Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения табличных случаев умножения и деления в начальных классах 7
1. 1 Различные подходы к изучению таблицы умножения в начальных классах 7
1. 2 Методические основы изучения табличного умножения и деления 21
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию навыков
табличного умножения и деления 38
2 .1 Методики и результаты проведения констатирующего этапа эксперимента 38
2.2 Организация и проведение формирующего этапа эксперимента 44
2.3 Анализ результатов проведенного эксперимента 48
Заключение 56
Литература 58
Приложение
В стандартах второго поколения большое внимание уделяется воспитанию у младших школьников стойкого желания самостоятельно думать, анализировать, рассуждать, формированию не только усвоению математических знаний, предусмотренных программой, но и развитию мышления и творческой активности.
В общеобразовательной школе в качестве основополагающего принципа учебного предмета «Математика» выдвигается принцип приоритета развивающей функции обучения. В связи с этим модернизация общеобразовательной школы на современном этапе ее развития предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной сумм знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных возможностей. В начальной школе закладываются предпосылки для подготовки самостоятельного, мыслящего человека, способность решать возникающие у него проблемы, выделять главное и делать обобщенные выводы, применять полученные знания на практике. При этом на первый план выдвигаются цели развития личности, а предметные знания и умения рассматриваются как средства их достижения.
Учебник является основным средством обучения. Все другие средства разрабатываются в соответствии с учебником и используются во взаимосвязи с ним. Учебники включают теоретический материал (определение некоторых понятий, свойств, правила, математическая терминология и др.), который располагается в определенной системе и является логическим стержнем курса. Кроме того, учебник включает и систему упражнений, с помощью которой учащиеся должны усвоить как теоретические знания, так и приобрести умения и навыки, определяемые программой.
Результаты анализа современных учебников математики для начальной школы позволяют констатировать, что методическая система учебников направляет деятельность учителя на создание на уроке атмосферы открытия и удивления, на выработку навыков учебной самостоятельности. Учебный материал, предлагаемый на страницах учебников математики (И. М. Моро и др.), создает условия для формирования у учащихся универсальных интеллектуальных действий, выявления разных функций одного и того же математического объекта и выделения существенных признаков, для переноса освоенных способов действий и полученных знаний в другие измененные условия. Тем не менее, возможности творческого развития учащихся, заложенные, в содержании современных программ и учебниках математики не в полной мере реализуются в практике обучения.
Во многих публикациях, посвященных данной проблеме, а также многолетние наблюдения за деятельностью школьников позволяют сделать вывод, что работа по формированию прочных вычислительных знаний, умений и навыков табличных случаев умножения и деления по различным причинам, используется не в полной мере. А потому усвоение табличных случаев учащимися оставляют желать лучшего. Анализ результатов контрольных работ учащихся и проведенного опроса учащихся начальных классов показывают низкий уровень знания табличного умножения и деления. Так, 40% учащихся формально усвоили табличные случаи умножения и не понимают конкретный смысл действия умножения. Анализ результатов опроса учителей и практика моей работы позволяют сделать вывод, что многие школьники (от 15% до 40% начальные классы) испытывают затруднения и допускают ошибки в процессе выполнений заданий на умножение и деление. Некоторые учащиеся к концу четвёртого года обучения математике усваивают таблицу недостаточно прочно, что в свою очередь отрицательно сказывается не только на формирование вычислительных знаний, умений и навыков, но и на развитии мышления школьников, а это в значительной мере снижает их развивающие и дидактические возможности.
Прочное усвоение табличных случаев умножения и деления оказывает большое влияние на формирование у школьников почти всех вычислительных приемов и обеспечивает не только новый уровень усвоения, но дает существенный уровень в умственном развитии. Поэтому необходимо уделять особое внимание вопросу формирования табличного умножения и деления, и поиску соответствующих методов и приемов обучения математике, которые способствовали бы активации учебной деятельности, формированию не только более прочных знаний, предусмотренных программой, но и развитию мышления.
Проблема нашего исследования состоит в поиске приемов, методов и способов организации обучения младших школьников, способствующих качественному формированию знаний, умений и навыков табличного умножения и деления.
Цель исследования: изучить пути формирования навыков табличного умножения и деления у младших.
Объектом исследования является процесс обучения математики младших школьников.
Предметом исследования является формирование вычислительных навыков табличного умножения и деления.
Гипотеза: Процесса формирования навыков табличного умножения и деления будет эффективно, при условии::
S - соблюдение индивидуальных и психологических особенностей учащихся;
S - применение индивидуального и дифференцированного подхода;
S - более широкого применения наглядности;
S - проведения систематической и целенаправленной работы с использованием разработанных нами комплексом заданий и приёмов, способствующих отработке навыков табличного умножения и деления;
Задачи исследования:
> Изучить психолого-педагогическую и математическую литературы по проблеме овладения на уроках математики детьми младшего школьного возраста знаниями, умениями и навыками табличного умножения и деления чисел;
> Подобрать приёмы, методы и разработать комплекс заданий, используемых при формировании качественных вычислительных навыков у учащихся при изучении табличного умножения и деления;
> Обобщить опыт работы учителя и свой опыт, направленный на формирование качественных вычислительных навыков у младших школьников при изучении табличного умножения и деления.
В ходе нашей работы нами были использованы следующие методы исследования::
S изучение научно - методической литературы;
S беседа с учителями по данной проблеме;
S наблюдение и анализ учебного процесса;
S обобщение собственного опыта и опыта учителей;
S проведение эксперимента (констатирующий, формирующий, контрольный);
База исследования: 3 класс МБОУ СОШ села Чыраа-Бажы муниципального района РТ в Дзун-Хемчикского кожууна.
Учителя: Монгуш Айлац Николаевна учитель начальных классов.
Организация исследования. Исследование проводилось с сентября по декабрь 2014 года и включало в себя несколько этапов:
На первом этапе анализировалась психолого-педагогическая и математическая литература по проблеме овладения на уроках математики учащимися младшего школьного возраста знаниями, умениями и навыками табличного умножения и деления.
На втором этапе проводился обучающий эксперимент в рамках методической системы обучения математике младших школьников, сравнительный эксперимент для проверки эффективности предложенной системы комбинированных заданий, включенных в программное содержание начального курса математики.
На третьем этапе анализировались и обобщались результаты исследовании.
Практическая значимость исследования состоит в том, что подобранные и разработанные в ходе исследования материалы могут быть использованы в процессе обучения математике в начальной школе.
Структура и объем выпускной работы:
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Мы рассмотрели вопросы, связанные с возможностью формирования прочных знаний, умений и навыков табличного умножения и деления. В ходе написания работы нами была изучена и проанализирована психолого-педагогическая, математическая и методическая литература.
Результаты анализа современных программ и учебников по математике для начальной школы позволили констатировать тот факт, что в процессе обучения младших школьников математике можно применять различные подходы при изучении данной темы.
Анализ результатов констатирующего эксперимента и проверочных работ показал, что знание табличных случаев умножения и деления учащимися начальных классов усвоены недостаточно прочно.
Установлено, что табличное умножение и деление учащимися начальной школы будет более эффективным при усвоении учащимися теоретических понятий и общих способов действий, конкретного смысла арифметических действий и приобретение опыта в соотнесении предметных, вербальных и схематических моделей, а также использование различных способов запоминания табличных случаев умножения и деления.
Положительное влияние на осознанное усвоение математического материала оказывает использование средств наглядности, различные приемы и методы обучения (демонстрация, объяснение, упражнение, наблюдение), а также систематическая и целенаправленная работа по использованию подобранного нами комплекса заданий.
Анализ результатов обучающего экспериментального обучения говорит о том, что знания умения и навыки учащиеся экспериментального класса значительно выше, чем в контрольном классе и значительно выше,чем результаты, полученные на констатирующем этапе. Больше половины класса написали работу без ошибок, дети этого класса владеют прочными знаниями табличных случаев умножения и деления. Учащиеся научились анализировать предметно-практические ситуации, выделять количественные характеристики, преодолевать трудности в словесном описании выполняемых действий.
Результаты нашего исследования показали, что эффективному усвоению табличных навыков умножения и деления способствовало: создание благоприятной психологической атмосферы в классе и способы организации деятельности учащихся, направленных на формирование самостоятельности у школьников в процессе выполнения учебных заданий, что предполагало совместное обсуждение различных подходов к выполнению того или иного задания. Ученики соревновались друг с другом в сообразительности, быстроте и правильности выполняемых заданий.
Следует отметить, что проведенное нами исследование не решает всех проблем обучения. Поэтому необходима дальнейшая работа по отработке навыков, так как прочное усвоение табличных случаев умножения и деления оказывает большое влияние на формирование у школьников всех вычислительных приемов и обеспечивает не только новый уровень усвоения, но дает существенный уровень в умственном развитии.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что задачи исследования выполнены, выдвинутая нами гипотеза подтверждена.
1. Бантова, М. А. Методика преподавания математики в начальных классах [Текст]: учеб, пособие для учащихся школ. отд. пед. уч-щ / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова. - 3-е изд., испр. - М.: Просвещение,1984. - 338 с.,
ил.
2. Белошистая, А.В. Обучение решению задач в начальной школе [Текст]: книга для учителя.- М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2003. -288с.
3. Белошистая, А.В. Методика начального обучения математике [Текст]: книга для учителя.- М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2011. - 288с.
4. Гончарова, М.А. Образовательные технологии в школьном обучении математике [Текст]: учебное пособие / М.А. Гончарева, Н.В. Решетникова.- Ростов Н / Д: Феникс, 2014.-264 с.- (Высшее образование).
5. Государственная итоговая аттестация школьников: от тестов к экспертной оценке [Текст]: /под ред. А. И. Адамского.- М.: Институт проблем образовательной политики «Эврика», 2014.-книга 5.-279с.
6. Епишева, О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода [Текст]: кн. для учителя / О.Б.Епишева. - М.: Просвещение, 2003.- 223 с.
7. Жильцова, Т. В., Обухова Л. А. Поурочные разработки по наглядной геометрии: 1-4 класс [Текст]: - М.: ВАКО, 2004. - 288 с. -(В помощь школьному учителю).
8. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах [Текст] : учеб, пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. / Н.Б. Истомина. М.: Издательский центр «Академия», 2001-288 с.
9. Казачкова, С.П. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности [Текст]: / С.П.Казачкова, М.С.Умнова. - М: Планета, 2012. - 256 с. - (Качество обучения).
10. Концепция развития математического образования в Российской Федерации. [Текст]: / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 года. подписана Председателем Правительства Российской Федерации. Д.А.Медведевым.
11. Математика . 4 класс. [Текст]: часть 1. / Л. Г. Петерсон.- М.: Ювента, 2013. - 96 с.: ил.
12. Математика . 4 класс. [Текст]: часть 3. / Л. Г. Петерсон.- М.: Ювента, 2013. - 96 с.: ил.
13. Математика «Учусь учиться». 2 класс. [Текст]: часть 1. - Изд. 4¬е, перераб. / Л. Г. Петерсон. - М.: Ювента, 2012. - 80 с.: ил.
14. Математика «Учусь учиться». 2 класс. [Текст]: часть 2. - Изд. 4¬е, перераб. / Л. Г. Петерсон.- М.: Ювента, 2012. - 112 с.: ил.
15. Математика «Учусь учиться». 2 класс. [Текст]: часть 3. - Изд. 4¬е, перераб. / Л. Г. Петерсон.- М.: Ювента, 2012. - 112 с.: ил.
16. Математика. 4 класс. [Текст]: часть 2. / Л. Г. Петерсон.- М.: Ювента, 2013. - 128 с.: ил.
17. Математика. 1 класс. [Текст]: учеб, для общеобразоват.
учреждений с прил. на электронном носителе. В 2 ч. Ч.1 / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. -3-е изд.-М.: Просвещение, 2012.- 128 с.:ил. - (Школа России).
18. Математика. 1 класс. [Те^с^т^]: учеб, ддя общеобразоват. учреждений с прил. на электронном носителе. В 2 ч. Ч.2 / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. -3-е изд.-М.: Просвещение, 2012.- 120 с.:ил. - (Школа России).
19. Математика. 2 класс. [Тетст]: учеб, ддл организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.]. - 4-е изд.- М.: Просвещение, 2013. -96 с.: ил.- (Школа России).
20. Математика. 2 класс. [Тетс^T: учеб, ддл общеобразоват.
организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.]. - 4-е изд.- М.: Просвещение, 2013. -112 с.: ил.- (Школа России).
21. Математика. 3 класс. [Текст]: часть 3. / Л. Г. Петерсон. - М.: Ювента, 2013. - 80 с.: ил.
22. Математика. 3 класс. |Текст|: учбб . ддл общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.]. - 2-е изд.- М.: Просвещение, 2012. -112 с.: ил.- (Школа России).
23. Математика. 3 класс. |Текст|: учбб . ддл общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.].- М.: Просвещение, 2012. -112 с.: ил.
24. Математика. 3 класс. [Текст]: часть 1. /Л. Г. Петерсон. - М.: Ювента, 2012. -112 с.: ил.
25. Математика. 3 класс. [Текст]: часть 2. / Л. Г. Петерсон. - М.: Ювента, 2012.- 96 с.: ил.
26. Математика. 4 класс. |Текст|: учбб . ддя общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.]. - М.: Просвещение , 2013.- (Школа России).
- 112 с.: ил.
27. Математика. 4 класс. [Текст] : учеб, для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.]. - М.: Просвещение, 2013.- (Школа России).
- 128 с.: ил.
28. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. - М.: Планета, 2012. - 256 с. - (Качество обучения).
29. Описание и оценка современных образовательных результатов
начального общего образования [Текст]: / под ред. А.И. Адамского.- М.: 57
Институт проблем образовательной политики «Эврика», 2014.-книга 2.-201с.
30. Описание современных образовательных результатов основного общего образования и их мониторинг [Текст]: /под ред. А.И. Адамского.- М.: Институт проблем образовательной политики «Эврика», 2014.-книга 3.-296с.
31. Перспективная модель государственной аккредитации общеобразовательного учреждения: от замысла к реализации [Текст]: /под ред. А.И. Адамского.- М.: Институт проблем образовательной политики «Эврика», 2014.-книга 6.-194с.
32. Пpмeкеныс адаччи с начaльной школе : поообис П 7Р для у1 in rv.^ipi /[А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.] ; под ред. А. Б. Воронцова. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 176 с. - (Стандартные второго поколения).
33. IЛаениpyемыс peзyлкатты нячaленoяр общгои oбpaяoаенир / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ;под ред. Г.С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 120 с. - (Стандарты второго поколения).
34. Соколова, Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь» [Текст]: методическое пособие. 4 класс / Т.Н. Соколова. - М.: Росткнига, 2010.- 95 с.- ( Юным умникам и умницам).
35. Стойлова, T . П . Математика [Текст] : учебник для студ,. учреждений высш. проф. образования / Л. П.Стойлова. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 464 с. — (Сер. Бакалавриат).
36. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования / М- во образования и науки Рос . Федерации.
- М.: Просвещение, 2010.- 31 с.- ( Стандарты второго поколения).
37. Фддаальеный ааонн «Об оааaоваении в PрсьиPcяой Фдерааиии».
- Новосибирск: Норматика, 2014. - 128 с. - (Кодексы. Законы. Нормы).
38. Холдоваа, О.А. Юным умниам! и умницм^т : Зданиис по
развитию познавательных способностей (9-10 лет) [Текст]: методическое 58
пособие, 4 класс. Курс «РПС», -3-е изд / О.А.Холодова.- М.: Издательство РОСТ, 2012.- 220 с.
39. Школьная система оценки результатов и качества общего образования: от модели к технологии [Текст]: /под ред. А.И.Адамского.- М.: Институт проблем образовательной политики «Эврика», 2014.-книга 4.-284с.
40. Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 ютассы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений [Текст] / Научный руководитель А. А. Плешаков. - М. «Просвещение», 2011. - 530 с.
41. Сборник рабочих программ «Перспектива» . 1-4 ютассы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений [Текст] / Л. Г. Петерсон, О. А. Железникова, Л. Ф. Климанова и др. - М. «Просвещение», 2011. - 369 с.
42. Школьная система оценки результатов и качества общегообрасования: от модели к технологии [Текст]/под ред. А.И.Адамского.- М.: Институт проблемобрасовательной политики «Эврика», 2014.-книга 4.-284с.
43. Описание и оценка современных образоьсггел ьы ых дкзYУвтaтов начального общего образования [Текст]/ под ред . А.И.Адамского-- Мл Институт проблемобрасовательной политики «Эврика», 2014.-книга 2.-201с.
44. Описание современных образовательных дкзYУвтaтов основного общего образования и их мониторинг [Текст]/под ред. А.И.Адамского.- М.: Институт проблемобрасовательной политики «Эврика», 2014.-книга 3.-296с.
45. Государственна итоговая аттестация школьников: от тестов к экспертной оценке [Текст]/под ред. А.И.Адамского.- М.: Институт проблемобрасовательной политики «Эврика», 2014.-книга 5.-279с.
46. Перспективная модель государственной аккредитации общеобразовательного учреждения: от замысла к реализации [Текст]/под ред. А.И.Адамского.- М.: Институт проблемобрасовательной политики «Эврика», 2014.-книга 6.-194с.
47. Методикт IДбйатетеaIIи^I lатelнтиеи в иачаданоа школе [ТоксЦ учебник для студ. учреждений высш. Образования / С. Е. Царева. - М. Издательский центр «Академия», 2014. - 469 с. - (Сер. Бакалавриат).