Введение 2
1 Теоретические основы организации и проведения камеральных
налоговых проверок 4
1.1 Сущность и значение камеральных налоговых проверок 4
1.2 Методы проведения камеральных проверок 8
1.3 Нормативно-правовое регулирование проведения камеральных
налоговых проверок 14
2 Принципы проведения камеральных проверок налога на доходы
физических лиц на примере ИФНС России по Железнодорожному району г. Пенза 22
2.1 Характеристика деятельности ИФНС России по
Железнодорожному району г. Пенза 22
2.2 Порядок проведения камеральных проверок налога на доходы
физических лиц 28
2.3 Анализ показателей эффективности проведения камеральных
налоговых проверок 36
2.4 Рекомендации по совершенствованию организации проведения камеральных проверок налога на доходы физических лиц на
примере ИФНС России по Железнодорожному району г. Пенза 41
Заключение 54
Список использованных источников 57
Приложения 62
Налоговая политика в России формируется в соответствии с необходимостью стимулирования положительных структурных изменений в экономике и достижению снижения совокупной налоговой нагрузки, а также совершенствования налогового администрирования.
Проводимые государством в последнее десятилетие мероприятия по снижению налогового бремени путем уменьшения налоговых ставок, отмены определенных налогов со снятием неоправданных ограничений позволяет создать оптимальные условия для ведения бизнеса и исполнения налоговых обязательств. Высококачественное налоговое администрирование служит одним из условий эффективного функционирования, как налоговой системы, так и экономики государства в целом.
Положительное развитие структурных элементов налоговой политики , среди которых необходимо отметить снижение налоговой нагрузки и улучшение налогового администрирования, находится в тесной взаимосвязи с налоговым контролем. Его основной целью служит обеспечение полного и своевременного поступления налогов и обязательных платежей в бюджет, а также достижение высокого уровня налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков. Одной из эффективных форм налогового контроля являются камеральные налоговые проверки.
При этом данный вид налоговых проверок должен отвечать требованиям обеспечения законных интересов государства и прав плательщиков с повышением их защищенности от неправомерных требований налоговых органов и создания для них максимально комфортных условий при исчислении и уплаты налогов.
Степень научной разработанности темы исследования достаточно высокая. Данная проблема исследуется как на законодательном уровне, так и в работах таких авторов, как Дадашева А.З., Красницкого В.А., Лобанова А.В. и Перонко И.А.
Цель выпускной квалификационной работы - рассмотрение организации проведения камеральных проверок налога на доходы физических лиц и разработка предложений по их совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть теоретические основы организации и проведения камеральной налоговой проверки как формы налогового контроля;
• проанализировать деятельность ИФНС по Железнодорожному району г. Пензы по осуществлению камеральных налоговых проверок;
• провести оценку показателей эффективности проведения камеральных проверок;
• разработать направления совершенствования камеральных налоговых проверок как фактора повышения эффективности налогового контроля.
Объект исследования - ИФНС России по Железнодорожному району г. Пензы.
Предмет исследования -организация проведения камеральных проверок налога на доходы физических лиц на примере ИФНС России по Железнодорожному району г. Пензы.
Методы исследования - наблюдение, сравнение, абстрагирование, а также анализ и синтез.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы и приложения. Во введении определены актуальность, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования. Первая глава работы содержит рассмотрение теоретических основ организации и проведения камеральных проверок. Во втором разделе проанализировано состояние изучаемого вопроса на примере ИФНС России по Железнодорожному району г. Пензы. В этом же разделе обозначены основные проблемы вопроса проведения камеральных проверок и даны рекомендации по совершенствованию изучаемого вопроса. В заключении сформулированы основные выводы.
В ходе проведенного исследования, направленного на реализацию и совершенствование механизма осуществления камеральной проверки в РФ были рассмотрены теоретические основы организации и проведения камеральной проверки как формы налогового контроля, а также проведен анализ деятельности ИФНС России по Железнодорожному району г. Пензы по изученному вопросу. По результатам исследования были выявлены проблемы и предложены пути совершенствования организации и проведения камеральных налоговых проверок.
В последнее время камеральной налоговой проверке отведено основное место в налоговом контроле. Особенности процедуры назначения и проведения камеральной проверки, ее упрощенный характер, делают ее более доступной для сотрудников налоговых органов и позволяют охватить больше налогоплательщиков и налоговых агентов, что, в свою очередь, приводит к большему количеству выявленных нарушений налогового законодательства, к увеличению сумм доначислений по обязательным платежам в бюджет и росту показателя результативности.
ИФНС по Железнодорожному району г. Пензы - территориальный орган, входящий в структуру УФНС по Пензенской области. Инспекция отвечает за организацию налогового администрирования, осуществляет контроль своевременности поступлений налогов и сборов, в числе которых находится и налог на доходы физических лиц. Одним из эффективных механизмов в налоговом администрировании является налоговый контроль, инструментом которого можно считать камеральную проверку.
Рассмотренная организационная структура инспекции свидетельствует о создании благоприятных условий для эффективного выполнения инспекторами своих служебных обязанностей.
За проведение камеральных проверок отвечает отдел с одноименным названием (№ 2), штатная численность которого на протяжении последних трех лет практически осталась неизменной.
Анализ показателей эффективности камеральных проверок показал, что результативность данного вида проверок ИФНС на порядок ниже аналогичного показателя по Пензенской области в целом. Поэтому руководству инспекции необходимо обратить на квалификацию сотрудников.
В качестве показателей эффективности камеральных проверок в работе рассмотрены показатели доначислений на 1 результативную проверку и на 1 сотрудника отдела № 2.
Так, по доначислениям на 1 результативную проверку прослеживается положительная динамика. Так, в 2014 году данный показатель составил 0,757 тыс. руб., а в 2016 году он увеличился на 0,331 тыс. руб. и составил 1,088 тыс. руб. Аналогичная ситуация прослеживается и по доначислениям на 1 сотрудника отдела камеральных проверок. Так, при увеличении штатной численности в 2014 - 2016 гг. на 1 единицу (4,5%), доначисления возросли на 59,8%.
Современной системе налогового контроля присуще наличие ряда недостатков, среди которых в данном исследовании выделены следующие:
• уклонение от уплаты НДФЛ путем формирования схем минимизации налоговых обязательств;
• несовершенство налогового законодательства;
- неравномерное распределение нагрузки на налоговых инспекторов в инспекции.
В качестве рекомендаций по совершенствованию процедуры камеральных проверок в данной работе предложено:
• введение прогрессивной шкалы ставки при исчислении НДФЛ;
• использование информации из внешних источников при выявлении «теневой» зарплаты и привлечении к налогообложению НДФЛ от сдачи в аренду недвижимости.
Указанные мероприятия будут способствовать повышению поступлений НДФЛ и росту эффективности администрирования данного налога.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от
31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 05.04.2016) // СПС Консультант Плюс:
Законодательство.
2. Закон РФ от 21 марта 1991 г. N 943-I «О налоговых органах Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/10164408/#ixzz4SMB63dOo (дата обращения 28.04.2017).
3. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об
утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (ред. от 12.11.2016). [Электронный ресурс]. URL : http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_49673/ (дата обращения 28.04.2017).
4. Приказ ФНС России от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@) «Об
утверждении формы сведений о доходах физического лица, порядка заполнения и формата ее представления в электронной форме» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.11.2015 № 39848). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189481/.
5. Приказ ФНС России от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450@ «Об утверждении формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), порядка ее заполнения и представления, а также формата представления расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в электронной форме» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2015 № 39578). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_188431/.
6. Письмо ФНС России от 10.03.2016 N БС-4-11/3852@ «О направлении Контрольных соотношений» (вместе с «Контрольными соотношениями показателей форм налоговой и бухгалтерской отчетности», утв.
ФНС России 26.02.2016). [Электронныйресурс]. URL
: http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_195337/.
7. Аналитическая справка «О поступлениях администрируемых ФНС
России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2016 г.» // Официальный сайт Федеральной налоговой службы России. URL:
https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения 01.05.2017)
8. Анализ и планирование налоговых поступлений: Учебное пособие / Под ред. А.Б. Паскачева, Ф.К. Садыгова, В.И. Мишина и др. М.: Изд-во экономико-правовой литературы, 2013. 230с.
9. Адамов Н., Смирнова А. Тенденции совершенствования налогового администрирования и зарубежный опыт //Финансовая газета. 2012. № 23. С. 32-35.
10. Акчурина Е.В. Налоговая проверка и ее последствия / М.:
Экзамен, 2012. 144 c.
11. Алиева Б.Х., Мусаева Х.М. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебное пособие для студентов вузов / Издательство: Юнити-Дана,
2014. 439с.
12. Амиралиева Д.М. Налоговое консультирование как способ борьбы с налоговыми правонарушениями // Экономика и банковская система : теория и практика : материалы заоч. междунар. науч.-практ. конф. 2016. С. 33-37.
13. Афонина А.А. Организация и методика налоговых проверок. - [Электронный ресурс]. URL: http://sibac.info/10916(дата обращения 30.04.2017).
14. Берестовой С.В. Налоговые проверки в Соединенных Штатах Америки // Российский налоговый курьер. 2014. № 13-14. С. 12-17.
15. Ванькина А.П. Возможности применения опыта зарубежных стран в области организации и проведения налогового контроля в практике налоговых органов РФ //Экономические науки №26-1, 28.10.2014 Электронный ресурс - http://novainfo.ru/article/2534 (дата обращения 01.05.2017).....42