила постановку автором следующих задач:
- определить правовой статус прокуратуры Российской Федерации;
- на основе рассмотрения исторических аспектов деятельности института прокуратуры в России определить место и роль прокурорской
системы в государственном механизме;
- рассмотреть функции органов прокуратуры;
- определить место прокуратуры в системе разделения властей;
- провести анализ конституционных принципов организации и деятельности прокуратуры;
- раскрыть понятие и сущность конституционно-правового регулирования
общественных отношений в сфере деятельности прокуратуры России.
Степень разработанности темы. Теоретическую основу работы составили работы по отраслевым юридическим наукам, прежде всего, конституционному праву, в т.ч. труды С.А.Авакьяна, С.Сю Алексеева, М.В.Баглая, Н.Г.Кобца, Е.А.Козловой, В.М, Корельского, В.Н.Кудрявцевой, О.Е.Кутафина, В.В.Лазарева, И.Д.Левина, Е.А.Лукашевой, М.С.Матейковича, Б.А.Страшуна, Ю.А.Тихомирова, В.А.Топорнина, Г.Н. Чеботарева, В.Е.Чиркина и др.
Методологической основой настоящей работы является как общенаучный диалектический метод, так и отдельные частнонаучные методы: логический, сравнительно-правовой, формально-юридический и другие.
По своей структуре настоящая работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованных источников.
Обеспечение законности в любом государстве было и остается одной из ключевых государственных функций. Соблюдение закона всеми участниками складывающихся в стране правоотношений выступает базовым условием. Без обеспечения законности невозможны организация социального развития, укрепление правопорядка, само существование общества и государства.
В условиях современного российского правового государства законность повсеместно возведена в ранг центрального принципа деятельности всех органов публичной власти, в том числе тех, что осуществляют государственное управление. Проблематика обеспечения законности в рамках деятельности органов публичной власти является актуальным вопросом современной юридической науки и практики. Органам прокуратуры традиционно отводится ключевая роль в обеспечении законности в стране. В связи с этим осмысление места прокурорского надзора в механизме обеспечения законности, пределы его реализации на различных уровнях представляется крайне актуальным.
Становление конституционных основ правового статуса прокуратуры как государственного органа, его функций, задач и полномочий проходило постепенно. Их развитие и трансформация, как и всего законодательства, были непосредственно связаны с теми изменениями, которые происходили в обществе и государстве. На протяжении всей истории своего существования реформирование прокуратуры имело как положительные, так и отрицательные результаты. Поэтому его всестороннее изучение необходимо для понимания процессов, происходивших в системе органов государственной власти с целью выявления объективных закономерностей, влияющих на состояние законности и правопорядка.
Российская Федерация, выстраивая конституционно-правовое регулирование деятельности прокуратуры по обеспечению законности опирается на отечественные традиции, использует зарубежный опыт и международные стандарты обеспечения законности, реагирует на вызовы современной правовой действительности. Соотношение использования названных источников в современных реформах должно быть сбалансировано и научно обосновано. Это особенно важно на сегодняшний день, поскольку в последние годы происходят масштабные изменения в регулировании деятельности прокуратуры, всей системы обеспечения законности.
Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с совершенствованием органов российской прокуратуры. Становление конституционных основ правового статуса прокуратуры как государственного органа, его функций, задач и полномочий проходило постепенно. Их развитие и трансформация, как и всего законодательства, были непосредственно связаны с теми изменениями, которые происходили в обществе и государстве. На протяжении всей истории своего существования реформирование прокуратуры имело как положительные, так и отрицательные результаты. Поэтому его всестороннее изучение необходимо для понимания процессов, происходивших в системе органов государственной власти с целью выявления объективных закономерностей, влияющих на состояние законности и правопорядка.
Научная проблема. Несмотря на широкий спектр проведенных научных исследований, вопросы правового регулирования и практики деятельности прокуратуры как государственного органа с особым правовым статусом нуждаются в более тщательной теоретической проработке, включая анализ конституционно-правового статуса прокуратуры в России, определение понятия, функций, принципов работы прокуратуры.
Предмет выпускной квалификационной работы составляют нормы права, регулирующие деятельность прокуратуры как государственного органа с особым правовым статусом.
Цель и задачи исследования. Целью работы является исследование конституционно-правовых основ организации и деятельности органов прокуратуры России.
Указанная цель обусловила постановку автором следующих задач:
- определить правовой статус прокуратуры Российской Федерации;
- на основе рассмотрения исторических аспектов деятельности института прокуратуры в России определить место и роль прокурорской
системы в государственном механизме;
- рассмотреть функции органов прокуратуры;
- определить место прокуратуры в системе разделения властей;
- провести анализ конституционных принципов организации и деятельности прокуратуры;
- раскрыть понятие и сущность конституционно-правового регулирования
общественных отношений в сфере деятельности прокуратуры России.
Степень разработанности темы. Теоретическую основу работы составили работы по отраслевым юридическим наукам, прежде всего, конституционному праву, в т.ч. труды С.А.Авакьяна, С.Сю Алексеева, М.В.Баглая, Н.Г.Кобца, Е.А.Козловой, В.М, Корельского, В.Н.Кудрявцевой, О.Е.Кутафина, В.В.Лазарева, И.Д.Левина, Е.А.Лукашевой, М.С.Матейковича, Б.А.Страшуна, Ю.А.Тихомирова, В.А.Топорнина, Г.Н. Чеботарева, В.Е.Чиркина и др.
Методологической основой настоящей работы является как общенаучный диалектический метод, так и отдельные частнонаучные методы: логический, сравнительно-правовой, формально-юридический и другие.
По своей структуре настоящая работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованных источников.
На основе анализа источников и литературы, использованной при написании выпускной квалификационной работы были сделаны определенные теоретические выводы и предложения по усовершенствованию законодательства.
Исторический анализ возникновения и развития института прокуратуры в России показал, что она получила широкое распространение во всем мире в качестве особого многопрофильного государственного органа, имеющего карательные, обвинительные и правоохранительные функции. Древнейшей и, как следствие, основной функцией прокуратуры всегда являлось обеспечение законности. Процесс возникновения прокуратуры в России XVIII в. следует считать закономерным в условиях становления абсолютной монархии и, централизации государственного аппарата.
Основы конституционно-правового регулирования деятельности современной прокуратуры России были сформированы в советский период развития. Именно в этот период органы прокуратуры стали осуществлять свою деятельность, опираясь на конституционные нормы, закрепленные в самом общем виде, и принятого в соответствии с ними специального закона, который конкретизировал и актуализировал все направления деятельности прокуратуры. Несмотря на формальную принадлежность прокуратуры к системе судебных органов, она не стала ее полноценной частью, так как функционально и структурно являлась принципиально иным правоохранительным органом — одним из гарантов конституционного принципа законности.
Конституционно-правовое регулирование деятельности прокуратуры и, прокурорский надзор в Российской Федерации соотносятся как общее с частным. Их объединяет, прежде всего, общая нормативная база, включающая в себя Конституцию РФ, специальный Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», нормы иных Федеральных законов, Указы Президента РФ, акты Генерального прокурора РФ, а также основное направление деятельности, которым является надзор за соблюдением одного из важнейших конституционных принципов - законности.
Отграничение конституционно-правового регулирования деятельности прокуратуры и прокурорского надзора друг от друга следует осуществлять, исходя из высокой степени конкретизации правовых механизмов прокурорского надзора и придания ему дополнительных функций в сфере уголовного преследования, обвинения, участия в гражданском процессе. В данном случае присутствует соподчинение указанных правовых категорий, которое выражается в том, что функции, цели и задачи конституционно-правового регулирования деятельности прокуратуры являются главенствующими для прокурорского надзора.
Представляется, что прокуратура России как государственный орган с особым статусом не является отдельной ветвью власти и не входит ни в одну из существующих. Помещение законодателем конституционных норм, закрепляющих статус прокуратуры (ст. 129) в главу 7 «Судебная власть», является скорее данью уже сложившейся в советский период исторической традиции, чем обдуманным шагом.
Однако включение в Конституцию РФ дополнительной главы «Прокуратура», на наш взгляд, представляется преждевременным. Более целесообразным следует признать определение конституционно-правового статуса прокуратуры России путем внесения поправки в Конституцию Российской Федерации в виде изменения названия главы 7: «Судебная власть» на: «Судебная власть. Прокуратура».
Прокуратура Российской Федерации, являясь одним из элементов государственно-правовой машины, занимает свое особое, присущее только ей место в системе государственно-правовых органов и призвана осуществлять важнейшие задачи государственно-правового регулирования. От ее организационно-правового строительства и конституционного статуса зависит единообразное понимание и соблюдение требований законности всеми гражданами, государственными органами и должностными лицами. Следует признать, что круг правовых вопросов, который относится к деятельности прокуратуры Российской Федерации, достаточно широк и имеет большое значение для выполнения государством своих задач и функций и для построения правового государства и гражданского общества в, целом.
В ближайшее время тенденция реформирования прокуратуры как федерального органа должна продолжаться. Но в тоже время этот процесс должен быть постепенным, проходящим с учетом исторического опыта и оценки состояния законности и правопорядка. Общество и государство должны осознать необходимость обеспечения эффективного правового регулирования в лице прокуратуры Российской Федерации.
Исторический анализ возникновения и развития института прокуратуры в России показал, что она получила широкое распространение во всем мире в качестве особого многопрофильного государственного органа, имеющего карательные, обвинительные и правоохранительные функции. Древнейшей и, как следствие, основной функцией прокуратуры всегда являлось обеспечение законности. Процесс возникновения прокуратуры в России XVIII в. следует считать закономерным в условиях становления абсолютной монархии и, централизации государственного аппарата.
Основы конституционно-правового регулирования деятельности современной прокуратуры России были сформированы в советский период развития. Именно в этот период органы прокуратуры стали осуществлять свою деятельность, опираясь на конституционные нормы, закрепленные в самом общем виде, и принятого в соответствии с ними специального закона, который конкретизировал и актуализировал все направления деятельности прокуратуры. Несмотря на формальную принадлежность прокуратуры к системе судебных органов, она не стала ее полноценной частью, так как функционально и структурно являлась принципиально иным правоохранительным органом — одним из гарантов конституционного принципа законности.
Конституционно-правовое регулирование деятельности прокуратуры и, прокурорский надзор в Российской Федерации соотносятся как общее с частным. Их объединяет, прежде всего, общая нормативная база, включающая в себя Конституцию РФ, специальный Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», нормы иных Федеральных законов, Указы Президента РФ, акты Генерального прокурора РФ, а также основное направление деятельности, которым является надзор за соблюдением одного из важнейших конституционных принципов - законности.
Отграничение конституционно-правового регулирования деятельности прокуратуры и прокурорского надзора друг от друга следует осуществлять, исходя из высокой степени конкретизации правовых механизмов прокурорского надзора и придания ему дополнительных функций в сфере уголовного преследования, обвинения, участия в гражданском процессе. В данном случае присутствует соподчинение указанных правовых категорий, которое выражается в том, что функции, цели и задачи конституционно-правового регулирования деятельности прокуратуры являются главенствующими для прокурорского надзора.
Представляется, что прокуратура России как государственный орган с особым статусом не является отдельной ветвью власти и не входит ни в одну из существующих. Помещение законодателем конституционных норм, закрепляющих статус прокуратуры (ст. 129) в главу 7 «Судебная власть», является скорее данью уже сложившейся в советский период исторической традиции, чем обдуманным шагом.
Однако включение в Конституцию РФ дополнительной главы «Прокуратура», на наш взгляд, представляется преждевременным. Более целесообразным следует признать определение конституционно-правового статуса прокуратуры России путем внесения поправки в Конституцию Российской Федерации в виде изменения названия главы 7: «Судебная власть» на: «Судебная власть. Прокуратура».
Прокуратура Российской Федерации, являясь одним из элементов государственно-правовой машины, занимает свое особое, присущее только ей место в системе государственно-правовых органов и призвана осуществлять важнейшие задачи государственно-правового регулирования. От ее организационно-правового строительства и конституционного статуса зависит единообразное понимание и соблюдение требований законности всеми гражданами, государственными органами и должностными лицами. Следует признать, что круг правовых вопросов, который относится к деятельности прокуратуры Российской Федерации, достаточно широк и имеет большое значение для выполнения государством своих задач и функций и для построения правового государства и гражданского общества в, целом.
В ближайшее время тенденция реформирования прокуратуры как федерального органа должна продолжаться. Но в тоже время этот процесс должен быть постепенным, проходящим с учетом исторического опыта и оценки состояния законности и правопорядка. Общество и государство должны осознать необходимость обеспечения эффективного правового регулирования в лице прокуратуры Российской Федерации.
Подобные работы
- Определение конституционного правового статуса прокуратуры в системе государственных органов
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Правовой статус прокуратуры в системе государственных органов
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2019 - Прокурорский надзор за исполнением трудового
законодательства в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Роль и место прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Конституционно-правовые основы организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - Особенности прохождения государственной службы в органах прокуратуры Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2021 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Прокуратура Российской Федерации: её роль в системе правоохранительных органов
Курсовые работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2019 - РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ РАВЕНСТВА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА НЕЗАВИСИМО ОТ НАЦИОНАЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



