ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ 6
1.1. Сущность и содержание понятия «исследовательские умения»
детей дошкольного возраста 6
1.2. Особенности развития исследовательских умений детей старшего
дошкольного возраста 18
1.3. Художественное экспериментирование как способ развития
исследовательских умений детей дошкольного возраста 25
Выводы по Главе 1 34
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ 36
2.1. Организация, содержание и проведение констатирующего
эксперимента по выявлению актуального уровня исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста 36
2.2. Серия занятий по художественному экспериментированию,
направленных на развитие исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста 43
2.3. Методические рекомендации к серии занятий по художественному
экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста 51
2.4. Организация, содержание и проведение контрольного
эксперимента, направленного на выявление результата развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста 54
Выводы по Главе 2 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ 6
1.1. Сущность и содержание понятия «исследовательские умения»
детей дошкольного возраста 6
1.2. Особенности развития исследовательских умений детей старшего
дошкольного возраста 18
1.3. Художественное экспериментирование как способ развития
исследовательских умений детей дошкольного возраста 25
Выводы по Главе 1 34
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ 36
2.1. Организация, содержание и проведение констатирующего
эксперимента по выявлению актуального уровня исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста 36
2.2. Серия занятий по художественному экспериментированию,
направленных на развитие исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста 43
2.3. Методические рекомендации к серии занятий по художественному
экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста 51
2.4. Организация, содержание и проведение контрольного
эксперимента, направленного на выявление результата развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста 54
Выводы по Главе 2 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Проблема развития исследовательских умений детей дошкольного возраста стала актуальной в настоящее время. Сегодня вопрос о познавательном развитии детей поднимается в действующих нормативных документах, согласно которым выстраивается содержание дошкольного образования.
Основные принципы, заложенные в ФГОС ДО говорят о том, что программа дошкольного образования должна реализовываться в различных формах детской деятельности, в частности познавательной и исследовательской.
Исследовательский подход к приобретению знаний детьми дошкольного возраста является востребованным, что также подтверждает ФГОС ДО, ориентирующий «все категории воспитанников» на познавательно-исследовательское развитие.
В ФГОС ДО обозначены следующие целевые ориентиры на этапе завершении дошкольного образования:
• ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в
исследовательской деятельности;
• проявляет любознательность, интересуется причинно - следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы;
• склонен наблюдать, экспериментировать;
• обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и тому подобное.
Исследовательские умения, согласно теоретическим положениям психологов и педагогов (С.Л. Рубинштейн, Л.Ф. Тихомирова, А.И. Савенков, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, С.П. Арсенова) обеспечивают детям оптимальные условия для приобретения познавательно-практического опыта и развития их творческого потенциала, а также личности в целом. При этом развитие исследовательских умений будет эффективно в старшем дошкольном возрасте вследствие развития у них познавательной активности как стремления к сознательной деятельности, направленной на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как мышление, внимание, восприятие, память и речь.
На сегодняшний день важно найти механизм, который обеспечит проявление у детей познавательно-исследовательского и творческого потенциала. Таким механизмом можно считать экспериментирование с художественными материалами, инструментами и техниками. Позиции учёных (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.) сходны в том, что наиболее сензитивным для освоения творческих способов деятельности и проявления творческих способностей является старший дошкольный возраст .
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить результативность развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в процессе художественного
экспериментирования.
Объект исследования: развитие исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: художественное экспериментирование как способ развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: художественное экспериментирование будет способствовать развитию исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста, если:
• задачи художественного экспериментирования будут носить проблемный характер;
• на занятиях изобразительной деятельности будут обеспечены условия для самостоятельного поиска детьми решения поставленных творческих задач;
...
Основные принципы, заложенные в ФГОС ДО говорят о том, что программа дошкольного образования должна реализовываться в различных формах детской деятельности, в частности познавательной и исследовательской.
Исследовательский подход к приобретению знаний детьми дошкольного возраста является востребованным, что также подтверждает ФГОС ДО, ориентирующий «все категории воспитанников» на познавательно-исследовательское развитие.
В ФГОС ДО обозначены следующие целевые ориентиры на этапе завершении дошкольного образования:
• ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в
исследовательской деятельности;
• проявляет любознательность, интересуется причинно - следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы;
• склонен наблюдать, экспериментировать;
• обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и тому подобное.
Исследовательские умения, согласно теоретическим положениям психологов и педагогов (С.Л. Рубинштейн, Л.Ф. Тихомирова, А.И. Савенков, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, С.П. Арсенова) обеспечивают детям оптимальные условия для приобретения познавательно-практического опыта и развития их творческого потенциала, а также личности в целом. При этом развитие исследовательских умений будет эффективно в старшем дошкольном возрасте вследствие развития у них познавательной активности как стремления к сознательной деятельности, направленной на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как мышление, внимание, восприятие, память и речь.
На сегодняшний день важно найти механизм, который обеспечит проявление у детей познавательно-исследовательского и творческого потенциала. Таким механизмом можно считать экспериментирование с художественными материалами, инструментами и техниками. Позиции учёных (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.) сходны в том, что наиболее сензитивным для освоения творческих способов деятельности и проявления творческих способностей является старший дошкольный возраст .
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить результативность развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в процессе художественного
экспериментирования.
Объект исследования: развитие исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: художественное экспериментирование как способ развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: художественное экспериментирование будет способствовать развитию исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста, если:
• задачи художественного экспериментирования будут носить проблемный характер;
• на занятиях изобразительной деятельности будут обеспечены условия для самостоятельного поиска детьми решения поставленных творческих задач;
...
Анализ теоретических основ проблемы развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста, отраженный в первом разделе работы, позволяет отметить ее актуальность и потребность в поиске решений. В трудах многих известных педагогов и психологов изучены сущность и особенности исследовательских умений, описаны особенности развития исследовательских умений детей дошкольного возраста.
Центральным объектом данного исследования являются исследовательские умения детей дошкольного возраста. Развитие исследовательских умений, согласно теоретическим положениям психологов и педагогов, способствуют приобретению познавательно-практического опыта и развитию творческого потенциала детей, а также оказывают значительное влияние на формирование личности в целом.
Второй раздел данной работы отображает экспериментальное исследование сформированности исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста. С целью исследования уровня сформированности исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста, был сделан вывод о том, что для участников исследования характерно три качественных уровня сформированности: высокий, средний, низкий. Итогом диагностических мероприятий стал средний уровень сформированности исследовательских умений с тенденцией к низкому.
Исследование на этапе констатирующего эксперимента позволило нам выявить актуальный уровень исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста, и сделать на этом основании вывод о необходимости разработки серии занятий по художественному экспериментированию, направленных на развитие исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.
Формирующий этап нашего исследования предполагал разработку занятий по художественному экспериментированию, а также методических рекомендаций к ним и апробацию данной серии занятий.
На этапе контрольного эксперимента нами было проведено повторное исследование уровня исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста с применением диагностических заданий,
используемых при первичном диагностировании на этапе констатирующего эксперимента. На основе полученных результатов нам удалось проследить динамику развития исследовательских умений у детей экспериментальной группы. Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что создание необходимых условий для реализации художественного
экспериментирования может оказывать положительное влияние на развитие исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.
Тем самым, мы можем говорить о том, что выдвигаемая нами гипотеза подтвердилась, так как проведенное экспериментальное исследование показало эффективность использования разработанной нами серии занятий по художественному экспериментированию, направленных на развитие исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста. Следовательно, художественное экспериментирование можно считать инструментом развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.
Центральным объектом данного исследования являются исследовательские умения детей дошкольного возраста. Развитие исследовательских умений, согласно теоретическим положениям психологов и педагогов, способствуют приобретению познавательно-практического опыта и развитию творческого потенциала детей, а также оказывают значительное влияние на формирование личности в целом.
Второй раздел данной работы отображает экспериментальное исследование сформированности исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста. С целью исследования уровня сформированности исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста, был сделан вывод о том, что для участников исследования характерно три качественных уровня сформированности: высокий, средний, низкий. Итогом диагностических мероприятий стал средний уровень сформированности исследовательских умений с тенденцией к низкому.
Исследование на этапе констатирующего эксперимента позволило нам выявить актуальный уровень исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста, и сделать на этом основании вывод о необходимости разработки серии занятий по художественному экспериментированию, направленных на развитие исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.
Формирующий этап нашего исследования предполагал разработку занятий по художественному экспериментированию, а также методических рекомендаций к ним и апробацию данной серии занятий.
На этапе контрольного эксперимента нами было проведено повторное исследование уровня исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста с применением диагностических заданий,
используемых при первичном диагностировании на этапе констатирующего эксперимента. На основе полученных результатов нам удалось проследить динамику развития исследовательских умений у детей экспериментальной группы. Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что создание необходимых условий для реализации художественного
экспериментирования может оказывать положительное влияние на развитие исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.
Тем самым, мы можем говорить о том, что выдвигаемая нами гипотеза подтвердилась, так как проведенное экспериментальное исследование показало эффективность использования разработанной нами серии занятий по художественному экспериментированию, направленных на развитие исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста. Следовательно, художественное экспериментирование можно считать инструментом развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.
Подобные работы
- ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Конструктор «LEGO» как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (Сургутский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2025 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
Диссертация , дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагогов ДОУ по развитию социальной активности старших дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2023 - ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018





