ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРИЗ
1.1 История развития и сущность теории решения изобретательских задач
1.2 Особенности реализации ТРИЗ-педагогики в образовательном процессе
1.3 Значение и приемы ТРИЗ-технологий при обучении биологии
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМОВ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ
2.1 Организация исследования
2.2 Критерии оценивания эффективности использования разработанной методики
2.3 Результаты эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение
Актуальность работы. В настоящее время неоспорим факт наибольшего воздействия на процесс обучения и результаты учеников не столько деятельности администрации школ и органов управления системой образования по обеспечению учителей соответствующими ресурсами, сколько повседневной работы самого учителя в классе, направленной на воспитание и развитие учащихся. Учителя при этом должна беспокоить не только прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и эти знания устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее подготовить учащихся, умеющих самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях. Приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь [7].
Скорость прихода информации к человеку увеличилась в тысячи раз. Поэтому наряду со знаниями необходимо владеть навыкам. Навыками сбора, обработки и систематизации, анализа информационного массива. Эти навыки очень важны в жизни. Им можно и нужно обучаться в школе. Новый тип образования напрямую связан с созданием условий для развития творческого потенциала школьника как субъекта целесообразной деятельности на основе его саморазвития, самообразования как креативного, интеллектуально - развитого человека [11].
ТРИЗ-технология - это технология решения изобретательских задач (основатель Г. С. Альтшуллер). Основная цель этой технологии научить детей мыслить системно, с пониманием того, что происходить и как происходит. В основу ТРИЗ-технологии положено решение противоречий или ситуаций требующих, найти выход из создавшегося положения. Решение задач такого типа невозможно без использования творческого подхода. Творчество предполагает креативность мышления, нестандартный подход в выборе решения. При этом основополагающим является принцип проблемности. Суть, его состоит в том. чтобы путём последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на своём или чужом опыте, логике [14].
Следовательно, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках преподавателя, а в результате собственной активной познавательной деятельности. Особенность применения этого принципа в том, что оно должно быть направлено на решение соответствующих специфических дидактических задач: разрушение неверных стереотипов, формирование прогрессивных убеждений, экономического мышления. Самое главное, что содержание проблемного материала должно подбираться с учётом интересов учащихся. Одной из главных задач обучения является формирование и совершенствование умений и навыков, в том числе умения применять новые знания [28].
Таким образом, полноценное биологическое образование немыслимо без широкой эрудиции, умения масштабно мыслить, философски подходить ко всем проблемам естествознания. ТРИЗ-приемы ориентированы на сотрудничество и взаимодействие, где идет приоритет диалоговых форм обучения, сотрудничества с учителем, самовыражения. Использованием ТРИЗ идет от природосообразности, помогает формировать творческие способности, даёт широкую возможность подкреплять теоретические знания умениями [36].
Объект исследования: процесс использования ТРИЗ-технологий в обучении.
Предмет исследования: особенности использования ТРИЗ-технологий в обучении биологии.
Цель работы: изучение особенностей и значения использования ТРИЗ- технологий в процессе обучения биологии.
Задачи:
1. Рассмотреть историю развития и сущность теории решения изобретательских задач.
2. Охарактеризовать особенности реализации ТРИЗ-педагогики в образовательном процессе.
3. Описать значение ТРИЗ-технологий и приемы ее реализации при обучении биологии.
4. Эмпирически изучить особенности использования приемов ТРИЗ- технологии при реализации их на разных этапах урока биологии.
5. Разработать критерии оценивания эффективности использования разработанной методики и описать полученные результаты.
Теоретическая значимость работы заключается в научном обосновании эффективности применения ТРИЗ-технологий в обучении школьников, в частности, на уроках биологии.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что проведенное нами исследование может быть применено учителями при организации урока биологии в школе с применением приемов ТРИЗ-технологии.
В ходе проведения исследования по изучению использования ТРИЗ- приемов в обучении биологии нами были решены следующие задачи:
1. Рассмотрена история развития и сущность теории решения изобретательских задач. Теория решения изобретательских задач начала создаваться в 1946 году в Баку Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Он создавал ТРИЗ как методику изобретательства для поиска решения технических проблем. При этом методология решения проблем строится на основе изучаемых ТРИЗ общих законов эволюции, общих принципов разрешения противоречий и механизмов решения конкретных практических проблем.
2. Охарактеризованы особенности реализации ТРИЗ-педагогики в образовательном процессе. Изучение возможностей применение ТРИЗ в образовательном процессе стало основой для развития ТРИЗ-педагогики. При обучении методом изобретения знаний каждая изучаемая система (по любой учебной программе) рассматривается, как результат преодоления противоречий в системе - ее предшественнице.
3. Описано значение ТРИЗ-технологий и приемы их реализации при обучении биологии. В результате применения ТРИЗ-приемов в обучении биологии развиваются навыки самостоятельной работы, поиска решения проблемы, умения делать выводы из теории и фактов, достигается осмысленное усвоение материала учащимися, развиваются абстрактное, обобщающее мышление, способности к синтезу и анализу и т.д. Кроме того, ТРИЗ позволяет учащимся неординарно мыслить, решать поставленные задачи, выдвигать свои гипотезы, высказывать и отстаивать свое мнение . Приемами применения ТРИЗ в обучении биологии являются проблемные задачи, мозговые штурмы, синквейны, круги Луллия и т.д.
4. Эмпирически изучены особенности использования приемов ТРИЗ- технологии при реализации их на разных этапах урока биологии. В ходе организации исследования нами было организован эксперимент среди учащихся 6 «А» и 6 «Б» классов. Всего в исследовании принимало участие 50 школьников. Исследование по применению приемов ТРИЗ в обучении биологии включало 3 этапа: констатирующий, контрольный и формирующий. 5. Разработаны критерии оценивания эффективности использования разработанной методики и описаны полученные результаты. В качестве критериев нами оценивалась успеваемость (посредством тестирования) и отношение школьников к предмету «Биология» и использовании в его изучении проблемных задач (посредством анкетирования). На констатирующем этапе эксперимента было выявлено, что школьники контрольной и экспериментальной группы имеют затруднения в решении проблемных задач как в ходе тестирования, так и к ходе анкетирования.
На формирующем этапе эксперимента нами разрабатывались и реализовывались конспекты с применением приемов ТРИЗ в обучении биологии. В ходе реализации данного эксперимента, было установлено, что ТРИЗ-приемы могут применяться на этапе актуализации, изучения и закрепления новых знаний, в качестве домашнего задания. При этом проблемные (исследовательские) задачи могу применяться на всех этапах.
На контрольном этапе исследования нами было установлено, что реализованные нами уроки обладают большой эффективностью, так как после реализации конспектов с использованием приемов ТРИЗ у школьников повысилась успеваемость (большая часть школьников стала легче решать проблемные задачи) и интерес к предмету, познавательная активность и т.д.
1. Альтшуллер Г. Найти идею: введение в теорию решения изобретательских задач. Петрозаводск : Скандинавия, 2003. 240 с.
2. Бабанова И. А. Использование ТРИЗ-педагогики в образовательном процессе // Научные исследования в образовании. 2012. № 6. С. 7-10.
3. Бабанова И. А. Педагогическое стимулирование профессионального самоопределения студентов ССУЗ технического профиля: диссертация к.п.н. Казань, 2009. 197с.
4. Бардин В. М. Обучение изобретательству - путь к инновациям // Учебный эксперимент в образовании. 2011. № 1. С. 13-15.
5. Бизунков А. Б., Воронович В. П. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) как элемент инновационной педагогики в медицинском университете // Инновационные образовательные технологии. 2009. № 2 (18). С. 68-72.
6. Боднар Е. Н. Использование приёмов ТРИЗ-технологии на уроках химии для достижения метапредметных результатов основного общего образования // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: сборник пятнадцатой международной научно-практической конференции. Белгород : Издательство ООО «ГиК», 2018. С. 48-51.
7. Бороздюхина Н. А. Активизация познавательной деятельности обучающихся // Школа как платформа для успешной социализации обучающихся на уровне профессионального образования: материалы V региональной научно-практической (очно-заочной) конференции. Волгоград : ВОлГТУ, 2018. С. 167-168.
8. Бурганова О. Л. Системно-деятельностный подход в организации современного урока биологии // Современные подходы к преподаванию предметов естественнонаучного цикла в процессе реализации ФГОС ООО: сборник научных статей. Комсомольск-на-Амуре : АмГПГУ, 2017. С. 11-14.
9. Бурухина Е. В. Использование опыта ТРИЗ-педагогики в процессе развития креативности подростков // Человек и образование. 2012. № 4 (33). С. 91-94.
10. Гаряев А. В., Гаряева Т. П., Калинин И. Ю. «Школа изобретателей»: опыт проектирования и апробации // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2014. № 10. С. 110-122.
11. Гилёва Г. В. Развитие творческого мышления в обучении химии и биологии с применением ТРИЗ-технологии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № T12. С. 78-83.
12. Гин А. А., Кудрявцев А. В., Бубенцов В. Ю. Теория решения изобретательских задач. Учебное пособие I уровня: учебно-методическое пособие. 3-е изд. Томск : Изд-во Томского политехнического университета, 2017. 64 с.
13. Давыдова Л. С. Теория решения изобретательских задач - технология творчества // Вестник Северо-Восточного государственного университета. 2011. № 16. С. 54-61.
14. Зинченко Е. С. ТРИЗ-технологии при обучении химии (обобщение опыта работы) // Актуальные проблемы современной науки. 2014. № 1 (75). С. 44-49.
15. Изобретающее образование / А. В. Козлов, Т. В. Погребная, О. В.
Сидоркина. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //vpk.name/news/124611 izobretayushee obrazovanie. html.
16. Казаева Р.С. ТРИЗ как способ активации познавательной деятельности // Актуальные проблемы химического образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции учителей химии и преподавателей вузов. Пенза : Изд-во «ПГУ», 2019. С. 62-65.
17. Козлов А.В., Погребная Т.В., Сидоркина О.В. Образовательная практика ТРИЗ-педагогики // Практики развития: индивидуальные, корпоративные, институциональные свободы и ограничения: материалы XXI научно-практической конференции. Красноярск : Ин-т психологии практик, развития, 2015. С. 321-330.
18. Кукалев С. В. Правила творческого мышления, или Тайные пружины ТРИЗ: учебное пособие. Москва : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. 416с.
19. Ложкова Ю. Н. Теория решения изобретательских задач. Бийск : Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2016. 243 с.
20. Меерович М. И., Шрагина Л. И. Теории решения изобретательских задач. Минск : Харвест, 2003. 428 с.
21. Меерович М. И., Шрагина Л. И. Технология творческого мышления: практ. пособие. Минск : Харвест; Москва : АСТ, 2000. 432 с.
22. Методы изобретения знаний и инновационных проектов на основе ТРИЗ / под ред. Т. В. Погребной, А. В. Козлова. Красноярск : ИПК СФУ, 2010. 180 с.
23. Мурашковская И., Коке Т. Теория решения изобретательских задач как методологический подход в педагогических исследованиях // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого - педагогические науки. 2014. № 1 (26). С. 90-95.
24. Мурашковска И., Хоменко Н. Третье тысячелетие: образование и
педагогика2000 [Электронный ресурс]. Режим доступа:
www.trizminsk.org/e/2350002 2.htm
25. Мусагулова Б. Р. Применение приёмов ТРИЗ-технологии на уроках биологии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 20. С. 161-165.
26. Нестеренко А. А., Терехова Г. В. Современные тенденции развития ТРИЗ-образования // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2013. № 3. С. 4-13.
27. Петров В. М. Теория решения изобретательских задач - ТРИЗ: учебник. Москва : СОЛОН-пресс, 2017. 224 с.
28. Попова О. Б. Применение теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) для решения задач выбора // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КубГТУ». 2014. № 56. С. 74-76.
29. Похлебаева М. Б. Этапы развития ТРИЗ-педагогики на различных уровнях системы образования // Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Киров : КГУ. 2017. С. 116-117.
30. Прыткина Н. П., Кузнецов Н. П. Для чего нужна теория решения изобретательских задач студентам? // Вестник Ижевского государственного технического университета. 2006. № 5. С. 48-51.
31. Сидоркина О. В. Дидактика нового поколения в преподавании биологии // Инновации в естественнонаучном образовании: сборник VIII Всероссийской (с международным участием) научно-методической конференции. Красноярск : Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2015. С. 43-45.
32. Терехова Г. В. Возможности образовательной среды для освоения программ творческого развития на основе ТРИЗ // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 309-311.
33. Терехова Г. В., Нестеренко А. А. Развитие ТРИЗ-образования в России // European Social Science Journal. 2015. № 1-1. С. 115-120.
34. ТРИЗ-педагогика: сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: пособие для учителя / Под ред. С. Ю. Модестова. Санкт-Петербург : АКЦИДЕНТ, 1998. С. 162-165.
35. Утемов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: учебное пособие. Киров : АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. 212 с.
36. Шпер В. Л. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) // Методы менеджмента качества. 2015. № 5. С. 54-55.